«Эффективное цифровое развитие может быть основано только на цифровой свободе: на свободе для бизнеса, общественных организаций, для граждан, на снятии барьеров, которые сдерживают, ограничивают прогресс».
Президент РФ Путин В. В.
На протяжении более чем двадцати лет, начиная с Концепции формирования информационного общества Российской Федерации 1999 года и до Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, мы проходим свой сложный и в какой-то мере уникальный путь от «информационного общества» к «обществу знаний» и в последствии к «глобальному информационному обществу» или «цифровому обществу будущего», которое так или иначе сформируется в ближайшие годы под влиянием новых информационных и других технологий эры четвертой промышленной революции.
Каков будет этот путь для России и всех нас?
Какую роль играет в этом вопросе наше государство?
Какие существуют риски в процессе формирования «цифрового общества будущего»?
В этой главе я постараюсь ответить на эти и другие вопросы.
Для начала нам необходимо определить, что же мы понимаем под терминами «информационное общество» и «общество знаний», а также «цифровое общество будущего»?
Давайте остановимся на этом подробнее:
Информационное общество – общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [10].
Общество знаний – общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Тут необходимо сделать небольшое отступление и отметить то, что сама по себе идея «общества знаний» появилась еще в 60-е годы 20-го века в работах П. Друкера, Ф. Махлупа, Д. Белла, Р. Лэйна и других авторов. Однако предметом широкого общественного интереса идея общества знаний как общества будущего стала развиваться лишь в 90-х годах прошлого 20-го века. Считается, что решающая роль в создании теории общества знания принадлежит П. Друкеру, который ввёл в научный оборот термины «общество знания» (knowledge society) и «экономика знаний» (knowledge economy) в 1968 году в книге «Эпоха разрыва: ориентиры для нашего быстро меняющегося общества» [11].
Некоторые источники ссылаются на то, что понятие «информационное общество» впервые появилось еще в далеком 1969 году и приписывается профессору Токийского технологического института Юиро Хаяши, советнику Агентства экономического планирования (ЕРА – Economic Planning Agency, Япония) [12].
Как бы там не было, в 1999 году в Концепции формирования информационного общества Российской Федерации говорилось о том, что необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса и жизнедеятельности людей. Уже в тот период времени отмечалось, что смена технологического уклада происходит за более короткий срок, кардинально меняя образ жизни большей части населения и социально-психологическую модель поведения общества в целом [13].
Как мне представляется, главным достижением современной России является активное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и внедрение новых информационных технологий с целью преодоления «цифрового неравенства» и формирования современного информационного общества.
В отчете «Измерение информационного общества» за 2017 год Международный союз электросвязи (МСЭ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отмечает, что значение комплексного индекса IDI (ICT Development Index) для России равен 7,07 (в 2016 году IDI = 6,91), что соответствует 45-му месту в общемировом рейтинге Индекса развития ИКТ [14].
Индекс развития ИКТ, составляемый МСЭ, является уникальным показателем уровня развития ИКТ в различных странах мира.
По данным исследования МСЭ, Топ-10 стран, вошедших в рейтинг по показателю IDI, выглядит следующим образом: Исландия, Южная Корея, Швейцария, Дания, Великобритания, Гонконг, Китай, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и Япония. США заняло 16 место.
Говоря о значениях индекса IDI по регионам в сравнении со средним общемировым (5,11), специалисты МСЭ отметили, что самый большой IDI в Европе – 7,5, затем следуют страны СНГ с показателем в 6,05. Отметим, что IDI стран СНГ выше, чем в Северной и Южной Америке, где этот показатель составил 5,21 [15].
Показатели за 2017 год я привожу намеренно в связи с тем, что новая методика расчета индекса IDI появилась лишь в конце 2019 года, в связи с чем отчет «Измерение информационного общества, 2018 год» отличается по своей структуре и сути от предыдущих [16].
Также немаловажным будет упомянуть те тенденции развития информационно-телекоммуникационных технологий, которые не только могут быть полезными в решении задач цифровой трансформации Института омбудсмена в Российской Федерации, но и способны изменить экономики мира в ближайшее десятилетие [17]:
– Интернет вещей. Наряду с объединением людей, организаций и информационных ресурсов он соединит между собой объекты, оснащенные цифровой информацией. Эта повсеместно распространенная инфраструктура будет генерировать большой объем данных, которые можно будет использовать для повышения эффективности производства и распределения товаров и услуг, а также для улучшения условий жизни людей инновационными методами.
– Анализ больших данных позволит извлекать полезные знания из потоков цифровой информации. Он будет способствовать более глубокому пониманию и прогнозированию развития социально-экономических и социально-культурных взаимоотношений внутри информационного общества, а также совершенствованию управленческих и стратегических решений. Для осмысления информации, объем которой быстро возрастает, как снежный ком, необходимо применение искусственного интеллекта, обладающего соответствующими аналитическими, вычислительными и методологическими навыками, а также информационно-коммуникационная инфраструктура, обеспечивающая высокую пропускную способность каналов связи и большую вычислительную мощность серверов.
– Облачные технологии уменьшат препятствия к масштабируемым вычислительным ресурсам. Они обеспечат гибкие и запрашиваемые вычислительные услуги в среде Интернета, снижая фиксированные затраты на инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий, что выгодно малым и средним предприятиям.
– Искусственный интеллект поможет людям принимать более эффективные решения. Для достижения этой цели необходимо тщательно адаптировать каждый алгоритм к имеющимся данным и поставленным задачам. Для этого требуются значительные специальные знания и опыт в области обучения машин и работы с большими массивами данных для отладки алгоритмов.
Нам стоит также обратить свое внимание на новый отчет МСЭ «Измерение цифрового развития: факты и цифры, 2020» («Measuring digital development: Facts and figures 2020»), который был подготовлен в период кризиса COVID-19.
В данном отчете говорится о том, что существует существенный разрыв между развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и внедрением новых информационных технологий в городах, малых городах и сельской местностью, и это важно в период, когда большинству людей приходится работать удаленно – это так называемая проблема «цифрового неравенства».
