«ОДИН ХРИСТОС МОЖЕТ СПАСТИ МИР, НО ХРИСТОС НЕ МОЖЕТ СПАСТИ МИР ОДИН».
Я (Вилле) провел увлекательную неделю в красивой стране Вьетнам, где учил в библейской школе в деревне под Ханоем и наслаждался каждым моментом, который мне довелось провести с прихожанами церкви «Слово жизни». Мы вместе ездили смотреть достопримечательности, катались на скутерах, долго сидели за ужином по вечерам в общении друг с другом.
Вьетнам все еще относительно закрыт для Евангелия, но постепенно открывается. Подпольные церкви очень сильны, хотя ежедневно подвергаются нападкам со стороны полиции. Однажды, когда я ехал в библейскую школу, мне позвонил мой переводчик и попросил подождать какое-то время и не входить в здание. К ним приехала полиция, и мое пребывание там было небезопасным. Поэтому я три часа просидел в кофейне неподалеку, пока полиция не уехала. Затем я отправился в здание школы и продолжил свой урок по предмету «Завет крови», где я приводил примеры из Библии, показывая, что мы в завете с Богом и что кровь Христа омыла нас от всякой неправедности.
В последний день изучения этой темы ко мне подошла 31-летняя миссис Чау. Ее сильно мучили бесы, поэтому она попросила меня помолиться за нее.
Прежде чем начать молиться вместе, она рассказала мне историю о том, как семь лет назад ее бабушка-колдунья заставила ее совершить ритуал – завет крови с бесом.
Миссис Чау находилась под влиянием бабушки на протяжении всей своей жизни и многие годы была вовлечена в занятия гаданием и оккультизмом, но этот ритуал должен был стать последним этапом на пути к культу поклонения дьяволу.
После совершения этого ритуала жизнь миссис Чау кардинально изменилась. Злой дух стал являться ей каждый день. Она начала слышать голоса, демон приказывал ей грубо вести себя, воровать и проклинать. Хуже всего было то, что, когда она ложилась спать, она физически видела другого «человека» – демона, который приходил и ложился спать между нею и ее мужем. Она не могла иметь интимных отношений с мужем, и они стали постоянно ссориться. Он стал чужим и ненавистным ей человеком. Миссис Чау чувствовала себя абсолютно потерянной и безнадежной и начала подумывать о самоубийстве.
Так продолжалось пять лет, пока ее муж не получил спасение в нашей церкви «Слово жизни» в Ханое. Он начал проповедовать своей жене и привел ее к Господу, однако проблемы продолжались, и она была в отчаянии.
Во время моего преподавания в библейской школе она поняла, что ей нужно освобождение, и она должна разорвать завет с дьяволом. В течение недели каждый день после уроков она приходила домой и вместе со своим мужем исповедовала, что «она находится в завете с Богом через Кровь Иисуса, и ни с кем больше». Однажды вечером после четырех дней исповедания она попросила своего мужа прижать ее к себе. Он обнял ее, и она уснула. Так они спали обнявшись всю ночь, а когда утром проснулись, в комнате царила совершенно другая атмосфера. Впервые после стольких лет миссис Чау почувствовала мир внутри и любовь к своему мужу.
Если убрать миссию из Библии, то не останется ничего, кроме обложки.
Я был потрясен ее историей и очень обрадовался за нее. Мы помолились о том, чтобы свобода, которую мы имеем в Иисусе, продолжала наполнять ее жизнь, и провозгласили ее полное освобождение. Два года спустя я снова приехал в церковь в Ханое, чтобы преподавать, и узнал, что с тех пор миссис Чау была свободна от бесов и находилась в прекрасных любовных отношениях со своим мужем!
Именно благодаря миссии в жизни этой женщины произошло чудо. Кто-то должен был принести ей послание об освобождении и восстановлении, чтобы она могла освободиться во имя Иисуса. Миссия нужна для того, чтобы восполнять духовные, социальные, эмоциональные и физические нужды человечества, и ради этого Иисус посылает нас.
