Нам сейчас очень важно чувствовать реальность, стремиться к реальности. Вы пришли на прием к психиатру или психотерапевту, врач поставил вам диагноз «депрессия» или «тревожно-депрессивное расстройство». Может быть, уточнил: «атипичная депрессия», «послеродовая депрессия». Это реальность. Ваша картина мира стала чуть ближе к реальности. Мы сколь угодно долго можем строить иллюзии, мечтать о чем-то, подозревать и тревожиться, но опереться мы можем только на реальное. Кроме того, первый шаг к решению проблемы – ее осознание.
Далее описываем текущее ваше состояние. Что с вами произошло и почему (знать причину будет полезно, но это необязательно для выздоровления), как вы себя чувствуете? Я могу здесь дать описание своего состояния, а вы опишите свое.
«Не помню, когда у меня началась депрессия. Тревоги и страхи не покидали меня все детство и подростковый возраст. Возможно, еще тогда у меня были депрессивные эпизоды. То, что я помню хорошо и могу анализировать, – это свое состояние в 25 лет, когда меня бросил парень, я ушла с работы, не знала, куда устроиться, выпивала в одиночестве, не хотела встречаться с подругами, так как понимала, что надоела им своим нытьем и ужасным внешним видом. Я не знала, где и как хочу жить, не хотела улыбаться, постоянно плакала, писала депрессивные тексты, слушала музыку, от которой плакала, ничто меня не радовало. Спустя несколько лет измена другого любимого человека – рецидив депрессии. Рождение ребенка. Развод. Краткие абьюзивные отношения и разрыв. Затем ковид. Ковид меня добил, причем не сразу, а через полгода. В течение этого полугодия я еще дважды сменила работу. Да, я ходила на работу. Прошла курс по арт-терапии. Рисовала и готовила свою выставку. Делала иллюстрации на заказ. Занималась йогой. Строила новые отношения со вторым будущим мужем. А еще раз в неделю виртуально встречалась со своим психологом. Все это очень меня поддерживало, и все же перемены в жизни плюс последствия ковида привели меня к осознанию, что мне нужна помощь специалиста.
Что я чувствовала тогда, что происходило со мной? Физическую усталость и замотанность. Постоянное желание спать. Я потеряла вес, при том что ела так же, как обычно. Я почти перестала чувствовать сексуальное желание. Каждый раз, когда ситуация развивалась не совсем так, как бы я хотела, я злилась и плакала. Я постоянно плакала в метро, так как чувствовала себя там плохо и меня раздражали ухоженные цветущие женщины и галдящая молодежь. Присутствие других людей не останавливало меня, когда мне хотелось вдрызг разрыдаться. После сессий с психологом я продолжала рыдать. Я не могла говорить на работе о том, что меня что-то не устраивает. Я много материлась, и наличие ребенка рядом меня не останавливало. Я срывала злость на ребенке и не справлялась с ее настроением, с ее эмоциями. Мне было сложно улыбнуться. Я постоянно проверяла свои счета, боялась, что с карт уведут средства, экономила на еде, устраивала истерики в супермаркетах, когда на кассе обнаруживалось, что цена не соответствует ценнику на несколько десятков рублей.
Я вообще много ругалась. Не заботилась об одежде и одевалась как можно незаметнее. Мне не хотелось идти к парикмахеру, не говоря уже про маникюр. Мне хотелось заболеть какой-нибудь серьезной болезнью, чтобы все меня жалели, потому что сейчас, мне казалось, меня никто не жалеет. В метро я боялась заглянуть вниз, потому что не доверяла себе и представляла, как я срываюсь под поезд. Когда мой психолог сказала мне, что в наших сессиях не будет смысла, пока я не дойду до психиатра, я долго переживала по этому поводу. Со слезами на глазах я звонила в центр психиатрической помощи. У меня дрожали руки».
Это моя история, если вкратце. Я намеренно опустила свою детскую историю и часть своей биографии, которая касается третьих лиц, но думаю, что и так картина ясна.
Описали свое состояние и симптомы? Думаем дальше. Что мы хотим? Выйти из депрессии, конечно. А куда? Здесь возможны варианты. К счастью? Счастье – вопрос непростой, это мы знаем. Счастье – это когда тебя понимают… И так далее. Американский психолог Эндрю Соломон думает по этому поводу вот что: «Люди спрашивают: “Вы принимаете эти таблетки счастья и чувствуете себя счастливым?” Нет. Но я не печалюсь оттого, что мне надо поесть, о своем автоответчике и о том, что надо принять душ. Я могу чувствовать больше, потому что чувствую грусть без чувства небытия. Мне грустно из-за профессиональных неурядиц, из-за рухнувших отношений, из-за глобального потепления. Об этих вещах я печалюсь сейчас. И каков же вывод, спрашиваю я себя? Как же люди, неплохо живущие, но пребывающие в худшей депрессии, выбрались из нее? Каков механизм стойкости? Со временем я пришел к выводу, что люди, отрицающие свой опыт, те, кто говорит: “У меня когда-то была депрессия, и я не хочу вновь думать о ней, не хочу оборачиваться, хочу просто жить как живется”, – такие люди по иронии судьбы наиболее порабощены своей реальностью. Замалчивать депрессию – усиливать ее. Пока вы прячетесь от нее, она растет. А люди, которым становится лучше, – это те, кто способен признать то, в каком состоянии они находятся. Те, кто признает наличие депрессии, обретают стойкость».
