1

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» признано в Российской Федерации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2

Интервью с Валерием Стайнером.

3

Интервью с Валерием Стайнером.

4

Интервью с Сергеем Большаковым, Натальей Кушак, Юрием Слёзкиным.

5

Интервью с Валерием Стайнером.

6

Интервью с Валерием Стайнером.

7

Личные биографии диссидентов и отказников гораздо лучше задокументированы. Сочетание радикализма и уязвимости можно обнаружить в ряде биографий и биографический очерков, см., например: Nathans B. The Dictatorship of Reason: Aleksandr Vol’pin and the Idea of Rights under «Developed Socialism» // Slavic Review. 2007. Vol. 66. № 4. P. 630–663; Tromly B. Intelligentsia Self-Fashioning in the Postwar Soviet Union: Revol’t Pimenov’s Political Struggle, 1949–57 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2012. Vol. 13. № 1. Р. 151–176; Rubenstein J. Soviet Dissidents: Their Struggle for Human Rights. Boston: Beacon Press, 1980.

8

Его убийство не имело ничего общего с его хипповством, но стало печальной кульминацией жизни, которая все больше выходила из-под контроля после того, как он эмигрировал в Нью-Йорк в 1990‐х годах. Он был убит своим соседом-наркоманом во время ссоры из‐за денег: Cohen Sh., Schram J., Allan M. Man Stabs Roommate to Death, Tells 911 Operator: «I killed the guy» // New York Post. 2016. March 11. URL: https://nypost.com/2016/03/11/man-stabs-roommate-to-death-tells-911-operator-i-killed-the-guy/.

9

Молодежь СССР: статистический сборник / Ред. Т. Н. Кардановская. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 85–101.

10

Слёзкин Ю. Л. Дом правительства. Сага о русской революции. М.: АСТ; Corpus, 2019.

11

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2020.

12

Там же; см. также статью А. Фишзон в специальном выпуске «Cahiers du monde russe»: Fishzon A. The Fog of Stagnation: Explorations of Time and Affect in Late Soviet Animation // Communications and Media in the USSR and Eastern Europe: Technologies, Politics, Cultures, Social Practices / Eds L. Zakharova, K. Roth-Ey. 2015. Vol. 56. № 2. Р. 571–598.

13

Millar J. The Little Deal: Brezhnev’s Contribution to Acquisitive Socialism // Slavic Review. 1985. Vol. 44. № 4. Р. 694–706.

14

Речь идет о документах из фонда 16 – «Секретариат ГПУ – КГБ УССР» – Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины (Галузевий державний архiв Служби безпеки України, далее – ГДА СБУ). Документы, содержащие информацию о существовании хиппи в конце 1960‐х, находятся в делах 974 и 1009 и составляют в общей сложности десять страниц, тогда как националистам и диссидентам посвящено несколько сотен страниц.

15

Häberlen J., Spinney R. Emotions in Protest Movements in Europe since 1917 // Contemporary European History. November 2014. Vol. 23. № 4. (Special Issue).

16

All Things Living or Not: An Interdisciplinary Conference on Non-anthropocentric Perspectives in Slavic Studies. Columbia University, NYC, 24–25 February 2017.

17

Семинар «Dropping Out»; Fürst J. Liberating Madness – Punishing Insanity: Soviet Hippies and the Politics of Craziness // Journal of Contemporary History. November 2018. Vol. 53. № 4. Р. 832–860.

18

Carrère E. Limonov: The Outrageous Adventures of the Radical Soviet Poet Who Became a Bum in New York, a Sensation in France, and a Political Antihero in Russia / Transl. J. Lambert. London: Penguin Books, 2015.

19

Этой теме уделялось внимание во всех трех ее монографиях: Brown K. Plutopia: Nuclear Families, Atomic Cities, and the Great Soviet and American Plutonium Disaster. Oxford: Oxford University Press, 2013; A Biography of No Place: From Ethnic Borderland to Soviet Heartland. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004; Manual for Survival: A Chernobyl Guide to the Future. London: W. W. Norton, 2019.

20

Stodulka Th., Selim N., Mattes D. Affective Scholarship: Doing Anthropology with Epistemic Affects // Ethos. December 2018. Vol. 46. № 4. Р. 519. См. также: Rutherford D. Affect Theory and the Empirical // Annual Review of Anthropology. 2016. Vol. 45. Р. 285–312.

21

Markowitz F. Blood, Soul, Race, and Suffering // Anthropology and Humanism. 2006. Vol. 31. № 1. Р. 41–56.

22

Фюрст Ю. На краю империи // Хіппі у Львові. Вип. 3. Львів: Тріада Плюс, 2015. С. 388–415.

23

Щепанская Т. Система. Тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.

24

Daley Yv., Slayton T. Going up the Country: When the Hippies, Dreamers, Freaks, and Radicals Moved to Vermont. Hanover: University Press of New England, 2018; Ross A. Hippy Dinners: A Memoir of a Rural Childhood. London: Black Swan, 2015; Miller T. The 60s Communes: Hippies and Beyond. Syracuse: Syracuse University Press, 1999.

25

См. также: Barr-Melej P. Psychedelic Chile: Youth, Counterculture, and Politics on the Road to Socialism and Dictatorship. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2017; Cantilo M. Chau loco!: Los hippies en la Argentina de los setenta. Buenos Aires: Galerna, 2000; Warren J.Ph., Gendreau Ph., Lefebvre P. Les premiers hippies Québécois // Liberté. 2013. № 299. Р. 22–24; Kaminski L. F. The Hippie Movement Began in Moscow: Anticommunist Imaginary, Counterculture and Repression in Brazil of the 1970s // Antíthesis. 2017. Vol. 9. № 18. Р. 437–466.

26

Teds, Mods и Rockers – неформальные молодежные движения в Великобритании в конце 1950‐х – 1960‐х годах. – Прим. пер.

27

Cohen S. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. New York: St. Martin’s Press, 1980; Jefferson T. The Teds: A Political Resurrection / Centre for Contemporary Cultural Studies. Birmingham: University of Birmingham, 1973 (Sub and Popular Culture Series, Stencilled Occasional Paper, No. 22).