Миссией также можно назвать божественное действие, суть которого в том, чтобы послать кого-либо, – сверхъестественное существо или человека, чтобы говорить или совершать Божью волю ради содействия Его целям.
Библейское понятие миссии выражается глаголами, означающими «посылать», и обычно подразумевает, что инициатива исходит от Бога. На иврите это глагол salah, а на греческом – apostello[1]. Эти термины указывают на авторитетность и передачу полномочий того, кто посылает, а также послушание посла и то, что задание совершается посланным через силу пославшего.
Это говорит о глубоких взаимоотношениях между нами и Богом. Выполняя миссию, мы полностью зависим от Него и видим Божье помазание наиболее целостным образом. Он хочет дать людям исцеление, свободу, прощение, защиту, любовь и надежду. Он Господь всей нашей жизни. Бог горячо заинтересован в каждом аспекте человеческой жизни, и Иисус пришел освободить нас на многих уровнях. В Евангелии от Луки (4:18, 19) мы видим, как Иисус цитирует Исаию:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное».
Чтобы понять смысл миссии, прежде всего мы должны понять, для чего пришел Иисус. Давайте внимательно прочтем следующие библейские стихи, и мы увидим, что Иисус был послан освободить нас от уз греха, и теперь Он избрал нас, чтобы мы делали то же самое в этом мире.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
«Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43).
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).
«Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:1, 2).
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1).
Иисус пришел как решение проблемы греха всего человечества, и теперь Он посылает нас в мир с Его миссией. Когда мы спасены, жизнь Божья начинает занимать место в нашей жизни. Чем больше места мы даем Ему через наши молитвы, чтение Божьего Слова и добрые дела, тем больше мы хотим выполнять Его миссию в мире, быть ответом на духовные, социальные, эмоциональные и физические нужды человечества.
Его миссия переносит наше внимание с наших собственных проблем на нужды других. У нас есть задачи, обязанности, призвание, но они не должны быть просто программой в нашей жизни, «пунктиком», который мы должны исполнять. Иисус хочет, чтобы мы имели глубокую связь с Ним и с тем, что Он делает в этом мире. Когда мы видим Его в действии и соединены с Ним в Его работе, мы и есть верующие с миссией.
Часто мы пытаемся выполнить миссию своими собственными силами, и тогда она превращается лишь в добрые дела, обязательные «христианские поступки». Нам всем известно, что надо любить ближнего, как самого себя, жертвовать деньги на миссионерство и спасать бедных детей в Африке или Азии. Мы знаем, что так проявляется наша христианская позиция, но зачастую делаем это только из чувства долга. Апостол Павел писал:
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).
Миссия должна начинаться в сердце, потому что в сердце находится то, чем мы больше всего дорожим. Иметь миссию в сердце, значит иметь в сердце Бога.
«Евангелие только тогда является Благой вестью, когда ее вовремя приносят».
Видеть преображенные жизни должно быть великой радостью для христианина. Быть руками и ногами Иисуса в этом мире – это благословение. Скорее всего, для нас будет большим сюрпризом, когда мы доберемся до небес и встретим всех людей, к которым смогли так или иначе прикоснуться и изменить, чтобы увидеть такой плод своего послушания. Когда мы жертвуем на миссию в наших домашних церквях или высылаем миссионеров, мы являемся частью чего-то намного большего, чем предполагаем. Благодаря нашему акту служения, веры и даяния мы преображаем жизни.
Подумайте о миссис Чау! Если бы кто-то не молился, не жертвовал и не поехал в миссионерскую поездку, ее жизнь не изменилась бы и брак не был бы восстановлен.
Или подумайте о студентах нашей библейской школы в Калькутте, в Индии. В трущобах по соседству с районом, где находится библейская школа, произошел сильный пожар. Он вспыхнул посреди ночи и охватил многие палатки и деревянные хижины, в которых спали люди. К счастью, никто не погиб, но все имущество людей сгорело. На следующий день наши студенты собрались вместе с работниками офиса поместной церкви, поставили палатки и организовали раздачу еды, одежды и других вещей, ставших большой помощью для сотен людей. Студенты отправились в тот район и помогали семьям строить новые дома и налаживать жизнь.
