Толстой Лев Николаевич (1828—1910)

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира, мыслитель, просветитель, публицист, член-корреспондент Императорской Академии наук. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение – толстовство.



Толстой родился в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии, 9 сентября (28 августа по ст. ст.) 1828 г. Будучи четвертым ребенком в семье графа Н. И. Толстого и княгини М. Н. Волконской, Лев рано остался сиротой и воспитывался дальней родственницей Т А. Ергольской. Детские годы остались в памяти Льва Николаевича как счастливая пора. Вместе с семьей 13-летний Толстой переехал в Казань, где жила его родственница и новая опекунша П. И. Юшкова. После получения домашнего образования Толстой становится студентом философского факультета (отделения восточных языков) Казанского университета. Учеба в стенах этого учреждения продолжалась менее чем два года, после чего Толстой вернулся в Ясную Поляну.

Осенью 1847 г. состоялся переезд Льва Толстого сначала в Москву, позднее в Петербург – для сдачи университетских кандидатских экзаменов. Эти годы его жизни были особенными, приоритеты и увлечения сменяли друг друга как в калейдоскопе. Напряженная учеба уступала место кутежам, азартным играм в карты, страстному интересу к музыке. Толстой то хотел стать чиновником, то видел себя в конногвардейском полку юнкером. В это время он наделал массу долгов, рассчитаться с которыми удалось лишь через многие годы. Тем не менее этот период помог Толстому лучше понять себя, увидеть свои недостатки. В эту пору у него впервые возникло серьезное намерение заниматься литературой, он начал пробовать себя в художественном творчестве.

Спустя четыре года после ухода из университета Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая, офицера, уехать на Кавказ. Решение пришло не сразу, но посодействовал его принятию крупный проигрыш в карты. Осенью 1851 г. Толстой оказался на Кавказе, где на протяжении почти трех лет проживал на берегу Терека в казачьей станице. Впоследствии он был принят на военную службу, участвовал в военных действиях. В этот период появилось первое опубликованное произведение: журнал «Современник» в 1852 г. напечатал повесть «Детство». Она являлась частью задуманного автобиографического романа, для которого впоследствии были написаны повести «Отрочество» (1852—1854) и сочиненная в 1855—1857 гг. «Юность»; часть «Молодость» Толстой так и не написал.

Получив в 1854 г. назначение в Бухарест, в Дунайскую армию, Толстой по личной просьбе был переведен в Крымскую армию, сражался в качестве командира батареи в осажденном Севастополе, получив за доблесть медали и орден св. Анны. Война не помешала продолжить занятия на литературном поприще: именно здесь были написаны и на протяжении 1855—1856 гг. публиковались в «Современнике» «Севастопольские рассказы», имевшие огромный успех и закрепившие за Толстым репутацию видного представителя нового поколения писателей.

Как великую надежду русской литературы, по выражению Некрасова, его встретили в кружке «Современника», когда он приехал в Петербург осенью 1855 г. Несмотря на радушный прием, активное участие в чтениях, дискуссиях, обедах, Толстой не чувствовал себя в литературной среде своим. Осенью 1856 г. он вышел в отставку и после недолгого проживания в Ясной Поляне в 1857 г. уехал за границу, но уже осенью этого года возвратился в Москву, а потом к себе в имение. Разочарование в литературном сообществе, светской жизни, неудовлетворенность творческими достижениями привели к тому, что в конце 50-ых гг. Толстой принимает решение оставить писательский труд и отдает приоритет деятельности на поприще просвещения.

Возвратившись в Ясную Поляну в 1859 г., он открывает школу для детей крестьян. Это занятие вызвало у него такой энтузиазм, что он даже специально ездил за границу с целью изучения передовых педагогических систем. В 1862 г. граф начал издавать журнал «Ясная Поляна» педагогического содержания с приложениями в виде детских книг для чтения. Просветительская деятельность была приостановлена в связи с важным событием в его биографии – женитьбой в 1862 г. на С. А. Берс. После венчания Лев Николаевич перевез молодую супругу из Москвы в Ясную Поляну, где его полностью поглощают семейная жизнь и домашние заботы. Только в начале 70-х гг. он ненадолго вернется к просветительской работе, напишет «Азбуку» и «Азбуку новую».