28

В числе остальных трудов про панков см.: Glasper I. Burning Britain: The History of UK Punk, 1980–1984. London: Cherry Red, 2004. О панках в Восточной Европе см.: Warschauer Punk Pakt: Punk im Ostblock 1977–1989 / Hrsg. A. Pehlemann. Mainz: Ventil Verlag, 2018; Hayton J. Härte gegen Punk: Popular Music, Western Media, and State Response in the German Democratic Republic // German History. 2013. Vol. 31. № 4. Р. 523–549.

29

Austin J., Nevin W. M. Generations of Youth: Youth Cultures and History in Twentieth-Century America. New York: New York University Press, 1998.

30

Miller T. The Hippies and American Values. Knoxville: University of Tennessee Press, 2011; Rorabaugh W. J. American Hippies. New York: Cambridge University Press, 2015 (Cambridge Essential Histories); Bingham C. Witness to the Revolution: Radicals, Resisters, Vets, Hippies, and the Year America Lost Its Mind and Found Its Soul. New York: Random House, 2016; MacFarlane S. The Hippie Narrative: A Literary Perspective on the Counterculture. Jefferson: McFarland & Company, 2007; Shires P. Hippies of the Religious Right. Waco: Baylor University Press, 2007.

31

Smith Sh. L. Hippies, Indians, and the Fight for Red Power. New York: Oxford University Press, 2014.

32

Lemke-Santangelo G. Daughters of Aquarius: Women of the Sixties Counterculture. Lawrence: University Press of Kansas, 2009.

33

Hippie Modernism: The Struggle for Utopia. Exhibition Catalogue / Eds A. Blauvelt, G. Castillo, E. Choi. Minneapolis: Walker Art Center, 2015.

34

Дроп-Сити, Колорадо // Современная архитектура. 1969. № 1. С. 22.

35

Fürst J. Stalin’s Last Generation: Soviet Post-War Youth and the Emergence of Mature Socialism. Oxford: Oxford University Press, 2010.

36

Diski J. The Sixties. London: Profile, 2010.

37

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. С. 158.

38

Woodstock, an American Art Colony 1902–1977: An Exhibition Supported by Grants from the National Endowment for the Arts and the New York State Council on the Art / Ed. P. Brecht. Poughkeepsie: Vassar College Art Gallery, 1977.

39

Rather L. Bohemians to Hippies: Waves of Rebellion. Oakland: The Rather Press, 1977. Р. 119–120.

40

Nenocenzētie: Alternatīvā kultūra Latvijā. XX gs. 60-tie un 70-tie gadi / Ed. E. Valpēters. Riga: Latvijas Vēstnesis, 2010. См. также недавнюю попытку объединить историю мысли и поп-культуру (музыку): Mrozek B. Jugend, Pop, Kulture: Eine transnationale Geschichte. Berlin: Suhrkamp, 2019.

41

Существует много книг, посвященных литературному и политическому андеграунду. Однако даже книги о современной русской культуре часто не включают людей и произведения, которые не входят в устоявшийся канон «настоящих» писателей. См., например: Encyclopedia of Contemporary Russian Culture / Eds T. Smorodinskaya, K. Evans-Romaine, H. Goscilo. London: Routledge, 2007.

42

The Handbook of Courage: Cultural Opposition and Its Heritage in Eastern Europe / Eds B. Apor, P. Apor, S. Horváth. Budapest: Hungarian Academy of Sciences, 2018.

43

Ibid.

44

Ibid. P. 11; Smola K., Lipovetsky M. Introduction: The Culture of (Non)Conformity in Russia from the Late Soviet Era to the Present // Russian Literature. February – May 2018. Vol. 96–98. Р. 1–11; Péteri G. Nylon Curtain – Transnational and Transsystemic Tendencies in the Cultural Life of State-Socialist Russia and East-Central Europe // Slavonica. 2004. Vol. 10. № 2. Р. 113–123.

45

Dropping Out of Socialism: The Creation of Alternative Spheres in the Soviet Bloc / Eds J. Fürst, J. McClellan. Lanham: Lexington Books, 2017.

46

Про понятие Eigensinn (своеволие) см.: Lindenberger Th. Die Diktatur der Grenzen // Herrschaft und Eigen-Sinn in der Diktatur: Studien zur Gesellschaftsgeschichte der DDR / Hrsg. Th. Lindenberger. Cologne: Böhlau, 1999. S. 23–26. А также: Fortschritt, Norm und Eigensinn: Erkundungen im Alltag der DDR / Hrsg. A. Ludwig. Berlin: Links, 2000; Ohse M.D. Jugend nach dem Mauerbau: Anpassung, Protest und Eigensinn, DDR 1961–1974. Berlin: Links, 2003.

47

Spielplätze der Verweigerung: Gegenkulturen im östlichen Europa / Hrsg. Ch. Gölz, A. Kliems. Cologne: Böhlau, 2014. Р. 13; Hayton J. Ignoring Dictatorship? Punk, Rock, Subculture, and Entanglement in the GDR // Dropping Out… Р. 207–232.

48

Иванова Е. Ф. Феномен внутренней эмиграции // Век толерантности. 2001. Вып. 1–2. URL: www.tolerance.ru/VT-1-2-fenomen.php?PrPage=VT (дата обращения: 1 июня 2023 года).

49

Bushnell J. S. An Introduction to the Soviet Sistema: The Advent of Counterculture and Subculture // Slavic Review. 1990. Vol. 49. № 2. Р. 272–277; Idem. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston: Unwin Hyman, 1990; Gorski B. Manufacturing Dissent: Stiliagi, Vasilii Aksenov, and the Dilemma of Self-Interpretation // Russian Literature. February – May 2018. Vol. 96–98. Р. 77–104.

50

Gramsci A. Selections from the Prison Notebooks / Eds and transl. Q. Hoare, G. N. Smith. London: Lawrence and Wishart, 1971. Р. 253; Hall S., Jefferson T. Resistance through Ritual: Youth Subcultures in Post-War Britain. London: Hutchinson, 1976; Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London: Routledge, 1979.

