То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес!
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
Этой евангельской истории уже больше двух тысяч лет, а она продолжает удивлять, поражать воображение, а главное – наполнять сердца светом, радостью, любовью, и надеждой на спасение. Мария, дочь благочестивых супругов Анны и Иоакима, живших в городе Назарете, в Земле Израилевой, знала, что своим родителям была она послана Богом, по усердным их молитвам, и что ангел однажды предсказал Анне: родишь ты благословенную дочь, через которую будет дано спасение миру.
А потому согласилась Мария с решением родителей, которые дали обет посвятить ее Богу. Анна и Иоаким умерли вскоре после ее рождения, и все свое детство, до 14 лет, жила Мария при храме. Но пришло время покинуть храм, навсегда остаться там было нельзя, ведь при храме могли жить только дети и вдовы. А замуж выходить Мария не хотела. И тогда первосвященник Захария решил найти того, кто станет опекать и оберегать Марию, считаясь ее мужем, но фактически не будучи таковым. Призвал он к себе всех неженатых мужей из рода Давидова и велел взять с собой посохи. А сам обратился к Богу с молитвой, чтобы Всевышний послал знамение, указующее на того, кто достоин стать обручником благословенной Марии. И вдруг случилось чудо – посох восьмидесятилетнего вдовца Иосифа расцвел! Выросли на нем ветви, как у молодого деревца, и на одну из ветвей присела голубица. Ему и вручили на попечение Святую Деву, и с тех пор именуется праведный Иосиф Обручником Пресвятой Богородицы.
Люди в те времена ждали прихода мессии, и ожидание это буквально носилось в воздухе. Было пророчество пророка Исайи о том, что должен прийти на Землю Сын Божий, и родится он как обычный младенец, да вот только родит его Дева, и зачатие будет непорочным. Мария знала об этом пророчестве, но не могла предположить, что именно она станет той благословенной Девой, хотя предчувствие какой-то необычной судьбы не покидало ее. Душа ее, конечно же, готовилась к приходу Сына Божия, и Мария чувствовала это.
И вот однажды явился к Марии архангел Гавриил, посланник Божий, и услышала она его слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И продолжил: «Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он – сын Бога Всевышнего».
Мария и смутилась, и обрадовалась, и усомнилась одновременно: как же может принести сына та, что мужа не знает… «Богу все возможно», – ответил на ее сомнения архангел Гавриил.
Эти слова архангела Гавриила о том, что Марии суждено стать Богоматерью, названы Благой Вестью, в честь которой 7 апреля каждого года (25 марта по старому стилю) отмечается праздник Благовещения.
Божественная логика – особая, не всегда постижима она для нас, обычных людей. Многим, особенно материалистам, непорочное зачатие представляется всего лишь красивой легендой. Но ведь для Бога действительно не существует невозможного! Приход на Землю Сына Божия – это великое чудо. Пути, какими Всевышний осуществил этот великий план, могут быть неведомыми, непонятными для нас – но ведь это произошло!
Через Деву Марию пришел Спаситель на Землю, а главное – что в Нем соединилась природа Бога и человека. Христос показал нам всем, что и мы – такие же, как он, все мы – дети Божьи, все мы несем в себе искру великой Божественной любви, вот почему наши сердца раскрываются и наполняются благодатью, когда мы вспоминаем о великом чуде Рождества.
Первой известие о том, что Марии предстоит стать Матерью Божией, узнала от нее родственница по имени Елизавета. Всей душой поверив в непорочное зачатие, она воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!» Эти слова легли в основу молитвы под названием «Песнь Пресвятой Богородице»:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Иосиф же ничего не знал о непорочном зачатии. Узнав, что Мария носит в чреве ребенка, он, добрая и благородная душа, не стал ее ни обвинять, ни упрекать. Он готов был отпустить Марию, дать ей развод – но явился ему во сне ангел, и рассказал все как есть, что ждет Мария Сына от Бога, и что Иосиф не должен оставлять Марию, потому что ему предстоит сохранить и защитить Святое Семейство – Богоматерь и Сына Божия. Более того – ангел велел Иосифу обращаться с ребенком так, будто он его родной отец. И добавил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иисус – как раз и означает Спаситель.
И вот когда уже совсем подошло время родиться Христу, вышло от кесаря Августа повеление провести перепись по всей стране. В те времена перепись проходила не так, как сейчас: переписчики не ходили по домам, а вместо этого все люди должны были приехать для прохождения переписи в те города, откуда они родом. Поскольку Иосиф происходил из Вифлеема, то вместе с Марией они направились туда.
