Селадон (керамика). В керамическом производстве селадо́н – особый тип глазури, а также специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зеленого цвета, который также называют селадоном. Этот тип керамических изделий был изобретен в древнем Китае, точнее – в провинции Чжэцзян. – Прим. ред.
Бейкер, «Тайный храм Далай-Ламы», стр. 175.
Нассау, «Физика и химия цвета», «Пятнадцать причин появления цвета».
Павлиньи хвосты, бабочки и перламутр – все они получили яркие краски благодаря физическим явлениям. Они не содержат пигмента, причиной яркости их окраски является неровность поверхности, покрытой крошечными канавками, которые преломляют и расщепляют световые лучи.
Ньютон опубликовал свой труд «Оптика» в 1704 году. В предисловии он объяснил, что отложил печать, «чтобы избежать споров по этим вопросам».
Ченнино был учеником у флорентийского художника Аньоло Гадди, который учился у своего отца, Таддео Гадди. Таддео был сыном Гаддо Гадди и тесно сотрудничал с Джотто ди Бондоне. Многие считают Джотто основателем итальянской художественной традиции эпохи Возрождения. Он перенял навыки у своего мастера Чимабуэ, полученные тем от греческих иконописцев, и потряс мир радикальными идеями о том, как смешивать цвета и рассказывать истории в картинах. Мы очень мало знаем о самом Ченнино, за исключением того, что он родился в 1350-х годах и что к 1398 году он выполнял заказ в Падуе. Некоторые из его картин можно найти в Сан-Джиминьяно в Тоскане. Его «Справочник», вероятно, был написан в 1390-х годах.
II Libro dell’Arte был напечатан в Италии в 1821 году; на английский язык его впервые перевела в 1844 году Мэри Меррифилд, на французский – в 1858 году, а на немецкий – в 1871 году. Все цитаты, использованные в этой книге, взяты из перевода Томпсона 1933 года, опубликованного под названием «Руководство ремесленника».
Меррифилд, Средневековые и ренессансные трактаты об искусстве живописи, стр. XLVII.
Имитация красного кадмия – это пигмент на основе нефти: он того же цвета, что и красный кадмий, но не содержит самого кадмия. Согласно Winsor & Newton, оттенок кадмия красного ярче, дешевле и прозрачнее; кадмий красный более непрозрачен, дороже и обладает лучшей укрывистостью. Он менее оранжевый.
Журнал Общества искусств, 23 апреля 1880 г., стр. 485–499.
Холман Хант был отчасти прав, приписывая эту проблему невежеству, но, как объяснил в 1911 году химик-колорист Максимилиан Тох, другой проблемой для художников XIX века было то, что атмосфера больших городов того времени была сильно загрязнена кислыми газами, возникающими в результате сжигания угля. Toch, Materials for Permanent Painting, стр. 7.
Я в долгу перед Bomford et al., Art in the Making: Impressionism, и трудом галереи Тейт, Paint and Painting, за этот раздел о колористах.
Ченнино рекомендует художникам, желающим создать эффект бархатной ткани, изображать драпировку пигментом, смешанным с яичным желтком, а для изображения коротких нитей использовать кисть из горностая и пигмент, смешанный с маслом.
В своей работе Materials for the History of Oil Painting Чарльз Истлейк цитирует Аэция, описывающего как льняное, так и ореховое масла. «Оно имеет не только лечебное применение, но и используется позолотчиками или художниками-энкаустиками, потому что сушит и сохраняет позолоту и энкаустические краски в течение длительного времени». А Максимилиан Тох ссылается на записи времен Эдуарда I XIII века (возможно, его королевской мастерской), которые включали заказы на несколько галлонов масла, а также краски, золото и лак. Toch, там же, стр. 15.
Отношения Пабло Пикассо с продавцом красок Сеннелье (чей отделанный деревом магазин на набережной Вольтера, 3, в Париже, должно быть, был одним из самых привлекательных мест для приобретения предметов искусства в мире) привели в 1940-х годах к изобретению масляной пастели. Обычные пастели – порошкообразные пигменты, смешанные в пасту или «пастель» с достаточным количеством смолы или камеди, чтобы связать их, – были популярны во Франции с начала XVIII века (повальное увлечение ими относится к 1780 году). Но они легко крошились, тогда как новые масляные пастели были более прочными и могли использоваться на самых разнообразных поверхностях.
Кэллоу, Vincent Van Gogh, A life, стр. 199.
В начале своей карьеры Ван Гог находился под сильным влиянием замечания Теофиля Готье о том, что крестьяне на картинах Жан-Франсуа Милле, казалось, были нарисованы землей, которую они обрабатывали. Ван Гог искал подобный смысл в коричневых красках, которые он выбрал для своей самой известной картины, изображающей крестьян, – «Едоки картофеля», ныне находящейся в Музее Ван Гога в Амстердаме. Дорн, «Арльский период», в книге «Van Gogh Face to Face», стр. 145.
