Философия – форма познания мира, включающийся в себя учения о всеобщих принципах и законах мироздания, с формированием целостного взгляда на когнитивное поле и человека в нем.
Философия в современном мире играет важную роль как в науке, так и на бытовом уровне, философия проникла во все сферы жизнедеятельности человека.
В бытовом понимании философия выражается в мудрости в жизненных ситуациях о нравственности и поведение человека или повествование о высших материях. В научном понимании концепция философии, играет серьезную роль в становление и формирование человека, как личности и его культуры.
Философия не занимается детальным анализом предметов, объектов, вещей, феноменов, явлений и процессы, наука занимается исследованием общих принципов и законов, что подразумевает под собой отношения человеком, как личность и обществом, обществом и природой, мыслью и онтологическим понятием «бытием».
Система философии:
– Теория познания;
– Метафизика (онтология, философская антропология, космология, теология, философия существования);
– Логика (математика, логистика);
– Этика;
– Философия права;
– Эстетика и философия искусства;
– Натурфилософия;
– Философия истории и культуры;
– Социальная и экономическая философия;
– Религиозная философия;
– Психология.
Виды философии:
1. По ориентации на конкретное мировоззрение и теоретизацию:
– Обыденная философия;
– Религиозная философия;
– Мистическая философия;
– Научная философия.
2. По открытости и закрытости.
– Эзотерическая философия;
– Экзотеритическая философия;
3. По историческому признаку.
– Философия Древнего мира;
– Философия Средневековья;
– Философия эпохи Возрождения;
– Философия Нового времени;
– Философия Современного времени.
Подлинной целью науки философии является вывести человека со своеобразия, обыденности к высшим идеалам и ценностям.
Функции философии:
– Мировоззренческая – теоретическое объяснение мира;
– Методологическая – общее учение о методе и методов познания и освоение действительности человеком;
– Прогностическая – формирование гипотез, включающих в себя общие тенденции развития мира и человека;
– Критическая – подвергать сомнению гипотезы, теории и т.д.
– Аксиологическая – оценка исследуемого объекта, с точки зрения социальных, нравственных и других ценностей;
– Социальная – объясняет социальное бытие и способствует разным видам изменения.
Структура философии:
– История философии – изучение исторического процесса развития философской мысли;
– Философия истории – постижение истории как процесса развития общества;
– Онтология – учение о бытии;
– Гносеология – учение о познании;
– Диалектика – учение о развитии;
– Антропология – философское учение о человеке;
– Аксиология – учения о ценностях;
– Этика – учение о нравственности и должном поведении людей;
– Эстетика – учение о выразительных формах бытия;
– Социальная философия – философское изучение общества.
История философии
Познания и самопознания человека динамично на протяжении времен дифференцировалась сложными системами в научной философии. Наука разделялась на разделы или вовсе отделялась на самостоятельную дисциплину.
История философии изучается для сравнительного анализа и прогноза перспектив, развития будущего цивилизации.
Философия Древнего мира. Античная, философия Древнего мира, является спектром учений, которые изучали в Древней Греции и в Древнем Риме (Натурфилософия).
– V–IV вв. до н.э, досакртаовский – оказался переломным моментом в Древней Греции, через синтез существующих учений, мифологии и искусства, стал периодом формирования нового учения – философия. Существовало несколько течений: космогония и космология(космоцентризм), поиск архэ.
Космоцентризм – концепция и философская парадигма Древней Греции, согласно которой, весь мир рассматривался через призму космоса.
Архэ – первооснова из которого состоит мир.
Основные представительства:
– Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
– Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай);
– Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Меллис);
– Школа Гераклита (Гераклит, Кратил);
– Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор Лампсакский);
– Атомисты (Демокрит, Левкипп, Метродор Хиосский);
– Софисты. Старишие софисты (Горгий, Протагор, Антифонт, Продик, Гиппий, Ксениад). Младшие софисты (Фрасимах, Калликл, Критий, Ликофрон, Алкидам);
– пол. V и III вв. до н. э. – переломный момент, случился после того, как Сократ затронул вопросы этики, добра и зла, человеческому поведению, на основе которой построились новые философские системы.
Основные представительства:
– Сократ;
– Платоники (Платон, Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Крантор, Кратет Афинский, Клеарх);
– Мегарская школа (Евклид из Мегары, Стильпон, Диодор Крон, Евбулид, Клиномах);
– Киники (Антисфен, Диоген Синопский);
– Киренаики (Аристипп, Арета Киренская, Аристипп, сын Ареты, Феодор-Атеист, Гегесий, Аникерит, Эвгемер);
– Элидо-Эретрийская школа (Федон из Элиды, Плистен из Элиды, Менедем);
– Другие сократики (Главкон из Афин, Кебет, Критон, Симмий, Симон-Кожевник, Эсхин);
– Аристотель и перипатетики (Аристотель, Теофраст, Эведм Родосский, Сратон, Аристоксен, Дикеарх, Клеарх).
– к. IV–II вв. до н. э – элиннистическая философия. Концепции этики и адаптации различных учений.
Основные представительства:
– Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф);
– Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
– Стоики (Ранняя и Средняя стоя). Представители (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
– Средняя и Новая Академия (Аркесилай, Лакид из Кирены, Эвандр из Фокиды, Карнеад, Клитомах, Филон Ларисский, Антиох из Аскалона);
– Киники (Менипп Гадарсикй, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия, Метрокл из Маронеи);
– Перипатетики (Критолай, Кратипп);
– Филон Александрийский.
– I вв. до н.э. – V–VI вв. н.э. – Позднеантичная философия. Римская философия. Римская философия развивалась под сильным влиянием греческой философии, позже греческая философия стала развиваться под влиянием Древнего Рима и христианства.
Основные представительства:
– Эклектизм (Цицерон);
– Римский эпикуреизм (Каций, Лукреций);
– Поздняя Стоя (Руф Гай Музоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Калиетес, Максим Клавдий);
– Неопифагореизм (Аполлоний Тианский);
– Средний и поздний платонизм (Плутарх, Клеанф, Цельс);
– Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик);
– Перипатетики (Александр Афродисийский, Фемистий);
– Неоплатонизм (Аммоний Саккас, Плотин, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий);
– Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген, Августин Блаженный, Боэций).
Античная философия – стало основой развития философской науки, начало формирования философских понятий и культуры в аграрной эпохе.
Поднятие вопросов этики, поведения человека и бытия, стали превращаться в целые учения, создавались философские школы и формировались понятия и аргументации. В Милетской школе зародились вопросы о первоосновах всего сущего.
Платон ввел слово «философия» в общественное использование, основателем использования термина был Пифагор. Древние философы обладали особенностями мысли, греческий философ Фалес, первым поставил вопросы о первоосновах всего сущего. Паменид выделил результат рационального познания – истина, он отрицал, что продукт чувственного познания, отражает истинность сущности вещей. Скептический взгляд школ стал искрой для развития философской науки и мира в целом.