В миссиях мы по-разному и на разных уровнях касаемся жизней людей. Мы можем так никогда и не встретиться и не познакомиться с ними, но Бог знает их, и через нас Он может помочь им.
Миссию можно рассматривать как ответ на молитвы о ком-то. Это может быть ответ на личную молитву одного человека или группы верующих, молящихся за народы в целом. Бог всегда просит нас молиться. Он может положить нам на сердце молиться за страны. Многие христиане на протяжении долгих лет молились о том, чтобы бывший Советский Союз открылся для Евангелия. Возможно, в самой стране было не так много христиан, но Бог положил бремя молитвы за нее на сердце многих людей по всему миру.
Наконец, когда бывший Советский Союз открылся для Евангелия, мы, как церковь «Слово жизни» в Уппсале, тоже понесли в страну Благую весть. В 1989 году мы начали работу над проектом под названием «Миссия внутри России»[2]. Бог дал нам идею арендовать поезд, и мы так и сделали. Мы заполнили целый состав командами волонтеров, проповедниками, книгами и другими материалами. Мы проехали по Транссибирской железнодорожной магистрали от запада России до самого востока, проповедуя и служа людям во многих городах на нашем пути. Сегодня, в результате этого путешествия, в России больше тысячи наших церквей.
Я (Карл-Густав) помню, как во время нашего первого путешествия мы приехали в город под названием Улан-Удэ. Мы должны были ехать в другое место и не собирались останавливаться в Улан-Удэ, но каким-то образом наш поезд сбился с маршрута, и мы оказались в Улан-Удэ.
Мы вышли из вагона и увидели на перроне пожилую женщину, бегущую к нам навстречу. Видимо, она бежала очень долго, потому что вся была покрыта испариной. Немного отдышавшись, она смогла говорить.
– Это поезд с Евангелием?
– Да, – ответили мы.
Она так сильно обрадовалась, что воскликнула: «Аллилуйя! Это ответ на молитвы, это ответ на молитвы!»
Как выяснилось, она годами молилась с другими женщинами, чтобы однажды кто-нибудь приехал в Улан-Удэ и проповедовал Евангелие. Было так здорово стать ответом на их молитвы. Получать ответы на свои молитвы – это чудесно, но становиться ответом на молитвы других людей – еще восхитительнее.
– Вы приехали, и теперь я могу спокойно идти на небеса, – сказала она с улыбкой.
Мы проследовали за ней в город на молитвенное собрание, проходившее в маленькой квартире, и познакомились с другими женщинами из этой молитвенной группы, – их было восемь человек. Они с радостью встретили нас, и было так приятно видеть благодарность на их лицах. Все вместе мы стали молиться и поклоняться Богу.
Чуть позже я заметил, что в углу комнаты скромно сидит молодой человек. Он был немногословен, но ему понравились наши молитвы и проповедь. После собрания он подошел к нам и поблагодарил. Некоторое время спустя этот мужчина приехал учиться в библейскую школу, а сегодня у него более двадцати церквей в России.
Иногда мы не понимаем, как действует Бог, но важно верить, что Он ведет нас туда, где мы станем ответом на чьи-то молитвы. Мы не планировали останавливаться в Улан-Удэ, но Бог подготовил Свой путь.
Библия также дает нам множество примеров. Мы видим, как Бог отвечал на молитвы израильтян и язычников.
В 3-й главе книги Исход описывается, как Моисей стал ответом для израильтян. Бог говорит, что Он «увидел и услышал» вопль сынов Израилевых и «обеспокоился» о них. У Бога есть чувства, и Он заботился о них. Он видит и слышит нас. Он видит тех, кто взывает к Нему, и Он хочет, чтобы мы видели так, как видит Он. Бог слышит молитвы людей и хочет, чтобы мы видели тех, кто болен, подавлен, одинок и нуждается в спасении. Бог хочет, чтобы мы, как и Он, слышали плач людей.
