Глава 1 Как монетизировать квартиру, или Уже набившие оскомину истории о дауншифтерах, живущих на ренту

Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!.. Ни у кого ясного, покойного взгляда… Один мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а другой вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати…

И. А. Гончаров. «Обломов»

Для чего читать эту главу?

Чтобы:

• понять, как это – ничего не делать;

• выяснить, подходит ли это вам;

• рассчитать бюджет бесконечного отпуска;

• наметить на картах подводные камни, о которые вы в любом случае разобьете коленки, а значит…

• научиться решать медицинские вопросы.


Легким презрением и тяжелой завистью пропитаны строки газетных статей о людях, сдавших свои квартиры приезжим карьеристам и уехавших от них подальше – на море или в горы. Над этими людьми иронизируют, им посвящают гневные проклятия эйчары. А они такие все из себя возлегают на берегу моря и совершенно не нуждаются в чьей-либо помощи, несмотря на все офисные пророчества.

На дне. В Таиланде

Halibut – это палтус, донная рыба. А еще название сайта двух москвичей, решивших залечь на дно в Таиланде. Их история более чем типична: тридцатидвухлетняя женщина и сорокадвухлетний мужчина самым обыкновенным образом работали в Москве. Она – бухгалтером, он – топ-менеджером. Жили, как и положено, от пятницы к пятнице, от отпуска к отпуску.

«Лет десять назад приехала в Москву зарабатывать деньги и реализовывать свои амбиции. И реализовывала, реализовывала, реализовывала… – с улыбкой вспоминает Матроска (как вы догадались, это не настоящее имя, а творческий сетевой псевдоним). – Конечно, начальство компенсировало деньгами и сверхурочную работу, и невозможность отдохнуть тогда, когда хочется… Но без нормальных отпусков тяжело работать. Недельный отпуск не решает проблемы».

Подобный режим – без лишних часов сна и «больничных» (долго болеть в Москве нельзя, да и невозможно – это знает каждый практикующий карьерист!) – обеспечил бухгалтера квартирой и синдромом хронической усталости. У топ-менеджера квартира с самого начала была, так что работал он только на второй фактор. Вечный круг «дом-работа-дом-работа» позволял чувствовать себя «маленькой лошадкой, которая стоит очень много денег». Не более того.

ЦИТАТА В ТЕМУ

– Что-то изменилось…

– Стало лучше или хуже?

– Если что-то изменилось, это уже хорошо.

Диалог из фильма «День сурка»

Однажды они сели и посчитали (благо образование и опыт работы помогли), что именно и сколько могли бы себе позволить, если бы просто сдали в аренду свои квартиры.

«Сначала думали ехать в российскую деревню, пожить там. Но оказалось, что тайская деревня обойдется даже дешевле», – вспоминают новоявленные тайцы. «Хотелось пожить какое-то время в удовольствие, а не в ощущении, что ты постоянно кому-то что-то должен», – поясняет экс-менеджер. «Пожить в раю», – уточняет экс-бухгалтер.

Два года планы вынашивались, расчеты обсуждались. Со временем мечты обрели конкретные очертания. Дауншифтеры составили четкую программу-минимум (она же – программа-максимум) на период бессрочного отпуска: высыпаться, смотреть фильмы, читать книжки, хорошо питаться, а самое главное – привести в порядок нервы, уставшие от бешеного ритма жизни.

До этого путешественники бывали в Таиланде набегами – приезжали как туристы на неделю, не дольше. В сентябре 2010 года управленец и бухгалтер уволились и отправились в путешествие. Под пальмами они задумали провести полгода-год, а потом посмотреть, что делать дальше. И делать ли что-нибудь вообще.

К моменту нашего общения тайские москвичи уже шесть месяцев жили на пляже. Точнее, в шестидесятиметровом бунгало на острове Самуи в нескольких шагах от моря.

«Ощущение высокоорганизованной деревни, – делятся впечатлениями дауншифтеры. – Вокруг – кафе, магазины, турагентства. Плюс нормальные дороги, хороший сервис, отличный Интернет, доступное медицинское обслуживание (однажды упали с мотоцикла и без проблем воспользовались туристической страховкой). Цивилизация на берегу моря».

