Часть I. Справедливая оценка возможности иметь собаку

В этой части читатель получит ответы на вопросы:

• Как понять, «потяну» ли я собаку?

• Для чего она мне?

• Какая моя модель жизни с собакой?

• Готов ли мой ребенок к появлению собаки в семье?

Здесь будут описаны категории людей, которые выбирают себе собаку, и причины, по которым они это делают, иллюзии, которые они при этом испытывают, и реальность, которая ждет их после покупки собаки, а также типичные ошибки, которые чаще всего совершают будущие владельцы, приходя к этому решению. Будет предложен чек-лист, ответив на вопросы которого читатель поймет, действительно ли он сумеет комфортно «вписать» собаку в свою жизнь. А для тех, кто уже имеет собаку и проблемы с ней, он поможет осознать свои ошибки и продумать пути их исправления.

Также я расскажу о том, какая юридическая ответственность и какие права появляются у владельца собаки, чтобы человек мог оценить, готов он к этому или нет.

Глава 1. Портрет пользователя

Глава поможет представить модель жизни читателя с будущей собакой и понять, насколько такая перспектива его устраивает. Оценить свою состоятельность как будущего владельца собаки и понять, сможет ли он комфортно интегрировать собаку в свою жизнь.

Собака для ребенка (как доказать ребенку, что ему еще рано иметь собаку)

Мне кажется, что каждый автор, работая над книгой, старается представить себе своего читателя. Вот и я все время думала о том, кто будет читать эту книгу, для кого она станет хорошим подспорьем в момент, когда появится желание завести собаку. И должна вам признаться, что единого «портрета» у меня не получилось. Все дело в главном герое моей книги, ведь собака настолько подходящее человеку создание, что иметь ее стремятся самые разные люди: дети и пенсионеры, творческие личности и жесткие рационалисты, люди замкнутые и, наоборот, гиперобщительные. Собака может прекрасно уживаться с любым хозяином, лишь бы он был готов уделять ей достаточно внимания.

Среди желающих завести собаку, наверное, самой многочисленной и самой неоднозначной категорией являются дети и их родители, готовые удовлетворить желание любимого чада.

Наверняка у вас самих или у ваших знакомых ребенок хоть раз просил купить собаку. Правы ли те родители, которые категорически против того, чтобы завести собаку? А правы ли они, лишая собственного ребенка возможности иметь настоящего преданного друга? Чувствуете разницу в вопросах?



Предлагаю поразмышлять. Вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что очень большое значение имеет возраст ребенка, поскольку от этого зависит степень его ответственности за собаку, вовлеченности в процессы ухода: кормление, прогулки и т. д.

Я не буду вас утомлять рассуждениями о том, что малышу до года собака не интересна вовсе, это и так понятно. Желанный ребенок, которого ждут и любят, рождаясь, живет в уверенности, что все взрослые, что вокруг него собрались, даны ему как рабы исключительно для того, чтобы удовлетворять его основные потребности. Вряд ли в этом возрасте животные интересуют малыша с этой точки зрения. Покричал – его покормили, еще покричал – поменяли памперс. Кстати, крик – вокализация – дан многим детенышам, он как приложение к договору, служит для уточнения и реализации основных потребностей.

Но ребенок растет, выходит из кроватки и тут же сталкивается с фактом, что в мире, куда он попал, есть слово «нельзя» и не все можно трогать, брать и т. д. Однако белый свет такой большой и удивительный, в нем так много интересного, что малыша это нисколько не смущает. Нельзя это – возьму другое, не могу пойти туда – пойду сюда. Впрочем, и у детенышей любого другого млекопитающего также идет сбор и накопление информации о среде обитания. И примерно в возрасте 1,5 лет наступает момент, когда малыш осознает, что, оказывается, в этом мире не все для него, оказывается, что чего-то не дают вообще! И вот чадо переходит на другой уровень познания мира, назовем его «а что будет, если…». Это, собственно, и есть период установления границ. Вы говорите: «Не ходи, Саша, в грязь». А Саша уже знает, как устроена грязь, его уже интересует другое: «А что будет, если я пойду, какая будет реакция мамы?» И вот он, с ясными глазами, глядя прямо на вас, идет и падает, пачкается и т. д. Причинно-следственные связи ребенок еще не может установить, да и понять, в каком мире он находится, куда он попал, что здесь можно, а что нельзя, у него другого способа нет. Ровно так же, кстати, познают мир и все детеныши млекопитающих, но в животном мире границы для них устанавливаются жестко и четко.

Наивно предполагать, что ребенок в возрасте до пяти лет способен относиться к животному иначе, чем к игрушке. В отношениях с собакой в этом возрасте будет та же история, что и в примере с грязью. Будут определяться границы дозволенности. Понравился пушистый хвостик – дернул, потянул за ухо – укусила. Малыш делает то, что ему хочется, не ожидая ответной реакции, так как он пока элементарно не знает, что такое собака и как она может ответить на его действия. И поэтому родителям не стоит надеяться на то, что если они объяснят ребенку, почему так делать нельзя (дергать за уши, кричать на ухо, отнимать еду у собаки), ребенок это поймет. Это случится только тогда, когда собака покажет свою реакцию. Единственный способ убедить ребенка, что так нельзя делать, – это эмоционально показать свое искреннее разочарование и негодование: «Как?! Это моя кровинка так сделала! Какой ужас! Мне безумно стыдно и больно! Неужели именно ты так поступил?! Как же так, ведь с собакой нельзя так, а ты сделал!» Родитель является авторитетом, и его реакция на происходящее очень важна для ребенка, это, опять же, определение границ. Объяснения родителей не работают, пока ребенок не начнет задавать вопрос «Почему?», в этот момент он готов воспринимать причинно-следственные связи. Вот тут вы обязаны объяснить, почему собаку не стоит дергать за уши или обнимать.