Далее Бог продолжает говорить Моисею о том, что молитвы сынов Израилевых «дошли» до Него, и теперь в ответ Он хочет послать к ним Моисея. В 10-м стихе этой главы Бог говорит «Итак пойди: Я пошлю тебя…»
В ответ на молитвы сынов Израилевых Бог посылает к ним Моисея. Моисей является прекрасным примером ответа на молитву. Он был вхож в мир евреев и в мир египтян. Он был евреем, но воспитывался как египтянин и жил среди египтян. Раб даже и мечтать не мог о том, чтобы постучать в дверь к фараону. Но Моисей жил в доме фараона и знал все о Египте – знал все обычаи и традиции этой страны. Будучи членом семьи фараона, он мог беспрепятственно приходить к нему в тронный зал.
Моисей бежал в пустыню и оставался там сорок лет. Это было временем его испытания и подготовки к миссии, запланированной для него Богом. В процессе этой подготовки мы видим его становление как мужа Божьего и ответ на молитвы израильтян.
В 10-й главе книги Деяния написано, что Евангелие пришло к язычникам как ответ на молитву. Был один человек, по имени Корнилий, который всегда молился Богу. Он был посвященным и богобоязненным человеком, творил много милости всем нуждающимся. Однажды к нему явился ангел и сказал, что его «молитвы пришли на память пред Богом», и в ответ на них Бог послал к нему Петра.
«История миссии – это история ответов на молитвы».
В то же время Бог приготовил Петра, также пребывавшего в молитве. Петр отправился в дом Корнилия с людьми, которых послали за ним. Это было немыслимо. Петр верил, что Евангелие принадлежит одним только евреям, но после того, как он увидел видение с нечистыми животными и услышал голос Господа, говорящего в 15-м стихе: «…что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», Петр понял, что Евангелие дано и язычникам. Во время проповеди в доме Корнилия Дух Святой сошел на всех, и люди заговорили на языках. Тогда Петр говорит в 47-м стихе: «Эти люди получили Святой Дух, как и мы… разве может теперь кто-нибудь воспрепятствовать тому, чтобы они крестились?» (совр. перев.).
Через этот ответ на молитву спасение пришло ко всем нам – к евреям и язычникам.
Если мы продолжим читать книгу Деяния, мы увидим, как миссионерская работа распространяется через молитву. В 16-й главе написано, что у Павла было видение о некоем муже македонянине, просящем его прийти в Македонию и помочь им. Павел с Силой сразу поняли, что это призыв, на который они должны ответить. Они немедленно отплыли из Троады в Неаполь, а оттуда продолжили путь в римскую колонию Филиппы, которая была главным городом той части Македонии. До сих пор это место известно, как ворота в Европу. Вплоть до того момента истории Евангелие было ограничено пределами Азии, но теперь, через ответ на молитву, христианство распространилось по Европе и по всему западному миру.
В Македонии произошло много событий: обращение Лидии, освобождение служанки, одержимой духом прорицания, заключение Павла и Силы в темницу в Филиппах, спасение тюремного стража и всего его дома, а также проповедь Павла в ареопаге в Афинах.
Кроме того, Павел основал несколько церквей в городах Македонии. В Филиппах, Фессалониках и Коринфе были образованы местные общины верующих. Эти церкви играли важную роль в процессе роста ранней Церкви, и им посчастливилось поддерживать длительные отношения с апостолами. Пять новозаветных посланий были написаны этим трем церквям. История Церкви и всего мира навсегда изменилась благодаря данному Богом видению о муже македонянине и ответу на этот призыв.