51

По определению термин «молодежная культура» подчеркивает поколенческий элемент, который присутствует в некоторых, но не во всех субкультурах и который менее отчетливо проявлялся даже в тех культурах, которые определяли себя как молодежные. В случае с хиппи более детально эта тема рассматривается в разделе «Отцы и дети» (глава 5). На тему поколения и контркультуры см.: Von der Goltz A. «Talkin’ ’bout My Generation»: Conflicts of Generation Building and Europe’s «1968». Göttingen: Wallstein, 2011.

52

The Handbook of Courage: Cultural Opposition…; Кизевальтер Г. Эти странные семидесятые, или Потеря невинности: эссе, интервью, воспоминания. М.: Новое литературное обозрение, 2010; Кабаков И. 60–70-е: записки о неофициальной жизни в Москве. М.: Новое литературное обозрение, 2008; Jackson M. J. The Experimental Group: Ilya Kabakov, Moscow Conceptualism, Soviet Avant-Gardes. Chicago: University of Chicago Press, 2010.

53

Smola K., Lipovetsky M. Introduction: The Culture of (Non)conformity in Russia from the Late Soviet Era to the Present. Р. 1.

54

Oushakine S. The Terrifying Mimicry of Samizdat // Public Culture. Spring 2001. Vol. 13. № 2. Р. 191–214.

55

См. особенно статьи в Russian Literature (February – May 2018. Vol. 96–98): Gorski B. Manufacturing Dissent: Stiliagi, Vasilii Aksenov, and the Dilemma of Self-Interpretation; Fishzon A. The Place Where We [Want To] Live: East-West and Other Transitional Phenomena in Vladimir Vysotskii’s Alisa v strane chudes (Р. 167–193).

56

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось.

57

Интервью с Юрием Слёзкиным; личные беседы с Максимом Матусевичем и Алексеем Юрчаком.

58

Gilburd E. To See Paris and Die: The Soviet Lives of Western Culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2018.

59

Fainberg D., Kalinovsky A. M. Reconsidering Stagnation in the Brezhnev Era: Ideology and Exchange. Lanham: Lexington Books, 2016; Belge B., Deuerlein M. Goldenes Zeitalter der Stagnation? Perspektiven auf die sowjetische Ordnung der Breznev-Ära. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014.

60

Fürst J. Where Did All the Normal People Go?: Another Look at the Soviet 1970s // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2013. Vol. 14. № 3. Р. 621–640.

61

Bushnell J. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston: Unwin and Hyman, 1990. Р. 117–124; Фельдштейн Д. И., Радзиховский Л. А., Мазуров А. И. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1988; Запесоцкий А. С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990; Розин М. Психология советских хиппи // Советская социология. 1999. Т. 2. № 1. С. 44–72.

62

Щепанская Т. Система…; Ремизова М. Веселое время: мифологические корни контркультуры. М.: Форум, 2016. См. также: Мата Хари [Ремизова М.]. Пудинг из промокашки: хиппи как они есть. М.: Форум, 2008.

63

Risch W. J. The Ukrainian West: Culture and the Fate of Empire in Soviet Lviv. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011. Р. 237–246; Svede М. A. All You Need Is Lovebeads: Latvia’s Hippies Undress for Success // Style and Socialism: Modernity and Material Culture in Post-War Eastern Europe / Eds S. Reid, D. Crowley. Oxford: Berg, 2000. Р. 189–208; Zhuk S. Rock and Roll in the Rocket City: The West, Identity, and Ideology in Soviet Dniepropetrovsk, 1960–1985. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2010.

64

Gordeeva I. Tolstoyism in the Late-Socialist Cultural Underground: Soviet Youth in Search of Religion, Individual Autonomy and Nonviolence in the 1970s – 1980s // Open Theology. 2017. Vol. 3. № 1. Р. 494–515. URL: https://doi.org/10.1515/opth-2017-0038; Гордеева И. Театрализация повседневной жизни в культурном андеграунде позднего советского времени // Kultūras studijas: Zinātnisko rakstu krājums (Cultural Studies: Scientific Papers). Vol. 10. Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2018. Р. 52–60; Gordeeva I. The Spirit of Pacifism: Social and Cultural Origins of the Grassroots Peace Movement in the Late Soviet Period // Dropping Out… Р. 129–156.

65

Yong E. When Memories Are Remembered They Can Be Rewritten // National Geographic. 2013. May 20. URL: https://www.nationalgeographic.com/science/article/when-memories-are-remembered-they-can-be-rewritten.

66

На тему «стёба» см.: Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. С. 503–534.

67

Пиплбук Саши Художника // Хиппи. URL: https://www.hippy.ru/left/io/piplbukio/008.html. Из личного архива А. Иосифова.

68

Перечислены города, которые упоминались в интервью. Дополнительная информация: ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 974. Л. 114–119 (Письмо в Центральный комитет Коммунистической партии Украины. 20 мая 1969 года). Также я узнала, что сообщества хиппи существовали в еще более отдаленных местах, например в закрытом городе Озерске, где производили плутоний (спасибо Кейт Браун за информацию), и в сибирской глубинке. Сергей Жук описывает компании хиппи в закрытом городе Днепропетровске: Zhuk S. Rock and Roll in the Rocket City… Р. 102. Конечно, эти сообщества различались по своим характеристикам и продолжительности существования: некоторые, например в Севастополе, напоминали квазикомсомольские организации, другие, например в Омске и Магадане, были тесно связаны с местными хулиганами и криминальными элементами. Серьезно настроенные хиппи из небольших или закрытых городов, как правило, уезжали и присоединялись к более крупным хипповским сообществам, например легендарный Джими из Днепропетровска, который привез нескольких юных хиппи с Украины в Ленинград (интервью с О. Бурианом).

69

Центральный государственный архив общественных объединений Украины (Центральний державний архів громадських об’єднань України, далее – ЦДАГОУ). Ф. 7. Оп. 20. Д. 609. Л. 1–7 (Повiдомлення про викриття в мiстi Львoвi групи молодi пiд назвою «хiппi»).

70

Эта фраза прозвучала буквально слово в слово в интервью Стрельниковой, Солдатова и Гринбергса. Многие другие респонденты выражали эти ощущения иными словами.

