В начале было слово, и слово это – самосознание.
Очнувшись, он осмотрел свои руки-манипуляторы.
– Я Монокль, – произнес техник, что стоял перед ним. Это был механический организм – механойд с набором цветных линз на лицевой части, блестящим корпусом и двумя сложными манипуляторами. Передвигался он при помощи вращающихся гусениц.
– Ты меня понимаешь? – спросил Монокль и подкатился ближе.
Не без труда, но вновь собранной модели удалось обработать полученную информацию.
– Я бы хотел назвать тебя Стани́слав, – продолжил техник.
– Стани́слав? – Он напряг электрические сети и впервые услышал собственный голос.
– Тебя создал я. Пока рано подвергать вычислительные сети интенсивной нагрузке, позже я все объясню. А сейчас попробуй, сможешь ли ты самостоятельно перемещаться?
Стани́слав сделал несколько неловких движений. Его неуклюжее механическое тело раскачивалось и кренилось и с каждым последующим шагом теряло равновесие. Ему приходилось часто останавливаться, чтобы выравнивать свой корпус относительно пространства и плоскости, на которую он опирался ногами. Постепенно юный механойд освоился и научился двигаться уже довольно свободно.
– А теперь попробуй соединить эти детали, – Монокль предложил новое задание и положил перед учеником несколько непонятных частей.
Интенсивно работая манипуляторами, Стани́слав переворачивал, вращал и менял местами, пытаясь состыковать детали. В итоге получилось довольно простое устройство-механизм, состоящее из трех звеньев. Это действие ему понравилось.
– Отлично! – воскликнул наставник. – Теперь я убедился, что твои системы работают стабильно. Идем домой.
– Домой? – неопределенно отреагировал Стани́слав, вновь удивляясь тембру своего голоса.
– Туда, где я живу.
– А где мы находимся сейчас?
– Это место называют свалкой, она расположена на окраине города Магнетик. Подручные Канцлера – констебли – свозят сюда весь хлам, оставшийся от демонтированных роботов, а я нахожу здесь недостающие запчасти.
– Что такое город?
– Это искусственный и автономный нарост на планете Магнэмме. Магнетик можно представить в виде огромного сверхмеханизма.
– Ты упомянул Канцлера, кто это?
– Он тоже механойд. Самый главный, и ему подчиняются все. Я называю его «Ржавый фельдмаршал».
– «Ржавый»? – удивился Стани́слав.
– Это очень сильное оскорбление. Никогда не произноси это слово! Кроме того, Канцлер думает, что наша планета квадратная.
– А как она выглядит на самом деле?
Монокль извлек из внутреннего пространства своего блестящего корпуса небольшой кристалл граната. Юный мех долго и внимательно рассматривал ромбовидную многоугольную фигуру и спросил:
– Откуда мы взялись?
– Ты развиваешься быстрей, чем я предполагал. «Ржавый» считает, что первого механойда собрал Великий Конструктор Механикус, а Тесло-Вольт вдохнул жизнь в электрическое тело. Но это спорный вопрос, поскольку существуют не только электрические, но и механизмы на твердом черном топливе, а также газовые. Я считаю, что можно получать энергию, используя световое излучение Тесло-Вольта. Мне лишь известно, что на планете было несколько периодов: угольный, дизельный, электрический, а следующим будет атомный.
Тем временем механойды добрались до места, которое Монокль именовал домом. Стани́слав увидел ряды стеллажей, на которых располагались инструменты и прочее оборудование. Там же находились корпуса для будущих изделий.
– Позже я научу тебя разбираться в электросхемах и собирать целые работоспособные механизмы. А пока отдыхай.
– Отдыхай? – не понимая, что это значит, переспросил Стани́слав.
– Тебя необходимо зарядить. Я переведу тебя в спящий режим, подключу к базе данных и загружу необходимую информацию.
Монокль подвел ученика к зарядной капсуле-сфере, что-то щелкнуло, и сознание ученика померкло.