Небо XIII-го века

В детстве, помню, отец много рассказывал мне об археологах, ведущих раскопки в Египте, о тайнах седых пирамид, о безмерных сокровищах фараонов и о смертельных ловушках, устроенных для грабителей, пытающихся посягнуть на древнее золото. Помню, как снова и снова просила отца: «Расскажи, расскажи еще…». Поэтому, когда в июле этого года меня пригласили в Богородский район, где археологи начали раскапывать поселение XIII века, я не задумалась ни на секунду. Конечно, еду!

Станция, на которой нам нужно было выходить из дизель-поезда, называлась так, словно специально приглашала к себе археологов – Копнино. На станции все прибывшие на раскопки (студенты исторического факультета ННГУ) переоделись и получили научное оборудование: лопаты, металлические совки по форме точно напоминающие те, с которыми дети возятся в песочнице и пластмассовые дырчатые лотки. Такие лотки продаются в хозяйственных магазинах, и предназначены для хранения ложек и ножей в кухонном шкафу. Увидев эти лотки, я вообразила, что археологи промывают в них породу – как золотоискатели в поисках золота. Но все оказалось прозаичнее.

Место раскопок определила археологическая разведка (есть, оказывается, и такая). Расположено оно на переломе рельефа – здесь когда-то был высокий берег Кудьмы, и люди жили здесь у воды, выбрав место не только рациональное, но и захватывающее дух красотой: с высоты старого крутояра открывалась фантастическая панорама на поля, перелески, на сверкающую кое-где, как бриллиант, заросшую камышом старицу и на огромное русское небо над всем этим…

Да, река ушла, и люди ушли, переселившись следом за ней. Только красота осталась.

Итак, разведка, прокопав несколько глубоких скважин, установила, что именно в данном месте в старину было поселение. Вероятнее всего XIII-го века. И нужно только пробиться к нему сквозь толщу веков.

В первый день археологи при помощи колышек и бечевки разметили квадраты, где будут копать и сняли дерн. И сразу обнаружили первую находку: осколок глиняного белообжигного кувшина XVII века. А ведь это еще самый верхний слой! Пашня, где десятилетиями елозили трактора, перелопачивая землю лемехами плугов. Что же ждет нас глубже?

– Что вы рассчитываете найти? – спросила я руководителя археологов.

– Было бы очень интересно откопать старинную русскую печь. До сих пор никто не знает какой она была формы. Дело в том, что в старину, когда кирпичей еще не было, печь в доме делали так: сначала деревянный каркас, затем его обмазывали глиной и потихоньку, аккуратно, чтоб не потрескался, обжигали. Дерево внутри выгорало, и получалась довольно прочная глиняная конструкция.

– А-а, что-то вроде того очага, который показали в фильме «Волшебная лампа Аладдина». Там еще сверху отверстие и лепешки пекут, прилепляя их к стенкам изнутри…

– Нет, то тандыр. Конструкция же русской печи неизвестна. Дело в том, что в нашем климате печи строят не на земле, а на бревнах, перекрывающих специальную яму – подпечье. При этом и тяга лучше, и в доме теплее. Но бревна за века сгнили, и все старинные печи обрушились. Так что об их устройстве можно только догадываться.

– Вы рассчитываете найти целую печь?

– Это была бы сенсация.

– Вы ведете раскопки в Нижегородской области. Почему? Считаете, что здесь в земле скрыто много неразгаданных тайн, или просто не имеете возможности выехать в какое-либо более перспективное место?

– Обычно каждый археолог занимается раскопками в той местности, где живет. Я – нижегородец. Был, правда, у нас в университете преподаватель, который более 20 лет вел раскопки античности в Крыму. Но он и жил там почти 20 лет…

– Вы ему не завидуете?

– Здесь нам тоже загадок и тайн хватит не на одну жизнь.


Археологическая находка


Археологи снимают грунт в размеченных квадратах слоями по 10 сантиметров. Очень важно не нарушить границы квадрата и не выйти за пределы заданной глубины. Потому что все находки записываются с указанием слоя и квадрата, и искажение порядка способно исказить картину вскрываемого прошлого.

С первыми находками (это были кусочки керамики и так называемые «печины» – кусочки старинной керамической печи) разъяснилось предназначение дырчатых лотков – археологи попросту складывали в них найденные предметы.

Работы шли так: парни, как люди физически более приспособленные к тяжелому труду, действовали лопатами – да не как попало, а осторожно, филигранно снимая слои суглинка. А девушки растирали в пальцах и простукивали совочками горки накопанной земли, обнаруживая любой твердый предмет, размером более сантиметра.

У гораздо более опытных руководителей перебирание земли шло намного быстрее – они ориентировались на звук. Комочки земли при простукивании совком не звенят. А если звякнуло – это находка.

Наиболее перспективным казался квадрат, в котором печина попадалась обильно. Видимо именно здесь много веков назад находился домовой очаг. И очень хотелось добраться до подпечья – ведь там всегда скапливается мусор: осколки посуды, мелкие косточки, случайно оброненные металлические предметы. Настоящий клад для археолога!

Однако, самая интересная находка обнаружилась совсем в другом месте – латунный нательный крестик XVII века с необычной надписью. Причем, с дважды необычной! Во-первых, над головой Христа значилось не привычное «INRI» (Иисус Назаретянин – царь (Rекс) Иудейский), а «НИКА». Во-вторых, надпись была сделана не латинскими, а славянскими буквами.

По поводу надписи «НИКА» у академика А. Т. Фоменко есть крайне интересная версия, подробно описанная им в книге «Царь славян». И вот, найденный крестик свидетельствует, что такие надписи в средние века были распространены весьма широко.

Но между тем солнце уже прошло верхнюю точку небосклона, и мне, чтобы приехать домой не к ночи, а засветло, следовало уже отправляться на станцию.


Одиночная колея железной дороги выглядела необычно. Электрических проводов над ней не было и потому казалось, что поезд, который придет по этим рельсам, тоже появится из далекого прошлого.

На станции между тем собралось десятка два человек, все друг с другом, по деревенской привычке, приветливо перездоровались. И мне повезло разговориться с мужчиной городского вида, который приезжал в Копнино навестить детей, отдыхающих у бабушки.

Выйдя из вагона, я подняла голову и взглянула на небо. Оно раскинулось надо мной бескрайним, до предела заполненным светом шатром. И по нему величественно и неспешно плыли облака. Точно такие же, как и много веков назад. И, возможно, кто-то из наших далеких предков так же, запрокинув голову, смотрел в бескрайнее небо XIII-го века и видел те же величественные и неспешные облака.

Мне показалось, что мы соприкоснулись взглядами. Потому что мы вместе смотрели в небо. Небо XIII-го века.

Загрузка...