Рисунок 3. Доступ к Интернету и компьютерам в городах и сельской местности (CIS – Содружество Независимых Государств)
Термин «цифровое неравенство» может быть применен не только на уровне городов или регионов, он также может быть использован для характеристики различных государств или экономик мира.
В своем отчете «Доклад о цифровой экономике 2019» Организация Объединенных Наций также приводит пример «цифрового неравенства»: «Страны, обладающие ограниченным потенциалом для превращения цифровых данных в „цифровой интеллект“ и коммерческие возможности, явно оказываются в невыгодном положении с точки зрения создания стоимости. Чтобы предотвратить усиление зависимости таких стран в условиях глобальной экономики, основанной на данных, национальные стратегии развития должны предусматривать выход на качественно новый уровень развития цифровых технологий (увеличение добавленной стоимости) в „цепочках создания стоимости данных“ и укрепление внутреннего потенциала для повышения качества данных. Для этого могут быть необходимы меры на национальном уровне в целях более эффективного использования имеющихся возможностей и противодействия угрозам и вызовам, связанным с распространением цифровых данных».
И еще одна цитата: «Цифровой разрыв, различная степень готовности стран и высокая концентрация рыночного влияния в цифровой экономике указывают на необходимость в принятии новых стратегий и регулирующих положений, способствующих более справедливому распределению выгод от происходящего процесса преобразований под влиянием цифровых технологий» [18].
Стоит также обратить свое внимание и на проблему так называемого «цифровое гендерное неравенство» (digital gender divide) в информационном обществе [19].
Рисунок 4. Доля женского и мужского населения, пользующегося Интернетом.
Цифровой разрыв – это понятие, которое в последнее десятилетие получило особенно широкое распространение в связи с возросшим значением внедрения новых цифровых технологий в обществе и преодолением существующих различий в области информации и знаний, которые препятствуют развитию основных социально-экономических инфраструктур, в частности энергетического сектора, телекоммуникаций и образования.
Необходимо отметить, что место, занимаемое Российской Федерацией в рейтинге стран по индексу развития информационных технологий, является одним из ключевых контрольных показателей реализации Стратегии развития информационного общества в России [20].
***
Сделаем небольшое отступление в нашем анализе и обратим свое внимание на одно интересное событие.
Не так давно, а именно 11 декабря 2020 года, Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева выступила на Сингапурском фестивале «Финтех». Она отметила, что: «Цифровое будущее ремесленника (любого работающего человека, прим. авт.) будет опираться на четыре краеугольных камня: инновации частного сектора; участие государственного сектора, нормативно-правовая база; международное сотрудничество».
Что касается всех краеугольных камней, то мы не будем останавливаться на них подробно, но обратим свое внимание на то, г-жа Георгиева говорит о важности и необходимости участия государства для создания цифровых удостоверений личности своих граждан, развития информационной и коммуникационной инфраструктуры (где акцент делается на подключение всех жителей земли к сети Интернет), денежных средств центрального банка (включая цифровые платформы, сервисы и цифровые деньги) [21].
Ключевая фраза – «создания цифровых удостоверений личности своих граждан». И она важна, и вот почему: когда мы говорим о формировании в Российской Федерации информационного общества его гармоничном развитии с учетом всех прав и свобод граждан, мы должны понимать, что этот процесс может принести много положительных результатов для создания и развития новых социальных, экономических и культурных взаимоотношений или привести людей к так называемому «цифровому рабству».
Уже сейчас многими экспертами высказываются опасения по поводу создания глобального цифрового удостоверения личности, цифровых национальных валют (криптовалют), «чипирования» людей и подключения их к глобальной сети, цифрового неравенство государств, которые могут привести всех нас к так называемому «цифровому рабству» [22].
К моему сожалению, эти опасения не появились только сегодня.
Еще в Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной Министром промышленности и энергетики Российской Федерации В. Б. Христенко Приказом №311 от 11 августа 2007 года говорилось следующее: «Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet.
Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.
Широкое распространение получат встроенные беспроводные нано электронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения.
Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями» [23].
Стоит над чем задуматься…
***
Вернемся к нашему анализу.
В силу вышесказанного отметим, что на сегодняшний день Россия стала важнейшим участником процесса построения глобального информационного общества, о чем говорят основные показатели развития информационного общества в России, которые можно узнать из документа «Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [24].
Для того, чтобы нам лучше понять суть протекающих сегодня процессов формирования современного информационного общества в период становления новой цифровой экономики в нашей стране, а также, что же из себя представляет современно информационное общество сегодня, мы обратиться к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы (Стратегия), где основной акцент делается на создание условий для формирования в Российской Федерации нового «общества знаний», обеспечение развития человеческого потенциала и формирование цифровой экономики Российской Федерации [25].
Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Целью Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний!
Напомним, Общество знаний – общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
К основным принципам Стратегии развития информационного общества относятся:
– Обеспечение прав граждан на доступ к информации.
– Обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией.
– Сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг.
– Приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.
– Обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях.
– Обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Как мне представляется, очень важным моментом на который стоит обратить свое внимание в данном документе (и о чем говорилось еще в Концепции формирования информационного общества Российской Федерации 1999 года) является то, что темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении новых знаний, а также процессов «цифровизации» и сути, применяемых информационных технологий.
Смещение акцентов в восприятии окружающего нас с вами мира, особенно в сети «Интернет» и виртуальной/дополненной реальности (игры, симуляторы и т.д.), с научного, образовательного и культурного на развлекательно-справочный сформировало новую модель поведения людей и их упрощенного восприятия реальности – так называемое клиповое мышление. С одной стороны, такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации, продуктов и услуг в сети «Интернет». С другой стороны, как отмечается в Стратегии, Российское общество заинтересовано в получении достоверно информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню населения нашей страны.
Также в Стратегии подчеркивается, что Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики РФ становится внедрение технологий четвертой промышленной революции, таких как новые вычислительные технологии, технологии сбора и обработки больших массивов данных, нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии и другие.