По утрам наши островитяне плавают, завтракают и гуляют, потом читают книги, иногда еще раз купаются и снова едят свежайшие морепродукты и фрукты… Потекли слюнки?.. Добавлю, что птицы щебечут совершенно душераздирающе, когда мои собеседники разговаривают по скайпу. А из вашего окна вместо тропических растений и моря видна только бесконечная стройка и шоссе.

За полгода бухгалтер уже успела отдохнуть и соскучиться по самореализации (слегка снимает напряжение написание текстов в блог, но этого уже недостаточно). Управленец по планеркам и менеджерам среднего звена пока не тоскует. Впрочем, судя по тому, что оба они предпочитают и в своем блоге, и в этой книге оставаться анонимами, очевидно, продолжение карьеры в их планах, возможно, и неосознанно, все же присутствует. Или им пока не удалось принять новый образ себя – неработающих обеспеченных гедонистов, новых русских почти рантье.

«Даже если вернемся в Москву, планируем работать на более щадящих условиях: с полноценными отпусками и без авралов по вечерам и выходным, – поясняет экс-бухгалтер. – Очевидно, по возвращении придется начинать с других должностей и меньших зарплат, но все можно наверстать, если будет желание… Сейчас хочется не гнаться за деньгами, а работать в удовольствие».

В раю – кроме тоски по социальной реализации – возникает еще одна проблема: сократившееся общение с родными и близкими. Если вам не удастся регулярно заманивать друзей и родственников к себе на острова (как, например, делают мои герои), придется ограничиваться общением по скайпу. Или полностью менять круг общения.

Арифметика свободы. Домик «халибутов» (так в шутку называют себя мои герои) стоит 21 000 в месяц (рублей или бат – курс почти один к одному), а на все про все (включая ежемесячные путешествия, разно образную еду, экскурсии и так далее) уходит около 80 000 на двоих в месяц. Эта цифра не значит ничего. Потому что на том же острове можно прожить те же 4 недели на 40 тысяч рублят на троих, а можно и на меньшую сумму – большему количеству людей. И наоборот.

Так, семья еще одной моей героини (подробно о ней – в конце главы) тратит в месяц чуть больше 40 000 руб. на троих, из которых меньше 10 000 уходит на жилье. Секреты экономии традиционны: оставаться в одном месте подольше (можно снять жилье дешевле), покупать поменьше вещей, самим готовить еду (хотя в азиатских странах всегда есть вариант очень дешево питаться в местных забегаловках, но не все готовы пойти на такие эксперименты).

Мораль

Итак, вы интенсивно работаете, задерживаетесь в офисе по вечерам, а в выходные присутствуете все там же – если не физически, то мысленно… Остается добавить желание это изменить, и… у вас есть все предпосылки для того, чтобы отправиться в бессрочный отпуск! От такого счастья вас надежно «убережет», скажем, ипотечный кредит. Так не берите его! ☺

Но не думайте, что, как только вы отправитесь на пляж, все встанет на свои места. Не заниматься ничем не так легко, как кажется. К слову, есть такое проверенное упражнение против лени: если не хочется ничего делать, не делайте ничего. Совсем ничего: не болтайте по телефону, не серфите по интернету, не читайте, не спите, не ешьте. Сидите или лежите. Через пятнадцать-двадцать минут вам неожиданно захочется выполнить ранее поставленные задачи.

Кому подходит этот сценарий жизни

Мамам-одиночкам, желающим провести первые годы жизни с ребенком. Даже суперуспешные леди, привыкшие зарабатывать много, вряд ли будут получать от нашего государства пособие больше 14 000 рублей в месяц – данные от июля 2011 года (незначительно увеличить его могут льготы для отдельных категорий мам). Эта сумма сама по себе повод срочно выйти на работу. Но если к ней добавить стоимость арендной платы за сданное жилье (даже не в Москве, а в Красноярске или Новосибирске), получится сумма, за которую можно снимать скромную квартиру недалеко от пляжа и хорошо питаться, сократив расходы на зимнюю одежду и лекарства от простуд.

