Все, что создано людьми в процессе производства и используется для повышения производительности труда и извлечения прибыли, в классической экономической теории называют капиталом. В современной экономике знаний и технологий ключевым фактором становится человеческий капитал – он служит источником интеллектуальной добавленной стоимости за счет вклада человека, использования результатов его творческого труда.
Теперь не станки и оборудование определяют иерархию крупнейших компаний глобального рынка, а стоимость их брендов, основу которых составляет интеллектуальная собственность: от самого названия до совокупности защищенных технологий, разработок и т. д. За каждым изобретением, брендом, любым творческим произведением или программой всегда стоит человек. Искусственный интеллект правами не обладает, так как и у него есть конкретный создатель – тот, кто написал код, заложил алгоритм, из чьих авторских произведений он генерирует свои ответы системе.
Разрабатываешь ли ты IT-решения или печешь булочки по уникальному рецепту, рисуешь digital-картины, пишешь музыку, тексты или плетешь кружева по старинным эскизам, а может, строишь бизнес в высокотехнологичной сфере и создаешь сложные машины и оборудование… Ты так или иначе являешься частью креативных индустрий и потенциальным или уже состоявшимся правообладателем. Только не всегда знаешь об этом.
Когда идея проходит путь от бесплотной и нечетко оформленной мысли к воплощению в конкретном описании, объекте с подтверждением права на нее, она становится креативным капиталом, ресурсом, активом, который способен различными способами приносить доход правообладателю, будь то конкретный человек или компания.
Креативный капитал непосредственно связан с креативными индустриями и творческими сферами деятельности. Именно в них возможна максимальная самореализация, изменение качества жизни не только отдельных людей, но и целых территорий. Они привлекают инвесторов, их развитие поддерживает государство, они открыты и доступны для начинающих предпринимателей и творческих людей.
Как раскрыть потенциал своего креативного капитала, как его создать и обратить себе на пользу, извлекать доход? Через этапы, которые мы рассмотрим в книге, от поиска вдохновения, идеи, к разработке продукта, от охраны его интеллектуальной составляющей до дальнейшей коммерциализации, мы разберем доступные инструменты маркетинга и все способы выжать максимум из результатов творческого труда.
На этом пути важно понимать, что инструменты создания и управления креативным капиталом все время совершенствуются, растет и изменяется сфера интеллектуальной собственности и законы непрерывно трансформируются вслед возникающим потребностям.
Так, совсем недавно регуляторы утвердили возможность при регистрации патентов и промышленных образцов приобщать к заявке 3D-модель, а уже сегодня остро стоит вопрос быстрого закрепления правового статуса объектов, созданных в цифровой среде.
Нет единого универсального рецепта для всех. Инструменты интеллектуальной собственности как конструктор: их нужно подбирать и использовать сообразно цели и задаче. А для этого нужно иметь о них базовое представление и вовремя о них вспоминать. Одно можно сказать с уверенностью: их игнорирование дорого обходится.