Под Цифровой экономикой в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных Интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.
Как отмечается в документе, обеспечение национальных интересов, включающих развитие человеческого потенциала и развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан осуществляется путем реализации следующих пяти приоритетов (п. 22 Стратегии):
– Создания и применение новых российских информационных и коммуникационных технологий (п. 35—38 Стратегии).
Создание российских информационных и коммуникационных технологий осуществляется в целях получения государством и гражданами новых технологических преимуществ, использования и обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования новых рынков и обеспечения лидерства на них.
В этом разделе, по сути, говорится о разработке и внедрении новых отечественных технологий эры четвертой промышленной революции (таких как робототехника и искусственный интеллект, Интернет-вещей, Интернет-ценностей и Индустриальный Интернет, био-, нано- и другие высокие технологии, информационная безопасность и так далее) в нашу повседневную жизнь.
– Формирования новой технологической основы для развития цифровой экономики (п. 39—41 Стратегии).
Здесь, так и хочется сказать «платформы» или «цифровой платформы» для развития цифровой экономики и социальной сферы. Хотя слово «основы» здесь, скорее всего, используется в более широком смысле этого слова.
Целью создания новой технологической основы является повышение качества жизни граждан на основе широкого применения отечественных информационных и коммуникационных технологий, направленных на повышение производительности труда, эффективности производства, стимулирование экономического роста, привлечение инвестиций в производство инновационных технологий, повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировых рынках, обеспечение ее устойчивого и сбалансированного долгосрочного развития.
– Формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества (п. 24—26 Стратегии).
Как отмечено в Стратегии, в целях развития информационного общества государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствование механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.
Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных форм распространения знаний.
Все вышесказанное, говорит о том, что Россия в части построения нового «информационного общества» идет своим уникальным путем. Как отмечалось ранее в Концепции формирования информационного общества 1999 года, Россия идет путем, ориентированным на чисто российские критерии и характеристики, направленные на сохранение и развитие системы образования, научно-технического потенциала, а также великого культурного наследия и самобытной многонациональной культуры народов России.
– Развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации (п. 27—34 Стратегии).
Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения.
Если речь в Стратегии идет о развитии или же обновлении уже имеющейся информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации и формировании на ее основе информационного пространства со своими информационными ресурсами и сервисами, на мой взгляд, имеет смысл объединить их в отдельный пункт, если мы конечно говорим о формировании «нового общества знаний».
– Обеспечения национальных интересов в области цифровой экономики (п. 42—45 Стратегии).
К национальным интересам Стратегии 2030 в области цифровой экономики относится:
– Формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики.
– Укрепление российской экономики, в том числе тех ее отраслей, в которых развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда.
– Увеличение за счет применения новых технологий объема несырьевого российского экспорта, в первую очередь товаров и услуг, пользующихся спросом у иностранных потребителей.
– Повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке.
– Обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям.
– Защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции.
– Обеспечение правомерного использования персональных данных, информации, источником которой являются объекты промышленной, транспортной инфраструктур, инфраструктуры связи, а также данных, полученных из государственных информационных систем.
– Защиту интересов российских граждан, обеспечение их занятости (развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан).
– Сохранение существующих в традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг.
– Защиту интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках.
– Совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети «Интернет» лицам, находящимся на территории РФ.
– Выполнение требований законодательства Российской Федерации иностранными участниками российского рынка наравне с российскими организациями.
– Развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.
Особого внимания в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы заслуживает так называемый «Приоритетный сценарий развития информационного общества в России», к основным разделам которого относятся следующие положения:
– Государство создает благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий.
– Инвестиции (в том числе бюджетные инвестиции из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) осуществляются в определенные государством и обществом приоритетные направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий.
– Привлекаются частные инвестиции в информационную инфраструктуру Российской Федерации.
– Российские организации создают и совершенствуют прорывные информационные и коммуникационные технологии. Их интересы защищаются государством. Технологии, произведенные в России, должны быть востребованы за рубежом.
– Сформированы национальные технологические платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, Национальная электронная библиотека. Граждане должны быть осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети «Интернет», а также имеют возможность получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги.
– Цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Чтобы продолжить наш дальнейший анализ процесса формирования современного информационного общества и понять каким образом и когда мы столкнёмся с «цифровым обществом будущего», мы должны понимать, что на сегодняшний день все изменения связаны, но не ограничивается только Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы.
При изучении данного документа обратим свое внимание на следующий текст: «Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год)» (раздел 2 пункт 5 Стратегии).
Также, если бы мы обратились к предыдущей версии документа, а именно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, мы бы увидели, что в ней говорится следующее: «В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационною общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества» [26].
Для начала попробуем дать свое определение глобальному информационному обществу.
Глобальное информационное общество или цифровое общество – это новое мировое общество знаний, которое существует и взаимодействует, а также тесно интегрировано в принципиально и качественно новую цифровую социальную, экономическую и культурную экосистему, в которой реализован свободный обмен информацией и знаниями, при помощи искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, являющихся дополнительными интерфейсами взаимодействия людей и машин (компьютеров, роботов, носимых устройств и т.д.) [27].
Теперь, давайте подробнее рассмотрим, что же это за такой документ «Окинавская хартия», в котором говорится о глобальном информационном обществе, и который упоминается не только Стратегии, но и указывают на то, каким образом должно развиваться информационное общество в Российской федерации и глобальное информационное общество в мире.
К сожалению, немногим из нас известно, что процессы глобализации в направлении создания глобального информационного общества идут семимильными шагами с начала 21-го века. На самом высоком политическом уровне главами государств был заключен ряд международных соглашений о построении глобального информационного общества или цифрового общества будущего. Среди этих документов присутствуют и те, на которые опирается Стратегия развития информационного общества Российской Федерации.
Перечислим некоторые из них:
– 2000 год. «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года и Нью-Йоркская «Декларация тысячелетия».
– 2002 год. Новоорлеанское соглашение.
