«Цивилиза́ция (от лат. civilis – гражданский, государственный):
– общефилософское значение – социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
– историко-философское значение – единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
– стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
– локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
…цивилизационный подход апеллирует к понятиям, выходящим за рамки науки, и как правило связанным с «духовностью», трансцендентностью, судьбой и т. д…». (http://ru.wikipedia.org/wiki/Цивилизация).
«Цивилизация – это общность разумных существ, использующих обмен информации, энергии и массы для выработки действий и средств, поддерживающих свою жизнь и прогрессивное развитие» [35].
П. А. Сорокин подчёркивал устойчивую тенденцию осознания человечеством самого себя как целостного цивилизационного универсума [47].
Что такое универсум?
«Мы предпочитаем связи и отношения, составляющие основное содержание конкретных ниш, слоев Бытия, обозначать понятием „универсум“… Континуум онтологических объективации человеческой экзистенции состоит из космического, человеческого, социального и природного универсумов» [51].
Ю.М.Фёдоров трактует цивилизацию не как универсум, а как границу социального универсума:
«Верхняя бездна космического универсума – …есть предельная форма существования в Духе. Нижняя бездна – это такой предел, за которым Субъект теряет свойства Абсолюта, …превращается в Целостного Субъекта, Феномена – представителя Человеческого Рода. Человеческий универсум – это… человеческое пространство бытия. Субъектом человеческого универсума выступает… Антропный Субъект, репрезентирующий своим бытием родовую целостность, каковой является человечество… в качестве Антропоса человек оказывается помещённым в именную обитель. Рамки его существования при этом существенно сужаются. Границами социального универсума выступают верхняя и нижняя бездны цивилизации. Верхняя граница социального универсума – это антропос, уже подвергшийся первичной социализации и утративший свою родовую целостность. Нижняя граница социального универсума – это тот предел дробления человеческой субъективности на дурную бесконечность социальных функций, при которой человек …вполне созрел для того, чтобы его утратить в пользу уже не социальной, а телесно-технологической вещи – машины… Человек своей телесностью замыкает морфологическую структуру мироздания» [51].
В нашей повседневности трудно вообразить, а порой, представить, то, что существует вне нашего привычного окружения.
Но понятие реальности теперь расширилось.
Реальность – это «… – философский термин…: всё существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума» [43].
Но как увидеть, а тем более представить другим то, что само по себе невидимо человеческому глазу?
Видеть то, что не видят другие всегда было предназначением художников. Потенциал художников-ведунов во века использовался для достижения духовных целей общества. Вести цивилизации по пути жизни с древних времён было предназначением художников-ведунов [1].
Рис.1. Фрагмент картины Л. Болотовой «Живой Космос»
На рис.1. представлен фрагмент моей картины «Живой Космос».
Много лет изображение, представленное на этой картине, видела я в пламени свечи и в отблесках неких энергетических кружочков, плывущих перед моими глазами. Не раз я задавала себе вопрос о том, что бы это могло значить. И только теперь поняла главную суть представленного мне видения.
Изображённый на картине Космос напоминает живой организм. Словно кровеносная человеческая система расположились зоны жизни (бытия дорожки) в окружении всего остального (небытия – разрозненные кружочки – остатки когда-то живой материи). Поэтому важно – как и в человеческой системе кровоснабжения не допустить утечки крови – живой энергии в существующее по своим законам пространство небытия.
Крови важно двигаться в направлении, определяющим жизнь.
Тогда будет жизнь.
«…живое вещество следует рассматривать как особое сочетание потоков материально-энерго-информационного содержания… само живое вещество, поддерживая неравновесную структуру, создаёт качественный специфический материально-энергетический и информационный поток» [26].
«… жизнь (живая система) … обладает следующей совокупностью функций: …никогда не находится в состоянии равновесия. Поддерживает собственное неравновесное состояние путём обмена информацией, веществом и энергией с окружающей средой. Взаимодействует со средой таким образом, чтобы энтропия внутри самой системы не возрастала, а энтропия среды увеличивалась. …Процессы адаптации и накопления информации в живой системе направлены на снижение доли свободно мигрирующей энергии внутри системы и на повышение её устойчивости к возмущающим факторам» [35].