Целью может быть обретение стойкости. Укрепление нашей воли. Больший контроль над собственным эмоциональным состоянием. Возможность делать те интересные вещи, которыми вы занимались когда-то, но сейчас не в состоянии заниматься ими из-за депрессии. Повысить качество жизни? Напишите, что значит для вас качество жизни, из чего оно складывается? Например:
• Дружеское общение с 2–3 людьми (будут ли это новые друзья или вы будете работать над имеющимися отношениями?).
• Возвращение либидо и улучшение сексуальной жизни (какая регулярность вас бы устроила?).
• Возвращение веса до собственной нормы (в депрессии часто теряют от пяти и более килограммов).
• Возвращение к своему творческому проекту.
• Улучшение сна до восьмичасового непрерывного глубокого отдыха.
• Найти в себе силы сделать новую прическу и сменить имидж (хотя тоже неконкретно, лучше прописать подробности: подобрать новый стиль и купить в этом стиле три костюма для повседневной носки).
Нам нужна так называемая умная цель – ясная, измеримая, достижимая, актуальная и определенная по срокам. Со сроками определиться сложно, возьмите разгон не менее полугода. А через полгода возвратитесь и измерьте свой прогресс. Если он не порадует, придется искать другие средства достижения цели. Либо снизить планку и выбрать путь из маленьких шажков.
А что надо делать, если вы достигли задуманного? Правильно, наградить себя. Заранее продумайте, чем вы себя поощрите – какие вещи купите или в какое мини-путешествие отправитесь. Может быть, устроить вечеринку для самых близких? Составьте список с вариантами, запишите все свои классные идеи в блокнотике самопомощи, который, я надеюсь, вы уже завели. Важно сдерживать свои обещания, и перед собой в том числе. Взрослые не подводят детей, если обещают купить игрушку в награду за хорошее поведение. Будьте честны и со своим внутренним ребенком. Обещали наградить за достижение цели – значит, деваться некуда, придется. И будьте уверены, что вам это понравится!
Планирование дня, недели, отпуска или года может превратиться в настоящую пытку и только усугубить наше подавленное состояние, если делать это обычным способом. Накидывать громадье дел, потом разочарованно отмечать редкими галочками, что мы сделали, и с тоской смотреть на все, что не выполнено: «Опять у тебя не получилось. Это потому, что ты неудачник!» Нам такое счастье не нужно.
Пишем не один, а два плана. План А: что вы хотите сделать сегодня. Здесь ваши, так скажем, мечты, не всегда связанные с реальностью. Но о мечтах тоже важно не забывать – это планка, которую мы стремимся когда-нибудь достичь. План Б: что вы реально можете сделать сегодня, причем поделенное на два. Во втором вашем плане не может быть десяти пунктов, здесь пишем необходимый минимум. Строим день согласно плану Б. Но и держим где-то в подсознании план А. Планировать лучше утром, потому как вечером многие, кто страдает депрессией, чувствуют себя лучше, чем по утрам, и думают, что могут горы свернуть (к черту эти горы!). Так что не замахивайтесь на то, что утром вызовет у вас только упадок сил.
Если вдруг в течение дня вам удается выполнить хотя бы один пункт из первого плана, начинаем себя всячески хвалить и поощрять! Это значит, что сегодня вы сделали шаг к выходу из депрессии. Вы выполнили этот пункт, не исходя из необходимости, а опираясь на здоровую часть вашей личности, которая умеет мечтать, хочет жить наполненной интересной жизнью, а не выживать на минимуме. Осознавать это очень приятно.
Да, у вас есть здоровая часть, ее много, она сильна, на нее можно опираться. Пробуйте в течение дня отделять здоровую часть от больной (от депрессии). Вот вы утром не можете найти ключи от квартиры и – рыдаете. Постарайтесь сказать самому себе: «Это твоя больная часть плачет». Спустя десять минут вы успокоились, возобновили поиски и нашли то, что искали. Скажите себе: «Это твоя здоровая часть вернула тебя в реальность и помогла решить бытовой вопрос. Ты справилась. Супер!»
Разделение себя на разные части не имеет никакого отношения к раздвоению личности. Вспомните разные ситуации, когда вы вели себя как ребенок, как родитель и как взрослый. Эти роли – тоже части нашей личности, которые как-то умудряются друг с другом уживаться, создавая, в противоположность одномерной личности, личность сложную, живую. Отделяя больную часть от здоровой, вы тем самым утверждаете, что не сливаетесь полностью с вашей депрессией. Да, ваша личность или душа болеет, но не вся. Есть здоровая часть, и она довольно часто себя проявляет. Чем чаще будете замечать, что она живет и здравствует, тем чаще здоровая часть личности будет проявляться.