– 2003 год. Женевские «Декларация принципов: построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению глобального информационного общества».
– 2005 год. Документ «Группы восьми» в Глениглсе, Монреальское соглашение, «Тунисское обязательство» и «Тунисская программа для информационного общества».
– 2006 год. Страсбургская «Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» (ратифицирована Россией в 2006 году).
– 2013 год. Хартия открытых данных.
Последние документы были приняты на саммитах G20.
После встречи G8 в Окинаве и Всемирных встреч на высшем уровне по построению единого глобального цифрового общества в Женеве и Тунисе подобные саммиты проходят ежегодно. Они проводятся под эгидой Международного союза электросвязи (об его отчетах мы говорили ранее) и в них участвуют представители более 200 государств мира.
Несомненно, наличие вышеописанных документов является интересным фактом, но мы не будем с вами останавливаться на них и анализировать содержание всех этих вышеперечисленных документов (понятно, что этому вопросу можно посвятить отдельную книгу). Тем не менее мы рассмотрим лишь один из них, так сказать документ, с которого все началось – Окинавскую Хартию глобального информационного общества.
Приведем первые пять ее постулатов, которые достаточно полно, по нашему мнению, отражают суть всего документа [28]:
– Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.
– Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого необходимо сделать так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий.
– Все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
– Руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
– Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества.
Как мы с вами видим, в Хартии основной акцент делается на большую роль, которую играет процесс развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий, с целью содействия перехода к новому глобальному информационному обществу, стимулированию его экономических, социальных и культурных преимуществ, и поддержанию роста цифровых экономик мира в безопасном и свободном от преступности киберпространстве.
Для достижения этих целей в Хартии выделяют следующие ключевые направления работы:
– Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия.
– Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей при использовании преимуществ новых информационных технологий.
– Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению.
– Развитие человеческих ресурсов, способных отвечать современным требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий (ИТ) во многих секторах экономики.
– Активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
Пожалуй, краеугольным камнем Окинавской Хартии глобального информационного общества является задача преодоления так называемого «цифрового неравенства». В частности, в Хартии отмечено, что:
– Вопрос о преодолении цифрового неравенства внутри государств и между ними занимает важное место в национальных дискуссиях. Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. В документе подчеркивается приверженность предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке и осуществлению последовательной стратегии, направленной на решение данного вопроса. Также приветствуется то, что и промышленность, и гражданское общество все более склоняются к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация знаний и ресурсов в этой области является необходимым условием для урегулирования данной проблемы. А также и то, что и далее необходимо стремиться к эффективному сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы развития технологий и рынка.
– Хартия приветствует уже предпринимаемые усилия по преодолению международного цифрового неравенства посредством двусторонней помощи в области развития и по линии международных организаций и частных групп. Мы также приветствуем вклад частного сектора в лице таких организаций, как Глобальная инициатива по ликвидации цифрового неравенства Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный диалог бизнеса по вопросам электронной торговли, а также Глобальный форум.
Термин «цифровой разрыв» – понятие, которое в последнее десятилетие получило особенно широкое распространение в связи с возросшим значением внедрения новых цифровых технологий в обществе и преодолением существующих различий в области информации и знаний, которые препятствуют развитию основных экономических, социальных и культурных инфраструктур [29].
В Хартии делается акцент на то, что экономики всех стран, особенно развивающихся, отличаются, и здесь не может быть одного «универсального» подхода или решения к формированию «цифровой экономики» или «информационного общества» того или иного государства. В Хартии подчеркивается, что развивающиеся страны, должны выдвигать собственные инициативы по принятию и реализации последовательных национальных программ, в партнерстве с другими участниками.
Как мы с вами видим процесс построения глобального информационного общества с каждым годом набирает обороты. Заложенные основы еще в 1999 году определили дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации вплоть до 2030 года.
В заключении хочется подчеркнуть, что глобальное информационное общество является обществом будущего хотя бы потому, что в основе его развития лежат интеллект, информация и знания, которые являются катализатором появления и развития новых социальных, экономических и в том числе информационных технологий, которые в свою очередь трансформируют как само информационное общество, так и окружающую нас реальность по принципу системы с обратной связью.
Одним из примеров глобализации информационного общества и его постепенной трансформации является повсеместное применение во всех сферах деятельности по всему миру технологий четвертой промышленной революции. Робототехника и искусственный интеллект, новые вычислительные технологии и большие данные, цифровые платформы и экосистемы, Интернет вещей и Интернет ценностей, новые нано- и биотехнологии, и так далее, все они фактически объединяют всех людей в мире и являются тем катализатором к так называемой «цифровой трансформации» современного общества.
«В нашей стране реализуется программа „Цифровая экономика Российской Федерации“. Её цель – сделать экономику, госуправление, социальную сферу более эффективными и более конкурентоспособными, стимулировать спрос на инновационные идеи и перспективные научные исследования».
Президент РФ Путин В. В.
В своей книге «Цифровая трансформация», которая была написана мной в 2019 году и опубликована 2020 году я, на мой взгляд, достаточно подробно остановился на вопросах, связанных с формированием в нашей стране цифрового общества будущего и цифровой экономики Российской Федерации. В этой книге помимо освещения актуальных вопросов четвертой промышленной революции и применения ее передовых технологий в нашей с вами повседневной жизни, а также анализа некоторых отраслевых стратегий, впервые было дано несколько новых определений, в том числе и глобальному информационному обществу (в первой главе этой книги мы еще раз подробно рассмотрели эту тему) и цифровой трансформации экономики.
Прошло почти два года и суть этих вопросов для меня приобрела некоторое новое значение в свете необходимости понимания вопросов цифровой трансформации и создания цифровой экосистемы Института омбудсмена в Российской Федерации. Более того, те изменения, которые происходят в нашей стране сейчас уже не носят локальный характер, а распространяют свое влияние на все процессы глобальной цифровизации во всем мире. С каждым годом это влияние будет только усиливаться.
