Глава 3 Удобрения в основе питания растений

Время от времени я сталкиваюсь по работе с тем или иным увлеченным ландшафтным дизайнером. Конечно, дипломированным, а главное, действительно дотошным знатоком своего дела, который денно и нощно варится в своих гениальных замыслах… Меня каждый раз привлекает его бутылочка со светлой густоватой жидкостью (не буду называть это популярное у ландшафтников удобрение, чтобы не делать ему рекламу). Почему привлекает? С точки зрения почвоведения, да и просто агротехники, это наихудшее удобрение из всех. То, что все они при всем своем парении в эмпиреях используют только его, это невольно коробит. А что с них спрашивать, если преподаватель дизайнерской школы или курсов уделил удобрениям всего лишь одну фразу, порекомендовав именно это удобрение!


Приведу типичнейшую историю. Вот идешь мимо какого-либо московского монастыря, банка или гостиницы (это не столь важно), идешь и видишь, что на прилежащей к нему территории на славу поработали ландшафтные дизайнеры. Изысканно подобраны и размещены культуры, все красиво и стильно на фоне подстриженного изумрудного газона, а главное, какое все цветущее, сочное, ухоженное, какие длинные приросты (побеги текущего лета)… А что происходит дальше, вам не приходилось отслеживать? И вот идете вы той же улицей через пару лет: вот тот же монастырь, тот же банк, та же гостиница, а где же розы?! Где склоняющиеся от тяжести соцветий великолепные пионы, где лиственницы, можжевельники, хосты? Остался один прозаичный газон, из остальных посадок почти ничего нет. В чем причина? В той бутылочке с густоватой прозрачной жидкостью. Это ведь она дает те благоухающие цветы и сочные приросты в первый год. А потом, как у нас любят говорить, что-то пошло не так.


Друзья, такой сиюминутный ландшафтный дизайн нам не нужен! Понятно, что там дизайнеры всегда могут заболтать заказчика насчет загазованности воздуха, кислотных дождей и пр. Но мы же самим себе не станем вешать лапшу на уши! Чтобы получить сразу долговечный (от слова «вечный») дизайн, нам необходимо научиться разбираться в удобрениях.


Так что же конкретно «пошло у них не так»? Давайте разбираться.


Избытком удобрения можно легко пожечь наиболее ранимые культуры. Какие именно культуры уязвимы? Их довольно много, и данный, так сказать, штрих к портрету я указывал в описаниях культур во второй части книги. Здесь же хочу перечислить наиболее опасные в этом отношении удобрения. Первые в списке минеральные удобрения, так как их раствор может оказаться излишне концентрированным.


Пример. Вы подкормили свои растения вечером или утром разведенным в нужной дозе удобрением, потом дополнительно полили их водой, чтобы смыть его с листвы и загнать поглубже в почву. Вы все сделали правильно, но не учли, что днем на солнце земля начнет высыхать, а значит, концентрация раствора станет резко увеличиваться. В результате можно либо напрямую пожечь корни, либо отравить растения избытком впитанных удобрений. При этом растения дают с виду очень эффектные длинные приросты, но они чересчур «водянистые», с ослабленным иммунитетом. На перекормленные таким образом растения вскоре нападает какое-либо грибное заболевание. Наиболее сильно этот эффект сказывается на песчаных почвах, так как на глинистой и сильно перегнойной земле часть раствора сразу закрепляется в самой почве, снижая концентрацию. Выход – стараться приурочить подкормку к сильному поливу или дождю, когда почва долго остается влажной. Лучше подкармливать слабым раствором 2–3 раза с паузами в несколько дней, чем за раз влить сильный раствор.


Похоже действует и зола, так как в ней содержится до 20–30 % растворимых солей калия, так что, если вы внесете по горсти золы в посадочные ямки и плохо перемешаете, возможны выпады от передозировки калия.


Классическое удобрение, которым можно пожечь посадки, – это птичий помет. Его разбавляют водой не менее чем в 10 раз, подкармливают болтушкой осторожно, разливая ее кружками по ямкам на расстоянии 20–30 см от растения. В этом случае помет ведет себя как отличное удобрение и безотказно действует практически на все декоративные растения.