Значит, живое вещество планеты Земля (и мы, люди, наш социальный универсум) выступает как грандиозный высоко упорядоченный поток материи, энергии и информации в космическом масштабе.
Этот поток направляем и, в целом, вектор его движения предопределён зоной жизни в Космосе.
Познать эту зону жизни и строго придерживаться заданного направления – таков путь человечества (социального универсума, имеющего цивилизационные границы).
Рис.2. Фото картины Л. Болотовой «Путь Белого Куба»
На рис. 2 представлено фото моей картины «Путь Белого Куба».
Белый куб – это праобраз социального универсума.
Его место в системе Космоса предопределено достигнутыми цивилизационными границами, которые, в свою очередь, определяются уровнем коллективного ума человечества.
В.И.Вернадский ввёл понятие Ноосферы как сферы разума.
Но коллективный разум не вне нас – не в самой Ноосфере – он в нас.
Л.В.Лесков ввёл понятие социоглюонного поля.
«Поле – это термин, который используется в физике для обозначения систем, которые обладают бесконечно большим числом степеней свободы. Чтобы описание социокультурной динамики с помощью полевой модели стало достаточно полным, необходимо ввести поле…, источником которого являются сами человеческие массы, живые люди с их традициями, исторической памятью, национальными обычаями, типом метальности… Назовём этот… тип поля демологическим. Это поле… опирается на собственную систему архетипов, образованную комплексом национальных традиций… Пространство, на котором действует социокультурное поле, – это многомерное пространство всей духовно-материальной культуры …на стадии постиндустриальной трансформации на первый план выходят взаимодействия с информационным космосом, включая межличностные отношения. [34].
«Белый Куб» имеет свой путь, определённый в зоне жизни эволюцией от простого к сложному.
На рис.3. представлено движение социального универсума (Белого Куба) по «стреле времени» И. Пригожина: в будущее – от простого к сложному.
Однако процесс движения социального универсума (Белого Куба) в будущее от простого к сложному не однозначен.
Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды (http://ru.wikipedia.org/wiki/Цивилизация).
Главным вызовом современности для человечества является выход из зоны бифуркации.
«Наше время – эпоха гигантской планетарной бифуркации… Для эволюционирующей нелинейной Вселенной спорным оказывается применение понятия стрелы времени… В нелинейной Вселенной законы природы – и следовательно, социально-экономические закономерности – выражают не определённость, а возможность и вероятность… …процесс развивается в координатах многомерного виртуального пространства-времени. И от самого человека зависит „схлопывание“ этих потенциальных темпоральных координат к реальному масштабу времени» [34].
Рис.3. Социальный универсум (Белый Куб) в зоне бифуркации
Рис. 3 демонстрирует современное сложное положение социального универсума (Белого Куба) в масштабах космического устройства.
Действенны силы сдерживания, уводящие Белый Куб с эволюционного, определяемого «стрелой времени» И. Пригожина пути. Под действием этих сил становится возможным поворот социального универсума (современного человечества) в зону энергий прошлого, потеря динамики движения в будущее, соответствующей эволюционному пути в Мироздании.
Именно такой поворот – уход социального универсума (Белого куба) с пути эволюционного развития – характеризуется понятием Апокалипсис.
Современный вызов человечеству состоит в том, чтобы выйти из зоны, определённой как Апокалипсис («конец времён») и инициировать процесс созидания нового времени.
Белый Куб – это социальный универсум, ограниченный верхней и нижней границами Цивилизации. Будущее – там, где сложнее. Но достижение человечеством будущего не предопределено.
«…этап времени какого-либо порядка даёт вероятность попасть в мир такого же порядка – положительный или отрицательный. Первый даст усложнение материи, уплотнение её и более богатую жизнь. Второй обещает разложение атома, более лёгкую и упругую жизнь, составленную из неё» [57].
От действенности социального универсума зависит, будет ли Путь Белого Куба путём в будущее, определённым «стрелой времени» И. Пригожина (это возможно в случае приобретения им положительной онтологической значимости) или предстоит очередная «петля времени»: возврат в прошлое – (в противном случае).