В связи с тем, что в 2020 году передо мной встала новая задача поиска некого уникального пути цифровизации Аппарата Уполномоченного по правам человека, я принял решение еще раз проанализировать собственные изыскания в части цифровой трансформации экономики РФ и найти те ниши или решения, которые позволили бы мне использовать полученные знания на этапе создания Концепции Государственной Информационной Системы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В этой главе я предлагаю вам ознакомиться в хронологическом порядке с основными этапами формирования цифровой экономики и перспективами цифрового развития Российской Федерации.
Для понимания материала приведу следующие определения:
Цифровая экономика – это прежде всего изменение принципов деятельности государства и построения бизнеса, трансформации менталитета и сознания людей. Она выступает в качестве неиспользуемого ранее инструмента повышения эффективности, познания и качественного обновления отраслей экономики, путем перехода к высокоэффективным цифровым экосистемам [30].
Цифровая трансформация – это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг [31,32].
Цифровая трансформация экономики – это непрерывный и динамично изменяющийся процесс разработки, внедрения и развития инноваций и новых технологий с целью изменения моделей производства, реализации, обмена и потребления товаров и услуг, а также изменения механизмов государственного управления во всех ее отраслях, позволяющий реализовать цели и задачи, определенные Национальной Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», и коренным образом влияющий на благоприятное социально-экономическое и культурное развитие современного информационного общества.
Проследить этапность формирования цифровой экономики Российской Федерации нам помогут следующие документы:
– Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [33].
– Государственную Программу «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р [34].
– Доклад о развитии цифровой экономики в России Всемирного банка от 2018 года «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации».
– Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [35].
– Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденную протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 [36].
– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В декабре 2016 года на сайте Всемирного Банка была опубликована статья «Развитие цифровой экономики в России» в которой подчеркивается, что: «Развитие цифровой экономики в России – инициатива Всемирного Банка и его партнеров из органов власти, российских бизнес-структур, институтов гражданского общества и научно-образовательного сообщества, целью которой является формирование многостороннего партнерства заинтересованных сторон на национальном и региональном уровнях для развития цифровой экономики в России. Главная задача – совместная разработка рекомендаций для заинтересованных сторон по созданию фундаментальных основ развития цифровой экономики в России.
Для этого из сотрудников Всемирного Банка, ведущих международных экспертов и представителей ключевых партнеров с российской стороны будет сформирована Рабочая группа по развитию цифровой экономики в России. По итогам серии локальных семинаров, международных видеоконференций и онлайновых консультаций, Рабочая группа подготовит основные рекомендации и принципы, которые будут способствовать достижению положительных эффектов от цифровой трансформации, таких как устойчивый экономический рост, создание новых высокотехнологичных рабочих мест, повышения качества предоставляемых услуг, а также позиционирования России как страны-лидера с развивающейся цифровой экономикой.
Данные рекомендации составят основу аналитического доклада «Цифровая экономика: Перспективы для России» [37].
В 2017 году в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» была разработана Государственная Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Важно подчеркнуть, что Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
Как отмечается в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации»: «настоящая Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами».
Целями настоящей Программы являются:
– Создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.
– Создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках.
– Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
Цифровая экономика в Программе представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
– Рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг).
– Платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики.
– Среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» основной фокус делается на двух последних уровнях – это «платформы и технологии», а также «среда». В том числе в ней говорится о перспективе разработки и внедрения цифровых платформ и прорывных и сквозных технологий во всех отраслях экономики, к которым относятся:
– Большие данные.
– Нейротехнологии и искусственный интеллект.
– Системы распределенного реестра.
– Квантовые технологии.
– Новые производственные технологии.
– Промышленный интернет.
– Компоненты робототехники и сенсорика.
– Технологии беспроводной связи.
– Технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Основным результатом ее реализации должно стать создание не менее десяти (судя по всему, согласно перечню прорывных технологий) национальных лидеров – высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые будут работать на глобальном рынке и будут способны сформировать вокруг себя систему «стартапов», исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающих развитие цифровой экономики.
С целью управления развитием цифровой экономики в Программе определены основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года:
– Нормативное регулирование.
– Кадры и образование.
– Формирование исследовательских компетенций и технических заделов.
– Информационная инфраструктура.
– Информационная безопасность.
Для управления развитием цифровой экономики сформирована так называемая «дорожная карта», которая по описанным выше направлениям развития цифровой экономики, включает описание целей, ключевых вех и задач, а также сроков их достижения.
По оценкам экспертов, на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы, готовность населения и организаций к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выглядела следующим образом [38,39]:
Рисунок 5. Готовность населения к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по состоянию на конец 2017 года
Рисунок 6. Готовность организаций к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по состоянию на конец 2017 года
В 2017 году для участия в реализации программы развития цифровой экономики России и обеспечения взаимодействия между бизнес-сообществом, научно-образовательными организациями, экспертными сообществами и органами государственной власти, а также предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики, путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив, была создана Автономная Некоммерческая Организация «Цифровая экономика» в состав учредителей которой вошло Правительство Российской Федерации и ряд крупных государственных и частных компаний [40].
В 2018 году Всемирным банком в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества и другими организациями была проведена оценка текущего состояния развития цифровой экономики Российской Федерации, а результатом этой работы стал очень аналитический отчет «Конкуренция в цифровую эпоху: Стратегические вызовы для Российской федерации».
На сайте Всемирного Банка об этом отчете сказано: «В докладе описывается роль новых технологий в цифровой трансформации, а также лучшие практики на глобальном уровне с точки зрения экономической политики реагирования на те изменения, которые они порождают практически во всех сферах экономической деятельности. В нем анализируются успехи и вызовы цифровой трансформации в России и делаются попытки разработать ключевые рекомендации, которые могли бы помочь государственным органам ускорить темпы цифровой трансформации в основных секторах российской экономики» [41].
