Итак, Даниил переезжает в Антиб, райский городок на берегу Средиземного моря, где начинает обучаться в академии Elite Tennis Center. Академия располагается на живописном холме в глубине вплотную примыкающего к Антибу города Канны. Сейчас в ней 16 кортов с разным покрытием – грунтом и хардом, тренировочная стена, тренажерный зал и даже детская площадка. Но, естественно, главным богатством центра является его персонал. В первую очередь тренерский и медицинский.
Вот так первым заграничным тренером Медведева становится Жан-Рене Лиснар, руководитель этой академии. Ему тогда было всего тридцать пять лет, но свою теннисную карьеру он завершил всего два года назад. Невысокий – всего 172 сантиметра – но очень живой и энергичный, Лиснар в своей карьере звездных высот не достиг: его высшим достижением была 84 строчка рейтинга, да и тренером был начинающим, но у него был другой талант – организаторский. Академия под его руководством развивалась стремительно, да и тренировочный процесс он ставил умело.
Итак, 2014 год. Медведевы договариваются с Лиснаром о встрече по телефону, но… опаздывают на час. Будь Жан-Рене к тому времени более раскрученным тренером, на этом бы все и закончилось, но в итоге он дожидается Даниила. Для его терпения есть и еще одна причина: Лиснар тогда наблюдал за быстро прогрессирующими молодыми россиянами, а с Андреем Рублевым даже работал, так что Медведев не был для него «темной лошадкой» – определенное мнение о нем уже сложилось.
Вот что Лиснар вспоминает о знакомстве с Даниилом в интервью «Спорт-Экспресс в 2022 году[10]: «Медведев… был немного сумасшедшим, разбивал ракетки – и не одну. Но с ним интересно было поработать, и мы начали. Правда, ко дню нашего первого занятия он не тренировался, по-моему, три месяца. Поэтому не могу сказать, что в тот день он был в большом порядке. Юниор со всеми свойственными этому возрасту перепадами. Просто нормальный игрок! Я был в тот день с (Жилем) Сервара, который работает с Даниилом сегодня, и сошлись на том, что «этот парень сегодня выглядел не очень». Решили смотреть и работать дальше, идти ото дня ко дню».
Юношеский тренер Даниила Игорь Челышев считает поступление Медведева именно в эту академию к Лиснару большой удачей: «Многие популярные академии – это, скорее, шоу. А Даниил попал к тренеру, которому действительно было интересно его развивать».[11]
Кстати, на момент прихода Даниила в академию, она располагалась несколько в другом месте, имела лишь восемь кортов, и собственной тренажерки у нее не было. Такой прогресс академии Лиснара недвусмысленно говорит о ее успешности и способностях руководителя. И еще одна гирька на ту же чашу весов: когда пришел Даниил, в академии было всего восемь теннисистов, из которых пять или шесть – французы. В настоящее же время Elite Tennis Center может похвастаться восемью участниками только основной сетки US Open и девятью – Rolan Garros.
Ученики академии Лиснара вносят плату пропорционально количеству недель в сезоне, которые тренеры их сопровождают. «У Даниила с оплатой все шло шаг за шагом, – вспоминает Лиснар. – Вначале у него и его семьи не было много денег. В первый год, если не ошибаюсь, Медведевы платили 1200 евро в месяц, но тогда он и на турниры ездил один. На второй год ему стало сложнее путешествовать в одиночку, и мы его стали чуть-чуть сопровождать. Чем больше становились его успехи и он начал зарабатывать – тем больше мы с ним ездили, и, соответственно, он платил»[12].
Вот что много лет спустя Даниил вспоминает о первых годах жизни во Франции: «Поначалу во Франции сложно было все. По-французски я почти не говорил, понимал только тему разговора, но это мне мало что давало. А для французов, если ты иностранец и не говоришь на их языке, это создает дополнительные сложности. У меня не было ни одного приятеля. Даже сейчас я не уверен, что до конца освоился во Франции. Только года три назад начал говорить «еду домой», возвращаясь с турниров»[13].
Тренеры академии отмечают, что один из секретов прогресса Медведева в том, что он любит и умеет учиться, постоянно стремится расти над собой. Но адаптацию Даниила, помимо языкового барьера, осложняют и финансовые трудности родителей. Работать они не могут – виза не позволяет, а тренировки и турниры требуют серьезных затрат. На юниорском Уимблдоне 2014-го необычного игрока замечает директор агентства Top Five Стефан Гуров и предлагает ему сотрудничество. Контракт Медведева с IMG к тому моменту подходит к концу, и его не продлевают. «За четыре года было сделано немного, – вспоминает Даниил. – Возможно, в том числе из-за моих результатов». Медведевым требуется солидная финансовая поддержка, а в IMG тратиться не желают, так что решение сменить агентство выглядит оптимальным.
В юниорских турнирах Даниил Медведев начинает участвовать с тринадцати лет – в 2009 году он играет свой первый матч на турнире четвертого класса в Эстонии. И уже год спустя выигрывает первый титул на юниорском уровне. А в 2013 году происходит грандиозное событие – семнадцатилетний Даниил принимает участие в юниорском Уимблдоне. Старейший и самый знаменитый из турниров Большого Шлема производит на Медведева сильное впечатление. Он полон решимости показать себя, тем более перед глазами имеется недавний пример: в 2009 году юниорский Уимблдон выиграл россиянин Андрей Кузнецов. Но у Даниила поначалу не идет – трава оказывается для него не самым удобным покрытием. В первом круге убедительная победа над южнокорейцем Хон Сон Чаном, но уже во втором – поражение от серба Николы Милоевича.
