Введение

«Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим» Альберт Эйнштейн

Природа человеческого мышления позволяет выявлять закономерности, заложенные в устройстве мира, и на их основе создавать новое, улучшающее человеческое существование. Этот процесс двигается вперед маленькими шагами, опираясь на уже наработанную базу вскрытых закономерностей. Мышление выявляет заложенные в окружающее закономерности, но не способно создавать новые. Из-за этого человек не способен создать новое, базирующееся на принципиально новом, ранее нигде не наблюдаемом своде законов.

Справедливо различать:

а) Принципиально новое – не существующее ранее, базирующееся на ином своде законов, не имеющем общего с законами нашего мира.

б) Инструментально новое – созданное человечеством на базе открытых существующих законов нашего мира.

В окружающем нас мире, однако, мы видим четыре ступени принципиально нового:

1. Неживая материя способна самоорганизовываться, выстраиваться в сложные структуры, запоминать происходящее с ней и вести себя с учетом этой памяти. Однако, объект\явление неживой материи само по себе не способно накапливать опыт и подстраивать под него свое поведение.

2. Простейшая живая материя, в плюс к свойствам неживой, способна накапливать опыт с чем она столкнулась и как себя вела при этом, и в будущем строить свое поведение на базе этого опыта. Однако, объект такой материи использует только собственный опыт, и никак не способен учитывать опыт других объектов.

3. Социальная живая материя, в плюс к свойствам простейшей, способна накапливать коллективный опыт и использовать его. Однако, объект такой материи не способен моделировать собственное поведение, долго выбирая лучший вариант поведения из имеющихся возможных.

4. Человек, в плюс к свойствам социальных животных, способен моделировать окружающий мир у себя в голове, бесконечно долгое время обдумывая разные варианты поведения, привлекая все накопленные человечеством знания. На что, однако, не способен человек – уже говорилось выше – создавать принципиально новое.

Наука верит, что переход от одного состояния материи в другое, принципиально новое, действующее по своим законам, – такой переход происходит сам собой, исходя из внутренних закономерностей предыдущего состояния материи. Современным людям вне науки свойственно доверять ученным, поскольку наука создала технический прогресс, плоды которого принесли значительное улучшение условий жизни людей. В настоящее время, общество в целом верит в бесконечные возможности научного подхода, как в части будущего технического прогресса, так и в части консервативного научного объяснении эволюции материи – эволюционизма.

Вера необходима человеку, чтобы закрыть круг насущнейших вопросов существования, так называемых вечных вопросов философии, на которые человечество не знает ответа: что «я», зачем я живу, для чего весь этот мир, почему в мире столько страдания и смерти, почему столько несправедливости и т.п. Из-за давящей насущности этих вопросов, не смотря на несомненные успехи науки, распространены и другие верования, предлагающие психологически более комфортные ответы.

Споры о присутствии сверхъестественного в нашем мире ведутся сотни лет. «Научный подход», материализм, эволюционизм постепенно, за несколько веков ускоренного технического прогресса, задавил креационизм в научно-технической сфере, апеллируя к несомненным результатам технического прогресса, приведшим к значительному улучшению условий жизни людей. Очевидно, окончательная победа ни одного из подходов невозможна ближайшее время: 1) Для победы эволюционизма науке необходимо на основе консервативного подхода объяснить все явления нашей вселенной, включая законы человеческих сообществ. А это невозможно в обозримой перспективе, поскольку, как бы не расширялись горизонты познанного, всегда будет оставаться бесконечное непознанное вплотную рядом с нами. 2) Для победы креационизма необходимо предъявить однозначные доказательства существования сверхъестественного, что пока не удавалось и нет надежд осуществить в обозримой перспективе. Либо доказать, что хотя бы один наблюдаемый нами феномен не может быть объяснен наукой, на что наука будет заявлять что «нужно время и будет объяснено».

Текст, который вы сейчас читаете, предлагает идеи, объясняющие как устроены механизмы адаптации поведения от простейших животных до человека. В частности, становится очевидно, как эти механизмы порождают такие феномены, как «сознание», «эмоции», «свобода воли», «я». Из понимания этих механизмов логично следует, что достижима следующая ступень организации живой материи, и, более того, именно она и является целевым состоянием эволюции материи на нашей планете. А из этого логично объясняется, зачем всё это, откуда и к чему придет.

Забегая вперед: логика предлагаемых идей четко показывает, что люди станут единым целым, действующим в нашей вселенной и за её сегодняшними пределами, создающим принципиально новое, – настоящим Создателем.

Все изложенные идеи составляют целостную гипотезу. Внутренняя гармония всех частей концепции позволяет надеяться, что экспериментальная проверка будет способствовать ускоренному прогрессу всего спектра наук от квантовой физики до социальной психиатрии. Общественная мысль, принимая выводы гипотезы, получила бы возможность интенсифицировать прогресс человечества. К сожалению, быстрое принятие этих идей вряд ли состоится: 1) Ученый не может легко принять идеи «с присутствием сверхъестественного», пусть и с перспективой его познания – ему кажется это грозит подрывом методологической платформы науки и, действительно, может привести первопроходца к отлучению от научного сообщества. 2) Интересующемуся устройством мира и привыкшему к качественному научно-популярному контенту не просто разобраться, поскольку текст приводит основные контуры новых идей в стиле, далеком по качеству от научно-популярного идеала, подразумевая впереди большую работу по дальнейшему уточнению.

Загрузка...