В самом документе есть некоторое уточнение: «Настоящий документ предоставляется по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 IGO license (CC BY 3.0 IGO) http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/igo. В соответствии с лицензией Creative Commons Attribution, разрешается свободно копировать, распространять, передавать и перерабатывать данный документ, в том числе в коммерческих целях». Пожалуй, этого нам вполне достаточно, чтобы ознакомиться с основными тезисами и провести анализ этого документа. Для вас я разберу на «кирпичики» его первую главу «Цифровая экономика в России: ключевые результаты оценки готовности страны к цифровой экономике» отчета и соберу ее, дополнив собственными скромными соображениями (не искажая сути) и актуальными данными, сохранив частично структуру исходного документа. Эта позволит нам дать ответы на интересующие нас вопросы с точки зрения уже сегодняшнего дня.
В части понимания вопроса выбора пути России и ее готовности вступить в эру цифровой экономики, для нас представляют немаловажный интерес прежде всего результаты анализа (проводимые по методике Digital Economy Country Assessment – DECA) и оценки готовности Российской Федерации к цифровой экономике. Остановимся на этом документе и рассмотрим его подробнее42.
В отчете «Конкуренция в цифровую эпоху: Стратегические вызовы для Российской Федерации» говорится: «Цифровая экономика быстро трансформирует страны, регионы и континенты. Использование цифровых технологий, инструментов и данных кардинально меняет традиционные методы ведения бизнеса и предоставления услуг во всех отраслях. Выходя далеко за рамки электронной коммерции, цифровая экономика сегодня пронизывает все сферы жизни, изменяя образ жизни людей, способы работы, взаимодействия, принятия решений, обучения и развлечений» [43].
И с этим нельзя не согласиться. Распространение «прорывных» технологий четвертой промышленной революции, таких как Интернет вещей и Интернет ценностей, новые вычислительные технологии и аналитика больших массивов данных, квантовые вычисления, искусственный интеллект и робототехника и т. д., приводит к цифровой трансформации социально-экономических и культурных систем на региональном, национальном и глобальном уровнях.
На сегодняшний день стратегия нашего государства должна быть направлена на создание благоприятных социально-экономических условий для внедрения инноваций, разработку механизмов эффективного управления, планирования будущего и обеспечения институциональной гибкости путем создания новой и адаптации старой нормативной правовой базы, а также путем формирования и укрепления инновационной экосистемы, разработки сбалансированной политики стимулирования и конкуренции, обеспечения финансирования и создания новых компетенций в цифровом мире, при условии обеспечения национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, защиты интересов потребителей и прав на результаты интеллектуальной собственности.
В отчете также отмечается и то, что: «структурные изъяны экосистемы цифровой трансформации в Российской Федерации, недостаток цифровых навыков, ограниченный доступ к рынкам капитала и отсутствие открытой культуры внедрения инноваций ограничивают возможности государства в достижении фундаментальных технологических прорывов в ближайшее время. Решающее значение для успешного развития России в среднесрочной перспективе имеют повышение прозрачности бизнес-среды, вложение инвестиций в цифровые технологии, внедрение новых технологий в ключевых областях, дающих конкурентные преимущества, а также укрепление связей между всеми основными участниками цифровой экосистемы, включая государственный сектор, частный сектор и научно-образовательное сообщество. Также крайне важно найти пути противодействия „утечке мозгов“, привлечения квалифицированных кадров, а также укрепления доверия к цифровой экономике и поощрения общества к активному участию в экономической деятельности в режиме онлайн через совместно используемые цифровые платформы, создание цифрового контента и другие цифровые механизмы».
По мнению разработчиков отчета в целях устранения имеющихся недостатков, препятствующих вхождению Российской Федерации в группу лидеров цифровой экономики, в июле 2017 года была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Как отмечается в отчете: «Программа («Цифровая экономика Российской Федерации») является по-настоящему комплексной, ориентированной на создание как нецифровых, так и цифровых основ цифровой трансформации и затрагивает правовые, технологические, организационные и финансовые аспекты этого процесса.
Первостепенное внимание в ней было уделено изменению нормативной правовой базы; были рассмотрены ключевые аспекты формирования цифровых компетенций (навыков), развития образования и сферы исследований и разработок (НИОКР); предложены инвестиции в цифровую инфраструктуру и обеспечение информационной безопасности; сделан акцент на усиление требований к управлению проектами; а также предложены конкретные инициативы в области цифрового правительства, умных городов и цифрового здравоохранения. Учитывая приоритетность данной программы для высшего руководства, а также наличие финансирования из федерального бюджета, есть основания полагать, что ее эффективная реализация позволит России добиться значительного прогресса на пути цифровой трансформации».
Как отмечалось ранее, оценка готовности к Российской Федерации к «цифровой трансформации» производилась по методике оценки готовности стран к цифровой экономике (Digital Economy Country Assessment, DECA). В данном случае, эта методика предназначена для оценки текущего уровня развития и определения зрелости экономики Российской Федерации по следующим направлениям:
– Нецифровые факторы. Включают в себя политику и стратегическое планирование, лидерство и институты, законодательство, человеческий капитал, инновации, деловую среду, доверие и безопасность, и обеспечивающих создание благоприятной среды, в которой может происходить цифровая трансформация.
– Цифровые факторы. Включают в себя цифровую инфраструктуру, совместно используемые цифровые платформы и новые цифровые технологии.
– Цифровой сектор экономики. Включает в себя сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), а также сектор традиционных и цифровых средств массовой информации (СМИ).
– Цифровая трансформация государственного сектора. Включает в себя цифровые и нецифровые факторы, а также использование традиционных и новых цифровых технологий в государственном секторе.
– Цифровая трансформация частного сектора. Включает в себя цифровые и нецифровые факторы, использование традиционных и новых цифровых технологий в частном секторе.
– Цифровое потребление или «цифровых граждан». Доступ граждан к цифровым технологиям и использование цифровых технологий в социально-экономической деятельности, в том числе для работы, покупки товаров и услуг, получения образования, общения в социальных сетях, участия в политической жизни, и т. д.
Каждая предметная область оценки по методике DECA характеризуется набором двух типов показателей – количественных и качественных, отражающих важные аспекты развития. В целях определения сильных и слабых сторон и приоритетных направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации, все показатели в данной методике оценивались по пятибалльной шкале с учетом сравнительного анализа мирового опыта и передовой практики.