Есть правила уважения собаки. Покажите этот наглядный рисунок ребенку. Научите его, как нужно вести себя с собакой. Это полезно и в дальнейшем поможет вам избежать неприятных ситуаций и с чужими собаками тоже.





Лично я хорошо бы подумала, прежде чем покупать собаку для детей от 3 до 6–7 лет. А если говорить откровенно, я против этого категорически. Это опасно для малыша, это плохо для собаки, это очень трудно для родителей, которым придется одновременно заниматься и ребенком, и собакой, а если все-таки они решились и приобрели щенка, я советую почитать книги психологов и понять, как стоит действовать, как вы будете определять границы поведения ребенка по отношению к собаке. Кстати, определять эти самые границы придется не только для малыша, но и для щенка, а это тот еще «квест», поверьте на слово.

Прежде чем перейти к следующей возрастной категории, я должна напомнить, что все дети развиваются по-разному и два пятилетних ребенка могут кардинально отличаться друг от друга. Один может предпочитать игру в песочнице, а другой – шахматы. Очевидно, что готовность таких детей к общению с собакой тоже будет разной. Даже если маленький человек уже в состоянии самостоятельно одеваться, есть и убирать свои игрушки и задает вопрос «Почему?», пусть продолжает осваивать шахматы… С приобретением собаки лучше повременить.

Уж если рассматривать приобретение собаки для ребенка, то делать это целесообразно не раньше, чем ребенок из объекта превратится в субъект, в личность, и сможет полноценно разделить с родителями домашние обязанности, в том числе по уходу за собакой, т. е. в возрасте 12–14 лет.

Подростковый возраст – это, если так можно выразиться, пересмотр договора между ребенком и миром. Вот, я вырос, я уже другой, у меня должны быть свои права, я сам могу все решать, по отношению ко мне должны работать другие правила. Хотя нужно отметить, что взросление в нашем обществе, особенно у мальчиков, затруднено. Если девочке поступает биологический и внешний сигнал от матери, что она стала другой и уже считается девушкой, то мальчикам нет сигналов вообще никаких. А ведь еще недавно с точки зрения эволюции чтобы стать взрослым человеком, мальчику нужно было что-то совершить, добыть зверя, сходить в поход на войну, совершить подвиг и т. д. Но сейчас не нужно ничего, и где та самая граница взросления – непонятно, никаких тебе инициаций, неизвестно, что должно произойти, чтобы я понял, что стал взрослым. Но это так, мысли вслух.

Так вот, подросток просит собаку. И тут родителям важно понять, действительно ли он готов к пересмотру договора, действительно ли он готов получить коробку, в которой лежит и подарок, и обязанности. Как это узнать?

• Ребенок читает книги про собак

• Интересуется породами

• Готов подождать какое-то время (принимает условия отложенного удовольствия)


Например, он готов гулять (как испытание) без собаки неделю по утрам и вечерам, дабы доказать родителям, что он действительно ее хочет и будет о ней заботиться. Или ребенок выполняет поставленное вами условие. Многие родители ставят условия, например, покупка собаки после исправленной тройки или регулярно убранной по утрам без напоминания постели. Но тогда уж выполняйте обещание, если поставили условия и их исполнили.

Это первый момент «подростковости» – пересмотр отношения к себе, «выбивание» для себя дополнительных прав. А второй – когда подростки ищут себе подобных, чтобы доказать, что вместе они сила и вполне могут заявить о себе миру. Если каждого из них родители или школа игнорируют, то, объединившись с другими, молодежь может требовать большего. Так подростки ищут себе компанию. Так вот, собака в данном случае может сыграть определенную роль.

Если подросток действительно стремится достичь единения со своим четвероногим другом, то родители должны это всячески поощрять, поскольку увлечение собакой, намерение достичь хороших результатов в дрессировке не оставляет юному собаководу времени для праздного «зависания» в социальных сетях или «депрессивных тусовках», что немаловажно в наше время.

Многие родители рассказывают: «Вот, мол, просил, умолял, а купили, два дня погулял, и теперь развлекаемся с псом мы, и нам это вообще, мягко говоря, не нравится». «А что же вы перед тем не доказали, что ему еще рано, что не справится?» – спрашиваю я. «Да разве ему докажешь! Он же упрямый как баран, его не переубедишь», – отвечает родитель. Во-первых, родителям стоит иметь в виду, что даже если ребенок ответственный и поначалу, как только собака появилась в доме, очень тщательно ухаживал за ней, а потом качество его помощи по уходу за собакой снизилось, может присутствовать эффект «снижения стандартов». Наверняка вы не раз сами по своим действиям замечали, как со временем меняете свое отношение к тем или иным требованиям, и пол можно помыть чуть хуже, и в документах заполнить не все графы. Питер Сенге в своей книге «Пятая дисциплина» довольно обстоятельно развивает эту тему.