Древние ученые понимали, что мир динамичен, Гераклит Эфейский постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. «Любое зло совершается от незнания, человеку необходимо делать добро, но и параллельно стремиться к знанию всего общего» – Сократ. Ученик Сократа, Платон, разделял мир на мир идей и мир вещей, он выделял высшую идею «Благо», что господствует над всеми идеями, он считал, что идеи вечные, а вещи имеют свое время. Идея сочеталась как чувственно воспринимаемый предмет, Аристотелю удалось сделать следующий шаг в развитие философии, где он предложил идею соединить с соответствующим понятием и аргументацией. Следующие этапы происходили на фоне греческого и римского мира, интерес к рациональности поменялся на мистические учения и религиозность.
Средневековая философия
Влияния религиозного мировоззрения, охватывает полностью западную философию, основными функциями философии становятся истолкования святых источников и формирование догматических посланий.
Откровение становится единственным познанием необъяснимого и сверхъестественного. Предшествующий период античности не оставил своего следа в развитии средневековой философии, мир стал для средневековья не понятным и не постижимым. Теологический взгляд на мир лишился скептизма и рационализма, что активно применялось в прошлом.
В средневековый период в философии преобладали следующая картина мира:
–Концептуализм («conceptus» – мысль, понятие) – в средневековье считали, что общее находится только в уме познающего субъекта;
– Номинализм (от лат. потеn – имя) – словесное обозначение единичных предметов;
– Теоцентризм – все сущее является Богом;
– Традиционализм – отрицание новаторства и приверженность к традициям;
– Авторитарность – обращение к Богу;
– Дидиктизм – проповедничество;
– Монетизм – Единство Бога и отличие от всего сущего;
– Креацинизм – мир понимается на основе того, что его сотворил Бог из ничего;
– Провиденциализм – непрерывное спасение человечества для осуществления божественного замысла;
– Ретроспективность мышления – чем древнее, тем настоящее, т.е. истинное.
Этапы развития:
1. I-VIII вв. Патристика – философско-теологические учения отцов церкви, состоящая из признаков святости жизни, принятие церкви, ортодоксального учения и первоисточности:
– Александрийская теология. (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский)
– Коппадокийский кружок. (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Великий, Тертуллиан)
– Латинская патристика. (Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Григорий Великий, Тертуллиан)
– Богословие отцов-пустынников. (Антон Великий, Евагрий, Ефрем Сирин, Иоан Кассиан Римлянин, Исаак Сирин)
– Византийская философия. (Ианн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Гргорий Палама)
2. IX – XV вв. Схолистика – философские учения, которые объединены в догматические обоснования христианского вероучения: Боэций, Северин, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам.
3. Мистика – парадоксальные мистические учения с признаками рациональности и интуитивного восприятия: Гностицизм, Исихазм, Бернар Клервоский, Гуго Сен-Викторовский, Майстер Экхарт.
Условно, средневековая философия делится на патристику и схоластику, что способствует философских трудах формированию и систематизации о путях познания через веру и создает проблему в средневековой философской мысли в отношение взаимодействия веры и разума. Аврелий Августин – «Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь». Вера в Средневековье была поднята при выше всего, ведь вера была ключом для разума, чтобы понять мир и Творца. Природа и человек уже рассматривались отдельными объектами, картина мира формировалась из источников религиозных толкований.
Философия эпохи Возрождения
Этап корректировки философии в направление естествознание, восстановление на новом уровне интереса к античной культуре, разделяющийся на следующие этапы:
– XIV-XV вв. – Гуманистическая концепция – вера в человека, антицерковный взгляд, устремленность к естествознанию, основу философского направления составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права, на счастье. (Данте, Альгьери, Франческо, Петрарка, Лоренцо Валли и др.)
– XV-XVI вв. – Неоплатоническая концепция – развития учений Платона, познаний природы, Космос и человека. (Н. Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацелъс и др.)
– XVI-XVII вв. – Натурфилософская концепция – антицерковное направление, опровергающие ряды учений Церкви, Космоса и иных основ мироздания прибегая к открытиям наук и астрономии. (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.)
В эпоху Возрождения стала восстанавливаться античная философия с нового уровня, стало активно развиваться торговля и мореплавание, рост, возникновение городов и развитие ремесел, искусства, медицины и много других сфер. В это время повысился интерес к естественно-научному знанию, что создало секуляризацию (Постепенное освобождение от догматов религии). Критика средневековой теологии и схоластики росла, философия эпохи Возрождения направляла направления своих размышлений в русло антропологии, онтологии и социально-политической философии. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм являются основными принципами эпохи, в центре познания философии становится человек и его природа, безграничные возможности, социальное равенство и достоинства человека.
Новые научные открытия шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, анатомические знания и много других открытий, в корне изменило мировоззрение человека. Возрождения политической мысли, отчищенной от религиозных догматов, создает новые направления познания мира, в этот период были изданы труды Н. Макиавелли, «Государь» и Т. Мора «Утопия».
Философия Нового времени
Философия Нового времени считается эпохой научной революции. В центре внимания философии стоят теории познания, формируется научная картина мира, философия становится строгой наукой, идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление.
XVII–XVIII вв. – характеризующийся ориентированием развития на науку и технику, научную методологию и экспериментально – математическое мировоззрение. В этот период начинается формирования капитализма.
Капитализм – общественно-экономическая формация, основывающийся на частной собственности, рыночных отношениях и наемном труде.
Наукоцентризм – ориентирование философии на естественные науки.
Рационализм – возможность при помощи разума познавать окружающую действительность.
Деизм – развития природы и общества законами механической формы движения материи.
Эмпиризм – главную роль играет опыт человека, как он воспринимает действительность.
Кантианство – система критической философии.
Позитивизм – философское учение, определяющие действительное знание, как источник истинного, путем эмпирического исследования.
Эмпириокритицизм – философское направление, в котором познания берется через опыт.
Представители:
– Рационалисты: Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфирд Вильгельм Лейбниц, Николай Мальбранш;
– Чувственный опыт (эмпиризм): Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм;
– Иные важные философы: Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо.
Особое вложение в конце восемнадцатого века в философию было осуществлено по становлению философской системы, в которой объединился рационализм и эмпиризм. (И. Кант)
Ф. Гегель развил философскую мысль до эмпириокритицизма.
Основные проблемы:
– Проблемы и свойства субстанции;
– Природа государства и права;
– Разделение границ обыденного, научного и философского знания, классификация наук;
– Истинность познания;
– Соотношение чувственного (эмпиризм) и рационального познания.
Мировоззрение философии Нового времени в природных явлениях уже не видела воли или наказание, а может быть и знамение от бога. Философы видели явления природы, которая должна зависеть от воли человека. Субстанция рассматривалась с точки зрения онтологии и гносеологии.
Субстанция, то что существует самостоятельно, философы Нового времени считали ее первопричиной и первоосновой, для одних субстанция являлась основой бытия, для других количественной особенностью материи. Методы познания Нового времени происходили на основе противоположных мнений, где убирали лишнее и оставляли полезное.
Исследования теории о появлении государства, основывались на договорном происхождении государства.
Договорная теория – продукт договора между сторонами о защите прав и интересов, где права и ограничение своей свободы передавали государству.