В итоге был получен следующий результат оценки готовности России к цифровой экономике:
Рисунок 7. Результаты оценки готовности России к цифровой экономике
И сделаны следующие существенные выводы по каждому из направлений:
– Государственная политика и стратегическое планирование. Несмотря на то, что в России выработано четкое видение цифровой трансформации и поставлены амбициозные цели, необходимо проделать еще очень большую работу по «цифровой трансформации».
– Лидерство и институты. Необходим ряд мер по стимулированию активного применения цифровых инструментов и стратегий частным сектором и обществом в целом.
– Законодательство и регулирование. Необходимо проделать немаловажную работу для обеспечения защиты прав Интернет-пользователей и регулирования цифровых сделок. Необходимо создание механизмов стимулирования использования цифровых товаров и услуг. Существующие пробелы в сфере регулирования создают препятствия для внедрения цифровых технологий в частном секторе, что в свою очередь замедляет цифровую трансформацию.
– Человеческий капитал. Согласно отчету Всемирного банка, «Проект развития человеческого капитала» (The Human Capital Project) Россия в 2018 году заняла 34 место среди 157 стран [44]. Тем не менее отмечается то, что подготовка специалистов в области цифровых и информационных технологий недостаточна, поэтому не хватает квалифицированных выпускников в сфере цифровой экономики. Большинство образовательных программ не обновлено и не предусматривает развития ключевых компетенций в новой области «цифровой трансформации».
– Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Стимулирование НИОКР является приоритетной задачей для Российской Федерации, которая требует целенаправленных системных усилий для обеспечения формирования и роста цифровой экономики. На сегодняшний день в стране построена достаточно слабо развитая инновационная инфраструктура, отсутствует инновационный менталитет и институциональная приверженность инновациям. Это проявляется в низкой общей доле расходов на НИОКР по стране во всех секторах экономики, слабом взаимодействии между предприятиями и учебными заведениями, недостаточном объеме исследований в области цифровой экономики и низкой доступности венчурного капитала, что приводит к появлению незначительного числа новых инновационных и высокотехнологичных предприятий. Кроме того, отсутствуют инструменты по широкому использованию и трансферу результатов НИОКР в различные отрасли экономики. Для преодоления барьеров, препятствующих эффективному развитию сферы НИОКР необходимы совместные усилия правительства, лидеров бизнеса, научно-образовательного сообщества, а также всего информационного общества в целом.
– Бизнес-среда. Несмотря на то, что в 2019 году Россия заняла 28 место в Индексе простоты ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка, ситуация с комфортным переходом России к цифровой экономике по-прежнему усугубляется сохраняющимися проблемами, связанными с бизнес-средой [45].
– Доверие и безопасность. В сфере обеспечения информационной безопасности Россия входит в число мировых лидеров. В 2019 году Россия заняла 28 место в Глобальном индексе кибербезопасности (Global Cybersecurity Index, GCI) Международного союза электросвязи (в 2017 году Россия находилась на 10 месте, в 2018 году уже на 26 месте) [46,47]. Количество киберпреступлений за последние три года выросло на 75%, говорится в программе «Цифровая экономика России» со ссылкой на данные компаний [48]. В 2018 году в РФ было зарегистрировано 80 127 преступлений, совершенных при помощи компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2017 года [49]. Что говорит о том, что информационная безопасность также должна стать приоритетом для государства и частного сектора. Кроме того, необходима дальнейшая работа по информированию общества об угрозах информационной безопасности по мере того, как все больше россиян становятся активными пользователями Интернета и различных мобильных сервисов.
В отчете «Конкуренция в цифровую эпоху: Стратегические вызовы для Российской Федерации» отмечается и то, что доступ к новым технологиям в Российской Федерации по-прежнему остается ограниченным, защита прав на результаты интеллектуальной деятельности является недостаточной, уровень коррупции остается высоким, а независимость судебных органов очень низкой (стр. 5 отчета).
– Цифровые платформы. В отчете делается акцент на то, что «Бизнес-модель, основанная на использовании платформ, уже распространилась как в частном, так и в государственном секторе. Правительства стран, наиболее продвинутых в области развития и использования цифровых технологий, и некоторые неправительственные организации применяют подход „правительство как платформа“, чтобы получить возможность предоставлять инновационные государственные услуги более эффективным и удобным для пользователей способом».
В 2008 году Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р [50].
В данной концепции под «электронным правительством» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Как мне представляется, сама идея «правительство как платформа» (Government as a Platform) является следующим логическим эволюционным шагом развития «электронного правительства» Российской Федерации, как «открытого правительства», если говорить в рамках терминологии рассматриваемого отчета.
Как отмечается: «Переход к модели „правительство как платформа“ – значительный скачок на пути к умному правительству. Данный подход обычно подразумевает использование цифровых технологий для поддержки решения проблем коллективных действий на различных уровнях посредством совместного использования программного обеспечения, данных и услуг. Смысл заключается в том, чтобы сделать данные и решения, принимаемые правительством, открытыми для использования другими лицами через платформу, доступную для всех. В рамках данного подхода правительство уходит от роли поставщика услуг, и рассматривается как механизм, способствующий деятельности в публичной сфере. Этот подход поощряет граждан к активному участию в разработке политики и предоставлении цифровых государственных услуг, а власть отвечает за функционирование экосистемы для участия».
И уже некоторые шаги в этом направлении были сделаны уже давно. В 2012 году Владимир Путин подписал Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [51], в 2014 году появилась Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти и ее план реализации до 2018 года [52], и т. д.