В 1921 году шведская пара Давид и Свия Флюд почувствовали призыв от Бога – ехать на миссию в Бельгийское Конго. Они взяли с собой двухлетнего сына и отправились в путь. На миссионерской станции они познакомились с другой парой, Бертой и Джоэлом Эриксонами, и решили вместе направить все свои силы на проповедь Евангелия в одной деревне, где люди никогда не слышали Благую весть об Иисусе Христе. Вождь той деревни запретил им проповедовать, но миссионеров это не остановило. Примерно в полумиле от деревни они построили глиняные хижины, поселились там и стали молиться за открытые двери для Благой вести. Единственный человек из деревни, с кем они поддерживали связь, был мальчик, у которого они покупали курицу и яйца. Свия молилась о том, чтобы Бог позволил им привести к Христу хотя бы этого мальчика, если не удастся привести к Иисусу всю деревню. Бог ответил на ее молитву, и мальчик стал христианином.
Эриксоны уехали обратно на миссионерскую станцию. Однако Флюды остались в своей хижине и ждали, когда деревня откроется для них. Она так и не открылась. Свия забеременела и родила девочку, которую назвали Анной. Спустя семнадцать дней после рождения дочери Свия умерла от малярии. В тот момент что-то надломилось в душе ее мужа Давида. Он отвернулся от своего призвания и от Бога. Вернувшись в миссионерский лагерь, он отдал свою дочь Эриксонам, сказав, что Бог разрушил его жизнь, и затем вернулся со своим сыном в Швецию.
Позже Эриксоны заболели и умерли, а маленькую Анну удочерили американские миссионеры, которые увезли ее в Соединенные Штаты и вырастили в Южной Дакоте. Она стала христианкой, закончила библейский колледж и вышла замуж за священнослужителя. У них родилось двое детей, и они переехали в Сиэтл, где ее муж стал деканом колледжа. В этом городе проживает большая скандинавская диаспора, и однажды Анна получила по почте шведский журнал. Несмотря на то, что Анна не умела читать по-шведски, она листала журнал, разглядывая картинки. Внезапно ее взгляд остановился на фотографии могилы с самодельным крестом. На кресте было два слова: «Свия Флюд». Анна знала историю своего рождения и поспешила в колледж, где профессор, знающий шведский язык, перевел для нее эту статью. Там говорилось о мальчике, пришедшем к Христу благодаря одной миссионерской паре, проживавшей в деревне некоторое время. На фотографии была изображена могила матери, завоевавшей сердце мальчика для Иисуса. Позже мальчик уехал из деревни, получил образование и вернулся назад преподавателем. Он открыл в деревне школу и каждого ученика привел к Христу. Ученики принесли Евангелие домой к своим родителям, и со временем в одной лишь этой деревне насчитывалось 600 обращенных христиан. Даже сам вождь деревни уже в пожилом возрасте стал христианином.
На 25-ю годовщину своей свадьбы Анна с мужем поехали в Швецию. Первое, что Анна хотела сделать, – это найти своего отца, если он еще жив. Он был жив, и она нашла его. Он повторно женился, и у него родилось четверо других детей. Он был стар и находился при смерти, когда Анна вошла в его комнату. Ее предупредили, чтобы она не упоминала о Боге. Ее отец был настолько ожесточен, что не разрешал произносить имя Бога в своем доме.
«Мы должны быть глобальными христианами с глобальным видением, потому что мы служим глобальному Богу».
Анна шагнула в комнату и сказала:
– Папа.
Он повернулся на кровати и сказал:
– Анна, моя Анна, я никогда не хотел оставлять тебя.
Она ответила:
– Все хорошо, папа, Бог обратил это во благо.
Он замер, а потом сказал:
– Не произноси этого имени, Он лишил меня всего, что у меня было.
Она ответила:
– Нет, папа, Бог не лишил тебя всего, что у тебя было. Твой труд не был тщетным, и мамины старания не прошли даром.
Затем она рассказала о мальчике, который привел шестьсот человек из той деревни к Христу. Старик начал рыдать. За несколько недель до смерти он вернулся к Иисусу.
Несколько лет спустя Анна с мужем посетили международную конференцию в Англии, на которую приехали представители многих стран мира. Был там и молодой человек из Бельгийского Конго. Он рассказал о великом пробуждении и тысячах верующих, крещенных во Христа, о национальной церкви, насчитывающей более 110 000 верующих, где он был старшим пастором.
