Сколько сотен раз слушатели моих семинаров, участники тренингов и мастер-классов говорили: «Получили множество ответов на вопросы, и даже не могли подумать, что искать надо в теме „этикет“!»
Сколько десятков раз приходили отклики от читателей – с благодарностью и с тем же недоумением! «Надо же, случайно нашли что искали – и где? В книге об этикете – так странно…» (пожимают плечами).
И уже неоднократно молодежь предлагает придумать другое название этой СИСТЕМЕ знаний и умений. Да-да, этикет – это СИСТЕМНЫЕ, изменяющиеся по своим законам знания и навыки общения! И сегодня этикет уже не ограничивается определением «свод ритуалов и правил какого-либо сообщества», скорее, верно и современно говорить о МОДЕЛИ ДОСТОЙНОГО ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. (Эту тему развернем на всем объеме книги.)
В далеком 2006 году я сделала первую попытку писать об этикете – вполне наивную, но искреннюю. Книга называлась «Легкость делового бытия: корпоративный имидж и бизнес-этикет».
Многое изменилось за прошедшие годы: и сам автор, и мир, и отношение к этикету – увы, он стал «модным»! И еще больше глупостей накрутилось на это понятие.
Поэтому сейчас особенно важно обозначить, что является откровенной глупостью и даже выдумкой от начинающих энтузиастов, – чтобы не запутать тех, кто осознает значимость коммуникативных навыков (и этикет их возглавляет!). И конечно – желание увеличить количество читателей, убедившихся на практике, что без ритуалов этикета не обходится ни один наш контакт. Следовательно, правила этикета – как правила дорожного движения – должен хорошо знать каждый.
Перед вами уже четвертая моя книга об этикете – две предыдущие с успехом продаются и сейчас. Однако мир деловых отношений имеет особую специфику, и мы предпримем попытку структурировать и систематизировать его, чтобы получить эффективные и разнообразные инструменты для каждого дня и любого рабочего момента.
С помощью этой книги читатели узнают, что происходит на авторских семинарах и тренингах, а слушатели семинаров по деловой культуре и этикету получат информацию по темам, которые по тем или иным причинам мы не успели разобрать в аудиториях.
Попытаюсь доказать читателям, что наш «деловой мир» еще весьма детский, «взросление» идет медленно и многие представления о том «как надо» перевернуты с ног на голову.
Верю, что понимание соотечественниками этикета станет ближе к его сути – квинтэссенции общения и выйдет за контур «что-то там про сервировку и манэры».
Надеюсь, что круг читателей расширится, и у «новеньких» непременно случатся инсайты, появятся новые инструменты в поведенческом арсенале. И самое важное – мы будем быстрее взрослеть и в рабочих отношениях станем свободней и эффективней. Ведь все мы хотим в трудных, порой конфликтных ситуациях трудовых будней находить верные слова и аргументы, сохранять лицо и достоинство.
В каждой рекомендации этикета существует ЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА, которая привела к возникновению ритуала, а равно и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, который наполняет этот ритуал смыслом. Если в рекомендации нет логики и некоего понятного всем подтекста, значит этого правила нет в этикете!