Предположительно, Боги и вера в богов у древних людей появились вместе с боязнью необъяснимых природных явлений, например, наводнений и засух, молний и землетрясений. Толковали и предсказывали эти явления жрецы, оракулы и провидцы, посредники между древним человеком и божественными явлениями.
Историки полагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока, т. к. аналогичные прорицалища существовали в Мари и в Ассирии, а также в древнеегипетском городе Буто[8].
В Древней Греции наиболее известным был Дельфийский оракул – оракул при храме Аполлона в Дельфах, расположенных на южном склоне горы Парнас в Фокиде. Согласно древнегреческой мифологии, он был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, где номинально главным лицом была жрица (пифия), но фактически все предсказания формулировались толковавшими её жрецами храма, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире[9]. Дельфийский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.
В Древнем Риме существовала коллегия жрецов священнодействий (дуумвиров, после 367 г. до н. э. – децемвиров, после Суллы – квиндецимвиров). Священные книги были тайными и находились исключительно в ведении жрецов священнодействий, так что даже переписывать пришедшие в ветхость записи они должны были собственной рукой[10]. Конкуренцию оракулам составляли сивиллы – прорицательницы. Изречения сивилл заносились в особые книги, к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената.
В авраамических религиях, в наиболее известных, таких как иудаизм, христианство, ислам, не было оракулов в том смысле, в котором они были в Древней Греции и Риме. Однако, в этих религиях есть пророки и святые люди, которые получали от Бога откровения и предсказания. Они служили посредниками между Богом и человечеством и были провозвестниками сверхъестественной воли.
Метафизическая стадия развития эволюции человечества, является 2-й стадией по теории О. Конта. Метафизическая стадия характеризуется философским мышлением, которое заменяет религиозное мышление на абстрактные концепции и теории. Метафизика как философское направлением изучает первоосновы бытия и рассматривает вопросы о Боге, душе и мире.
Сократ не оставил своих произведений, и мы узнаем о его философии из произведений его учеников, таких как Ксенофонт и Платон. В «Апологии Сократа» Платон рассказывает о Сократе как о человеке, который верит в Богов и оракулов[11]. Но примечательно то, что Суд над Сократом (399 г. до н. э.) был проведен с целью установления вины философа по двум обвинениями, и обвинители ссылались на два нечестивых поступка Сократа, и один из них – «непризнание богов, которых признает город» и «введение новых божеств»[12]