Во-вторых, в таких случаях я советую сеть с ребенком, положить перед ним лист бумаги и по пунктам, не спеша, спокойно все обсудить и дать ему возможность ответить на ряд вопросов:

ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ РЕБЕНКА
«Насколько я готов завести собаку?»

☐ Я достаточно вырос и могу удержать собаку на поводке (в том случае, если ты хочешь большую собаку).

☐ Я достаточно вырос и на прогулке смогу защитить свою собаку, если на нее нападет другая[2].

☐ Я могу сам вымыть миску и налить в нее чистую воду для своей собаки.

☐ Я достаточно самостоятельный и сам могу взять корм и правильно покормить собаку.

☐ Я достаточно самостоятельный и сам могу утром и вечером гулять с собакой и убирать за ней какашки.

☐ Я самостоятельно каждый день могу вычесывать собаку.

☐ Я наблюдательный и замечу, когда собака плохо себя чувствует. Я знаю и могу перечислить признаки плохого самочувствия животного.

☐ Я прочитал несколько книг про собак и много знаю про их содержание и дрессировку, изучил много пород и знаю, какая порода мне нравится.

☐ Я знаю язык своего друга и смогу понять, что он мне говорит.

☐ Я знаю, что собаки не любят[3].

☐ Я знаю, куда буду ходить на занятия по дрессировке со своей собакой.

☐ Я могу показать, как правильно играть со своим другом.

☐ Я могу рассказать, как не нужно себя вести с собакой.

☐ Я не жадный, добрый и могу поделиться со своим другом всем, что у меня есть[4].

☐ Я взрослый и могу отказаться от игры (сверстники, компьютер, просмотр видео в Интернете) ради прогулки с собакой.

☐ У меня хорошая память, и я не забуду важные пункты ухода за питомцем (про воду, корм и т. д.).

☐ Я не брезгливый и готов вытереть лужи в квартире, если вдруг произойдет «авария» и щенок написает дома.


Почему нужно отмечать все на листе бумаги? Так ребенок наглядно видит, что из 17 вопросов он только на половину или одну треть ответил положительно. Поддержите его, договоритесь, что он постарается узнать больше о собаках, в таком случае сработает система отложенного удовольствия либо мысли о собаке исчезнут сами собой.



Посмотрите вот это видео как работают с собаками дети в школе юного хендлера. Обратите внимание на реакцию ребенка, ему оно понравилось? Глаза загорелись?

Более достоверный способ узнать реакцию ребенка на настоящее взаимодействие с собакой – это выделить выходные и посетить ближайшую к вашему месту жительства дрессировочную площадку. Посмотрите, как проходят тренировки. Ребенку нравится, он хочет этим заниматься? А как часто?

Вполне можно допустить, что у вашего ребенка и на дрессировочной площадке взгляд будет гореть и на все вопросы или на большую часть из них он может ответить положительно. И это должно вас порадовать, тогда я бы действительно задумалась о приобретении пушистого друга.

Еще я советую обратить внимание на то, с какой периодичностью ребенок просит собаку. Не является ли это следствием того, что он не получает достаточно внимания в семье или у него нет компании, в которой он чувствовал бы себя комфортно? В любом случае, если ребенок просит собаку, я советую родителям озаботиться и постараться подойти к этому вопросу серьезно. В первую очередь необходимо подумать о ребенке и его состоянии, и только во вторую – о собаке и о себе любимых, о том, что, вероятно, именно вам в итоге придется заниматься животным. Ну а если сомнения не дают покоя, правильность выбранного решения гложет вас изнутри, посоветуйтесь со специалистом, сходите к психологу. Возможно, дело вовсе не в желании иметь собаку.

Конечно, каждому известны случаи, когда человеку и в двадцать пять лет нельзя доверить даже кактус, но это отдельная тема, и здесь я не буду ее обсуждать.

Есть еще одна тонкость в приобретении родителями собаки для ребенка.

Хочу рассказать историю, которую будет вполне уместно привести здесь в качестве иллюстрации к обсуждаемому вопросу.

В семье моих друзей разгорелся нешуточный спор по поводу того, какое животное завести. Ребенок подрос и пошел в школу, жилая площадь и достаток позволяют особо не ограничивать себя в выборе – самое время подумать о домашнем питомце. И тут возникли непредвиденные сложности: мама категорически настаивала на том, что ребенку нужна собака и что они уже это обсудили с сыном и даже выбрали породу. Папа утверждал, что тоже обсудил с мальчиком вопрос и они не только решили, что лучшее домашнее животное для школьника – это хомяк, но и просмотрели в Интернете множество картинок различных домиков для хомяков и выбрали для их Бэтмэна (и имя уже придумано) семиярусное обиталище с тремя спальнями, двумя кормушками, игровой зоной, бассейном, лабиринтом и множеством лестниц и тоннелей…



Оба родителя при этом поминутно апеллировали к мнению ребенка, из дипломатичных ответов которого мне стало совершенно ясно, что мальчик готов согласиться на любую зверюшку. Только вот мама настаивала на собаке потому, что в детстве сама очень хотела собаку, но родители ей не разрешали. Папа был за хомячка, поскольку в детстве сам мечтал о хомяке, о том, какая у него будет клетка со всевозможными хитроумными приспособлениями, колесами и ходами… Но папиной мечте тоже не довелось сбыться. В результате родители выбрали домашнего любимца скорее для себя, а не для ребенка…

