Святой Франциск решил унизить брата Массео, дабы он не впал в тщеславие из-за многих даров и милостей, которые имел от Бога, а умножал бы свои добродетели, идя по пути смирения. Однажды, когда он жил в пустынном месте со своими первыми, истинно святыми товарищами, среди которых был и брат Массео, он сказал ему в присутствии всех:
– О брат Массео, все твои товарищи имеют дар созерцания и молитвы, но ты имеешь дар проповеди слова Божьего, и все тебя понимают. Поэтому я хочу, чтобы ты стал привратником, и раздавал милостыню, и готовил пищу, для того чтобы другие могли предаваться созерцанию. Когда другие братья будут за трапезой, ты будешь есть за дверью обители, чтобы приветствовать добрым словом Божьим всякого, кто постучится к нам, чтобы никому, кроме тебя, не приходилось выходить к ним. Ты сделаешь это во имя святого послушания.
Тогда брат Массео с поклоном обнажил голову и смиренно принял и исполнил святое послушание. Несколько дней он исполнял обязанности привратника, и раздавал милостыню, и варил пищу. Тогда товарищи его, люди, просветленные Богом, начали чувствовать угрызения совести, что все тяготы обители лежат на одном брате Массео, человеке большого совершенства, такого же, как они, если не больше. И, побуждаемые общим желанием, они встали и пошли просить святого отца, чтобы он соблаговолил разделить между ними эти обязанности, ибо совесть им не позволяла, чтобы брат Массео выносил такие тяготы. Услышав это, святой Франциск внял их советам и согласился выполнить их просьбу. Позвав брата Массео, он сказал ему:
– Брат Массео, твои товарищи хотят разделить с тобой обязанности, которые я на тебя возложил, и пусть будет так.
Брат Массео с большим смирением и терпением ответил:
– Отец, все, что ты на меня возлагаешь, целиком или частью, я считаю от Бога.
Тогда святой Франциск, видя любовь их и смирение брата Массео, сказал им удивительную проповедь о святом смирении, поучая их, что чем больше даров и милостей мы имеем от Бога, тем смиреннее должны мы быть, ибо ни одна добродетель без смирения не угодна Богу. После проповеди он разделил между ними обязанности с величайшей справедливостью.
Во славу Христа.
Аминь.
Блажен раб, который поучение, обвинение и обличение от другого принимает так же кротко, как от себя самого. Блажен раб, который, порицаемый, благосклонно успокоится, почтительно уступит, смиренно покается и охотно повинуется. Блажен раб, который не скор в самооправдании и смиренно принимает осуждение и порицание в грехе, когда он неповинен.