III Давид-Городок еврейский

«Каждый житель Давид-Городка был уникален. Простые, непритязательные, бедные, но всегда оптимистично настроенные – Давид-городчуки обладали особым юмором и манерами. Самые религиозные не носили пейсы и кафтаны; самые интеллигентные разговаривали на родном языке. У многих были прозвища типа Абрам-байстрюк, Шая-император, Давид Великолепный, Юд-учёный и т.д» [5]

Синагога в Давид-городке. Не сохранилась. Она была разрушена во время 2-й мировой войны. Источник: https://www.sb.by/articles/gorody-pogorynskie.html

3.1 Появление евреев в Давид-Городке и их положение в ВКЛ. Семнадцатое – восемнадцатое столетия. Девятнадцатое столетие

Появление евреев в Давид-Городке и их положение в ВКЛ


Появление первых евреев в Давид-Городке произошло в четырнадцатом – пятнадцатом столетиях. Особо активное их заселение имело место в период 1521-го-1551-го годов, когда владелицей местечка являлась Бона Сфорца. Благоприятствование с ее стороны содействовало прибытию евреев из Западной Европы и их поселению на наших землях.


Евреи в ВКЛ в 16 в. Источник: https://litvin.pl/statii/narod/kak-evrei-rabotali-na-ekonomiku-velikogo-knyazhestva-litovskogo-po-zovu-knyazya-vitovta


Год 1588-й. Это был год узаконения правового положения евреев в Статуте ВКЛ. Евреям, проживавшим В Великом княжестве Литовском в целом, и в Давид-городке в частности, были даны немалые льготы в экономической сфере, Евреи местечка являлись иудеями, у них была кагальная форма управления. Они первоначально подчинялись кагалу Пинскому.

Семнадцатое – восемнадцатое столетия

1667-й год явился годом создания своего, Давид-Городокского кагала, не подчинявшегося кагалу Пинскому. О создании в местечке отдельного кагала известно следующее [5]:

«Первое упоминание общины, относящееся к 1667 г., связано с тем, что Пинский кагал собирал обеспечение по займу с еврейских общин, одной из которых было еврейство Давид-Городка. После восстания Богдана Хмельницкого жители местечка находились в затруднительном финансовом положении, что вылилось в конфликт между местной и Пинской еврейскими общинами, который разрешился из-за вмешательства Радзивиллов – благодаря их протекции в Давид-Городке был основан отдельный кагал».

Давид-Городок, являвшийся центром владений Радзивиллов в Полесье, не рассматривался как крупный ремесленный центр. Однако в семнадцатом столетии представленность в нем ремесел была довольно высокой: имелись ремесленники тридцати пяти разных специальностей. В инвентаре 1670-го года есть упоминание о сапожном цехмистре, а в 1692-м году – о цехмистре рыбацком.

Евреям не пришлось оказаться крепостными.

При Радзивиллах имело место осуществление административной реформы, в результате которой был произведен перевод жителей местечка в разряд крепостных крестьян. Однако евреев это не коснулось. Евреи могли и дальше торговать и заниматься ремесленничеством, держать бани, парикмахерские, магазины, разного рода мастерские, пилорамы, аптеки и др.

Евреи в Давид – Городке составляли почти половину всего населения [3]:


Старинная фотография Давид-городка. Источник: https://virtualbrest.by/news51114.php


«Число жителей заметно варьировалось в зависимости от „времен и нравов“, но 2 – 4 тысячи в XVII – XIX столетиях обычно набиралось, причем почти половину составляли евреи».

Девятнадцатое столетие


Старинная фотография Давид-городка. Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/davyd-haradok-guidebook/


Год 1847-й. В данном году проживавших в Давид-Городке евреев насчитывалось 1 572 чел.

Год 1865-й. В данном году [1]:

«в Давид-Городке насчитывалось 3566 жителей обоего пола, … 3 еврейские молитвенные школы, 629 дворов, кирпичный и пивоваренный заводы».

Год 1897-й. В данном году проживавших в Давид-Городке евреев насчитывалось 3 087 чел. Их доля в общей численности населения равнялась 39,5 проц.

П. П. Семеновым (известным путешественником) в книге под названием «Живописная Россия» в 1882-м году о Давид-Городке написано следующее [7]:


Давид-городок на старинной фотографии. Фотографию добавил (а) К. Шастоўскі. Источник: https://radzima.org/ru/foto-albom/269.html?id_gallery=4430


«Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное, чем славились сапожники Давид-Городка, – это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».

И, разумеется, евреи городка [3]:

«строили дома, возводили… синагоги… Ездили в Краков, Варшаву, Львов, Гдыню варить и продавать… мороженое. Шили прекрасные сапоги. Кстати, сапожным ремеслом занимались здесь издревле – об этом свидетельствуют найденные археологами деревянные правила, колодки, шилья и точильные камни, на которых остался след от острения шильев…»


Знак Хибат Цион. Источник: https://besplatka.ua/obyavlenie/znak-evreiskoi-organizacii-xovavei-cion-serebro-cebf4e


Конец девятнадцатого столетия. Это было время действия в Давид -Городке кружка сторонников «Хибат Цион».

3.2 Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)

Вид на город с высоты птичьего полета. 1920-е годы. Источник: https://www.sb.by/articles/gorody-pogorynskie.html


Основные сведения о евреях в Давид-городке до 2-й мировой войны


Время конца девятнадцатого столетия – начала столетия двадцатого. В данное время происходило следующее [5]:

«Достижения научно-технического прогресса конца XIX – начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Город перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы (неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками). Помимо этого, в городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. Местный винокурный завод ежегодно изготавливал около 450 ведер «пейсаховской» водки по традиционному еврейскому рецепту.

Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина», используемый для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха. Кроме этого предприимчивые евреи Давид-Городка ездили летом в Варшаву продавать мороженое.

Однажды Русское Восточно-Азиатское Пароходство, суда которого курсировали по реке Горынь, обратилось к Минскому губернатору с просьбой разрешить назначение мещанина Мовши Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, Мовша Гиршевич все-таки был устранен от дел (по итогам переписки от 2 июня 1913 г.), т.к. по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являлись пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах».


Книжная лавочка. Васнецов ВМ. Источник: https://yandex.com/collections/card/5e9995edc5002803109b818f/


Год 1904-й. Данный год ознаменовался открытием в Давид-Городке принадлежавшей Шлёме Мееровичу Загородскому первой книжной лавки, находившейся в его собственном доме по улице Велимичской.

Год 1905-й. Это был год организации в местечке ячейки Бунда и создания группой социалистов-территориалистов отряда самообороны.

Год 1910-й. Данный год явился годом открытия в местечке купцом Соломоном Бенциановым Козелом из Мозыря отделения типографии со скоропечатной машиной.

В Давид-Городке осуществлялась деятельность 2-х пользовавшихся огромной популярностью у местных жителей библиотек, в фондах которых были самые последние издания.

Год 1912-й. В этом году в городе действовало еврейское ссудо-сберегательное. товарищество.

Загрузка...