У привычной нам фиалки трехцветной существуют и другие названия – виола, сенполия и анютины глазки. Происхождение последнего вызывает наибольший интерес. В истории цветоводства нет сведений о том, кто, когда и почему назвал так фиалку трехцветную. Согласно древнегреческой легенде громовержец и великий владыка Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, подглядывающих за купающейся прекрасной Афродитой.
В средние века в Европе анютины глазки получили и вовсе странное название – «мысль», «дума». Один немецкий ботаник посчитал, что между трехстворчатой коробочкой плодов анютиных глазок и черепной коробкой человека существует определенное сходство. А ведь в черепе заключается мозг, в котором-то и рождаются мысли!
Фиалки всегда были символом оживающей природы. Они в изобилии росли в окрестностях древних Афин, и скульпторы изображали этот прекрасный город в виде молодой женщины с трогательным венком из фиалок на голове.
У разных народов существует множество различных мифов и легенд, связанных с фиалками. Согласно греческому преданию Персефона была похищена Аидом с цветущего луга, когда собирала разные цветы. В память о себе она успела бросить на землю некоторые из них, которые держала в руках. Среди них были фиалки. С той поры каждую весну фиалки напоминают людям о хозяйке царства теней. В другом мифе рассказывалось, как прекрасная дочь Атланта, спасаясь от преследования Аполлона, превратилась в фиалку. Римляне считали фиалки, которые росли в огромном количестве вокруг Вечного города, лечебной травой. Они добавляли фиалки в вино, которое называли весенним напитком. Древние лекари применяли отвар корней и листьев фиалки для лечения от заболеваний легких, при коклюше, ангине, воспалении слизистой оболочки верхних дыхательных путей.
Окрестности сицилийского города Генны в древние времена были буквально усыпаны фиалками. Изображения фиалки даже чеканили на монетах.
У древних галлов фиалка была символом скромности и невинности. Фиалками усыпали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты или незамужней девушки. Считалось, что если вы во сне любуетесь фиалками или собираете их, то наяву вас ожидает счастливый случай и незабываемое любовное приключение. А вот приснившиеся увядшие или засохшие фиалки предвещали отвергнутую любовь.
В XIV веке золотое изображение фиалки во Франции служило высшей наградой. В Германии в честь первого весеннего цветка фиалки отмечался специальный праздник – День весны.
Немецкий поэт И. В. Гете мечтал о том, чтобы в Веймаре, его родном городе, так же бурно и красиво цвели фиалки. Как только в город приходила весна, и становилось достаточно тепло, он выходил на улицы с семенами фиалок и рассеивал их повсюду. И до сих пор вокруг Веймара каждую весну цветут фиалки, и их называют «цветами Гете».
Спустя многие годы после смерти великого немецкого поэта селекционеры вывели новые сорта этих цветов, назвав их именами героев «Фауста», увековечив тем самым не только и без того всемирно известных героев, но и новые сорта. Их было создано около 400 – с крупными бархатистыми цветками, с совершенно черными цветками («фауст»), со светло-голубыми («маргарита») и винно-красными лепестками («мефистофель») и пр.
На Руси ей был посвящен и праздник первой фиалки, который отмечался в день Солнца той седмицы (со старославянского – «недели»), когда удавалось найти первую расцветшую фиалку.
История открытия узумбарских фиалок довольно романтична. Однажды в далеком 1892 году губернатор Восточной Африки (территория современной Кении и Танзании) прогуливался со своей невестой по ванилиновым плантациям. В то время когда у нас стоит жаркое и душное лето, в этой красивой и загадочной стране довольно сухая погода и не слишком высокая температура. В остальное время температура воздуха достигает 50 °С, каждый день там идут дожди, и влажность воздуха поднимается до отметки в 98 %. Спасаясь от палящей жары, губернатор и его будущая жена прятались в тени деревьев, растущих подле реки. Именно там они и увидели никому доселе неизвестные цветы. Губернатор нарвал для своей возлюбленной букетик. В тот самый момент он и не предполагал, что спустя некоторое время эти цветы будут носить его имя и менее чем через 2 года станут лучшей новинкой, представленной на международной выставке цветов. Имя этого губернатора – барон Адальберт Эмиль Вальтер Редклифф ля Танноикс фон Сен-Поль. Найденное им растение он переслал своему отцу, Ульриху фон Сен-Полю. Тот был страстным цветоводом и коллекционировал орхидеи. Судьба фиалок всецело перешла в его руки.