«Ось вре́мени, временна́я ось (именуемая также в контексте термодинамики стрелою времени) – концепция, описывающая время как прямую (то есть математически одномерный объект), протянутую из прошлого в будущее. Из любых двух не совпадающих точек оси времени одна всегда является будущим относительно другой» (https://ru.wikipedia.org/wiki).
Причины Апокалипсиса следующие.
Первая причина – лозунг «времени не хватает» – это один из архетипов современной цивилизации.
Время – это жизненно важный ресурс для человечества. По отношению к этому ресурсу существуют два процесса: дивергенция и конвергенция времени.
Дивергенция времени – это потребление ресурса времени – путь в микробы и вирусы, в пределе ведущий к концу времён.
Конвергенция времени – это конструирование ресурса времени через правильный (осознанный в направлении эволюции) человеческий выбор. Это путь в будущее. Это начало нового времени.
Лозунг «времени не хватает», означает, что в Современности процесс конвергенции времени отстаёт от заданных параметров. Что в пределе означает переход к дивергенции (расщеплению) времени – а, значит, имеет место быть перспектива для «человечества» стать вирусами, бактериями или частью неживой природы, стать частью природного универсума и в перспективе уйти с линии жизни и быть ввиду действенности космических законов быть уничтоженным.
Вторая причина – привычка простого потребления ресурсов космоса – один из архетипов современной цивилизации.
…«биосистема может быть представлена как неравновесная фотонная констелляция (ансамбль), существующая за счёт постоянного притока энергии из вне. … если сгустки живого космического вещества в мировом пространстве изолированы друг от друга, то, как относительно замкнутые образования (системы), они могут создавать вероятность нисходящих линий развития вследствие истощения ресурсов, материально-энергетических основ своего существования… Природные катастрофы сопряжены с противоречиями современной эпохи» [26].
«Космическая цивилизация», речь о которой теперь ведут многие учёные, как «потребление ресурсов» Космоса на новом уровне не выведет из состояния Апокалипсиса, так как не решает проблемы инициации нового времени.
«Вселенная Духа не столько эволюционирует, сколько расширяется в своём саморазвёртывании, самопроявлении. Это означает, что к абсолютно универсальному и целостному Бытию постепенно прибавляются все менее универсальные и целостные вложенные онтологические ниши, слои, системы. К космическому универсуму (Абсолют) присовокупляется человеческий универсум (Человечество), к нему добавляется социальный универсум (Цивилизация), и последним окончательно проявляется универсум природный (Технология) … Мироздание в качестве генерализации всей совокупности развертывающихся вложенных систем всё время представляет собой единую автоэманирующую и автоэволюционирующую целостность… …распаковывание, проявление высших универсумов в низшие осуществляется как бы естественно-историческим образом, …породившие и порождённые универсумы… вступают в отношения иерархической коэволюции, …вполне обеспечивают поддержание общей гармонии связей и отношений в Мироздании… За пределами всеединства располагается сфера неистинного, ложного бытия, основу которой составляют гипертрофированные частные онтологии… Принцип всеединства реализуется лишь в том случае, если процессы развёртывания и свёртывания Сущего взаимодополняют друг друга. Как только процесс развёртывания, проявления онтологической пустоты начинает превалировать над противоположным ему процессом, так сразу же возникают ложные формы бытия. При этом низшие и порожденные формы бытия по отношению к высшим и породившим их начинают вести себя крайне агрессивно. Ложная онтология …освобождается от самой ценной „поклажи“, доставшейся в момент эмананационного зачатия Мира, – Человека… Развиваясь в режиме катастрофы, низшие объективированные универсумы превращаются в антикреативную силу, во внутренний фактор тотального самоуничтожения всей иерархии» [51].
Потому и получается, что простые потребители в Космосе существуют не долго. Их участь решена. И это – гибель.
Значит, современному человечеству нужно научиться не только потреблять ресурсы Космоса, но и что-то значимое и имеющее вес в Космосе созидать.
Решение этой задачи означает достижение положительной онтологической значимости социальным универсумом.
Что должно научиться созидать человечество для того, чтобы выйти из ситуации Апокалипсиса и выжить?
Это вопрос и это видимый предел развития цивилизации будущего – «горизонт событий». Этот предел описан в Библии:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»