Так вот, если вдруг в этой истории вы узнали себя, то стоит набраться мужества и признать, что это ваш личный выбор, и не морочить потом голову ребенку: «Ты же сам хотел, ты же сам выбирал, надо быть ответственным…»

Как минимум это нечестно по отношению к ребенку, который просто не смог сопротивляться авторитету родителей и теперь вынужден гулять с собакой, которую не хотел, вместо того чтобы «рубиться» в любимую компьютерную игру. В худшем же случае ребенок будет озлоблен и не просто станет плохо заботиться о щенке, а еще начнет тайно вымещать на нем свою злость, неосознанно выражая протест против навязанного родителями решения. Ну а какими порой дети могут быть жестокими, я думаю, большинство из нас догадывается, а некоторые из читателей, возможно, даже знают на собственном опыте.

Вот почему я хочу всех предостеречь от подобной ошибки, результатом которой может стать не только страдание ни в чем не повинного песика, но и разочарование родителей и психологическая травма у ребенка.

Что еще хотелось бы добавить, если немного глубже порассуждать на эту тему… Ребенок ведь на то и ребенок, природой так устроено, что он находится в развитии, постоянно учится. Общество дает ему преференции, даже уголовная ответственность по закону у нас закреплена с 16 лет. И если родитель действительно думает, что заводит собаку для своего чада, он ошибается. Ведь задача взрослых заключается именно в том, чтобы предвидеть, не допустить, научить, и все это делать необходимо ЛЮБЯ. Полагать, что ребенок сам справится с такой сложной проблемой, как собака, на мой взгляд, не просто безответственно, это, если хотите, негуманно по отношению к ребенку, не говоря уже о собаке.

Здесь я себя опять ловлю на мысли, а гуманны ли мы как вид? Мне близки рассуждения философа Арсения Хитрова, который говорит о том, какая тонкая граница между отношением к животному и отношением к человеку. Есть над чем задуматься.

Хочу оговориться, я не психолог и все мои суждения относительно детей основываются на моих знаниях и личном опыте. Некоторые из родителей могут не согласиться со мной по поводу возрастного деления детей на группы или, к примеру, утверждению о том, когда ребенок становится личностью. Тем из них, кто хочет глубоко погрузиться в данный вопрос и разобраться в проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, я советую прочесть монографии таких корифеев как Даниил Борисович Эльконин и Алексей Николаевич Леонтьев. Однако их труды подтверждают мою мысль о том, что собака для ребенка является непосильной задачей, без помощи ему не обойтись, и здесь обязательна, необходима любовь и поддержка родителей. Обратите внимание на работу А. Н. Леонтьева 1975 г. «Деятельность, Сознание, Личность», в которой он описывает «феномен горькой конфеты». Все дети разные, и, заводя собаку, идя на поводу у ребенка, вы можете попасть в эту ловушку.

Молодой, ничем не обремененный

Молодые люди, особо ничем не обремененные, вполне могут позаботиться о щенке, вырастить себе хорошую собаку, однако известно немало случаев, когда изменившиеся житейские обстоятельства отодвигают собаку на второй план, а зачастую приводят к отказу от собаки. Причиной тому могут быть романтические отношения, вступление в брак, смена работы и места жительства, и хорошо, если владелец позаботился о том, чтобы пристроить свою собаку в хорошие руки.

Один мой знакомый, большой любитель собак, оказался перед непростым выбором, поскольку собрался жениться на девушке, которая была категорически против собаки в доме. И как вы думаете, кого он выбрал? Герой моей истории выбрал собаку. Он объяснил свой выбор тем, что вкусы, интересы и увлечения будущих супругов должны совпадать, иначе ради того, чтобы быть вместе, каждый из них будет вынужден отказываться от чего-то важного и дорогого для него лично. На мой взгляд, он был прав, но ведь бывают и обратные ситуации, и далеко не всем собакам так везет с хозяином.



Да и вообще, молодость – это то время, когда человек стремится все успеть, реализоваться, доказать миру, что он лучший. Для молодых людей этой категории весьма характерно нормальное желание выделиться среди себе подобных, быть более ярким, интересным и привлекательным.

И в этом случае собака очень помогает заявить о своей индивидуальности, дает отличный повод для новых знакомств и неисчерпаемую тему для общения.

Таким образом владелец собаки, как ему кажется, прямо или косвенно достигнет выигрышного положения в своем кругу. И это – всего лишь одна из ситуаций, которые я привожу в главе 4.

Вот вам еще одна интересная история для размышления. Среди моих знакомых есть талантливый программист, который, объединив два десятка единомышленников, создал успешную IT-фирму. Зарабатывают ребята отлично и потому «вкалывают» от зари до зари. Как-то раз за общей беседой выяснилось, что почти все хотели бы иметь собаку, но, будучи людьми ответственными и рациональными (сами понимаете – айтишники), отказывали себе в этом удовольствии из-за недостатка свободного времени. И тут мой знакомый со свойственным ему математическим подходом заявил, что каждый из них вполне может уделить собаке 15 минут в день, а поскольку их 20, то, занимаясь собакой по очереди, ей получится уделять минимум 4 часа чистого времени в день. В итоге в офисе теперь живет совершенно счастливый мопс – обладатель собственного дивана, мисок, игрушек и очереди из «суровых» айтишников, ревностно следящих за тем, чья очередь выгуливать собаку или сделать ей массаж. Заказ корма и визиты к ветеринару – святая обязанность администратора офиса, а за сладкий ночной сон мопса отвечает ночной охранник. По документам владельцем собаки был директор фирмы, однако почти каждый из сотрудников заявил, что в случае ее закрытия он готов забрать собаку к себе. Для коллектива мопс стал командным талисманом. Уволившиеся сотрудники поддерживают отношения и часто приходят в гости проведать своего любимца.