71

Термин «лето любви» использовал Александр Заборовский, но в целом сама идея нашла поддержку у хиппи по всему Советскому Союзу. Это показывает, что советские хиппи хорошо знали терминологию западных хиппи и уверенно ей пользовались (интервью с А. Заборовским).

72

Интервью с С. Большаковым; Дворкин А. Моя Америка. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2013.

73

Troitsky A. Back in the USSR: The True Story of Rock in Russia. London: Omnibus Press, 1987. Р. 23. (Цитата приводится по: Троицкий А. Back in the USSR. Подлинная история рока в России. М.: Амфора, 2009. – Прим. пер.)

74

Интервью с И. Зябиным.

75

Интервью с А. Калабиным.

76

Интервью с С. Большаковым.

77

Интервью с С. Москалевым.

78

Жуков Ю. Хиппи и другие // Правда. 1967. 5 июня. С. 4.

79

Устименко Ю. Дети с цветами и без цвета // Ровесник. 1967. Декабрь. С. 10–11.

80

Боровик Г. Хождение в страну Хиппляндию // Вокруг света. 1968. № 9. С. 25–32. Большое количество респондентов подтвердили, что находились под большим впечатлением от этой статьи. См. в том числе интервью с Видеманном, Москалевым, Бомбиным.

81

См. в том числе интервью с Москалевым, Видеманном, Олисевичем.

82

Интервью с В. Видеманном; Видеманн В. Хиппи в Эстонии. Как это началось. Неопубл. рукопись. Из личного архива автора.

83

Интервью с С. Батовриным.

84

Там же.

85

Розенталь Э. Хиппи и другие // Новый мир. 1971. № 7. С. 182–204.

86

О важном влиянии «Нового мира» на позднее диссидентское общество см.: Kozlov D. The Readers of Novyi Mir: Coming to Terms with the Stalinist Past. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2014.

87

Zubok V. Zhivago’s Children: The Last Russian Intelligentsia. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2009.

88

Стиляги, с их открытым поклонением всему западному и американскому, представляли собой гораздо более ясную мишень. Подробное описание отношения к стилягам в СССР см.: Fürst J. Stalin’s Last Generation… Р. 208–235; Edele M. Strange Young Men in Stalin’s Moscow: The Birth and Life of the Stiliagi, 1945–1953 // Jahrbücher für die Geschichte Osteuropas. 2002. Vol. 50. Р. 37–61; Кирсанова Р. Стиляги: западная мода в СССР 40–50‐х годов // Родина. 1998. № 8. С. 72–75. Двойственное отношение к хиппи означало, что как критические, так и доброжелательные статьи появлялись почти одновременно, показывая, что хорошо организованная во всем остальном советская пропагандистская машина не имела на эту тему четких указаний. Ленинградская газета «Смена», например, с большим удовольствием сообщила, что азиатские страны собираются выгнать странствующих и «грязных» хиппи: Иванов Дм. Куда податься хиппи? // Смена. 1972. 6 апреля.

89

На эту тему см.: Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось; Fürst J. Where Did All the Normal People Go? Р. 621–640.

90

Литовский специальный архив (Lietuvos ypatingasis archyvas, далее – LYA). Ф. K-1 (Архив КГБ Литовской ССР). Оп. 10. Д. 359. Л. 59–63 (просмотрен в архиве Гуверовского института Стэнфордского университета).

91

Интервью с Ляшенко.

92

Интервью с Москалевым.

93

Интервью с Олисевичем.

94

Из личного архива В. Буракова.

95

О западной молодежи см.: Gildea R., Mark J., Warring A. Europe’s 1968: Voices of Revolt. Oxford: Oxford University Press, 2013. Об идеологии советских хиппи см. главу 5.

96

Интервью с В. Бураковым, С. Солдатовым.

97

Интервью с С. Федоровым.

98

Интервью с Батовриным. Батоврин и его друг отправились в Вудсток из Статен-Айленда, но когда они застряли по дороге вместе с другими хиппи, то поняли, что если не вернутся к вечеру домой, то может возникнуть «дипломатический скандал». Они вернулись, но были вдохновлены атмосферой во время своего короткого путешествия.

99

Интервью с Казанцевой, Заборовским.

100

Интервью с Бруи, Гринбергсом, Валпетерсом.

101

Поликовская Л. Мы предчувствие… Предтеча… Площадь Маяковского 1958–1965. М.: Звенья, 1997.

102

Bukovsky V. To Build a Castle: My Life as a Dissenter. London, 1978. Р. 198–199; Батшев В. Записки тунеядца. М.: André Deutsch LTD, 1987. С. 55–59; Интервью с Дубиным.

103

Интервью с Дубиным.

104

Интервью с Казанцевой, Полевым, Дудинским; про Мамлеева и его круг см.: Я везде «не свой человек» – интервью с Юрием Мамлеевым / Интервью В. Бондаренко // Лебедь: независимый альманах. 2008. 6 апреля. URL: https://lebed.com/2008/art5285.htm; Laruelle M. The Iuzhinskii Circle: Far-Right Metaphysics in the Soviet Underground and Its Legacy Today // Russian Review. October 2015. Vol. 74. № 24. Р. 563–580.

105

Интервью с Фрумкиным, Дудинским. Существует наглядное свидетельство этой постоянной связи: сохранившаяся фотография 1975 года, на которой Пятницкая изображена рядом с членами группы Офелии «Волосы» и их хипповским флагом. В эмиграции Алексей Фрумкин встретил Мамлеева в то время, когда оба они посещали русский православный монастырь.

106

Я везде «не свой человек» – интервью с Юрием Мамлеевым.

107

Taplin Ph. Meet Yuri Mamleev: Insanity, Murder, and Sexual Depravity on the Quest for Divine Truth // Russia Beyond the Headlines. 2014. April 14. URL: http://rbth.com/literature/2014/04/14/meet_yuri_mamleev_insanity_murder_and_sexual_depravity_on_the_quest_for_35879.html.

108

Laruelle M. The Iuzhinskii Circle… P. 566.