Тем, кто устал и хочет отдохнуть. Ничегонеделанье, скорее всего, рано или поздно надоест (сделали ленивое упражнение против лени? Устали, правда?), но перерыв позволит приостановиться и подумать о том, как вы хотите жить. Такие передышки нужно организовывать специально – волевым усилием. Иначе никак. Или так, или с помощью больничного листа (когда организм сам решит, что вам нужно время, чтобы побыть наедине с собой, и место, где можно лениво полежать).

Самая главная ошибка, которую может допустить дауншифтер, – ждать от такого тайм-аута (за счет ренты или накоплений) чего-то большего, чем сон, еда и свободное время. Ничего другого вы не получите. Но и этого достаточно, чтобы не только восстановить силы, но и в образовавшейся тишине понять, чем заниматься дальше, чтобы не было мучительно больно за потраченные годы.

Единого ответа и точных сроков нет. И вопрос, нужно ли человеку для подобных шагов внешнее воздействие или он сам поймет, чего хочет и как этого достичь, – почти религиозный[3]. Я по своему опыту знаю, что новое появляется только тогда, когда мы сходим с привычной колеи и осматриваемся.

В моей жизни была пара тайм-аутов.

В первый я сначала наслаждалась неожиданно свалившимся бездельем, а потом грызла себя, что трачу свое время неэффективно… Мой внутренний тайм-менеджер по фамилии Самоед без перерыва бубнил, сколько планов-графиков я могла бы написать, как бы оттачивала свои управленческие навыки на работе, какое количество языков выучила и каким высокодуховным человеком могла стать за то время, что я сплю, читаю и гуляю по паркам.

Через некоторое время он замолчал. Очевидно, при виде того, что я творю со своей жизнью, он онемел.

В создавшейся тишине я продолжила чтение и прогулки, а потом неожиданно поступила на бесплатное отделение магистратуры психологии, сдав экзамены в объеме бакалавриата (мое первое образование – филологическое). Так же, почти не напрягаясь, я отучилась там два года, с успехом совмещая учебу с новой работой.

Во второй тайм-аут я написала эту книгу, хотя, признаюсь, были периоды, когда мечтала в срочном порядке выйти на работу и получать свой кнут и пряник регулярно и предсказуемо.

Это важно!

Сделайте медицинскую страховку. Когда халибуты упали с мотоцикла и им понадобилась помощь, медстраховка обеспечила им бесплатные рентген, перевязку и услуги переводчика (минимального набора слов на английском для объяснений не хватало).

Или не делайте. Например, можно обращаться к проверенным врачам (если вы коммуникабельны, нетрудно будет найти людей, которые знают хороших недорогих докторов). Безусловно, решение зависит от страны пребывания. Так, в Индии недорогая – по московским меркам – медицина, и поход к врачу без страховки не станет, скорее всего, финансовой катастрофой, а в Таиланде цены выше, поэтому лучше подстраховаться. Если тревожитесь, покупайте страховку.

Выучите английский язык.

Или не учите. Во многих азиатских странах понадобится минимальный набор слов на английском (английский там знают почти так же хорошо, как в России, то есть плохо). Часто придется объясняться, как придется. Если вы к вашему куцему английскому добавите пару улыбок, жестов и слов на местном языке, вас поймут гораздо лучше, чем если вы будете говорить, словом и делом демонстрируя, что только что сдали IELTS на 9 баллов. Если же едете в Европу или Америку, без хорошего знания английского не обойтись. Впрочем, одна русская пара регулярно путешествует по самым разным странам, в том числе и европейским, не зная ни одного иностранного языка. Их любимую фразу, которая помогает решать все вопросы в путешествии, понимают во всем мире: «Money no problem».