Есть звезды, которые начинают сверкать уже на юниорском уровне. Но, как оказывается, это не про Медведева. Не сказать, что результатов у него нет вообще. К примеру, Даниил одерживает впечатляющие победы над уже в то время ярко проявлявшими себя будущими очень серьезными игроками – Александром Зверевым из Германии и Райлли Опелкой из США, но победы на крупных юниорских турнирах так и не приходят, а высочайшая позиция, до которой добирается россиянин в юниорском рейтинге – всего лишь тринадцатая.
Но тренеры говорят, а статистика подтверждает, что частенько звезды среди юниоров куда-то теряются на взрослом уровне и наоборот – те, кто вроде бы не хватал звезд с неба в юности, истинный свой уровень показывают уже на уровне ATP. Тот же Андрей Кузнецов, триумфатор юниорского Уимблдона 2009, на взрослом уровне, по сути, так толком и не заиграл. В общем, Даниил после первой неудачи рук не опускает и верит, что его победы еще впереди. И не зря.
В интервью «Спорт-Экспрессу» Лиснар сравнивает юных Медведева и Рублева: «Рублев был лучше! Но это мало что значило, просто Даниил – более позднего развития. И он гораздо лучший ученик, чем Андрей. Рублев не слушал и не впитывал информацию так внимательно, как его соотечественник. У него были великолепные качества, он очень быстр, но у него гораздо более закрытое мышление. По крайней мере, так было тогда. У Медведева же менталитет был куда более открыт. Это одна из причин, почему он сегодня выше. Вторая – у него сильнее характер. Третья – он лучше слушает и быстрее развивает свою игру. Конечно, Андрей тоже великолепный игрок, другие в топ-10 не поднимаются. Но он все время играет в одном стиле. Даниил более гибкий и разноплановый»[14].
Но вот приходит пора переходить во взрослый тур. Само собой, не сразу на уровень ATP, а сначала на турниры категории «фьючерс». В 2014 году Медведев дебютирует на «фьючерсах», причем выступает весьма неплохо: в первый же год два полуфинала и один титул. Но какой титул! На турнире в Грузии в финале в трех сетах 3:6, 6:2, 6:2 обыгран итальянец Джанлука Магер. А ирония в том, что турнир этот проводился на грунте, в дальнейшем едва ли не самом нелюбимом для Даниила покрытии. В 2015 году к этому титулу добавляются еще два – один на грунте, один на харде.
В 2016 году Медведев выигрывает еще один «фьючерс» на грунте в Швейцарии и начинает играть уже и в «челленджер» туре, где берет с места в карьер: один финал и один титул в первый же год. Оба на харде. С этого момента хард становится любимым покрытием Даниила. Именно на харде он одержит подавляющее большинство своих побед, включая самые громкие.
В том же году Даниил дебютирует на уровне ATP, правда, в парном разряде в дуэте с Асланом Карацевым на кубке Кремля в Москве. В первом круге они в трех сетах одолевают Александра Бурого из Белоруссии и Дениса Истомина из Узбекистана, а в четвертьфинале в двух партиях уступают будущим победителям – Раду Альботу из Молдавии и Франтишеку Чермаку из Чехии. И тем не менее дебют можно считать успешным.
В 2016 году наконец происходит и одиночный дебют Медведева в ATP-туре, вернее, в основной сетке турниров ATP, потому что попытки пробиться туда через квалификацию Даниил делал и раньше – аж с 2013 года, но безуспешно. Трижды Даниил играл в квалификации кубка Кремля и по разу в квалификации турниров в Марселе, Ницце и швейцарском Гштааде. На последнем он остановился в шаге от заветной цели – в финале квалификационного турнира проиграл на двух тай-брейках французу Максиму Тексейре. И вот, наконец, в мае 2016 года свершается долгожданное – Медведев прорывается в основную сетку турнира в Ницце – опять-таки грунтового! Там Даниилу противостоит аргентинец Гуидо Пелья. Первый сет более опытный соперник выигрывает легко – 6:1, но потом Даниил, что называется, упирается. Характер у него уже тогда был бойцовский, и бесславно «сливать» свой дебютный турнир в ATP он не собирался. Второй сет Медведев доводит до тай-брейка, который выигрывает 7:4. И в третьем, решающем, борется до последнего, вновь доведя до тринадцатого гейма, но на сей раз в нем сильнее оказывается аргентинец 7:5. Таким получается дебютный одиночный матч Медведева в основной сетке главного профессионального тура. Поражение, но весьма достойное. Однако победы его уже не за горами.
А еще в 2016 году, благодаря агенту, Стефану Гурову, у Даниила появляется первый крупный спонсор – французский производитель ракеток Tecnifibre. «Это было что-то! – отмечает Медведев. – Первые два турнира я сыграл не очень. И, естественно, в голову стали лезть мысли – может, зря я поменял ракетку. Это ведь очень важный инструмент. Но потом пошли крутые результаты, и я перестал сомневаться»[15]. Кроме того, подписав контракт с Tecnifibre, Медведев получает возможность претендовать на грант 50 000 долларов. 2016 год он заканчивает в топ-100 и получает деньги. «На тот момент это была сумасшедшая помощь, – вспоминает Даниил. – Тогда для меня даже десять евро были значимы. Обычно я ходил обедать в один и тот же недорогой ресторан. И вот, помню, впервые хорошо сыграл на челленджере, прошел квалификацию и два круга, заработал около 2000 евро. И только после этого позволил себе заказать первое блюдо типа моцареллы. А до этого смотрел на цены в меню и думал: «Возьму пасту и пойду».