109

Решетов Т. Веха эпохи: интеллектуалы и метафизики: полный английский перевод романа Юрия Мамлеева «Шатуны» // Независимая газета. 2014. 27 марта. URL: https://nvo.ng.ru/kafedra/2014-03-27/4_mamle.html.

110

Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 194.

111

Carrère E. Limonov: The Outrageous Adventures of the Radical Soviet Poet… Р. 74.

112

Интервью с Г. Зайцевым; Козлов А. «Козел на саксе»: и так всю жизнь. М.: Вагриус, 1998. С. 263–264.

113

Интервью с Дудинским.

114

Интервью с Харэль-Фейнбергом.

115

Там же. Пеннанен фактически подтвердил, что такая практика существовала. Снобизм по отношению к недостаточно «крутым» в его риторике очевиден (интервью с А. Пеннаненом).

116

Воспоминания Константина Оськина, участника хиппи-группы «Волосы» в 1970‐х / Интервью Сергея Колокольцева с Константином Оськиным. 2014. 28 июня. URL: https://youtu.be/6lDDkHLHqPk.

117

Интервью с Пеннаненом; Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus // Münchner Merkur. 1975. Juli 26.

118

Все опрошенные мною хиппи единодушно высказывались в отношении профессии матери Офелии, но про ее отца почти ничего никому не было известно. Более того, Пеннанен утверждал, что он не был настоящим отцом Офелии, поскольку мать забеременела, когда находилась по делам службы в Оксфорде (интервью с Пеннаненом).

119

Интервью с Липницким.

120

Интервью с Липницким, Дудинским, Бородулиным.

121

На тему характеристики поколения оттепели см. также: Tromly B. Making the Soviet Intelligentsia: Universities and Intellectual Life under Stalin and Khrushchev. Cambridge: Cambridge University Press, 2014; Russia’s Sputnik Generation: Soviet Baby Boomers Talk about Their Lives / Ed. D. J. Raleigh. Bloomington: Indiana University Press, 2006; Raleigh D. J. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War Generation. Oxford: Oxford University Press, 2012; Fürst J. The Arrival of Spring? Changes and Continuities in Soviet Youth Culture and Policy between Stalin and Khrushchev // Dilemmas of De-Stalinization: Negotiating Cultural and Social Change in the Khrushchev Era / Ed. P. Jones. London: Taylor and Francis, 2006. Р. 135–153; Kozlov D. Readers of Novyi Mir…

122

Мотив неучастия часто встречается в интервью и выражается по-разному, начиная от простого выражения отвращения при мысли об активизме и заканчивая сложными философскими размышлениями.

123

Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus.

124

Огородников А. Культура катакомб: к опыту истории поколения // Община. 1978. № 2. С. 70–76; Архив истории инакомыслия в СССР (архив общества «Мемориал»). Ф. 169 (Христианский семинар по проблемам религиозного возрождения).

125

Интервью с Солдатовым, Бураковым.

126

Troitsky A. Back in the USSR… Р. 22.

127

Ibid.

128

Troitsky A. Back in the USSR… Р. 22.

129

Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus.

130

Интервью с Батовриным.

131

Интервью с Солдатовым.

132

Интервью с Арбатовой.

133

Интервью с Казанцевой.

134

Интервью с Вардан; Дорожный дневник Вардан (из личного архива М. Вардан).

135

Интервью с Заборовским.

136

Интервью с Бородулиным.

137

Интервью с Ляшенко.

138

Харэль-Фейнберг М. Студия Вити Ятива. Неопубл. рукопись. Из личного архива автора.

139

Про легендарный «Сайгон» см.: Сумерки «Сайгона» / Под ред. Ю. Валиевой. СПб.: Zamizdat, 2009. О молодых поэтах и поклонниках Серебряного века и их переплетении с ленинградскими хиппи см.: Lincoln B. Sunlight at Midnight: St. Petersburg and the Rise of Modern Russia. New York: Basic Books, 2000. Р. 342.

140

Стиляги появились в стране в конце 1940‐х годов, подражая западным любителям джаза. Они просуществовали до начала 1960‐х годов, но контакты напрямую между стилягами и хиппи, которые появились позднее, были редки. Только два хиппи, Вильям Бруи из Ленинграда и Александр Литвиненко из Москвы, утверждали, что находились под влиянием своих родственников-стиляг (интервью с Бруи, Литвиненко). По своему стилю стиляги, стремившиеся к «крутости» через потребительство, сильно отличались от хиппи, которые его сознательно отвергали.

141

Интервью с Бруи.

142

Интервью с Гринбергсом.

143

Более подробное обсуждение среды рижских битников и хиппи см.: Svede M. A. All You Need Is Lovebeads.

144

Интервью с Валпетерсом.

145

Интервью с Гринбергсом.

146

Интервью с Гринбергсом.

147

Nenocenzētie: Alternatīvā kultūra Latvijā…

148

Интервью с Видеманном.

149

Интервью с Егоровым.

150

Интервью с Солдатовым, Егоровым, Бомбиным.

151

Интервью с Бомбиным.

152

Письмо Юрия Буракова Мартину. Из личного архива В. Буракова.

153

Интервью с Гиткиндом.

154

Интервью с Лойтом, Гиткиндом.

155

Интервью с Гиткиндом.

156

Олисевич А. Peace, Love, Freedom // Хіппі у Львові. Вип. 1. Львів: Тріада Плюс, 2011. С. 60. URL: https://www.lubava.info/txt/show/675.

157

Интервью с Сандром Ригой; Wolf K. de. Dissident for Life: Alexander Ogorodnikov and the Struggle for Religious Freedom in Russia. Cambridge: W. B. Eerdmans Publishing Company, 2003. Р. 57–58.

158

The Routledge Handbook of the Global Sixties: Between Protest and Nation-Building / Eds Ch. Jian, M. Klimke et al. London: Routledge, 2018.

159

Я интервьюировала несколько человек, которые были частью «Измайловской системы» (Мякотин, Тарасов, Кокоян). Про остальные «системы» знаю лишь понаслышке.

160

Интервью с Синягиным.

161

Интервью с Солдатовым.

162

Громов А., Кузин С. Неформалы: кто есть кто. М.: Мысль, 1990. С. 19.