Но, тем не менее, в истории фиалок много «белых пятен». Часто первооткрывателем фиалок называют не губернатора Сен-Поля, а барона Сен-Поль-Иллера. Записи о том, что именно посылали из Восточной Африки (семена или сами цветы), не сохранились. Существует версия, утверждающая, что в Германию были переправлены именно семена. Вряд ли мягкие части растения выдержали бы почти четырехнедельную поездку. Путешествие в то время было возможно поездом от Узумбарских гор к побережью, затем пароходом из Индийского океана через Суэцкий канал в Средиземное море, далее от порта Триест (Италия) поездом до Германии. На поездку уходило около 25 дней. Правда, есть сторонники и другой версии, считающие, что сын переправил отцу именно растения. Впрочем, веских доказательств нет ни у кого.
Путаница возникла и с датами жизни Вальтера Сен-Поля. Он родился 12 января 1860 года, а умер 12 декабря 1940 года. Эти сведенья можно считать неопровержимыми фактами, так как они подкрепляются имеющимися в распоряжении немецких авторов А. и В. Эрхардтов фотоматериалами.
После того как фиалки попали в Германию, отец Вальтера передал их директору ботанического сада в Ганновере – Герману Вендланду. Вендланд должен был определить, что это за цветы. Опытный ботаник отнес их к семейству геснериевых и назвал в честь отца и сына Сен-Полей «сенполиями». S. Ionantba – сенполия ионанта имела темно-зеленые листья сердцевидной фирмы с красноватой обратной стороной. На каждом стебле растения распускалось до 10 фиолетово-синих цветков. Диаметр розетки взрослого растения достигал 60 см. В переводе с латинского «ионанта» означает «подобный фиалкам».
Говорят, что в Германию был переправлен также вид S. confusa (это название было дано в результате путаницы). Этот цветок очень похож на ионанту, но образует только два красно-фиолетовых цветка.
В 1893 году эти цветы выставлялись на международных выставках и всегда привлекали к себе много внимания. В том же году они впервые были описаны в знаменитом ботаническом журнале «Гартенфлора». Так что 1893 год можно назвать годом официального рождения фиалки. В 1993 году в Ганновере торжественно отмечали столетие этих красивых и необычных цветов.
С тех самых пор как фиалки стали известны всему миру цветоводов, те активно занялись массовым производством семян узумбарских фиалок. Селекционная работа с сенполиями шла беспрерывно. В результате скрещивания ботаники надеялись получить гибриды. Вскоре были найдены первые устойчивые отклонения, или, как их еще называют, спорты. Уже через год африканские фиалки пересекли Атлантический океан и стали известны в Соединенных Штатах Америки. Первые экземпляры фиалок там не сохранились из-за банального незнания правил ухода за ними. Никто не представлял, сколько влаги, света и тепла им нужно. Спустя несколько лет фиалка покинула сады – ее стали выращивать в оранжереях и питомниках. К тому же период выращивания сенполий из семян, длящийся от 6 до 9 месяцев, удлинял и усложнял процесс производства фиалок. Со временем цветоводы поняли, что фиалки размножаются не только семенами, но и вегетативно, в частности листом. Чтобы получить новое растение и при этом сохранить все сортовые признаки, необходимо выбрать именно этот способ размножения.
У самых первых фиалок цветки были синими или фиолетовыми. Но с конца позапрошлого века появляются сенполии с красно-фиолетовой и белой окраской.
Следующий важный этап в развитии фиалок пришелся на 1930-е годы. Новая технология выращивания предусматривала применение дополнительного освещения для стимулирования цветения с помощью ламп накаливания и ламп дневного света. Центр развития фиалок переместился в Соединенные штаты Америки.
В 1939 году в оранжерее города Мичигана была выведена первая махровая фиалка – гордость селекционеров. Прошел год, и в штате Висконсин вывели замечательную фиалку с чисто-розовыми лепестками. А уже в 1941 году в штате Огайо появилось растение с новым типом листа «герл». Его края были гофрированными, а середина – белой.
На 1940-е годы пришелся пик популярности узумбарской фиалки. Во многом этому поспособствовала статья Хелен ван Пельт Вильсон об особенностях ухода за новым комнатным растением. Эта статья появилась в популярном женском журнале и, можно сказать, объявила моду на фиалки. В 1946 году состоялась первая выставка сенполий в Атланте, штате Джорджия, на которой было представлено почти 500 растений. И вот еще один важный шаг – основание Американского общества любителей африканских фиалок.
Появлялись все новые и новые формы и расцветки сенполий. В 1950 году в Женевском (штат Калифорния) питомнике впервые была выведена каемчатая фиалка. Это были фиолетовые цветки с широкой белой каймой. Они получили название «женева». А еще через 2 года появился цветок, похожий на звезду, с 5 равномерно расположенными лепестками (в отличие от оригинала, в котором полукруглые лепестки разделены на 2 верхних и 3 нижних). Преимущество подобного цветка состоит в том, что, как бы вы ни повернули его, он выглядит, как только что распустившийся, и никак нельзя определить, где у него верх. Классические же формы фиалок, отцветая, опускают «голову» вниз, обозначая свою верхушку и сообщая тем самым, что скоро совсем завянет.
В 1953 году появляются первые цветки с бахромчатыми краями лепестков. Это придает им нарядность, создается впечатление, будто фиалки сотканы из тонких и очень красивых кружев. Через год в штате Миссури была продемонстрирована розовая фиалка, поразившая всех своей красотой.
В конце 1950-х годов появились пестролистные сенполии, полученные Томми Луизой Орден как спорты от растений с обычной зеленой листвой. Пестролистные сенполии сочетают в себе преимущества декоративно-лиственных и обильноцветущих растений, чем и объясняется неумолимое увеличение их доли в общем количестве новых гибридов последних десятилетий.
К стандартным сортам со временем добавились и другие: миниатюрные, средние и с очень крупными розетками. В окраске лепестков появились очень эффектные фантазийные украшения: штришки, точки, мазки и горошины отличного от лепестков цвета.
В 1990-х годах в мире фиалок произошло грандиозное событие – американский селекционер Нолан Блансит, целенаправленно скрещивая розовые фиалки, имеющие на лепестках желто-оранжевые мазки, получил потомство с почти желтыми цветками, хотя у сенполий нет гена желтого цветка. Эти чудные цветы, белые, полумахровые, с лимонно-желтой серединой, впоследствии станут украшением любой коллекции. Не менее прекрасны и другие фиалки – крупные, белые, махрово-бахромчатые с лимонно-желтыми пятнами, иногда с мазками розового цвета на лепестках. Они зачаровывают своей красотой.
Как только вы постараетесь описать кому-либо только что приобретенные фиалки, перед вами встанет вопрос о классификации. Если же у вас несколько десятков разнообразных сортов, то он станет еще более актуальным. Вам захочется идентифицировать все сорта фиалок, имеющихся у вас на подоконнике, а также познакомиться с основными разновидностями форм и окрасок узумбарских фиалок.
Расцветки современных гибридных форм фиалок существенно отличаются от первых двух природных видов. Сейчас обилие расцветок просто завораживает, и вы можете выбрать себе любую, удовлетворив даже самый взыскательный вкус. Белая, бело-кремовая, светло-розовая, розово-лососевая, розово-палевая, ярко-розовая, кораллово-розовая, розово-сиреневая, красная, винно-красная, малиновая, вишневая, свекольная, красно-пурпурная, бордовая, черно-вишневая; нежно-голубая, светло-синяя, ярко-синяя, темно-синяя, сине-фиолетовая, сиреневая, лиловая, черно-фиолетовая; цвет слоновой кости, лимонный, желтый, зеленый и многие другие. Во многих источниках встречаются и такие определения, как фуксиновый, аметист, бургундский, шартрез и т. п. Примечательно, что окраска лепестков зависит от того, каков уровень кислотной среды почвы. По мере изменения рН грунта цветки могут светлеть или темнеть.
Очень часто встречаются цветки с двумя и более тонами одного и того же цвета, но разной насыщенности. Например, розовые цветы с коралловым центром, сиреневые цветки с более темными, сливовыми кончиками; малиновые цветки с более светлыми нижними лепестками. Воспроизведение двухтоновости в первую очередь зависит от освещения, при котором растут фиалки. Если освещение более продолжительное и насыщенное, то богатство двухтоновости сможет проявиться наиболее полно.
Двухцветность и многоцветность означают присутствие двух и более основных цветов, таких как синий и белый; красный и белый; синий, красный и белый и еще множество различных вариантов. От расположения цветов и рисунка зависит группа, к которой можно причислить фиалку. Выделяют следующие группы многоцветных фиалок: каемчатые, в том числе и с каймой типа «женева», фантазийные, «химеры» с одним или несколькими пятнами (пятнистые), с кольцевым или полосатым узором.
Каемчатые фиалки имеют окантовку по краю каждого лепестка. Белую кайму разной ширины называют «женевой». Цветная кайма, отличающаяся от окраски остальной части цветка, может быть вариантом двухтоновости. К примеру, коралловые цветки со светло-розовой каймой. И, напротив, красные цветки с синей каймой – вариант двухцветности.
Температура содержания фиалок оказывает существенное влияние не только на наличие каймы, но и ее ширину. В условиях жаркого лета она может совсем пропадать, а в более прохладных условиях восстановиться.
Бывает так, что на лепестках присутствует сразу две каймы различных цветов, например лиловая кайма, переходящая в белую окантовку.
Необычность фантазийной окраски заключается в проявлении на лепестках фиалок точек, крапинок, брызг, штрихов, черточек, горошинок контрастных цветов. Они разбросаны по всему лепестку или сгруппированы в виде каймы. Эти окрасы фиалок очень нарядны, а посему особенно популярны среди цветоводов. Правда, подобные фиалки очень капризны. При нарушении температурного режима, условий освещенности, игнорировании рекомендаций по составлению почвенных смесей при размножении листовыми черенками от фантазий проявляются экземпляры, которые могут цвести чисто фиолетовыми или однотонно-синими цветками. Возможно также и появление растений с контрастными сегментами, занимающими до половины цветка. При этом на соседнем цветоносе могут располагаться цветки со стандартной окраской.
«Химера» – необычная расцветка многоцветной сенполии. Размножая сенполию листовыми черенками, вы не получите такого же окраса. Из центра цветка к кончикам расходятся лучи – белые по малиновому фону, лиловые по сиреневому, голубые по белому и т. д. Вариантов может быть великое множество. Такие фиалки размножают боковыми пасынками, делением куста или цветоносами.
У природных видов фиалок цветки простые, с пятью лепестками.
Два верхних лепестка уже, чем боковые и нижний лепесток.
Такой тип цветка называют стандартным, или классическим.
У гибридов стандартные цветки могут выглядеть по-разному. Они радиально-симметричны или повторяют простые формы диких предков. У современных форм фиалок более двух тычинок со связанными пыльцевыми мешочками, из-за чего создается впечатление, что их у цветка две пары.
Звездообразный (звездчатый) цветок фиалки имеет одинаковые лепестки, равномерно расположенные по окружности цветка. Внешне он, как следует из названия, напоминает звезду. Обычно лепестки имеют заостренную форму, и их может быть больше пяти.
Но среди сенполий встречаются и цветки, имеющие верхнюю и нижнюю губу. Лепестки верхней губы свернуты, поэтому кажутся гораздо меньше, чем нижние. За сходство с летающими насекомыми эти фиалки получили название цветок-оса.
Цветок-колокольчик еще раз подтверждает принадлежность фиалок к семейству геснериевых. Как и у всех представителей этого семейства, трубчатый венчик пятилепестковых цветков вытянут над завязью и образует форму колокольчика. Среди гибридных форм чаще встречается полуколокольчик: его лепестки спаяны и напоминают форму воронки или немного раскрывшийся бутон.
По количеству лепестков цветки подразделяют на простые, или одинарные, махровые и полумахровые.