– Цифровая инфраструктура. В последние годы Россия активно инвестировала в развитие широкополосного доступа в Интернет и построила достаточно мощную и развитую цифровую инфраструктуру, в том числе конкурентный высокотехнологичный телекоммуникационный рынок. Также высоки темпы проникновения подвижной связи, доступна широкополосная связь. Такая инфраструктура позволила создать крупные отечественные вычислительные распределенные центры обработки данных и отраслевые цифровые платформы, с целью развития различного вида цифрового бизнеса и науки на основе применения и формирования новых технологий четвертой промышленной революции (Интернет вещей и Интернет ценностей, искусственный интеллект и робототехника, технологии обработки больших массивов информации и т.д.). Однако в более широком плане интерес к цифровизации еще не распространяется на конкретные стратегии, новые продукты и услуги, модели коммерциализации и национальные проекты, которые могли бы вывести Россию на лидирующие позиции в этой области.
– Цифровая трансформация государственного управления. Как отмечается в отчете, за последние годы в России достигнуты определенные успехи в развитии электронного правительства, в частности, увеличилось количество цифровых государственных и муниципальных услуг, использующих инфраструктуру электронного правительства.
Инструменты электронного правительства призваны снизить административные барьеры и значительно сократить число посещений госучреждений гражданами. В ближайшие годы любой житель России сможет оформить заявку на получение согласований и разрешений через Интернет, а также оценить качество предоставляемых государственных услуг.
Переход к оказанию услуг в электронном виде существенно упрощает взаимодействие граждан и бизнес-среды с административными структурами всех уровней. Уже сейчас через Единый портал государственных и муниципальных услуг (который работает с 2009 года) можно получить ряд услуг полностью в электронном виде [53].
В 2019 году число зарегистрированных пользователей единого портала государственных услуг составило порядка 86,4 млн физических и 426 тысяч юридических лиц [54].
Рисунок 8. Оценка готовности России к цифровой экономике. Цифровое правительство
На 2019 год согласно рейтингу стран мира по уровню развития электронного правительства (на основании индекса развития электронного правительства – The UN E-Government Development Index) Россия заняла 32 место [55].
Внедрение цифрового правительства оказывает существенное воздействие на развитие информационного общества. Тем не менее по-прежнему существует неравенство в использовании цифровых технологий (так называемое «цифровое неравенство») на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, где лишь 10% организаций местного самоуправления соответствует национальным требованиям по цифровизации. Для перехода к следующему этапу зрелости цифрового развития потребуется существенная трансформация существующей архитектуры электронного правительства, в том числе реинжиниринг административных процессов. Особое внимание необходимо будет уделить использованию национальных баз данных, обмену цифровыми услугами между местными органами власти и предоставлению упреждающих услуг на базе платформы цифрового правительства в целях обеспечения прямого взаимодействия граждан и бизнеса между собой.
– Цифровая трансформация социальной сферы. Как мы рассматривали ранее, так это подчеркивается и в этом отчете, что процесс внедрения электронного здравоохранения все еще находится на ранней стадии. Несмотря на то, что цифровая инфраструктура, необходимая для преобразования электронного здравоохранения, в основном уже существует и было принято законодательство, позволяющее использовать электронные медицинские карты в национальном масштабе и для предоставления телемедицинских услуг. Использование цифровых и инновационных технологий в здравоохранении остается на низком уровне и требует дальнейших усилий. Также отмечается значительное цифровое неравенство в использовании электронного здравоохранения между регионами.
Тут необходимо отметить, что с целью реализации мер по цифровой трансформации и повышению эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях, Национальным проектом «Здравоохранение», паспорт которого был утвержден по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, предусмотрена реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» с сроком реализации: 2019—2024 год и бюджетом 1725,8 млрд рублей [56].
В сфере электронного образования также создана цифровая инфраструктура, доступная для образовательных учреждений всех уровней. Особое внимание уделяется обучению преподавателей и административного персонала навыкам цифрового образования и созданию новых учебных материалов и учебных программ. Появляются цифровые образовательные платформы с большими возможностями выбора и персонализации курсов. Набирают популярность дистанционное обучение, цифровые экзамены и аттестация.
Рисунок 9. Оценка готовности России к цифровой экономике. Цифровое образование
Также уточним, что в рамках реализации Национального Проекта «Образование» (Сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024) разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда» с общим бюджет проекта более 79,8 млрд рублей. Основная цель проекта к 2024 году – это внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей [57].
Далее в отчете отмечается, что бюджетные ассигнования на цифровые услуги в государственных учебных заведениях достаточно скудны. Многое еще предстоит сделать для увеличения количества, качества и разнообразия контента в сфере электронного образования в соответствии с растущими требованиями цифровой экономики. Все еще не решена проблема нехватки высококвалифицированных преподавателей и инструкторов.
В России многое было сделано для развития цифровой культуры в части применения цифровых технологий для трансформации учреждений культуры и искусства: библиотек, музеев, архивов и театров. Здесь также создана цифровая инфраструктура, разработано необходимое законодательство и программные документы. Цифровизация уже идет в ряде учреждений культуры: определяются новые базы данных и форматы для взаимодействия. Тем не менее, цифровые платформы в этой области недостаточно развиты, отчасти из-за остающихся неразрешенными конфликтов между владельцами авторских прав и ИКТ-компаниями.
– Цифровая трансформация частного сектора. Внедрение инноваций в частном секторе находится в стадии стагнации из-за ограниченности бюджетов предприятий на НИОКР и правил налогообложения, которые не стимулируют инвестиции в НИОКР. Связи с научно-образовательным сообществом на местном и международном уровнях остаются слабыми, отсутствуют отраслевые стандарты анализа и интеграции данных.
Рисунок 10. Оценка готовности России к цифровой экономике. Цифровая трансформация частного сектора
Несмотря на проблемы, с которыми сталкивается частный сектор, существуют компании-пионеры внедрения цифровых технологий в ряде отраслей, успешно конкурирующие с иностранными игроками. В России сферы информационных технологий, образования и финансов находятся на лидирующих позициях. Однако в ключевых отраслях производства – в добывающей и обрабатывающей промышленности, в транспортной сфере, в сельском хозяйстве, – Россия отстает от мировых лидеров. Несмотря на относительно слабо развитые логистические каналы по всей стране и конкуренцию со стороны иностранных компаний в России активно развивается рынок электронной коммерции.