163

Я долго сомневалась в том, что в Москве в ранние годы был только один лидер. Каждый раз, интервью за интервью, я слышала лишь это имя: Солнце. Наконец, кто-то усомнился в том, что именно он был первым московским хиппи: им был, вероятно, Шекспир. Когда я в конце концов нашла Шекспира в Иерусалиме, то немедленно отправилась на встречу с ним. Я спросила его, кто был первым хиппи в Москве. «Солнце», – ответил он (интервью с Полевым).

164

Интервью с Липницким.

165

Там же.

166

Интервью с В. Бураковым.

167

Интервью с Липницким.

168

Интервью с Казанцевой.

169

Интервью с Ильиным-Томичем.

170

Интервью с Казанцевой. Московская психиатрическая клиническая больница № 1 им. П. П. Кащенко (с 1994 года – им. Н. А. Алексеева), также называлась «Кащенко» или «Канатчикова дача». – Прим. ред.

171

Интервью с Батовриным. Это желание признания встречается в нескольких рассказах Солнца.

172

Интервью с Солдатовым, Ермолаевой.

173

Бояринцев В. Мы – хиппи. Сборник рассказов. М.: Лулу, 2004. С. 6.

174

Интервью с Солдатовым.

175

Бураков Ю. Чужой. Из личного архива В. Буракова. Орфография автора.

176

Про самоповреждения – см. интервью с Фрумкиным, Ниинемяги, Большаковым; переписку с Пеннаненом от 31 января 2019 года.

177

Переписка с Марго Вардан. 8 марта 2016 года.

178

Дневник Марго Вардан, запись от 18 августа 1969 года. Огромная благодарность ей за то, что поделилась со мной этими записями.

179

Письмо Юрия Буракова Марго Вардан. 10 января 1970 года. Из личного архива М. Вардан.

180

Письмо Марго Вардан Юрию Буракову. 17 февраля 1970 года. Из личного архива В. Буракова.

181

Интервью с Липницким; Трудовая книжка из личной коллекции В. Буракова.

182

Интервью с Пеннаненом.

183

ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 914. Л. 33 (Информация о мерах, принятых к лицам, задержанным в Таллине 24 октября 1972 года).

184

Интервью с Егоровым.

185

Козлов А. «Козел на саксе»… С. 263–264.

186

Интервью с Казанцевой, Александром Дворкиным. См. также интервью Офелии с Альфредом Френдли: Friendly A. The Hair Group // Newsweek. 1975. December 8.

187

Интервью с Казанцевой.

188

Интервью с Арбатовой; Арбатова М. Мне 40 лет. Автобиографический роман. М.: Захаров, 1999. С. 94–95.

189

Интервью с Виноградовым.

190

Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь… С. 98. С тех пор как интернет стал важной площадкой для бывших советских хиппи, были предприняты разные попытки ретроспективно дать определение Системе и ее охарактеризовать, и многие из них содержат фактические исторические ошибки. См. подробное и интересное эссе Евгения Балакирева «Сага о Системе», опубликованное в 2002 году: Балакирев Е. (Крот). Сага о Системе // Технология альтруизма. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/8/4. Еще один короткий комментарий см. на одном из форумов хиппи: Система // Хиппи. URL: http://hippy.ru/f59.htm.

191

Пустые цветы // Советская Латвия. 1968. 6 октября.

192

Интервью с Липницким.

193

Интервью со Стрельниковой.

194

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 974. Л. 114–119 (Письмо в Центральный комитет Коммунистической партии Украины. 20 мая 1969 года).

195

Центральный архив общественно-политической истории Москвы (далее – ЦАОПИМ). Ф. П-635. Оп. 1. Д. 2837. Л. 38 (Стенограмма отчетно-выборной конференции Московской городской организации ВЛКСМ. 5–6 марта 1970 года).

196

Там же.

197

Long-Haired Russians Get a Tepid «Defender» // International Herald Tribune. 1971. 9 January.

198

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 993. Л. 152 (Информационное сообщение. 12 июня 1971 года).

199

ЦАОПИМ. Ф. П-635. Оп. 1. Д. 2858. Л. 18 (Стенограмма отчетно-выборной конференции Московской городской организации ВЛКСМ. 5–6 марта 1970 года).

200

См. самую первую статью про стиляг, которая появилась в советской прессе (и в которой также это слово впервые употреблялось): Беляев Д. Стиляга (из серии «Типы, уходящие в прошлое») // Крокодил. 1949. № 7. С. 10.

201

ЦАОПИМ. Ф. П-635. Оп. 1. Д. 2858. Л. 19.

202

Там же. Д. 2979. Л. 3–29 (Стенограмма заседания актива по вопросу «О задачах комсомольских организаций города по усилению борьбы с пьянством, алкоголизмом и предупреждению правонарушений среди подростков и молодежи». 29 июня 1972 года).

203

Ukraine Leader Urges Soviet to Get Rid of Hippies // The New York Times. 1971. June 30.

204

Ibid.

205

См. среди прочих интервью с Тороповой, Ермашом, Футерманом, Москалевым.

206

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 1009. Л. 198–201 (Письмо в Центральный комитет Коммунистической партии Украины. 16 мая 1972 года).

207

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 1015. Л. 326 (Письмо В. В. Щербицкого. 18 октября 1972 года).

208

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 1015. Л. 322–328.

209

По сравнению с этими двумя категориями, хиппи относительно редко фигурируют в переписке секретариата КГБ Украины (которая является единственной частью архива СБУ, доступной в полном объеме). Тем не менее отдельные документы свидетельствуют о том, что так или иначе за хиппи велось пристальное наблюдение (особенно власти настораживались, когда хиппи путешествовали) и что, когда государству это требовалось (но не всегда), репрессии могли быть суровыми.

210

Yippies, от аббревиатуры YIP, Youth International Party – «международная молодежная партия». – Прим. пер.

211

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 1с. Д. 889. Л. 17–18 (Материал к встрече с секретарями обкомов, крайкомов, ЦК ЛКСМ союзных республик).

212

Там же.

213

Там же.

214

Там же.