Во всей этой истории меня порадовало еще и то, что собака не превратилась в общую игрушку, а стала настоящим общим питомцем, об интересах которого заботились все сотрудники фирмы. Чем не отличный пример сочетания здорового рационализма и ответственного отношения к животному?

Молодая пара, собака для семьи с детьми

Очень часто собак покупают недавно поженившиеся молодые люди. Возможно, это связано с неготовностью завести ребенка и стремлением для начала потренироваться на собачке. Наверное, это совсем неплохо.

В таком случае я обратила бы внимание пары на то, кому из супругов будет принадлежать собака, кто будет основным хозяином.

Это облегчит жизнь как самим супругам, так и питомцу. Кроме того, в жизни случается всякое. Я знала семью, которая при разводе судилась из-за собаки. О юридических вопросах из мира собаководов поговорим чуть позже, а пока продолжу. Каждый из супругов привязался к животному и не хотел уступать его другому. В итоге суд оставил собаку жене, чье имя как владельца было вписано в ветеринарный паспорт, поскольку ни договора на покупку щенка, ни родословной у них не было.

Второй основной критичный момент в молодых семьях – появление ребенка. Тут, безусловно, на первый план выходит малыш, и важно, чтобы не произошло ничего такого, что заставит молодых родителей избавиться от собаки. При этом утверждения, что новорожденный и собака не совместимы, не выдерживают никакой критики.



Думаю, что каждый из нас в состоянии вспомнить несколько примеров того, как пес не только не мешает молодым родителям, но и помогает нянчить малыша. Довольно часто так ведут себя суки, особенно те, у кого уже были пометы, воспринимая новорожденного как щенка.

Но, как специалист, я хочу особо подчеркнуть, что только правильно обученная и воспитанная собака может безопасно жить в одном доме с маленьким ребенком.

Вместе с тем, я хочу развеять миф о том, что все собаки обожают малышей, осознавая, что они маленькие и глупые и что относиться к ним нужно как к щенкам.

Чушь собачья! Собаки детей не любят!

Вы скажете, что я сама себе противоречу? Вовсе нет: постараюсь объяснить почему. Итак: щенок в процессе роста внимательно изучает «повадки» своего хозяина, запоминает их, формируя в своей памяти модель поведения человека. Любой ребенок ведет себя хаотично, поэтому собака не может постичь логику его поведения, а это порождает настороженность, свойственную любому животному.

И в этом случае очень важно, чтобы взрослые заметили сигналы, которые подает им собака, и предотвратили конфликт. Как понять, что ваш четвероногий питомец не в восторге от ребенка?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

на следующие предупреждающие признаки того, что собака может укусить:


Собака выглядит напряженной и жесткой, с отведенными назад ушами, плотно сжатыми губами и поджатым хвостом. Эта собака боится и, если ее толкнуть, может укусить.

Собака выглядит надутой и напряженной, с вертикальными ушами, плотно сжатыми губами, приподнятым хвостом там, где он соприкасается со спиной, грудь выпячена, шерсть приподнята, и, вероятно, животное смотрит на ребенка. Эта собака пытается доминировать или запугивать и готова драться.

Собака рычит, и если нет никаких признаков того, что она играет, лучше предположить, что рычание является агрессивным.

Собака приподнимает уголок губы, чтобы показать зуб, или обнажает все зубы. Некоторые породы, такие как австралийские овчарки, улыбаются в знак удовольствия, но обычно демонстрация зубов является признаком агрессии.

Собака преследует ребенка, опустив голову к земле, с пристальным взглядом и застывшим телом. Многие собаки ведут себя так во время игры, но игривое поведение обычно сопровождается игровым поклоном или расслабленным языком тела. Преследование вне игры является хищническим поведением.

Собака смотрит на ребенка и напрягается. Некоторые породы, такие как бордер-колли, склонны пристально смотреть, но во многих случаях прямой взгляд с напряженным языком тела является вызовом и признаком агрессии.

Собака пытается убежать от ребенка. Напуганная собака часто пытается убежать первой, но если она не может этого сделать или ее уклонение не уважают, она может прибегнуть к агрессии, чтобы заставить отступить.

Если собака ест, грызет кость или держит другой ценный для нее предмет и вы не знаете наверняка, что собака в данный момент его не охраняет, не допускайте к ней ребенка.

Ребенок встал между собакой и чем-то, на что она хочет напасть или получить, например игрушкой или другой собакой. Любая собака в возбужденном состоянии может перенаправить эту агрессию на кого-то другого.

В ситуациях, когда собака чувствует необходимость обороняться: например, ребенок повалил ее на землю во время игры.