Трактат Т. Гоббса, «Левиафан» был представлен как социально-политическое учение, в нем говорилось, что люди изначально злы и эгоистичны, они ищут почета и выгоды, действуют только ради себя и осознают свое право на «все», пренебрегая права других людей. Чтобы обезопасить себя, люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои права на «все».
Философия Современного времени
Современная или новейшая философия включает в себя ряд переломов и направлений развития науки. История этого периода началось с критического анализа немецкого идеализма, основываясь на основе работ Гегеля.
Эпоха Просвещения XVIII век.
Эпоха Просвещения связана с развитием научной, философской и общественной мысли. Научная революция произошла во многих странах мира, что дало основу для американской Декларации Независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. И. Кант осветил эпоху Просвещение следующей фразой, «Имей мужество пользоваться собственным умом».
Представители: Жюльен Офре де Ламетри, Поль Анри Гольбах, Дени Дидро, Вольтер.
Эпоха внесла в философию:
– Новые представления о политических изменениях. Отрицание всевластия государства и церкви;
– Прогресс и однолинейное развитие;
– Становление суверенного индивида (экономический человек);
– Рационализм – вера в неограниченные возможности человека.
Рационализм и свободомыслие, дал влиянию, разуму как единственному критерию познания человека и общества.
Немецкая классическая философия ХIХ век
Немецкие ученые 19 века стали очень влиятельными в развитии философии, выделенные ими определения и понятия, приняли на более высокий уровень в общественном сознании.
Панлогизм –представление о воплощении мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи.
Абсолютный дух – обозначает универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (субстанцию и субъект одновременно).
Антропологизм – понятие человек рассматривается в качестве базисной категории, лежавшей на основании системы представлений о бытии, Боге, благе, свободе и т.д.
Направления:
– Объективный идеализм;
– Субъективный идеализм;
– Материализм.
Представители: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах.
Особенности:
– Переосмысления жизненного пути человека с научной стороны в работе над проблемами гуманизма;
– Влияния науки на человеческую культуру и ее развитию во всем мире.
Русская философия ХIХ–ХХ вв
Истоки русской философии не определены точно, считают, что развитие науки философии начинается с 19 века.
Этапы:
– Древнерусский.
Представители: Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Клим Смолятич, Кирик Новгородец, Кирилл Туровский, Даниил Заточник, Петр Великий;
– Просвещенческий
Представители: Михаил Ломоносов, Александр Радищев, Николай Новиков, Григорий Теплов, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Андрей Болотов, Григорий Сковорода, Петр Чаадаев, Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Константин Аксаков, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Лев Толстой, Н. Бердяев и другие;
– Советский
Представители: Георгий Плеханов, Владимир Ленин, Михаил Бахтин, Давид Дубровский, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин.
Направления русской философии:
– Западничество и либерализм;
– Славянофильство и почвенничество;
– Народничество;
– Анархизм;
– Космизм;
– Толстовство;
– Позитивизм;
– Веховство;
– Софиология;
– Евразийство;
Марксизм-Ленизм;
– Этатизм;
– Традиционализм;
– Национализм.
Включение в мировую философию у русской философии начался в конце 19 века. Религиозность взглядов в философии выражались в критике рационализма, философствование имел экзистенциональный характер, онтологический характер измерения бытия культурных норм.
В двух словах сложно осветить исторический период философской мысли, развития идеологии, рационализма, космологии и много других широких понятий, что интерпретируют человеческое Бытие.
Философия ХIХ–ХХ вв. с отрицанием относилось к возможностям разума в познании действительности и утверждала нерациональный, алогичный характер бытия (иррационализм).
Одним из самых важных шагов в период 19-20 веков, стало отрицание познавательной и практической ценности традиционной философии. В 19 веке появляются ученые, которые смогли прорваться за рамки рационализма и сциентизма, благодаря которым философия приобрела новый облик.
Значительной фигурой того времени стал А. Шопенгауэр, его труды в направление иррационализма, сделали огромнейший вклад для развития будущего в философии, он считал себя последователем И. Канта. Он считал, иррациональную стихию, главной силой всего окружающего и неподвластную рациональным методам исследования. Иррациональная стихия – мировая бессознательная Воля, была основой и наш Мир был лишь зеркалом, поэтому человек может исследовать только представление этой воли, что не является рациональным и познаваться может только интуитивно, а не разумом. Его философия была пессимистична.
Философ писал, что Мировая воля на человека действует агрессивно, злонамеренно и приносит ему боль, чтобы приглушить ее, А. Шопенгауэр считал, что нужно стараться избавиться от всех желаний с помощью сострадания, аскезы и искусства. Его соратник Ф. Ницще, Мировую волю А. Шопенгауэра, видел в ином контексте и придал ей социально-нравственный характер, он видел в Мировой воле – жизнь, что ее не нужно минимизировать, ей надо управлять, каждый человек имеет право на власть над волей.
Ф. Ницще выделял три стадии развития:
– Выносливость духа, браться за самое сложное и достигать цели;
– Не воспринимать существующие ценности и делать человеку, что он хочет;
– Созидание. Забыть, что было и начать заново.
Философ писал, что неравенство людей заключается в их жизненных сил и уровнем личностной воли к власти.
В конце 19 века разделение понятия философии и ее отличием от метафизики, мыслители придавали философии, особенность метафизики только в философии бытия, которое исследовалось в онтологии и гносеологии. Сама философия является особой наукой и проблемы, которые встречает человечества на своем пути, могут, решены с помощью разума. Поэтому в начале 20 века курс философии направлен был на Позитивизм.
Представители: О. Конт, Дж.Ст. Миль, Э. Мах, Г. Спенсер, Шлик, Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел.
Позитивизм – источником истинного, действительного знания является эмпирические исследования и отрицающие познавательную ценность философские исследования.
Основная цель позитивизма – борьба с метафизикой, поиск научного метода доказывающие достоверность основания знания.
О. Конт выделил три стадии эволюции цивилизации.
– Теологическая. Рассматривания явления окружающей реальности по аналогии с собственными действиями.
– Метафизическая. Рассматривания мироздания, как место сверхъестественных сущностей и абстрактных сил.
– Позитивная. Научная стадия, содержащая в себе две предыдущих стадий.
Формирование позитивной философии, было лишь началом научного пути, следующий этап эмпириокритицизм (махизм) – теория критики опыта, способствующий очищению метафизического опыта.
Далее неопозитивизм или логический эмпиризм, чувственные данные выстраивались в логические конструкции и каждое теоретическое положение проходило проверку на содержание научного знания и постпозитивизм. Постпозитивизм основывался на принципе фальсификации, любая система знаний может быть опровергнута с помощью другого опыта.
Заканчивается 20 век экзистенциализмом.
Экзистенциализм (философия существования) – изучение проблемы бытийности человека.
Представители:
– Атеистический экзистенциализм: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар;
– Религиозный экзистенциализм Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Пауль Тиллих, Лев Шестов и Николай Бердяев.
Индивидуальная сущность человека становится центром проблемы для философии, его существование предшествует его определения сущности. Ж.П. Сартр считал, что человек сам должен создавать свою сущность и задавать себе смысл своего существования.
«Человек – это проект бытия» – Жань-Поль Сартр.
Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. В некоторых случаях термин онтология (метафизика бытия) употребляется в противоположность термину генология (метафизика единого).
Учение о бытии свои корни берет с античной эпохи, досократикам, в работах Аристотеля и Платона, часто встречаются признаки онтологии выражающая через исследование сущего, его начал и форм. Основным вопросом онтологии, является «Что существует?». В средневековой философии мыслители опирались на решения онтологической проблемы, о существовании универсалий (абстрактных объектов). В 20 веке онтологической проблемой являлось сознание.
В научный оборот термин «Онтология» входит благодаря немецкому философу в 1606 году, в 1613 г. термин был включен в философский словарь (Р. Гоклениус), а в 1956 термин использовался в качестве эквивалента понятию «метафизика». Немецкий философ и ученый Х. Вольф в скором будущем разделил семантику терминов «онтология» и «метафизика» и закрепил понятие в науке.
Основным предметом онтологии является сущее, единство объективной, субъективной, физической, социальной, виртуальной реальности. Реальность делится на материальный (материя (косная, живая и социальная)) и духовный (дух) мир. В метафизике под бытием понимается Бог, в 20 веке в направление экзистенциализма, бытие определялось через бытие человека, его вопрошание о бытии и способностью мыслить.
Бытие и небытие.
Философия понимает бытие как реальность мира, какой он на самом деле есть, что существует на самом деле.
Основные понятия:
– Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия природной, социальной и духовной реальности в единстве и целостности. Бытие обозначает наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект.
– Небытие – означает абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия, несуществующая реальность.
– Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей.
– Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность.
Картина мира выступает в качестве исходного, базисного понятие как бытие. Бытие универсальное понятие и несет в себе несколько смысловых плоскостей, в одном случае бытие – это категория, которая представляет совокупность всего существующего, неся в себе критерий его существования. Под бытием имеется в виду сущее, как объективно данная действительность и выступает как характеристика реально существующих объектов и явлений или же как основа, чтобы оставаться самим собой в изменчивом мире.
Бытие также представляет собой процесс, в ходе которого данные объекты и явления демонстрируют присущие им свойства, выражается в ее существование, существование понимается как реальное пребывание в мире.
Согласно обширному взгляду на исторический процесс развития философии, можно заметить, что в философии выделяются следующие закономерности в формировании вышеуказанной смысловой плоскости. Первоначально формировалось направление, вытекая в последующих трудах в натурфилософии, субъективном идеализме, гегельянстве и марксизме.
Виды бытия:
– Материальное – представляют предметы объективной реальности, отождествляется с природой, физической реальностью и деятельностью человека. Существование материальных тел, вещей и явлений природы, выраженных в размере, массе, объеме окружающего мира;
– Духовное – субъективная реальность, которая самостоятельно существует и выражается в виде индивидуализированного/вне индивидуального духовного бытия;
– Человеческое и социальное бытие – существование человека как единства материального и идеального, бытие человека в обществе и самого общества.
Структура бытия:
– бытие вещей и процессов природы – общий процесс в космической эволюции, включает в себя бытие первой природы, объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет и второй природы, что было создано человеком, отражая природную, духовную и социальную реальность;
– бытие человека – жизнедеятельность человека в окружающей среде;
– бытие духовного – бытие индивидуального и объективированного духовного, существующее в высших формах психики и социальных направлениях;
– бытие социального – бытие отдельного человека и бытие общества.
Человеческая действительность многообразно в своих аспектах, разные подходы видят бытие под различными категориями. Человеческое сознание не тождественно с телесным существованием, структура общества человека сложнее животного царства, также и живая природа отличается от неживой природы.
Разделение на вышеуказанные классификации бытия, одно из самых важных трудов в философии, что способствовало качеству дальнейших исследований в философии. Онтология занимается проблемами бытия, она проявляет особый интерес в материальное и идеальное бытие, а также затрагивает проблемы небытия.
Небытие рассматривается Аристотелем и Платоном низшим видом бытия, ложно высказанным, Аристотель отмечал, что объект не относится к настоящему времени, оно может быть прошлым или будущим, с экзистенциального же взгляда небытие представляло в виде необусловленной свободе, страху перед смертью или в отсутствие смысла жизни.
Бытию и небытию сопоставлялась сверхбытие, противоположность бытия в сверхбытие лишало аналогичных признаков и указывало на неземное совершенство, Платон представлял, что сверхбытие обладает всеединство, религиозно-философские учения – Бога и другие, что подразумевает собой субстанцию.
Субстанция понимается, как первооснова реальности существует сама в себе и представляется через себя. Философ Б. Спиноза считал, что субстанция является причиной самой себя, проблема качество субстанции находится до сих пор под вопросом, представители направления материалистов считают первооснову материального бытия, идеалисты – идеального бытия. Философ Д. Юма и другие мыслители, поддерживающие мысль, что субстанция для человека непостижима, он ограничен в своем познании и не может быть объективным.
Споры о качественной и количественной субстанции никогда не заканчивались, одни считали, что существует одна субстанция, придерживая позиции монизма (от лат. monos – один, единственный), другие считали, что в мире существует более одной субстанции плюрализма (от лат. pluralis – множественный) или дуализма (от лат. dualis – двойственный).
Философский плюрализм создает проблему единства мира, множественность субстанций в их представление, субстанциальность каждой личности, в философии жизни, прагматизме, экзистенциализме. Проблема обоснования единства в таком контексте, внутреннее единство многообразных и изменчивых вещей, явлений, процессов. Составляющих в своей совокупности само бытие, подтверждало о существовании какой-то основы. Поиск субстанциональной основы оказалось более сложным делом, космос и человек, природа и общество, предмет и образ, явление и сущность слишком различаются между собой, чтобы всегда можно было установить, в чем заключается их единство.
Различные уровни с множественными элементами не могли существовать на первооснове материи, так же как и не может быть идеальным бытие. В итоге единство мира было представлено материалистами в вещественно-субстратную модель мира, все существующее состоит из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Идеалисты, в свою очередь, представили философию Платона, где вещи представлялись идеальными первообразами – идеями. Иная версия – функциональная модель, представители которой считают, что каждый элемент Вселенной связан с другими частицами, функционируя, как единая система. Общая теория систем стала для научного мира направлением для исследований, открываются формулы мироздания, которые объясняют любое явление во Вселенной. Ученый А. Эйнштейн полагал, что сможет раскрыть единую силу, единую формулу, причину и одну цель, которая управляет всем. Другие ученые отрицали его идеи, что такой формулы не может существовать в принципе. Единство мира, один из важных вопросов в философии, который до сих пор не раскрыт. Версия о структурных уровнях бытия – атрибутная модель, позволяет соединить уровни неживой природы, живой природы, общества, которые самостоятельно репродуцируют подуровни.