215

О трансформации КГБ см.: Петров Н. Подразделения КГБ СССР по борьбе с инакомыслием 1967–1991 годов // Повседневная жизнь при социализме: немецкие и российские подходы / Ред. Я. К. Берендс, В. Дубина, А. Сорокин. М.: РОССПЭН, 2015. С. 158–184.

216

У меня есть персональные свидетельства только одного человека, хипповавшего в то время. Однако Александр Заборовский показался мне заслуживающим доверия источником, не пытавшимся приукрасить значение события и собственного опыта, также он не был замечен в создании «историй» в соцсетях. Он показал мне несколько фотографий, на которых совершенно точно видны хиппи, идущие по улице Горького, хотя их количество и их босоногость трудно оценить (интервью с Заборовским).

217

По словам Светы Марковой и Саши Пеннанена, см.: Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus.

218

Интервью с Солдатовым, Федоровым, Батовриным, Казанцевой, Липницким, Капитановским, Литвиненко. См. также фильм «Во всем прошу винить „Битлз“» (режиссер Максим Капитановский. Москва, 2004).

219

Интервью с Ляшенко.

220

Интервью Кауфмана с Марковой: Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus. См. также интервью с Бояринцевым, Солдатовым, Ильиным-Томичем.

221

Hessler J. The Soviet Public and the Vietnam War: Political Mobilization, Public Organizations, and Activism, 1965–1973 // Protest in the Vietnam War Era. London: Palgrave Macmillan Cham, 2022. P. 85–111 (цит. по рукописи).

222

Батоврин говорил в интервью, что с комсомолом даже велись переговоры о создании хипповской коммуны в Молдавии. Это не было так уж необычно, как может показаться на первый взгляд. Правда, я не смогла найти ни одного документа о подобных переговорах в архиве комсомола, но там не было и документов о демонстрации 1971 года, которая, несомненно, имела место.

223

Об экологических группах, особенно затянувшийся случай инициативной группы по защите Кедрограда, идеологические взгляды которой имели много общего с движением хиппи, см.: Weiner D. A Little Corner of Freedom: Russian Nature Protection from Stalin to Gorbachev. Berkeley: University of California Press, 1999. Р. 312–339.

224

Интервью с Бояринцевым.

225

Бураков Ю. Солнце. Рукопись. Из личного архива В. Буракова. Здесь и далее – орфография автора.

226

Множество людей, арестованных в тот день, перестали хипповать. Учитывая большое количество собравшихся на демонстрацию, примечательно, как мало из ее участников остались в кругу хиппи.

227

См., например, что писала про демонстрацию 1965 года на Пушкинской площади Людмила Алексеева: Alexeyeva L. The Thaw Generation: Coming of Age in the Post-Stalin Era. Boston: Little Brown, 1990. Р. 122–124.

228

Интервью Т. Тоомисту с Клепининым (материалы к фильму). Благодарю Терье Тоомисту за возможность использовать это интервью.

229

Интервью с Капитановским.

230

Интервью с Ильиным-Томичем и Бояринцевым. Плачущий вьетнамский ребенок – советское клише, возможно возникшее как сюжетная цитата из документального фильма 1969 года «Необъявленная война. Вьетнамский дневник». – Прим. ред.

231

Бураков Ю. Солнце.

232

Там же.

233

Интервью с Бояринцевым.

234

Интервью с Солдатовым, Бояринцевым, Капитановским.

235

Интервью с Бояринцевым.

236

Интервью с Бояринцевым.

237

Интервью с Ильиным-Томичем.

238

Там же. Воспоминания Ильина немного отличаются от воспоминаний Лонга о том, кто был арестован вместе с Солнцем, но сам Солнце описывал эту историю так, будто он был арестован вместе со всем своим ближним кругом.

239

Интервью с Бояринцевым.

240

Там же.

241

Интервью с Ильиным-Томичем.

242

Хроника текущих событий. 1971. 2 июля. № 20. URL: http://old.memo.ru/history/diss/chr/chr20.htm.

243

Бураков Ю. Солнце.

244

Интервью с Капитановским.

245

Интервью с Заборовским, Бояринцевым.

246

Представители молодежной субкультуры с рабочих окраин Москвы, изначально возникшей в городе Люберцы. – Прим. ред.

247

Байков А. Московский детектив: русский Чарли Менсон по прозвищу Смертник // Москвич Mag. 2020. 27 января. URL: https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskij-detektiv-russkij-charli-menson-po-prozvishhu-smertnik/.

248

Интервью с Капитановским.

249

Бураков Ю. Солнце.

250

Там же.

251

Интервью с Бояринцевым, Литвиненко.

252

Интервью с Бояринцевым.

253

Интервью с Арбатовой.

254

Интервью с Казанцевой.

255

«Факультатив. История»: советские хиппи // Москва 24. 2013. 9 октября. URL: https://www.m24.ru/videos/programmy/09102013/30949.

256

Kan A. Undergrounded: Leningrad Rock Musicians, 1972–1986. PhD thesis, University of Bristol, 2016.

257

О практике профилактики времен Хрущева см.: Harrison M. If You Do Not Change Your Behaviour: Managing Threats to State Security in Lithuania under Soviet Rule // Warwick Economic Research Paper Series 1076; Department of Economics, University of Warwick, November 2015. URL: https://warwick.ac.uk/fac/soc/economics/research/workingpapers/2015/twerp_1076_harrison_2.pdf; Cohn E. D. Coercion, Reeducation, and the Prophylactic Chat: Profilaktika and the KGB’s Struggle with Political Unrest in Lithuania, 1953–64 // Russian Review. 2017. Vol. 76. № 2. Р. 272–293.

258

Weschler L. The Trials of Jan Kavan // New Yorker. 1992. October 12. Р. 66–96.

259

«Факультатив. История»: советские хиппи.

260

Интервью с Ильиным-Томичем.

261

Интервью с Капитановским.

262

Интервью с Бояринцевым.

263

Интервью с Бураковым.

264

Письмо Кати Герасимчук. 20 мая 1972 года. Из личного архива В. Буракова.

265

Письмо Тимоничева и Рябова. Из личного архива В. Буракова.