После собрания Анна подошла к нему, чтобы познакомиться. Она сказала:
– Я знаю, что это невозможно, но слышали ли вы когда-нибудь о моих родителях, Давиде и Свии Флюд?
На глазах у мужчины появились слезы, и он сказал:
– Я и есть тот маленький мальчик, которого ваша мать привела к Христу. В нашей деревне мы чтим память о ней, потому что она привела нас к Тому, Кто дает жизнь вечную[3].
Прикосновение к одному человеку таит в себе силу. Мы никогда не знаем, к кому прикоснулись. Когда мы ослабеем в битве и начнем думать, что наши дела не имеют значения, или когда нас постигнет неудача, нам следует вспомнить реальную историю Давида Флюда и его жены Свии. Семя, посаженное в сердце одного мальчика, дало великий урожай, которого Давид Флюд не мог видеть, но Бог взрастил и привел к созреванию.
Даже если нам кажется, что мы трудимся напрасно, все равно надо продолжать сеять семя. Мы никогда не знаем, какой плод может произвести Бог. Если мы сосредоточимся на ценности одного человека, это поможет нам не сдаться так быстро и не разочароваться.
Мы не можем изменить весь мир, но мы можем изменить целый мир для одного человека. Это библейский принцип. Бог заботится и об одном человеке. Временами мы говорим о пробуждении и долго ждем, когда же оно придет. А когда ничего не происходит, мы разочаровываемся и начинаем думать, что Бог не работает в сердцах людей. Ожидая большого пробуждения, давайте попробуем завоевать для Христа хотя бы одного человека. Здесь и начинается истинное пробуждение: сначала в отношении нашего сердца, признающего ценность каждого человека, а потом достигающего одного из них.
Мы видим это в 15-й главе Евангелия от Луки. Иисус рассказывает три притчи с одинаковым посланием: ценность одного человека в глазах Бога. Сначала идет притча о пропавшей овце, и в стихах 6 и 7 Он говорит: «…Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Затем Иисус рассказывает притчу о потерянной монете и в стихах 9 и 10 говорит: «…Порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».
А потом, чтобы четко донести Свою мысль, Он рассказывает знаменитую притчу о блудном сыне. В стихах 31 и 32 отец разговаривает со старшим сыном, который рассердился на него и своего пропавшего брата:
«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Один, один и один. Каждый человек так важен для Бога. Даже оглядываясь на собственную жизнь, мы можем видеть, что рядом с нами всегда был кто-то, кто привел нас к Иисусу, пригласил в церковь и говорил в нашу жизнь. Кто-то помогал нам и заботился о нас.
В первой главе Евангелия от Иоанна мы можем прочитать, как Иисус призывал Своих учеников. Одного за другим Он приглашает их следовать за Ним. Когда Он призвал Филиппа, тот сразу же побежал к Нафанаилу и засвидетельствовал ему. И снова, когда Иисус встречает Нафанаила, Он находит к нему персональный подход и говорит: «…Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Это маленькое личное обращение растопило сердце Нафанаила, и он последовал за Иисусом.
Иисус в Своем служении говорил в жизни отдельных людей. Он говорил и перед толпами народа и кормил тысячи людей, но для Него было важно видеть в каждом человеке отдельную личность. Однажды ночью Иисус разговаривает с Никодимом и преображает его жизнь (см. Ин. 3:2). Так же и с самарянкой: Иисус говорит с ней, и через нее весь город преображается и начинает слышать Евангелие (см. Ин. 4).
Даже на кресте Иисус в агонии, превозмогая сильнейшую боль, находит время ответить разбойнику, висящему рядом с Ним: «…Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Иисус не сказал ему: «Извини, разве ты не видишь, Я тут занят спасением всего мира». Напротив, Он увидел отчаянную нужду преступника в спасении и вытащил еще одного человека из тьмы в свет.
Конечно, есть множество людей и толпы народа, но нам нельзя забывать ценность каждого отдельного человека. Вот откуда должна начинаться миссия – с одного человека и желания изменить весь мир для него одного.