Но город по случаю переписи был так переполнен людьми, что в гостиницах не нашлось ни одного свободного места. Так и не нашли Иосиф с Марией, где бы им остановиться на ночлег. Более или менее подходящее пристанище для них обнаружилось лишь в небольшой известняковой пещере, куда пастухи на ночь загоняли скот.
У нас, современных людей, это часто вызывает удивление: почему же Иосиф с Марией ушли из города, отправились в какую-то пещеру? На самом деле пещера находилась, скорее всего, не за пределами поселения – это было предместье города, где жилые дома часто располагались на скалах, а в скалах были пещерки, которые и приспосабливали под загон для скота. Вот в такой пещерке и укрылись Иосиф с Марией, – видимо, местные жители либо не принимали никого на постой к себе в дом, либо и там все места были уже заняты.
По сути, эта пещера была хлевом. Там были лошади и свиньи, пол был устлан сеном и соломой, имелись подстилки для скота, и ясли – так тогда называли деревянную кормушку, корытце: несколько досок, скрепленных металлическими скобами.
Вот в таких условиях, в холоде и среди неудобств, родился в зимнюю ночь Сын Божий. На все воля Божия – не захотел Всевышний создавать Своему Сыну каких-то привилегированных условий, не дал возможности родиться в неге и тепле, в богатых покоях – ведь уготована была Христу земная участь, и должен был Он испытать все ее тяготы, начиная с самого рождения, чтобы Свет Божественный принести в самые темные и неприглядные закоулки земного бытия…
Как говорится в Евангелии, Мария родила младенца безболезненно и безо всякой посторонней помощи. Затем спеленала новорожденного, нареченного, согласно указанию ангела, Иисусом, и положила в ясли – кормушку для скота – будто в колыбельку.
В современном Вифлееме над тем местом, где родился Сын Божий, стоит базилика Рождества Христова – христианская церковь, построенная в VI–VII веках (первый храм был возведен здесь еще в 330-х годах нашей эры). И прямо под ее амвоном – Пещера Рождества, ставшая величайшей христианской святыней. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол. На звезде надпись по латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est», которая означает: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В двух шагах от звезды, слева от входа в пещеру расположен придел Яслей, к которому надо спуститься на две ступеньки. А вот сами ясли Христовы находятся в Риме, в церкви Санта Марии Маджоре, куда они были вывезены в середине VII века, и с тех пор хранятся там в драгоценном реликварии, будучи почитаемы как великая святыня.
И в это же время пастухам, которые несли ночную стражу у своего стада, явился ангел Господень с вестью о том, что в их городе родился Божий Сын. Вот как рассказано об этом в Евангелии от Луки:
«И родила Мария Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 1–20)
Вот так пастухи стали первыми, кто узнал о рождении Иисуса Христа. Но не только ангела с Небес послал Господь, чтобы возвестить мир о рождении Сына Божия – зажег Он еще и звезду в небе – звезду, именуемую Вифлеемской. Взошла эта звезда на востоке и великим знамением встала над Землей, призывая в Вифлеем всех, кто ждал прихода мессии, и светом радости озаряя их сердца.
Именно на свет Вифлеемской звезды и пошли волхвы, ведь они были звездочетами, астрологами, и очень хорошо знали, о чем возвещает то или иное небесное знамение. Ведомые звездой, они пришли поклониться новорожденному Богочеловеку и принесли ему свои дары – золото, ладан и смирну, почитаемые сейчас нами как величайшая христианская святыня.
Что же это была за звезда? Единого мнения на этот счет не существует. С точки зрения многих представителей церкви, эта звезда не обязательно была астрономическим объектом – она могла представлять собой именно чудесное знамение, явление духовного, а не материального мира. Вот как писал об этом Феофилакт Болгарский, епископ византийской провинции Болгария в XI–XII веке:
«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».
Другие же представители христианства считали, что Вифлеемская звезда была кометой. Вот как писал об этом Ориген – греческий ученый, философ, теологI века нашей эры:
«Она скорее всего относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»
С этой точкой зрения согласны и многие ученые – да, это была комета Галлея, утверждают они, небесная гостья, которая возвращается к Солнцу каждые 75–76 лет. Но есть среди и ученых и другое мнение: что название Вифлеемской звезды получило необычное явление – соединение нескольких звезд таким образом, что с Земли они наблюдались как одна очень крупная и необычайно яркая звезда. По одним данным, это было соединение Юпитера, Сатурна и Марса, по другим – Юпитера и Регула, по третьим – Венеры и Юпитера. А есть и ученые, которые придерживаются точки зрения, что на небе в те времена зажглась сверхновая звезда. Но так или иначе, она продержалась на небе семьдесят дней, а потом исчезла. Звезды, которыми мы украшаем рождественские ели, появились как напоминание о той самой, счастливой Вифлеемской звезде.