Часто дополнительные лепесточки у пыльника преобразуются в маленькие уродливые лепестки, создавая в центре пятилепесткового цветка своеобразный гребешок. Цветоводы-любители часто называют такой цветок «гребешковым». «Полумахровым» называется цветок, у которого появляются дополнительные 1–2 лепестка. По размерам они довольно близки к основным. К полумахровым относят и гребешковые цветки.
Если у цветка большое количество лепестков, то его называют махровым. Лепестки у такой фиалки могут располагаться и так: сначала идут самые крупные, затем средние, а в середине – самые мелкие лепестки. Сам цветок в этом случае выглядит довольно плоско, и его ярко-желтые пыльники хорошо видны. Впрочем, цветок может выглядеть и по-другому: лепестки одного размера образуют почти объемный шарообразный цветок. Если лепестки немного вогнуты, то эффект шара усиливается. Пыльники такой фиалки скрыты от глаз.
Очертание краев лепестка – еще один важный отличительный признак. Они могут быть ровными, немного волнистыми или бахромчатыми. Волнистые или бахромчатые края делают фиалку более яркой и нарядной. А цветок с ровными краями выглядит мягче и нежнее. Вы по достоинству оцените его окраску, от которой ничего не отвлекает.
Поклонники фиалок узнают свои любимые сорта цветов не только по цветку, но и форме листьев. Красивая опушенная листва делает фиалку привлекательной даже в период покоя тогда, когда на ней нет ни одного цветочка.
1. Основание листа. Наличие или отсутствие обесцвеченного пятна у основания лист делит листья на два вида: «герл» и «бой». Листья вида «герл» имеют у основания обесцвеченное пятно. Гофрированные края этих листьев напоминают пышную девичью прическу. Но большинство сортов имеют «бой»-листья.
2. Поверхность листа – еще один критерий классификации. Она может быть гладкой, ложкообразной или стеганой, т. е. с углубленными жилками.
3. Листья различаются и по очертаниям. Есть ровные, зубчатые, волнистые и гофрированные листья.
4. Тип окраски листа также имеет значение для классификации листьев. Окраску подразделяют на три вида: одноцветную, пеструю и изменчивую (у многоцветных форм).
Цвет листьев варьируется от светло-зеленых до насыщенных, и даже почти черных тонов. Обратная сторона может быть окрашена в светло-зеленый, темно-зеленый цвет. Иногда обратная сторона листа имеет пурпурную окраску.
Пестролистность проявляется белыми, кремовыми и розовыми штрихами и пятнами по всей поверхности листа или в виде каймы. У молодых растений встречается лимонно-золотистое напыление, но по мере взросления оно проходит.
5. Важен и характер волосистого покрова. Листья могут быть густоопушенными или редкоопушенными, а также гладкими. Растения с гладкими листьями более подвержены грибковым заболеваниям и различным вредителям. Температурные колебания также воспринимаются ими гораздо болезненнее, чем растениями с опушенными листьями.
Диаметр розетки взрослой фиалки может существенно колебаться: стандартная розетка – от 20 до 40 см, крупная – от 40 до 60 см, миниатюрная – до 15 см. Существуют также микроминиатюрные розетки – до 6 см и миди – до 20 см. Помните, что размер фиалки зависит от горшка, в котором вы ее выращиваете, качества земельной смеси, влажности и других не менее важных факторов. Поэтому миди-фиалка вырастет почти стандартной, но не крупной, если у нее будет небольшой горшок и питательная земельная смесь. Необходимо поддерживать и высокий уровень влажности. Если же фиалку с крупной розеткой содержать в небольшой емкости, наполненной не слишком питательной семью, то вряд ли она вырастет до больших размеров.
Цветки фиалок имеют различные размеры. К крупным цветкам причисляют те, диаметр которых превышает 4 см, а мелкими – с диаметром 2 см. Остальные цветки классифицируют как стандартные. Восприятие размеров цветка зависит и от величины листа и розетки. На фоне больших листьев даже довольно крупные цветы кажутся меньше. Если же размер цветка больше или сопоставим с листом, то он, несомненно, выглядит как очень крупный или по крайней мере не теряется на его фоне.