Свежий навоз тоже принято вносить осторожно из-за риска пожечь корни. По этой причине его вносят с осени, чтобы к весне он успел частично разложиться и усвоиться почвой. Однако если вносить его, не вкапывая, а лишь по поверхности, с последующим легким зарыхлением при борьбе с сорняками, то в этом случае свежий навоз можно с успехом вносить и весной. Лучше так, чем совсем не вносить!


Фекальный компост. По опасности пожечь культуры его можно приравнять к птичьему помету. Его вносят только с осени и только по поверхности вокруг многолетних декоративных растений. Снеговая вода смягчает его действие и превращает в прекрасное удобрение.


Вред хлорсодержащих удобрений – это притча во языцех в растениеводстве, но, к сожалению, многие продолжают судить по единичному применению. Человек 1 раз применил грануляр, содержащий калийную соль, и ничего страшного не случилось. Значит, по его мнению, можно использовать это удобрение на постоянной основе, а последующее хирение растений списать на инфекцию и погоду. Штука в том, что хлор начинает вредить, когда накапливается в почве. Конечно, часть его вымывается осадками и снегом, но что-то всегда остается и однажды превышает критическое количество.

ВЫВОД

Все наши цветы и другие декоративные растения нельзя ровнять под одну гребенку. Среди них есть виды, устойчивые к засолению, к высокой концентрации ионов, но встречаются и привыкшие к почти дистиллированной среде. Все зависит от их географического происхождения. И если какое-то ваше растение спокойно перенесло хлористое или сульфатное удобрение, то это не значит, что остальные отреагируют так же.

Вред физиологически кислых удобрений – это еще один подводный риф, на котором стопорятся садовые проекты. Большинство гранулированных и жидких (кроме гуматов) минеральных удобрений (суперфосфат, калийная соль, аммофос, нитрофоска, селитры, карбамид и др.) закисляет почву. Из органических удобрений к кислым относятся верховой торф и опилки.


Вы увидите во второй части книги, что для каждого вида декоративных культур указан нужный им показатель кислотности почвы, и наверняка удивитесь, что многие из них не любят кислую почву. Кто же тогда станет применять удобрения, закисляющие наши и без того кислые почвы еще сильнее? Только не сведущий в агрохимии «чайник»!


Друзья, теперь вам понятно, что идет не так, когда ландшафтник «подсел» на одно лишь минеральное удобрение и при этом еще повсюду вносит дешевый кислый торф?! Конечно, после яркого начала у него начнется выпад за выпадом.

ВЫВОД

Ошибочно как зацикливаться на каком-то одном виде удобрений (будь то минералка или торф), так и использовать все подряд, веря, что раз продают, значит, безопасно. Лучший результат дает комбинированное, взаимодополняющее применение компоста, перегноя, птичьего помета, золы, известняковой муки и жидких гуматов или каких-то из них на выбор, например, птичий помет + известняковая мука + гуматы = замечательное сочетание.

Перечисленные в выводе удобрения и безопасны, и богаты по своему составу. В итоге в комбинации они богаче любой минералки как по качеству, так и по количеству питания.


Компост приготовляется из газонной травы, опавшей листвы лесных деревьев, сорняков, ботвы цветов и овощей, кухонных отходов. В него можно добавлять для увеличения объема торф, опилки, дерн, прудовую ряску, хвою, известняковую муку и золу. Компосту достаточно быть однолетним.


Птичий помет от домашней птицы экономичней и эффективней использовать в виде пропитанной им подстилки. В клеть или вольер насыпают свежий субстрат (сено, опилки, обычную землю, глину, торф), через 1–2 месяца снимают его штыковой лопатой и используют как удобрение, а на его место насыпают свежий субстрат.


Приобретенный свежий навоз практичнее разделить на две части: малую использовать сразу как удобрение, а большую оставить в закрытой куче на сезон для превращения его в навозный перегной – более высококачественное и универсальное удобрение для декоративных растений.


Гуматы лучше выбирать полного состава, т. е. включающие в себя набор микроэлементов.

Загрузка...