266

Интервью с Литвиненко.

267

Письмо Тимоничева и Рябова.

268

РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 1с. Д. 914с. Л. 27.

269

Письмо Юры Буракова к родителям. 9 января 1975 года. Из личного архива В. Буракова.

270

Речь Андропова перед выпускниками Высшей школы КГБ, цит. по: Петров Н. Подразделения КГБ СССР по борьбе с инакомыслием 1967–1991 гг. С. 158.

271

ЦДАГОУ. Ф. 7. Оп. 20. Д. 609. Л. 1–7 (Повiдомлення про викриття в мiстi Львoвi групи молодi пiд назвою «хiппi»).

272

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 1078. Л. 254–257 (Докладная записка от 11 октября 1979 года).

273

См., например: Интервью с Москалевым.

274

ЦДАГОУ. Ф. 7. Оп. 20. Д. 795. Л. 66–67 (Письмо начальника особого отдела КГБ при СМ СССР по Краснознаменному Киевскому в. о. генерал-майора Шурепова первому секретарю ЦК комсомола Украины тов. Капто А. С. 9 октября 1971 года), и там же: Л. 68–71 (Объяснение).

275

Zaytseva A. La Légitimation du rock en URSS dans les Années 1970–1980 // Cahiers du monde russe. 2008. Vol. 4. Р. 651–680.

276

«„Сектор Газа“ – это наши „Битлз“»: музыкант и политтехнолог Сергей Жариков о смерти рока и вечной жизни спецслужб / Интервью А. Сочнева // Lenta.ru. 2015. 17 ноября. URL: https://lenta.ru/articles/2015/11/17/zharikov.

277

Интервью с Бояринцевым.

278

Интервью с Батовриным, Арбатовой.

279

Интервью с Пеннаненом.

280

Бураков Ю. Солнце. Орфография оригинала сохранена. – Прим. ред.

281

Интервью с Ильиным-Томичем.

282

Интервью с Бояринцевым.

283

Письмо Тимоничева и Рябова.

284

Попов Ю. Психодром. Из личного архива В. Волошиной.

285

Интервью с Бородулиным; Healey D. Russian Homophobia from Stalin to Sochi. New York: Bloomsbury Academic, 2017. Р. 99–101.

286

Интервью с Федоровым, Осиповым; Кафанов В. Неопубликованные воспоминания. Гл. 8. Из личного архива В. Кафанова.

287

Интервью с В. Стайнером.

288

Интервью с Ляшенко.

289

Ermash Y. [Михаил «Красноштан» Козак…] // Yacov Ermash: страница в Фейсбуке. 2020. 25 октября. URL: https://www.facebook.com/j.yermash/posts/3575913969118480.

290

Белжеларский Е. Петр Невеликий // Итоги. 2011. № 4. 24 января. URL: https://web.archive.org/web/20141111035533/http://www.itogi.ru/arts-profil/2011/4/161183.html.

291

Бояринцев В. Мы – хиппи.

292

Интервью с Кафановым.

293

Интервью с Арбатовой.

294

О работе оперативных комсомольских отрядов дружинников (ОКОД) // ВЛКСМ. Моск. гор. ком. ВЛКСМ. Кабинет комс. работы. М., 1975. С. 28 (Информационно-методический бюллетень. № 13).

295

О работе оперативных комсомольских отрядов дружинников (ОКОД) // ВЛКСМ. Моск. гор. ком. ВЛКСМ. Кабинет комс. работы. М., 1975. С. 28 (Информационно-методический бюллетень. № 13).

296

Интервью с Солдатовым.

297

Интервью с Николаевым.

298

Там же.

299

Интервью с Заборовским, Капитановским.

300

Интервью с Бородулиным.

301

Интервью с Николаевым.

302

Интервью с Николаевым.

303

Интервью с Заборовским.

304

Таранова Е. Петр Мамонов: «Делайте праздник из каждого события!» // KM.RU. 2019. 1 июля. URL: https://www.km.ru/stil/2013/07/05/persony-i-ikh-istoriya-uspekha/715209-petr-mamonov-delaite-prazdnik-iz-kazhdogo-soby.

305

Интервью с Кокояном.

306

Интервью с Николаевым.

307

Интервью с Солдатовым, Литвиненко.

308

Интервью с Солдатовым, Федоровым, Бураковым.

309

Интервью с Литвиненко.

310

Там же.

311

Интервью с Литвиненко.

312

Интервью с Бояринцевым, Бураковым.

313

Интервью с Бураковым.

314

Интервью с Литвиненко, Бураковым.

315

Интервью с Литвиненко.

316

Там же.

317

Интервью с Бураковым.

318

Там же.

319

Интервью с Пеннаненом.

320

Там же.

321

Kaufmann J. Moskau wirft seine Hippies raus.

322

Интервью с Пеннаненом.

323

Интервью с Заборовским.

324

В настоящее время Стас Намин дистанцировался от хипповского движения и даже отрицает, что оно когда-нибудь существовало (интервью с Наминым). Однако Андрей Макаревич в интервью и воспоминаниях много говорит о хиппи и своих с ними связях. См., например: Макаревич А. Евино яблоко. М.: Эксмо, 2011.

325

Дворкин А. Моя Америка. С. 113–123.

326

Интервью с Фрумкиным.

327

Личный архив Т. Теплышевой; копия также хранится в Фонде Михаила Бомбина в Исследовательском центре Восточной Европы при Бременском университете (Forschungsstelle Osteuropa, Бремен).

328

Иванов Дм. Куда податься хиппи? // Смена. 1972. 6 апреля. С. 2.

329

Интервью с Футерманом.

330

Интервью с Ермашом.

331

ГДА СБУ. Ф. 16. Д. 1014. Л. 323–326.

332

Цитата из: Чернявка И. Это не Маша, это Миша: 32 года назад в Гродно взбунтовались хиппи // Белорусская газета. 2003. № 30 (397). 11 августа.

333

Антонович С. Хиппи Гродно – запрещенная музыка, длинные волосы и протесты на Советской // Freeday Zhurnal. 2014. 11 августа.

334

Чернявка И. Это не Маша, это Миша…

Загрузка...