Учение о бытии, онтология, играет одну из серьезных ролей в философии, потому что необходимо конкретные теории, исходили из общей теории, фундаментальной теории.
Высокий статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке субъективных теорий необходимо исходить из более общих (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук. Проблема философской онтологии сводится к выявлению сущности бытия, его смысловых значений, основных видов и бытия, и отношений между ними, всеобщих свойств бытия. Она является общей теорией связана с логикой, теорией познания, философия природы, социальная философия, философская антропология с другими философскими науками, которые подвергают более детальному рассмотрению как сущность бытия.
Материальное бытие и идеальное бытие.
Под материальным бытием понимается концепция, что окружающий мир состоит из множества предметов, явлений и процессов. Они проявляются в разнообразных формах со всевозможными свойствами, связями и отношениями.
Идеальное (от греч. idea – образ, форма, вид, род) – особая реальность, лишенная многих свойств, что присущи к материальным объектам. Идеальное по сравнению с материальным, может существовать во множественных числах, если у Ньютона упало реально одно яблоко, то в идеальном, каждый представил, как и у него упала такая же сущность. Идеальные сущности невещественны и не протяженны, без времени, результатов опыта и чувственного восприятия и значительно отличается от материального бытия.
Философ Платон первым открыл понятие идеального. Он видел в такой концепции бестелесные, неизменные, вечные, активные, прекрасные и совершенные идеи. Материалисты находят в идеальном отражении явлений объективной реальности, которые таким образом определяют наши образы, чувства и мысли, в философии Гегеля понятия идеального бытия, заключается в абсолютной идее, что несет в себе полноту всего сущего.
Идеальная и материальная реальность, разные взгляды на бытие, идеалисты в реальности видят в идеальной реальности активность духа, присущую субъективной или трансцендентной реальности, которая творит наш мир. Для материалистов, как говорилось выше, окружающий мир представляет взаимосвязанный между собой предметов, явлений и процессов, но материалисты в начале XX века пришли к пониманию невозможности ограничить материальное бытие только вещественными объектами. Мир для них стал делиться на вещественные и невещественные силы, включая в себя живую, неживую природу и общество. К ХХ веку, миру были открыты следующие уровни:
Неживая природа:
– Субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны);
– Микроэлементарный (адроны и лептоны);
– Ядерный (ядро атома); атомарный (атомы);
– Молекулярный (молекулы);
– Единичных вещей; макротел;
– Планет и систем планет;
– Галактик и систем галактик;
– Метагалактик;
– Вселенной.
Живая природа:
– Доклеточный (ДНК, РНК, белки);
– Клеточный (клетка);
– Многоклеточных организмов;
– Видов;
– Популяций;
– Биоценозов;
– Биосфера.
Общество:
– Отдельный индивид;
– Семья;
– Коллектив;
– Социальные группы (слои, классы, страты);
– Этносы;
– Нации;
– Пасы;
– Государства;
– Союзы государств;
– Отдельные общества;
– Человечество в целом.
Каждая из этих форм исходит из материи (от лат. materia – вещество), несводимые к одним вещественным началам В.И. Ленин писал, что «философская категория для обозначения объективной реальности. Дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Материя содержит в себе атрибуты, формами ее бытия, которые включают в себя движение, пространство и время. Они существуют вне материи. Первым понятием атрибута, под которым понимался универсальные фундаментальные свойства субстанции, Б. Спиноза, выделил признаки, протяжения и мышления, следующие исторические события изменений в философии характеризовались понятиями: движение, пространство и время, взаимодействие, отражение.
Движение носит объективный характер, понимается как совокупность изменений, движение абсолютно, потому что происходит изменение объекта и относительно, т.к. изменения происходят не сразу во всех, с особой динамикой в отношениях. Движение противоречиво, оно одновременно стремится к сохранности, так же как и к изменчивости.
Типы движения:
– Изменение объекта в пространстве, сохраняя при этом его состояния и качества, заключается в простом перемещении объекта;
– Когда изменяется состояния объекта, при этом сохраняются его качества, примером может служить, что глина становится кирпичом;
– Когда изменяются качества объекта, может подразумевать, развитие человека и общества.
Основные формы движения:
– Механическая;
– Физическая;
– Химическая;
– Биологическая;
– Социальная.
Пространство и время.
Системы материальных предметов образуют пространство, в котором они располагаются, а их взаимосвязь образует время. Время состоит из длительности, асимметричности, необратимости, одномерности, пространство имеет протяженность, симметричность и ассиметричность, однородность и неоднородность, трехмерность и иную мерность, что открывается современной наукой.
Общие свойства пространств и времени объединяются в объективности, всеобщности, абсолютности и относительность, что отражающие особенности нашего мира, которые нам известны.
Существуют два направления понимания пространства и времени:
– Субстанциальная, основные представители данной концепции Демокрит, Эпикур, И. Ньютон, которые полагали, что пространство и время в себя независимо от существования движения, материи и своих свойств, содержат все субстанции в виде объектов и событий.
– Реляционная, основные представители Аристотель, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн, они полагают, что пространство и время зависимы от материальных объектов и скорости их движения. Выражаются в свойствах отношений между объектами и процессами.
В идеальном бытии мир проявляется многозначных характеристиках в своем многообразии (чувственные образы, направления интеллектуальной деятельности, процессах творчества и т.д. Выше идеального бытия – трансцендентное идеальное бытие, подразумевает причину, порождающую материальное и идеальное бытие.
Виды идеального бытия:
– Психическая жизнь и мышление,
– Общественное сознание;
– Духовный мир личности.
Самая не достигаемая постановка проблемы, находится в трансцендентном бытии. Доказательство субстанции, бытия Бога или иного, не существует, есть лишь представления об объектах божественного начала человека. Логические, онтологические, космологические, моральные, психологические и т.д., доказательство Бога имеют признаки гипотетического характера и не имеют существенных доказательств при строгой проверке.
Бог в философии представляется в следующих стадиях:
– Духовная сущность, управляющий природой и закономерностью;
– Создатель всего сущего, через свой разум и волю сотворил мир;
– Постижение через осознание его законов, морали и права в подлинном и загробном мире.
Современные знания о Вселенной имеют до сих пор фрагментарный характер, для постановки действительной проблемы о мироздании человечеству еще не дано постигнуть. Наука точно может сказать, что существование Бога не заключается в хлопотах и заботах людей и в проявление гармонии бытия, его существование намного глубже.
Философия может сегодня утверждать, лишь один признак Бога (Мирового разума), что он определяет лишь меру разумности нашего мироустройства. Представители объективного идеализма трансцендентного бытия, имеют представление, что существует мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею вне разума субъекта. Представители субъективного идеализма, определяют субстанцию через активность, психологическую способность ощущения, разума и воли.
Сущность сознания. Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его в разных концепциях. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон для сознания, являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.
Научная психология определяет:
– сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)
– сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)
– сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)
– сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)
– элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)
– сознание – элемент человеческой психики, который включает себя бессознательное. Оно определяет работу сознания и поведение человека, ядром которого является половой инстинкт. (З. Фрейд)
Один из первых, кто расширил понимания сознания, был З. Фрейд и другие представители психоанализа, они с «Я» индивидуальным сознанием, выделили «Оно» бессознательное и «Сверх-Я» коллективное сознание, которые оказывают противоположное воздействие на сознание человека.