В те годы правил в Иерусалиме жестокий и мстительный царь Ирод Великий. Он очень дорожил своей властью, а потому безжалостно расправлялся не только со своими противниками, но даже с собственной женой и сыновьями, как только заподозрил их в заговоре. Он прожил долгую жизнь, и всю жизнь злодействовал: так, почувствовав приближающуюся смерть, приказал казнить наиболее выдающихся граждан Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».
Как только весть о рождении необычного младенца дошла до Ирода, он велел волхвам, чтобы они сообщили ему о местонахождении этого ребенка. Но волхвы ослушались Ирода, и не выдали новорожденного Христа. Тогда Ирод приказал уничтожить в Вифлееме всех детей мужского пола в возрасте до двух лет. Ведь в народе говорили, что родился новый царь Иудейский! Опасаясь быть свергнутым ради нового царя, и не имея возможности выяснить, какой из новорожденных младенцев способен занять его престол, Ирод пошел на невиданное по своей жестокости преступление, которое известно в истории как избиение младенцев.
«Избиение» здесь, конечно, надо понимать не в привычном для нас смысле – это была жестокая расправа, убийство ни в чем не повинных детей. Согласно богослужебным книгам, погибло тогда от 14 тысяч до 144 тысяч младенцев, с которыми по приказу Ирода расправлялись вооруженные воины. Правда, историки не согласны с этими цифрами, ведь все население Вифлеема не превышало тогда тысячи человек, и младенцев мужского пола до двух лет, считают они, могло быть не более двух десятков. Так или иначе, но избиение младенцев остается примером вопиющей жестокости. Все убитые тогда дети почитаются в христианстве как святые мученики, день их памяти отмечается в православии 29 декабря (11 января по новому стилю), в католицизме – 28 декабря.
Бог спас Своего Сына от участи убиенных младенцев. Он послал Своего ангела Иосифу, обручнику Марии и отцу Святого Семейства. Ангел, явившись ему во сне, сказал: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался и ночью вместе с младенцем Христом и Девой Марией ушел в Египет. Там Святое Семейство и находилось до самой кончины Ирода – он недолго прожил после этого, умер по одним данным через год, по другим – не позднее, чем через четыре года.
Так начинался земной путь Спасителя. Так начиналась новая эра для всего человечества. И по сей день Вифлеем остается одним из величайших святых мест на Земле, а Рождество Христово – самым значимым и почитаемым, после Пасхи, христианским праздником.
Чем же так велик этот праздник, почему он значим для нас, для всего христианского мира? Не только тем, что послал нам Господь Своего Сына для избавления от грехов, а тем, что сами мы получили возможность обрести Богочеловечность.
Христос не раз говорил людям, что и они такие же, как Он, то есть дети Божии. Что это значит? Что с Рождеством Христовым прозвучал призыв ко всему человечеству: поднимайтесь из праха плоти, освобождайтесь от плена материального мира, который мешает вам познать свою истинную суть. Истина в том, что вы – дети Бога, по Его образу и подобию созданные, что Божественная искра в каждом из вас есть, вечная, бессмертная, исполненная любви, милосердия и прощения.
С приходом Христа на Землю произошло непостижимое соединение Божественного и человеческого. И каждому человеку – всем без исключения – открылся путь возвращения к милосердному Отцу. И этот путь открыл для нас Иисус Христос. В этом суть того Спасения, которое Он принес каждому: вы – не прах, не тлен, не бренное тело, каждый подобен Богу, каждый может возродиться из пепла и праха, воскреснуть в духе, и познать, что такое бессмертие, любовь, радость, благодать.
Вот как говорил в «Слове на Рождество Христово» святитель Лев Великий, 45-й папа Римский (V век нашей эры):
«Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без Которого ничто не начало быть, вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, coчетал в Себе истинный образ раба с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность, сила – немощность, бессмертие – смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми, исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины.
Такое Рождество, возлюбленные, подобало Божией силе и Божией премудрости – Христу, и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера».