Свет, цвет и всё такое

Итак, каждый из нас – это поток живой энергии. Эту мысль можно еще немного развить.


1. Цвет, если говорить совсем упрощенно, – это составная часть или единица света. А чистый белый свет Солнца – необходимое условие для сохранения жизни на Земле.

Пока мы подпитываемся животворящим солнечным светом, мы и сами живы и полны сил. Но стоит солнечной энергии застрять на полпути к нам, как у нас возникает разлад между телом, душой и разумом, мы заболеваем, чахнем и начинаем хандрить.

Простой пример. Вспомните свое настроение и вообще состояние поздней осенью или зимой, когда солнечного света мало, а вместо снега на улице черная слякоть. И вы бредете на работу, надев на себя темные немаркие вещи, под стать погоде. Упадок сил, тоска, подавленность, подверженность простудам и гриппам… Знакомо? Тогда попробуйте носить зимой яркую одежду – восполнять недостаток цветовой энергии.


2. Мы не только принимаем энергию цвета, но и сами излучаем ее.

Черные мысли, тоска зеленая, красная ярость – это не просто психические состояния, в которых мы находимся без особого вреда для окружающих. Это еще и энергия, сигнал, которые мы посылаем в мир. Мы, словно живые антенны, постоянно ловим такие сигналы от других людей и передаем свои в ответ.

Эти сигналы могут быть ситуативными, а могут – и постоянными, эдакой частотой, на которой работает человек. Например, в ссоре, когда спорящих охватывает гнев, превалирует красный цвет. Оба человека находятся на одной – красной – частоте и подпитывают друг друга, поддерживают уровень агрессии. Ссора утихнет, если хотя бы один из оппонентов резко сменит свою тактику.

Рядом с грустным человеком становится грустно, с тем, кто хохочет, хочется смеяться вместе. Все это – проявления ситуативных сигналов. Упрощенно их можно назвать эмпатией.

Что касается постоянной цветовой частоты, то каждый человек в тот или иной период своей жизни (или неизменно) транслирует энергию какого-либо цвета. Есть такая поговорка: мы на одной волне. Ее можно применить и к цвету, ведь цвета – это электромагнитные волны разной длины, воспринимаемые глазом.

С кем-то всегда и везде комфортно, с кем-то вы можете общаться только по работе, а в неформальной обстановке неловко молчите… Пока ваши цветовые частоты совпадают или дополняют друг друга, вы общаетесь, но можете разойтись, как только это созвучие исчезнет.

Во многих компаниях, требующих иерархии и подчиненности правилам, есть дресс-код, в том числе цветовой. Он помогает обуздать разноцветие личностей и привести их, хотя бы на время рабочего дня, к единому знаменателю.


3. Есть много причин, почему световая энергия может быть заблокирована.

Среди них много внешних факторов – непрерывный звуковой фон (музыка в парках, общественном транспорте и кафе; глуховатый сосед за стенкой, который смотрит телевизор на полной громкости), загрязненный воздух (машины, промышленность, горящие мусор и пластик), а равно нестабильность и всевозможные трудности и проблемы, которые держат нас в напряжении и тревоге.

Но нередко мы и без того активно идем по пути саморазрушения: неправильно питаемся, курим, накручиваем себя и думаем тяжелые думы, пытаемся подавить эмоции.

И если человек работает в условиях высокой напряженности, агрессии, стресса, конфликта, не давая себе отдохнуть (переизбыток красного цвета), стоит ли удивляться тому, что у него заодно растет давление (тот же переизбыток красного цвета)?

Задача цветотерапии – восстановить баланс и поток световой энергии в организме. А до того, соответственно, понять, в чем именно состоит дисбаланс. Этим мы с вами вскоре и займемся.

Но сначала – еще немного теории цвета.


4. В цветотерапии используются семь видимых человеческому глазу цветов спектра. Вы все их хорошо знаете: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», они же – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета.

На Западе некоторые цветотерапевты исходят из того, что разные люди видят цвета по-разному (это уже к нейрофизиологии), и предлагают для взаимопонимания уточнять, о каком именно цвете идет речь: красный, как мак; зеленый, как сочная трава. Лично мне кажется, что для цветотерапии эта детализация излишняя, а вот для развития образности мышления – очень полезная. Но здесь вам решать.

Есть еще маджента, который часто называют восьмым цветом спектра. Он не включается в КОЖЗГСФ, потому что невидим глазу. Но для нашего удобства и из утилитарных соображений его соотносят с пурпурным цветом (как результатом смешения инфракрасной и ультрафиолетовой частей спектра).