Собака облизывает губы (когда рядом нет еды), мерцающий язык, чрезмерно зевает и отводит взгляд. Так собака дает понять ребенку, что ей некомфортно, когда он рядом. Будьте осторожны, держитесь на расстоянии и дайте животному время, чтобы ознакомиться с его новым окружением и свыкнуться с обстановкой.

Когда видны белки глаз собаки (склера), и она проявляет признаки страха и дискомфорта. Склера становится заметной, когда собака двигает головой в одном направлении и смотрит на что-то в другом. Например, если собака чувствует себя ошеломленной от объятий ребенка, она отвернется от него, но будет смотреть ему прямо в глаза, обнажая белое пятно во внешнем уголке глаза. Этот явно настороженный взгляд в сочетании с тревожным поведением (например, облизыванием губ, мерцающим языком, рычанием, поднятием волос и т. д.) и неподвижностью тела может отражать недомогание; собака чувствует себя небезопасно в своем окружении.

Виляющий хвост. Большинство людей считают, что, когда собака бесконтрольно виляет хвостом, она находится в состоянии абсолютного счастья, что обычно верно, но не всегда так. Присмотревшись к тому, как собака виляет хвостом, вы сможете отличить взволнованные виляния от виляний, сигнализирующих об укусе. «Счастливое» или расслабленное виляние включает в себя покачивание всем телом (как танец), тогда как «агрессивное» представляет собой быстрое, жесткое движение вперед и назад (почти как у робота).


Я постаралась описать все случаи, которые смогла вспомнить. Если вы видите такие сигналы, отведите собаку от малыша в другую часть комнаты или улицы, а внимание ребенка переключите на что-то другое. Предупреждая возмущенные возражения многих родителей-собачников о том, что их «собаки в детях души не чают», напомню, что у животных, как и у людей, характеры сильно отличаются как по степени терпения, так и по интенсивности ответа на внешние раздражители: все зависит от того, каким типом высшей нервной деятельности обладает конкретная особь.

Даже если собака позволяет ребенку тянуть себя за уши или за хвост, будьте уверены: собака от этого не в восторге и рано или поздно она может это показать. Поэтому никогда не стоит оставлять маленького ребенка наедине со взрослой собакой, независимо от ее размера.

Кроме того, для собаки ощущение ее места в иерархии внутри семьи меняется в зависимости от присутствия или отсутствия хозяина, и, соответственно, меняется и модель ее поведения.

Я предлагаю вместе рассмотреть один пример, которой даст ключ к пониманию многих типичных ситуаций и поможет найти правильную линию поведения.

Представьте себе молодую пару, купившую щенка и воспитавшую из него хорошего домашнего пса. Пока щенок рос, он твердо усвоил роли каждого из членов семьи, правила поведения и границы личной свободы, допустимые в сложившейся «домашней иерархии». Для собаки это жизненно важный «кодекс», от соблюдения которого зависит ее благополучие. Следует твердо помнить, что даже если воспитанием собаки никто не занимался, этот «кодекс» все равно сложится в ее голове, просто он будет совсем не таким, каким бы хотели его видеть хозяева собаки.

А теперь предположим, что в семье происходит радостное событие – появляется первый ребенок, долгожданный малыш, рождение которого переворачивает весь дом вверх дном! Думаю, что это знакомо многим и не нужно описывать, как вся жизнь семьи подстраивается под новорожденного.

Здесь мы не рассматриваем случай, когда семья отказывается от своего питомца и удаляет его из дома временно или навсегда.

Так как же к переменам отнесется собака? Помните существующий в ее сознании «кодекс»? Его правила долго формировались по ходу взаимодействия питомца с членами семьи. Установленные границы многократно проверялись на прочность и закреплялись наказаниями и поощрениями. И вдруг все изменилось, старый «кодекс» не действует, поскольку появилось новое действующее лицо и «оттянуло» на себя значительную часть внимания домашних, заняло много места, изменило ритм жизни и правила поведения всех членов семьи, включая собаку. А ведь ей нужно всегда понимать правила игры, иначе она не может быть уверенной в своих благополучии и безопасности. Значит, нужно срочно формировать новый «кодекс», устанавливать новые границы. Очень важно, чтобы это сразу же сделали сами родители малыша, иначе собака станет самостоятельно выяснять, каково теперь ее место в семейной иерархии, можно ли побороться за «повышение», действуют ли старые границы и что будет, если попробовать установить новые по собственному усмотрению. Делая это, пес будет проявлять тревогу, ревность, настойчивость в борьбе за внимание хозяев и даже агрессивность по отношению к малышу. Он может лаять, пытаясь обратить на себя внимание, загораживать собой дорогу хозяину и другим домочадцам, предлагать ему любимые игрушки, рычать на малыша и даже портить какие-то его вещи.

Если владелец собаки с самого начала достаточно занимался ее воспитанием, постоянно закреплял у питомца в сознании мысль, что хозяин вправе менять границы по своему усмотрению и комфорту питомца при этом ничто не угрожает, а напротив, должное послушание щедро поощряется, то установление новых правил и границ, связанных с рождением ребенка, не вызовет сложностей и пройдет безболезненно. Собака просто будет знать свое место, не станет приближаться к малышу или путаться под ногами у людей, когда они заняты ребенком. Пес «выучит» новый распорядок и будет терпеливо дожидаться, когда очередь дойдет до него и он наконец получит свою долю вкусностей, ласки и внимания хозяина.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ,

чтобы помочь собаке привыкнуть к переменам, связанным с появлением ребенка?