Проблема понимания определение сознания не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.
Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики, интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.
Исследования идеалистами и материалистами сущности сознания, его места в структуре бытия, причин его возникновения и развития, его способности к познанию мира на основе решения общих онтологических и мировоззренческих проблем философии. В материализме сознание отражается в свойствах материи, идеалистическое представление о сознании, как об активности, духа независимого от материального мира, где первоначально душа проходит формообразования, чтобы преобразоваться в чистоту духа.
О сложности структуры сознания, видно в ее сущности и самом происхождении. Идеалисты считают, что сознание создано Мировым разумом, духовной активностью, присущей человеку от рождения и независимой от биологической сущности. У материалистов, происхождения сознания, происходит от процесса отражения всеобщего свойства материи. От окружающего его природного мира и общественной среды обитания.
С появлением первого вида разумного человека, сознание отдельного человека, развивалось за счет собственного развития и социальной и культурной среды, в которой человек воспитывался и развивался. Развитие человека зависит от социального общества, когда он находится в общении с другими людьми. Ученые считают, что для формирования сознания сильно повлияло игровая деятельность, нестандартное видение окружающего мира и запреты.
Познание мира, объяснения явлений в нем, закономерностей и способ их использования. Одно из важных для человека деятельность. Возникновения науки Гносеология берет свои истоки с античных времен, где мыслители разбирались. Как работает познание, как отличить истину от не истины и т.д. В средневековье наука развивалась в религиозном русле и все знания исходили от Бога, что дало развитию герменевтики (учение толкования текстов). В 17-18 веках эпоха Нового времени, усовершенствовали науку, следующие философы, Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776), Иммануил Кант (1724-1804, Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872). Они дали новый вдох философии, концентрируясь на человеческом разуме и ответы на любые вопросы из трёх элементов познания: чувства, рассудок и разум.
Гносеология, термин образован от слов γνωσις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение), или учение о познании – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Возможности познания мира человеком, структуру, формы знаний и отношение познавательной деятельности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.
После атомической трактовки социальной реальности и унифоризма, то есть альтернативы. Анализ познания стал более широким, используя инструменты других научных дисциплин. Наука изучает специфику научного знания, основным предметом ее изучения является научное знание.
Основные направления гносеологии:
– Иррационализм – познания философских с помощью иррациональных механизмов, то есть интуиции, через созерцание, что приводит к формированию мистической картины мира.
– Рационализм – познания истины происходит с помощью законов логики, рассудка, разума, поэтому умозаключения должны быть логичными и определенными.
– Эмпиризм – данное направление имеет идеалистический и материалистический методы. Опирающийся на инстинкты и чувства знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения.
– Сенсуализм – Информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. Познания происходят через чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях, восприятие и представление.
История возникновения гносеологии, считается 540 до н. э., зародилось после разграничения философом Парменидом Элейским понятия «Истины» и «Мнения». Сократ создал один из первых методов познания – майевтику, данный способ познания истины осуществлялся через вопросы и испытания (469 до н. э.). Позднее, 384 до н.э., Аристотель, сформировал метод познания – аналитику, в этом способе рассуждения были последовательными и логичны.
Разделы гносеологии:
– Гносеологический оптимизм – познания мира, неограниченны. Человек разумом может познать все процессы окружающего мира, а что познать сегодня нельзя, то в будущем обязательно будут доступно для познания разумом. Главная задача данного раздела, создавать новые инструменты для познания, что помогают выходить за рамки уже существующей информации.
– Гносеологический пессимизм – данный подход, акцентируется об ограниченности познания, ответы на которые человеческому разуму достичь невозможно.
Разделяется:
Скептицизм – сомнение об истинности познания, достоверного знания не существует. Принцип мышления, не может познать непознаваемый мир.
Агностицизм – невозможность познания мира в его объективности, характеристиках и признаках. Человек не может познать природу, так как она высшего человеческого понимания.
Критицизм – Познавательные процесс человека ограничены, поэтому нужно устанавливать пределы или границы познающему разуму, чтобы не производить недостоверные знания.
Наука Гносеология занимается важными решениями проблем в направление осмысления действительности, проблема истины.
В Гносеологии изучаются объектные отношения в субъекте, основными познаваемыми элементами являются взаимодействие объекта и субъекта, и структуры их отношений. Познание мира является одним из главных направлений деятельности человека. На протяжении всей истории развития науки подвергалось ложным истинам. Скептики в античное время ставили проблемы над постижением вещей, которые не могут постигнуты с помощью чувств или разума. Софисты солидарно выражали свои предположения, считая, человека мерой всех вещей. Они говорили, что в субъективном нет объективного характера познания и содержания, что привело к развитию скептицизма и релятивизма. Философы ставили под сомнение все, что существовало без рационального обоснования, для преодоления догматизма.
Философ Нового времени, Дэвид Юм, утверждал, что опыт является единственным источником познания. Он утверждал, что человек не может видеть объективный мир, и знать о его существовании. Человеческие познания существуют от впечатлений внешних ощущений, чувств, внутренней деятельности человека, рефлексии. Данные свойства нельзя доказать и установить действительную картину. Поэтому не может существовать точные представления об объективном мире. Продолжение работы в направление агностицизма отразились в трудах И.Канта, он делил знания на априорные (независимые от опыта и наблюдений) и апостериорные (зависящие от опыта и наблюдений). Философ предполагал, что сама суть вещей, их природа невозможна для человеческого восприятия, он не может познать ее действительность. Он утверждает, что человеческий опыт может познавать лишь отдельные явления этих предметов. Поэтому существование объективного мира существует лишь на принципах веры.
Представители (Платон, Гегель, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Дж. Локк) гносеологического оптимизма, предполагали, что для понимания сути предмета, существует объективная истина.
Принципы познания в гносеологии:
– Принцип диалектики;
– Принцип историзма;
– Принцип практики;
– Принцип познаваемости;
– Принцип объективности;
– Принцип конкретности истины.
Истина в философии является идеалом знания и способ достижения знания. Проблемы истины в ее познании, с помощью критерий истины устанавливается истинность знания и отличие от заблуждения. Теоретическое исследование начинается с соответствия мыслей действительности. Данная концепция истины, является классическим направления познания и придерживается критериев соответствие, что является воспроизведением предметов и объектов в сознании человека и действительности. Действительность в этом направлении обозначается как объективная и субъективная реальность.
Существование объекта познания, было вне зависимости субъекта, представители гносеологического оптимизма, выделили следующие позиции понимания истины:
– Действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;
– Существование между знанием и действительностью, принципиального соответствия;
– Существования критерия, для установления соответствия или несоответствия между знанием и действительностью.