Шеклфорд, «Ван Гог в Париже», в книге «Van Gogh Face to Face», стр. 96.
Ван Гог понял, что ему жизненно необходима качественная краска. И когда (в течение нескольких месяцев в 1889 году между отрезанием уха и госпитализацией в психиатрическую больницу) он был вдохновлен свежестью весны в Провансе, Ван Гог написал письмо своему брату Тео, попросив его купить в Париже краски и без промедления отправить их ему. «Время цветения так скоро кончается, а ты знаешь, как эта тема всех восхищает», – писал он.
Личное интервью. Майкл Скалка, Национальная художественная галерея, Вашингтон.
«Вторая лучшая кровать» была той, которую использовала эта супружеская пара. Их «лучшая кровать» предназначалась для гостей. Шекспир сделал это выражение знаменитым, потому что отписал «вторую лучшую кровать» своей жене Анне в завещании. Историки расходятся во мнениях, было ли это указание ироничным или, наоборот, могло быть сексуальным, поскольку он хотел почтить их ночи, проведенные вместе. Та кровать, что находится на родине Шекспира, не является оригиналом.
Моррис, «The Lesser Arts of Life», речь, произнесенная перед Обществом защиты древних зданий, Лондон, 1882.
В VIII веке святой Иоанн Дамаскин утверждал в своей «Апологии»: «Я поклоняюсь творцу материи, который стал материей ради меня и который пожелал обитать в материи; который осуществил мое спасение через материю».
Кларк, Looking at Pictures, стр. 15.
Томпсон, Материалы, использовавшиеся в средневековой живописи, стр. 98.
Том, Becoming Brave: The Path to Native American Manhood, стр. 43.
Маршалл, The Red Ochre People, стр. 41.
Сагона, Bruising the Red Earth, стр. 133.
Papunya Tula: Genesis and Genius, Art Gallery of New South Wales, август – ноябрь 2000. Это была первая крупная ретроспектива движения искусства Центральной пустыни с тех пор, как оно началось в 1970-х годах. Она проходила в рамках Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.
Я в долгу перед McBryde, «Goods from another country», Sagona, «Bruising the Red Earth» и Jones, «Red Ochre Expeditions», а также статьями, предоставленными Южным музеем, за этот раздел об экспедициях охры.
Петерсон и Ламперт «A Central Australian Ochre Mine», в Records of the Australian Museum, том 37, стр. 1–9.
Подобные ритуальные торговые схемы существовали по всему континенту. Рональд и Кэтрин Берндт описали, как в начале ХХ века люди с северо-востока, принадлежавшие к племенам гунвингу из энпелли, торговали копьями с людьми на востоке, сетями с людьми с северного побережья, европейскими товарами и бамбуковыми копьями с теми, кто жил на юго-западе, и двумя сортами красной охры с теми, кто жил на юге, недалеко от реки Кэтрин. Берндт и Берндт, The World of the First Australians, стр. 131.
Джонс, там же, стр. 10.
Мейси, Port Augusta Dispatch and Flinders Advertiser, 9 июня 1882 года. Цитируется у Джонса, там же, стр. 12.
Согласно одной из версий создания акриловых красок, частично разработка этого материала, возможно, была начата в Австралии. Художник Эйнсли Робертс, по-видимому, страдал аллергией как на скипидар, так и на льняное масло, поэтому его друг Сидни Нолан предложил попробовать клей ПВА. Позже это превратилось в акриловые краски, став важным прорывом в истории профессиональных художественных красок и красок для наружных работ. Hulley, Ainslie Roberts and the Dreamtime, стр. 81.
Морфи, Aboriginal Art, с. 164.
Эта версия адаптирована в книге Смита «Myths and legends of the Australian Aborigines».
Газета South China Morning Post от 13 января 2001 года цитирует Ноэля Наннупа, главного исполнительного директора Отдела аборигенного наследия правительства Западной Австралии, который говорит, что, если по тропам сновидений не ходить достаточно долгое время, они впадут в спячку, и, чтобы снова пройти по ним, их придется разбудить камнями, чувствительными к магнитному полю земли, заставляя пути раскрываться. По его словам, гроза считалась лучшим моментом, в который можно «почувствовать» тропы.
Правила родства у тиви гласят, что единственный двоюродный брат, за которого вы можете выйти замуж, – это сын сестры вашего отца; все другие – табу.
Один миссионер XIX века, живший на островах тиви, по-видимому, пытался запретить традиционные похоронные ритуалы, но, когда он плыл с острова Батерст в Мелвилл, чтобы протестовать против похорон, то выпал из лодки. Народ тиви решил, что это доказательство того, что их предки достойны внимания.
Халли, The Rainbow Serpent, стр. 21–22
Харли, Artists’ Pigments, 1600–1835 гг., с. 120