Выбирайте страну по себе и под себя. На первый взгляд кажется, что выбирать особо не приходится, потому как бананово-лимонный Сингапур, Кипр и добрый десяток европейских стран дороговато встанут для беззаботно-безработной жизни среднестатистических владельцев московских квартир. На второй взгляд окажется, что даже если выбирать только из азиатских стран (забыв малоосвоенные российскими дауншифтерами Африку и Южную Америку), принять решение сложно. Азия – разная: в Китае может напугать коммунизм и строгости с визами, на Бали – неизвестные насекомые и вараны прямо в бунгало, в Таиланде – чрезмерно улыбчивые тайцы. То же самое в этих странах может вас и привлечь. Так что читайте эту книгу и дневники самых разных путешественников, например на форуме Винского (http//forum.awd.ru). Заранее предупреждаю: некоторые блоги вызывают привыкание!

Как еще бывает. Два года любви и путешествий

История еще одной моей героини – экс-журналиста РБК Людмилы, живущей сейчас вместе с мужем и ребенком в Таиланде, – менее стандартна. Себя она считает путешествующей домохозяйкой, а мужа – бездельником в бессрочном отпуске, но кто-то узнает в них и дауншифтеров.

Людмиле тридцать один год. С шестнадцати она работала журналистом и к тридцати годам сделала неплохую горизонтальную карьеру, попробовав в себя в разных известных московских СМИ: от АиФ до РБК. Ее муж работал верстальщиком в одном из московских рекламных агентств – до тех пор, пока не сдал свою квартиру и не уехал в Индию. Там они и встретились – во время очередного короткого отпуска Людмилы, к моменту которого она несколько лет копила деньги на кругосветное путешествие, но планировала организовать его позже. И все, как в рассказе советского юмориста Аверченко, в заверте… любовь к мужчине. На одной стороне – и мечта о долгих странствиях, на другой…

«Я уезжала от той жизни, которая надоела. И понимала, что всегда могу вернуться к тому же самому… В Москве я была винтиком в системе (в моем случае в системе редакции деловой газеты), личная жизнь происходила от случая к случаю. Жила с мамой в одной квартире, давно собиралась съехать, но снимать жилье дорого, а купить свое на мою зарплату невозможно: в ипотеку не впряглась по принципиальным соображениям», – объясняет Людмила.

АНЕКДОТ В ТЕМУ:

«А не пойти ли мне на работу? – подумал я. И не пошел.

После отпуска она вернулась в родную редакцию и написала заявление об увольнении. Руководство не поняло и не поверило в то, что можно взять и резко бросить все в самый разгар кризиса, когда другие сотрудники под угрозой сокращения цепко держатся за рабочие места. Босс заявление подписал, но предложил подумать и оставить дату увольнения открытой. «Чтобы самой убедиться, что это осознанный шаг, а не блажь, я решила поработать еще три недели», – отмечает Людмила. По истечении срока она взяла горящий чартерный билет и уехала в Индию. «Когда ехала, немного опасалась, куда и к кому я еду: мы знакомы всего месяц! Но дней через десять с меня Москва смылась водами океана, и я успокоилась…» В состоянии спокойствия Людмила пребывает уже два года.

За это время ребята поженились и родили дочку. В Индии. Без каких-либо проблем – языковых или медицинских. Для тех, кому это интересно: ведение беременности, роды и послеродовой уход стоили $700 в индийском госпитале европейского уровня. Впрочем, в Индии можно родить и за полторы тысячи долларов, и гораздо дешевле (а то и бесплатно – если дома, по старинке).

Единственный подводный камень в этом процессе таков: зачастую в Индии операция кесарева сечения стоит дороже, чем естественные роды, и потому может настойчиво предлагаться врачами, даже если медицинские показания кажутся сомнительными (хотя факт это или суеверие рожениц, сказать сложно). Если хотите подстраховаться – берите пакет «все включено».

Через несколько дней после родов и мама, и дочурка отправились прямиком в океан (плавать!), а чуть позже вся семья переехала в более комфортный для жизни с ребенком Таиланд. Свидетельство о рождении и загранпаспорт РФ малышка получила еще в Индии (можно и так, не отправляясь по месту прописки), а за первый год жизни побывала еще в Малайзии и Индонезии. «Мы продолжаем путешествовать так же, как и до рождения ребенка», – поясняет Людмила.

Загрузка...