После переосмысления постулатов классической концепции истины происходит формирования неклассических концепций истины:
– Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – сцепление, связь) – концепция, основанная на положении о том, что знание истинно, если оно внутренне согласованно и непротиворечиво;
– Прагматическая концепция истины (греч. pragma – дело, действие) – концепция, принимающая за критерий, истины ее практическую полезность;
– Конвенционалистская концепция истины (лат. conventio – соглашение) концепция, в которой истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества. Определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.
Развитие человеческого общества начиналось от познавательных процессов психической деятельности человека, чувственного отражения от простейших форм до рационального познания.
Рационализм – основой и источником достоверного знания является разум и мышление. Проблемы взаимоотношений чувственного и рационального познания являются одним из острых проблем в философии. Процесс познания в науке разделяется на два направления:
– Сенсуализм – ощущения является главным источником познания (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.).
– Эмпиризм – чувственный опыт является единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.).
Процесс познания, создания идей в разуме, через элементы познания (чувственные впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души, вплоть до чувственных качеств объектов), создают мир общества и человека в целом. В процессе познания человек отражает действительность при помощи различных форм чувственного и рационального познания, соотношение которых также становится одним из самых главных проблем в теории познания.
Современная теория познания имеет более широкий спектр изучений, сциентистское исследование играет главную роль в гносеологии. Расширения поля исследования создает новый виток созданию или переосмыслению понятий и проблем теории познания. Превосходство человека над природой, помогает субъективности расширить познания объективности, но до сих пор остается актуальным для философии, мысль Канта, что человек познает об объективном мире, исключительно то, что сам в него вкладывает.
Философское учение или подход к познанию окружающего мира, диалектика исследует развитие постоянно движущихся и меняющихся систем.
Диалектика (διά («диа») «продвижение сквозь», «проникновение» и λέγω («лего») излагать», «говорить правильно» – перевод с древнегреческого) – философское учение, исследующее окружающий мир или подход к спору строящегося на нахождении и эксплуатации логических противоречий в суждениях оппонента.
Умение рассуждать путем построений сложных логических конструкций, имеет следующие признаки:
– Определенные условия способствуют с количества переходить в качество;
– Все взаимосвязано, что окружает нас, все объекты и явления;
– Нет плохого и хорошего;
– Все меняется, ни одно явление и ни один объект не становится прежним.
Вышеуказанные элементы диалектики, так же как и современная диалектика, опираются на выведенные законы философом Г. Гегелем.
1. Закон единства и борьбы противоположностей;
2. Закон перехода количественных изменений в качественные;
3. Закон отрицания отрицания.
Первый закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Противоположности неразрывны, они не могут быть друг без друга, они взаимно исключают друг друга, взаимодействуют, порождая движение и развитие, на примере можно рассмотреть добро и зло. Данные противоположности не существуют друг без друга, и от взаимодействия развиваются.
Второй закон основывается на непрерывном развитии, накопление некоторого количества изменений, приводят к новому уровню качества. Один из общих примеров, как некоторое количество воды превращается в лед и наоборот.
В третьем законе диалектики подразумевается, что каждый раз при переходе в новое качество. Происходит отрицания предыдущего состояния при двойном отрицании, система возвращается к исходному состоянию, но уже на более высокой ступени развития.
Определение вышеуказанных законов не раскрывает весь потенциал, а дает лишь ознакомиться с материалом, для дальнейшего его исследования.
История официального становления диалектики, начало свое берет с того времени, когда человек научился мыслить и вырабатывать умозаключения на основе наблюдаемых фактов.
Древние люди пытались осмысливать окружающий мир, свое место в нем, что способствовала развитию научных направлений в мире.
Этапы формирования диалектики:
– Стихийная диалектика;
– Умозрительная диалектика;
– Диалектика эпохи Возрождения;
– Идеалистическая диалектика Г. Гегеля;
– Материалистическая диалектика К. Маркса.
Стихийная диалектика времен античности, название получила из-за пониманий окружающего их мира. Они считали, что Космос совершенен и имеет законченную форму, а природа еще развивается, отталкиваясь умозаключениями от примитивных представлений об окружающем мире (Гераклит, Зенон, Аристотель). Средневековье сформировала умозрительную диалектику, религиозные тенденции исключали различные направления, поэтому соблюдались интересы церкви. Целью, которой была объединить в целостную систему небесное и земное. Земной мир был несовершенен, а небесный совершенен, ученые деятели того времени направляли свои труды для соединения сакральной и мирской системы мира. Рациональное мышление Средневековья было инструментом для подтверждения догматических идей, они принимали все на веру и не допускали сомнений в совершенстве небесного и единства. Следующий этап развития диалектики в эпоху Возрождения, взглядом на Единство Бога и Вселенной. Философы считали проявления всего существующего, является признаками божественной сущности. Философ Г. Гегель, имел противоположный взгляд, он рассматривал диалектику как метод исследования действительности. Многие приняли идеи философа и его работы, стали основоположником современной диалектики. На его работах К. Маркс разработал материалистическую диалектику, противоречащую идеям Гегеля, последователями материалистической диалектики стал Ф. Энгельс и В. Ленин. Марксистская диалектика разделяется на объективную диалектику (первичную материю). Подразумевает собой развитие в материальном мире как в едином и целом, независящую от сознания человека, и субъективную (вторичную материю), где объективность отражается сознание человека.
Категории диалектики:
– Причина и следствие. Одно явление порождает другое явление, первое является причиной, а второе – следствием причины;
– Отдельное, единичное и особенное. Данная категория конкретизирует объекты и явления по признакам обособленности, уникальности и неповторимости;
– Общее и всеобщее. В общем, имеется в виду, что предметы обладают определенным свойством, а всеобщее – совокупность общего;
– Необходимость и случайность. В первом случае, влияние внутренней причинной, второе, что стечением внешних обстоятельств, они взаимозаменяемы по своей природе;
– Возможность и действительность. Действительность считается реализованной возможностью, при этом возможность возникает при определенных условиях;
– Сущность и явление. Под сущностью понимается совокупность вещей и законов, определяющие существования, а явление, является формой проявления сущности;
– Содержание и структура. Содержание – составляющие сущность, а структура – система взаимосвязи составляющих сущности.
Принципы диалектики:
– Принципы всеобщей взаимосвязи;
– Принцип системности;
– Принцип причинности;
Принцип всеобщей взаимосвязи исходит, что все между собой связано делятся на прямую и косвенную связь. Прямая связь, является непосредственным влиянием. Обмен энергией, веществом и энергией, а косвенная связь подразумевает опосредственную связь между объектами и явлениями. Под принципом системности подразумевается, что связь между объектами систематизированы, упорядочены в целостность единой системы. Принципы историзма и причинности, имеют обособленный характер, в первом случае объект рассматривается в ракурсе генезиса, этапов развития. Во втором возникают причинно-следственная связь между объектами, под влиянием внешних и внутренних причин.
Альтернативы диалектики:
– Метафизика – раздел в философии, который исследует первичную природу реальности, мира и бытия;
– Софистика – метод введения спора, наущающий законы логики;
– Эклектика – совокупность обоснований из разных учений;
– Догматизм – способ познания с помощью догм.