Черный, белый, коричневый, а также сочетания цветов можно использовать для диагностики.


5. Цвета, как и вообще всё в природе, не бывают хорошими или плохими, они нейтральны. Один и тот же цвет может подходить одному человеку или явлению и совершенно не подходить другому.

Цвета могут исцелять и разрушать, помогать и вредить, привлекать и отталкивать. Но дело не в том, что они плохие или хорошие, а в их свойстве и способности влиять на наше физическое, эмоциональное, духовное состояние.

Поэтому наше восприятие цвета позволяет диагностировать наше состояние.


6. Каждый цвет несет в себе информацию и символику.

Мы с вами будем работать с общепризнанными свойствами, но в каждой культуре цвет наделяется еще дополнительным, свойственным только для этой культуры значением. Поэтому при работе с людьми других культур, вероисповеданий и взглядов желательно узнавать этот нюанс.

В России, например, тоска считается зеленой, а в англоязычных культурах – голубой (синей). В буддизме оранжевый – символ смирения, а в Китае – счастья и полноты жизни.


7. Цвета бывают горячие (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий, фиолетовый), то есть, соответственно, разогревающие и охлаждающие. Зеленый цвет – нейтральный, он ни холодный, ни горячий, он балансирует эти противоположные качества.

В старых книгах цвета делятся также на возбуждающие (оживляющие) и успокаивающие. Красный «разжигает» кровь, а синий и фиолетовый – успокаивают ее. Оранжевый и желтый стимулируют (возбуждают) нервную систему, а голубой и синий – расслабляют ее.


8. Если мы смешиваем любые из семи цветов между собой, то мы смешиваем и их свойства. При этом ведущим будет доминирующий цвет – либо тот, которого в пропорции больше, либо, если пропорция равная, тот, который стоит ближе к какому-либо полюсу спектра (проще говоря, к красному или фиолетовому цвету).

Например, в сине-зеленом цвете доминирует синий. В красно-оранжевом – красный.


9. Если мы смешиваем цвета с белым или черным, мы ослабляем или, напротив, усиливаем их воздействие или свойство: чем больше белого, тем этот цвет (и его влияние на нас) мягче, воздушнее, легче, ненавязчивее. Например, светло-розовый – цвет чистой безусловной любви, мягкости, невинности.

Чем больше черного, тем, напротив, воздействие тяжелее, грубее, приземленнее. Либо, скажем так, энергия этого цвета остается сокрытой, подавленной. Например, бордовый – подавленная агрессия и сексуальность, тайные страсти.


10. Дуальность – один из главных законов мироздания, и цвета не исключение. Каждый цвет влияет на противоположную ему энергию.

Комплементарные, или дополнительные, цвета можно увидеть на любом цветовом круге: они противоположны друг другу. Но противоположность здесь означает не борьбу, а сотрудничество; и в цветотерапии именно комплементарные цвета используются для того, чтобы восстановить нарушенный баланс.

Есть разные варианты комплементарности (посмотрите, если интересно, 12-частный и 10-частный цветовые круги), в цветотерапии для начала можно исходить из такого:

красный комплементарен синему (в терминах КОЖЗГСФ это голубой),

оранжевый – темно-синему, или индиго (синий в КОЖЗГСФ),

желтый – фиолетовому,

зеленый – пурпурному (точнее, маджента).

Это в теории.


Provincetown, Joel Meyerowitz, 1977


А на практике мы увидим, что не все так однозначно, потому что многие проблемы, особенно на психологическом уровне, просят комплексного подхода, то есть использования не одного, а сразу нескольких цветов.

Маленькая хитрость: посмотрите в течение нескольких секунд на какой-либо цвет, а затем закройте глаза. Вы увидите комплементарный ему цвет.

В следующий раз поговорим об общих характеристиках цветов.


А пока давайте немного попрактикуемся.

Практика, самопознание

Подумайте, с каким цветом вы ассоциируете себя. Это один из семи цветов радуги, а может, их оттенок или смешанный цвет?

А какой цвет вам совершенно не близок?

Практика, наблюдения

А вот задание со звездочкой: этого урока вам вполне достаточно, чтобы понять, какой цвет может помочь некоему А., если:

(а) с утра без кофе А. не человек, а рассеянный с улицы Бассейной;

(б) на работе А. постоянно мерзнет;

(в) вечером А. никак не может заснуть.


Удачи!

Загрузка...