Внимательно следите за своими эмоциями и поведением. Воспитанная собака свое отношение к ситуации, раздражителям (а ребенок в данном случае для нее – раздражитель) формирует, ориентируясь в первую очередь на вас. Если вы нервничаете, то и собака будет нервничать, если вы злитесь, то и собака будет напряжена, вы боитесь – собака будет чувствовать себя неуверенно. Собака будет стараться отражать ваши эмоции. Такое поведение характерно не только в ситуациях с рождением детей, но и в повседневной жизни. Кстати, так действуют и маленькие дети. Для них тоже очень важна реакция родителей на происходящее, и в первую очередь они ориентируются на нее. Так что будьте спокойны, уверены и доброжелательны при первом знакомстве собаки с ребенком.

Перед тем как познакомить ее с ребенком, сходите с ней на долгую правильную прогулку, чтобы собака вела себя более спокойно на первой встрече. Что такое правильная прогулка, смотрите в главе 6. Не подносите ребенка слишком близко к животному, дайте собаке спокойно его обнюхать.

Если ваш питомец привык быть центром вашей вселенной, ослабьте немного ваше внимание к нему, отпустите его немного перед рождением ребенка. Это даст вашему питомцу возможность стать более независимым.

Если у вас есть знакомые с детьми, пригласите их в гости, чтобы собака привыкла к нахождению в доме ребенка. Также можно заранее приучить ее к незнакомым звукам. Вы можете периодически включать запись плача ребенка и при этом вести себя спокойно.

Также можно заранее купить куклу и периодически ходить с ней на руках, не разрешая собаке прыгать.

Еще помогает решение обзавестись детским снаряжением пораньше. Хотя вы можете ненавидеть мысль о том, что детские качели занимают место до того, как они вам понадобятся, будет лучше, если они наскучат вашему питомцу до того, как ребенок начнет ими пользоваться. Это также поможет собаке не связывать весь хаос с перемещением мебели с новичком. Наконец, младенчество включает в себя множество новых запахов. Начните использовать детские лосьоны, присыпки и мыло на себе или на кукле еще до рождения малыша.

Если вы хотите, чтобы первое впечатление (запах) от ребенка у собаки ассоциировался с чем-то приятным, попробуйте положить одеяло с запахом вашего новорожденного прямо в кроватку питомца, под его тарелку с едой или в его любимое место для сна. Я не нашла никакой проверенной информации о проблемах с поведением домашних животных и о том, реагируют ли пожилые животные на младенцев иначе, чем молодые особи. К сожалению, пока никаких исследований на эту тему не проводилось. Пожилые собаки могут быть более устоявшимися в своих привычках, но индивидуальность питомца играет большую роль. Вы же знаете, остается ли ваша собака спокойной в новых ситуациях или нервничает, когда нарушается привычный распорядок, поэтому можете иметь представление о том, что вам предстоит.

Не запрещайте собаке заходить в детскую. Кажется, это первое, что приходит в голову, – ограничить доступ в секретную комнату. Но это только доказывает собаке, что что-то идет не так и там кроется какая-то тайна, поэтому к питомцу изменили отношение. Если собака ухожена (вы регулярно ее причесываете, моете, вытираете лапы после прогулки, проводите все необходимые обработки (глисты, блохи, клещи)), то и бояться нечего. Или если вы ставите границы, то сделайте это заранее и не нарушайте их. Будьте последовательны. Нельзя допускать такого, что вы запрещаете собаке ходить в детскую, а муж или кто-то другой из членов семьи разрешает.

Занимайтесь ребенком вместе с собакой. Прогулки, уход, укладывание спать и т. д. Собаки, которые все это наблюдают, гораздо быстрее привыкают к новому существу. Кроме того, если вам нравится, как собака себя ведет, просто покажите, что вы довольны ее поведением, скажите ей об этом.

Не нарушайте привычный распорядок дня собаки. Или скорректируйте его заранее, если знаете, что его придется поменять. Это придает собаке уверенность, ведь для нее ничего не поменялось. По-прежнему ее кормят, с ней гуляют, на прогулках занимаются. То есть по-прежнему удовлетворяются все ее основные потребности.


Когда я была молодой мамой, в нашей семье жила собака брата, сука ризеншнауцера, и оставаясь одна дома с малышом и собакой, я просто ей рассказывала, что сейчас делаю с ребенком, и периодически гладила ее, когда собака вела себя спокойно и не лезла мне помогать. Я понимаю, что вы могли подумать. Нет, я не сумасшедшая, разговаривающая с собакой, но это сработало: собака настолько привыкла к моим разговорам и одним и тем же действиям, что со временем перестала обращать на нас какое-либо внимание. Кроме того, ей очень нравилось, когда я брала ее с собой на прогулку с ребенком.

Забыла сказать: при разговоре с собакой обращайтесь к ней по имени, чтобы она понимала, что вы разговариваете именно с ней, а не с малышом.

