Судьба. Верите вы в неё или нет?
Что она из себя представляет?
Это строгое предписание событий?
Чёткий план жизни с заранее известным сроком смерти?
Или это возможности? Возможности, которые разворачивает перед нами жизнь?
Как в сказке: налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – клад найдёшь…
Как думаете?
Я искала ответ на вопрос “что такое судьба” много лет.
Конечно, меня впечатляли истории, которые я слышала ещё в детстве. Рассказывали о том, что во время второй мировой войны кто-то обращался к ясновидящему и тот говорил, что, например, “твой муж жив и вернётся с войны” или, наоборот, уже видел человека в мире мёртвых, хотя никакой официальной информации ещё не поступало.
Конечно, я говорю о случаях, которые подтверждались впоследствии, то есть сбывались, иначе почему бы они впечатляли… впечатляло именно то, что можно получить информацию о судьбе, в том числе о будущем, которое ещё не наступило.
Откуда ясновидящий знает, что так будет? Ну хорошо, он же и называется ясновидящий. Он ясно видит. Но куда он смотрит, чтобы это увидеть? Получается, он смотрит в будущее? Значит, будущее уже есть? И вот эти конкретные предсказанные события уже именно такие. Нет вариантов. А как же тогда “налево пойдёшь – одно встретишь, направо пойдёшь – другое встретишь”?
Тема выбора глубоко закреплена в нашем подсознании и просматривается везде – в сказках, историях, притчах…
Есть такая замечательная притча, кажется, индейская:
Дедушка с внуком смотрят на закат и беседуют:
Дедушка говорит: “Внутри каждого из нас живут два волка. Один волк – это добро, а другой – зло. Они постоянно борются друг с другом.”
Внук подумал и спрашивает: “А какой же волк побеждает?”
Дедушка отвечает: “Побеждает тот волк, которого ты кормишь”.
Тема внутреннего выбора между добром и злом хорошо понимается нами где-то внутри. И также тема выбора вообще. Ну, действительно, если мы выберем в какой-то ситуации разозлиться, то дальше всё пойдёт по какому-то определённому сценарию. А если выберем более добрый мирный вариант? Тогда и развитие событий будет другим.
Я думаю, с этим многие согласны. И даже опробовали это в своей жизни не раз. Ведь периодически мы попадаем в аналогичные ситуации. И от нашего выбора зависит дальнейший сценарий в этих случаях. И если это небольшие события, не те, которые встречаются раз в жизни, а рядовые и повторяющиеся… то мы, конечно, давно получили собственные доказательства, что наше отношение и настрой влияют на развитие ситуации.
Например, на работе при определённых взаимодействиях с одним и тем же сотрудником, исход часто зависит от нашего настроя, а не от каких-то других обстоятельств. Сегодня мы в хорошем настроении, и наша совместная работа с сотрудником проходит гладко. Завтра мы уставшие и раздражённые, и совместное дело не клеится.
Или в семье… разговоры между мужем и женой часто зависят от нашего настроения и желания понимать свою вторую половинку. Иногда для этого нужно делать усилие, потому что мы устали, вымотаны другими делами. И это наш выбор – проникнуться и отнестись с вниманием или слушать вполуха без позитивного настроя. И все мы знаем, чем заканчиваются оба сценария. Хотя бывают и варианты… Даже если мы невнимательны, партнёр может не разозлиться, но продуктивного диалога всё равно не получится. Возможны обиды или, в лучшем случае, перенос разговора на будущее. И здесь, кстати, не только наш выбор, но и выбор партнёра – как реагировать на наше невнимание. От выбора людей многое зависит.
Но в то же время мы также понимаем, что бывают ситуации, когда всё разворачивается будто само собой. И от нашего выбора ничего не зависит. Более того, у нас будто и нет там никакого выбора. Шаг за шагом всё идёт само по себе, мы будто просто участники событий, куклы, марионетки… там нет выбора… вспомните себя маленькими, когда вы попадали в новый класс или приезжали в детский лагерь на отдых впервые… или множество других событий, которые происходили первый раз и вы там были просто участником, который ещё не знает вариантов поведения в подобных ситуациях. Они с вами просто происходили.