Осенью 1863 г. у него возник замысел романа, который в 1865 г. будет напечатан в «Русском вестнике» как «Война и мир» (первая часть). Произведение вызвало огромный резонанс, от общественности не ускользнуло мастерство, с которым Толстой нарисовал масштабное эпическое полотно, сочетая его с поразительной точности психологическим анализом, вписал частную жизнь героев в канву исторических событий. Роман-эпопею Лев Николаевич писал до 1869 г., а на протяжении 1873—1877 гг. трудился над еще одним романом, вошедшим в золотой фонд мировой литературы, – «Анна Каренина».

Оба этих сочинения прославили Толстого как величайшего художника слова, но сам автор в 80-ых гг. теряет интерес к литературной работе. В его душе, в мировоззрении происходит серьезнейший перелом, и в этот период ему не раз приходит мысль о самоубийстве. Терзавшие его сомнения и вопросы привели к потребности начать с изучения богословия, и из-под его пера начинают выходить сочинения философско-религиозного характера: в 1879—1880 – «Исповедь», «Исследование догматического богословия»; в 1880—1881 гг. – «Соединение и перевод Евангелий», в 1882—1884 гг. – «В чем моя вера?». Параллельно богословию Толстой изучал философию, анализировал достижения точных наук.

Внешне перелом в его сознании проявлялся в опрощении, т.е. в отказе от возможностей обеспеченной жизни. Граф переодевается в простонародную одежду, отказывается от пищи животного происхождения, от прав на свои произведения и от состояния в пользу остальных членов семьи, много работает физически. Его мировосприятие характеризуется резким неприятием общественной элиты, идеи государственности, крепостного права и бюрократии. Они сочетаются со знаменитым лозунгом непротивления злу насилием, идеями всепрощения и вселенской любви.

Перелом нашел отражение и в литературном творчестве Толстого, которое приобретает характер обличения существующего положения вещей с призывом к людям действовать по велению разума и совести. К этому времени относятся его повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», трактат «Что такое искусство?». Красноречивым свидетельством критического отношения к духовенству, официальной церкви и ее учению стал опубликованный в 1899 г. роман «Воскресение». Полное расхождение с позицией православной Церкви обернулся для Толстого официальным отлучением от нее; это произошло в феврале 1901 г., и решение Синода привело к громкому общественному резонансу.

На рубеже XIX и XX вв. в художественных произведениях Толстого превалирует тематика кардинальных жизненных перемен, ухода от прежнего образа жизни («Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», «После бала» и др.). Сам Лев Николаевич также пришел к решению поменять жизненный уклад, жить так, как он хотел, сообразно теперешним взглядам. Будучи авторитетнейшим писателем, главой национальной литературы, он порывает с окружением, идет на ухудшение отношений с семьей, близкими, переживая глубокую личную драму.

В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя. За его здоровьем следила вся страна, а когда он 10 ноября (28 октября по ст. ст.) 1910 г. скончался, его похороны превратились в событие общероссийского масштаба.

Влияние Толстого, его идейной платформы и художественной манеры на развитие реалистического направления в мировой литературе сложно переоценить. В частности, его воздействие прослеживается в произведениях Э. Хемингуэя, Ф. Мориака, Роллана, Б. Шоу, Т. Манна, Дж. Голсуорси и других выдающихся деятелей литературы.


Цитаты:


• Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.

• Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.

• Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

• Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе.

• Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

• В искусстве все чуть-чуть.

• В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

• Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.

• В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.

• Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

• Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

• Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.

• Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.

• Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том. что не промолчал.

• Если сколько голов – столько умов, то сколько сердец – столько родов любви.

• Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

• Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

• Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.

• Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

• Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

• Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

• Счастье есть удовольствие без раскаяния.

• Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.

• Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.

• Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна.

• Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

• Разумное и нравственное всегда совпадают.

• Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

• Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

• Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.

• Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира.

• Что может быть ужаснее всех этих вновь выдуманных средств истребления – пушек, ядер, бомб, ракет с бездымным порохом, торпед и других орудий смерти?

• Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.

• Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

• Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

• Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя.

• Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале.

• Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствиевзгляда, который с новой верной стороны освешает для него все явления жизни,

• Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

• Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

• Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

• Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

• Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

• Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.

• Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна – благо всех людей…

• Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

• Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

• Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.

• Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

• У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

• Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.

• Цель обеда есть питание и цель супружества – семья.

• Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

• Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно.

• У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…

• Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

• Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое.

• Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

• Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

• Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

• Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

• Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

• Тщеславие, забота о славе людской – это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно, потому что более всего мешает свободе души.

• Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, – это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это – сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

• Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

• Труд, труд. Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.

• Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

• Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство.

• Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

• Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жён и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи

• Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть.

Загрузка...