Что еще следует помнить молодым родителям? Будьте внимательны и наблюдательны. Не нужно дожидаться момента, когда собака зарычит на ребенка. Если это все же произошло, ваша реакция должна быть твердой, вы должны показать, что это недопустимо. Однако не следует бить собаку. Встряхните ее за ошейник так, чтобы передние лапы оторвались от пола, или за холку, ни в коем случае не успокаивайте ласковым голосом. Пес должен понять, что такое поведение неприемлемо. Это жесткое определение границ, и они должны быть четкими и понятными. Но все-таки лучше сразу закрепить приемлемое поведение, а не наказывать за неадекватное.

Не стесняйтесь хвалить собаку всякий раз, когда она в новых для нее обстоятельствах повела себя правильно.

То, на сколько можно доверить собаке ребенка, зависит от конкретного животного, от конкретных обстоятельств и от самого ребенка. В любом случае вам стоит быть внимательными и не пускать ситуацию на самотек.

Пожилые люди

Как правило, пожилые люди становятся для собаки хорошими хозяевами. У пожилого человека больше времени, сложившийся уклад жизни, достаток, и, как правило, появление собаки в доме пожилых людей – событие осознанное. Человек – удивительное создание. Мало времени, ни на что не хватает – мы плачем, но при этом когда его достаточно, мы сетуем на то, что не знаем, чем заняться. В данном случае собака может и заместить «упорхнувших из гнезда» детей, и занять время, освободившееся при выходе на заслуженный отдых. У многих пожилых людей сохраняется потребность о ком-то заботиться, и собака может стать отличным и благодарным объектом для этого.

Однако необходимо помнить, что у каждого животного свои потребности, и следует хорошо подумать над выбором породы, чтобы не ошибиться с выбором питомца. Оптимальный вариант – когда темперамент и физическая форма собаки и хозяина органично сочетаются. Как понимаете, не очень разумно в семьдесят лет заводить добермана или ротвейлера. Я ни в коем случае не хочу обидеть наше серебряное поколение: как говорила одна моя знакомая, «возраст в паспорте, а не в голове». И, на мой взгляд, это очень точное определение. Некоторые пожилые люди по своей активности, позитивному отношению к жизни дадут большую фору молодым людям. И все же мы должны оценивать свои силы.

На что еще я хотела бы обратить внимание этой возрастной категории людей:

Важно, чтобы пожилой человек трезво оценивал состояние своего здоровья.

Порой сильная и активная собака может оказаться неразрешимой проблемой, весьма болезненной как для владельца, так и для самой собаки. Кроме того, часто бывает, что пожилые люди ложатся в больницу на довольно длительное время или нуждаются в санаторном лечении, куда с собакой не поедешь. Вот почему очень важно, чтобы одинокие пожилые люди, заводящие себе собаку, заранее подумали о том, кто из их родных или близких знакомых при необходимости в состоянии позаботиться о животном. Лучше всего познакомить своего питомца с такими людьми заранее, побывать у них в гостях, иногда устраивать совместные прогулки. Этим вы очень поможете своему любимцу пережить стресс от смены места жительства, пока попиваете водичку из целебных источников в каких-нибудь «минводах».

Не могу не упомянуть о печальной истории своего знакомого, который уже в преклонном возрасте обзавелся замечательным ротвейлером. Восемь лет они прекрасно жили – не тужили… Однако судьба распорядилась таким образом, что хозяина собаки, довольно активного и крепкого старика, вдруг не стало после неожиданного сердечного приступа. Верный пес, сам уже немолодой, нуждающийся в диете и лечении, тяжело переживал смерть хозяина. Зачастую такие старые и больные собаки погибают, оказавшись на улице, либо их отвозят к ветеринару на усыпление. Герою этой истории повезло больше, поскольку его добросовестный и заботливый хозяин, будучи одиноким человеком на восьмом десятке лет, заблаговременно договорился с некоторыми из своих знакомых друзей-собачников о том, чтобы кто-то из них в случае чего должным образом позаботился о его верном четвероногом друге.

Вне зависимости от возрастной категории к появлению в доме первого питомца необходимо подготовиться и все взвесить (об этом подробно в главе 2). Нужно понимать и помнить, что животное не изменит своих потребностей в зависимости от того, кто будет его хозяином – внуки или их дедушка.

Еще одно обстоятельство, о котором тоже стоит упомянуть: с возрастом координация движений у человека меняется, поэтому пожилым людям не стоит брать уже взрослую собаку, имеющую в памяти «правильную» модель движений и жестов человека. Не всякая собака сможет привыкнуть к человеку с нарушениями обычной пластики движений. Кому-то становится жалко взрослого брошенного пса, кто-то хочет обзавестись взрослой собакой из приюта. Взять в дом взрослую собаку – это вообще отдельная тема для разговора, подразумевающая целый ряд особенностей, на которые следует обратить внимание, но об этом позже. Тем не менее я бы хорошо подумала, прежде чем брать взрослую собаку для пожилого человека. Возможно, кто-то мне возразит и скажет: «Но ведь с щенком столько хлопот». Однако как раз щенку легче привыкнуть к человеку с плохой координацией движений. Кроме того, щенок – это новая жизнь, это, по сути, ребенок, хоть и другого вида. Сколько радости и удовольствия могут принести наблюдения за его взрослением! Какое наслаждение – вместе с ним заново открывать мир, а может, заодно и с ним, и с внуками, ведь это так здорово, когда у вас есть общие интересы, общее занятие, общая привязанность. Собака в данном случае может стать хорошим подспорьем и играющим важное значение элементом среды, в которой воспитывается ребенок.

Загрузка...