Эти события “проживаются” как есть, а переживаться, осознаваться они будут потом. И, как правило, из них можно будет извлечь какие-то уроки. И, может быть, потом, когда в будущем наступят похожие события, у нас появится вариант выбора.
И вот тогда станет важно, какой выбор мы сделаем и какое решение примем. И от этого уже будет что-то зависеть.
Мне даже кажется, что так мы нарабатываем способность делать выбор.
Скажем так, нам открывают такую возможность – возможность делать выбор и проявлять свободную волю. Потому что это в каком-то смысле роскошь. Иметь возможность делать выбор.
В такие моменты вы становитесь создателями своей жизни, своей будущей судьбы. И такое право, возможно, нужно заслужить. И тогда мы рассказываем про такие ситуации не в терминах “вот что со мной произошло”, а уже в терминах, что была такая-то ситуация и «я принял решение сделать так-то»… даже если это была авария.
Вы не замечали, как по-разному люди рассказывают об авариях? Кто-то говорит, что произошло то-то и то-то, всё было неожиданно, как во сне, время замедлилось и с нами произошло это… а другие говорят, что эта машина задела ту машину, я ехал прямо за ней и я принял решение… или: я выехал на встречку для обгона и тут неожиданно из-за поворота вылетела машина и я принял решение…
В каких-то случаях у людей нет возможности принять решение, всё просто происходит. А в других случаях даже авария тоже происходит, но её исход уже зависит от человека, пусть хотя бы в деталях происшествия…
Мне иногда кажется, что если люди попадают в какую-то ситуацию и находятся там как проживающий свою роль актёр без права внести свои правки, то после этой ситуации… спустя время… они принимают решение, что попав в такую ситуацию в будущем, они хотят играть активную роль в исходе, принять правильное волевое решение… и им потом предоставляется такая возможность…
Конечно, в аварии, к счастью, попадают не все. Но обозначенная идея применима ко всему. Например, к посещению стоматолога или любого другого врача. Уж к врачам, наверное, ходили все. И здесь вполне применима такая ситуация. Сначала идёт проживание события. И далее – принятие решения в следующий раз быть более активным участником. Не только актёром, но и режиссёром, хотя бы в чём-то.
Возможно, так мы постепенно учимся стать “богом” для себя. Самим решать свою судьбу. Но как и в любой школе, полномочия даются только в рамках школьной программы. То есть в смысле жизни человека это значит в рамках судьбы. Вы не можете поменять судьбу, переписать её полностью, заменить на другую понравившуюся. Судьба – как большая роль в фильме. Вы согласились на эту роль ещё до того, как пришли сюда. И вы должны её сыграть.
Судьба – как роль. Роль прописана. И судьба тоже прописана.
А как же тогда свобода воли в ситуациях, о которых я только что упомянула?
Объясню. Знаете, так бывает, что режиссёры позволяют актёрам внести что-то от себя.
Например, в известном советском фильме “Бриллиантовая рука” когда главный герой Семён Горбунков спит после “важного задания” и жена никак не может его разбудить, по сценарию она хлопала дверью и на него должна была упасть картина, после чего он просыпался. Но эпизод никак не получался. Картина падала не так, как надо. Всё застопорилось. И тогда актриса, которая играла жену, предложила завести будильник. И получилась знаменитая сцена фильма, отражающая идею, что советский человек, как бы плохо ему не было после загула, непременно поднимается на зов будильника, ведь он зовёт его на работу, к свершениям!
Так что режиссёры позволяют актёрам внести что-то от себя. Она приняла решение, и это не только спасло сцену, это внесло в фильм важный комический эпизод, один из знаковых для советского зрителя.
Таких примеров в кино много. Но главный сценарий не меняется. Есть канва истории и она сохраняется. Так и в жизни. Главный сценарий, с которым вы пришли, сохраняется. Внутри жизни вам позволяют принимать решения. Они влияют на жизнь, но не уводят от главного сценария.