Диалектика, как метод познания общих законов развития природы, общества и мышления, через призму всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений, их развития за счет противоречий, что неприемлемо с точки зрения логики. Противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, имеет еще множество непоставленных проблем в исследовании с помощью такого инструмента познания как диалектика.
Антропология (греч. ἄνθρωπος anthrōpos – человек и λογία – исследование) – философское учение о человеке, данный термин имеет греческое происхождение, как самостоятельная наука возникла в начале девятнадцатого столетия. Антропология исследует частичные и эмпирические аспекты многозначности и многомерности человека.
Античная философия активно искала источники отличий человека от животного, ученые того времени выделяли руки и речь одной из главных признаков. Почему человек является выше животного мира и происхождением необъяснимого.
Философская антропология не является первым учением о человеке, анатомию человека исследовали задолго до появления признаков антропологии в античной философии. Один из примеров может служить египетские мумии.
Работы по изучению человека, его систематизации, классификации, а также функциональность тела и причин их возникновения принадлежали Аристотелю. Он один из первых использовал термин «антропология», подразумевая под этим термином изучение духовной природы человека.
Развития науки имеет необычное развитие среди других учений, эпоха Возрождения явилась одним из переломных моментов в истории. Когда учение приобрело авторитетность среди исследователей, благодаря изучениям физиологии человека не только в научном дискурсе, но и в искусстве. Римский автор «О природе вещей», в своих трудах указал очевидность естественного происхождения органического мира и человека. Живописцы Леонардо да Винчи и Микеланджело, тщательно исследовавший анатомию человека, передали цивилизации свои труды, которые сравнивали свои тела с животным миром, в особенности обезьянами. И только через несколько столетий появления труда Ч. Дарвина, стало одним из крупнейших событий для развития науки, который стал толчком изменений представлений о мире, что систематизировала проблему антропогенеза, в общую антропологию. Одно из крупных событий в антропологии случилась из опровержения Н. Миклухо-Маклаем, что отдельные расы имеют коренные различия.
Антропогенез – часть биологической науки, которая привела к появлению человека разумного.
Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека, а также историческое, эмбриональное, индивидуальное развитие человека в объективном и субъективном понятии.
Основные задачи антропологии:
– Генезис человека сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и его индивидуальности;
– Сущность человека, принадлежность человека к духовному и материальному, конечному и бесконечному, его двойственность;
– Взаимоотношение человека с собой подобным, Богом, с окружающим миром, системе ценностей и т.д.;
– Внутренний мир человека, Я концепция, культура, мораль, наука и др., его значение в этом мире.
В 20 веке антропология акцентируется на проблеме человека, основной идеей представляет создание интегральной концепции человека. Современная философская антропология ставит под сомнение рациональную сторону проблемы человека, иррацинализирую начало человека, как начало разума. Сегодня человек заявляет себя выше природы, заявляя о своем господстве и дозволенности, формируя новые проблемы философии.
Отечественная философская антропология.
Российская философская антропология также изучает сущность человека, культурно-историческом, социально-педагогическом, экзистенциальном, психологическом, психоаналитическом и другие различные направления и его самоопределения.
Двадцатый век, еще его называют Серебряный век, философия акцентирует идеал человек, человек как образ и подобие Бога. В России в это время исследуют классовую поляризацию и их противоречия, ученые акцентируются на экзистенциализме. Выделяя проблемы кризиса из-за разрушения и отрыва человечества от корней своего существования. Философы-экзистенциалисты выделяли автоматическое поведение человека и божественное, что привело к продолжению работ Ницще. Направленные на свободу и равенство, внутренняя работа человека для раскрытия в себе подлинно человеческой природы, работа по восстановлению в образ Божьего.
В советский период философская антропология перестает развиваться под натиском политических условий и возрождаться стала только в конце двадцатого века. Стали вырабатываться новые пути постижения человека, что создала точку переворота в науке и на основе этого переворота сформировалась постанропология. Становление философской антропологии в двадцать первом веке началась с осознания конечности человека, на религиозной почве. Стали созревать космомистические катаклизмы, выражая себя в апокалиптическом настроении и опасениях глобальных катастроф.
Следом за катастрофами религиозного характера, человечество с экологической проблемы переходит в эпоху цифровизации, виртуального мира. Реальная имитация действительности уже происходят, искусственный интеллект, разработки роботов. Виртуальных пространств, признаки ближайшего виртуального мира. Внутренний мир, этические и моральные основы человека не будут прежним, также и отношение к окружающей среде, и осмысление своего бытия в другой плоскости.
Аксиология в философии изучает ценности, которые образуют фундамент человеческого бытия, являющийся движущей и мотивирующей силой.
Проблемы в данном учении являются в соотношениях оценки и ценности. Самостоятельным предметом аксиология стала в 20 веке, благодаря французскому философу П. Лапи.
Исследует:
– весь спектр вопросов, связанных с естеством системы ценностей;
– роль, которую играют ценности в обществе;
– структурную взаимосвязь внутри ценностной системы и вопросы, связанные с ее восприятием человеком.
Развитие аксиологии начало свое берет с античного времени. Сократ определял ценность, как пользу в качестве блага, дальнейшие эпохи, вносили свои коррективы в понятие ценности, такие как красота, доброта и т.д.
Работы Канта были основаны на пересмотре этики, выделяя в них определенные границы сущим и должным с четким противопоставлением нравственности природе. Понятие о бытии начинает терять свою первостепенную целостность, разделяясь на реальности. Труды А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ударяют по главным христианским ценностям, они ставят под сомнения догматы, а К. Маркса стал рассматривать благо и ценности с точки зрения экономического характера.
Философы разделяют развитие аксиологии на предклассический, классический и современный период – постнеклассический. В первом периоде ценности считались чувствительным познанием, где можно прочувствовать ценности и отношение. Второй период стал толчком для развития в материальном характере, разделяя ценности на двойственность. Вскоре появились ответвления от этих направлений, образовав современную аксиологию.
Современная динамика целостного мира зависима от человека, ученые признаки ценностей классифицируют:
– по содержанию (на материальные, духовные, социальные и политические);
– по сфере бытия (культурные, природные, научные и т.д.);
– по субъектам (общечеловеческие и групповые, и индивидуальные ценности, важные для конкретной личности);
– по роли, отводимой ценностям в жизни индивида, выделяя прагматичный по характеру утилитарный (относящийся к жилью, питанию и др.) и духовность человеческих ценностей.
Для современной аксиологии натуралистическое и феноменологическое направление являются до сих пор актуальными, где аксиологический натурализм понимается, что вещь обладает ценностью как желаемая, так и не желаемая. Другое же направление утверждает, что ценностные суждения отличаются от эмпирических наук, и является априористским.
Определение понятия «ценность», имеет серьезные проблемы в методологии и теоретических аспектах, что составляют каркас самого понятия и ценностных отношений. Они влияют на действительность. Исторический опыт показывает об проблемности актуальности вопроса ценности, переломные эпохи, вносили новые аспекты и направления. Ориентация научных исследований была практически направлена на мотивационную сферу и регуляция поведения человека и общества.