Современные родители, чаще всего, понимают, что научить ребёнка читать нужно до школы. Это действительно так.
Во-первых, в школах, по большей части, учат читать долго и нудно, используя дедовский буквенно-слоговой метод. Технически дети читать в конце концов выучиваются, по крайней мере, в городе (в деревнях по-прежнему есть даже выпускники школ, фактически не умеющие читать). Однако они не любят читать.
Между тем, задача состоит именно в том, чтобы увлечь ребёнка чтением. И это будет прививкой от отрицательного влияния школы, внушающей детям отвращение в чтению, – потому что заставляет читать не то, что хочется.
Как же научить своего ребёнка читать, не тратя уйму времени на освоение сложных методик и кучу денег на оплату услуг профессионалов, которые читать, конечно, научат, но и хорошо сдерут с родителей, а, кроме того, и в этом случае любовь к чтению выводится за скобки.
На самом деле увлечь малыша книгой проще его маме и папе, чем чужому дяде, каким бы суперспециалистом он ни был. Просто именно близкие люди – и только они – сильнейшим образом влияют на ребёнка.
Я предлагаю очень простую «домашнюю» методику обучения чтению. Методика эта появилась у меня в результате работы репетитором, то есть учил я детей читать индивидуально, в домашних условиях (все мои ученики приходили ко мне домой). В этой книге вы найдёте и абсолютно все методические материалы и тексты, которые нужны для применения этой методики на практике. Ничего больше придумывать, делать – вам самим не придётся.
Если методика покажется вам убедительной, то начать можно очень рано: когда ребёнку ещё нет и трёх лет. Хотя это весьма индивидуально. Как ни странно, сам ребёнок решит, пора ему учиться читать или ещё нет. Ваше дело создать условия, предложить – а будет ли спрос, вы увидите.
Своими убеждениями касательно начального обучения чтению я обязан двум творческим педагогам: Алексею Кушниру и Вадиму Левину.
У первого (см. его работу «Азбука чтения») мне нравится мысль о том, что буквенно-слоговой метод обучения неэффективен и даже педагогически порочен, а учить детей читать надо сразу целыми словами, и даже целыми словосочетаниями, и даже предложениями.
У второго («Когда маленький школьник становится большим читателем») мне нравится идея, что детям свойственно сначала становиться писателями, а уже потом – читателями.
Я знаком со многими методиками обучения чтению. Видел, как учат детей с помощью кубиков Зайцева и кубиков Чаплыгина. Эти методы считаю явлением больше коммерческим, чем педагогическим. На мой взгляд, цель в этом случае ставится такая: произвести впечатление на родителей тем, как быстро дети начинают читать. «Читать», в данном случае, чисто технически. То есть произносить написанные слоги и слова. Впечатлённые родители должны за это заплатить определённые суммы, в чём и видится цель.
Что потом будет с этими детьми, когда эти суммы уже будут уплачены, неважно.
На мой взгляд, не имеет особого значения, насколько быстро ребёнок научился читать в чисто техническом смысле: за 2—3 месяца, или за полгода, или даже за год. Дети разные. Я, например, научился читать совершенно самостоятельно в 4 года: никто меня не пытался учить. Знаю ещё таких детей. Есть дети, которым очень трудно научиться читать (они могут быть умными, способными, например, к математике). Тем не менее, все нормальные дети, по крайней мере, городские, достигнув определённого возраста, прилично читают. В техническом смысле.
То есть: нет сейчас такой проблемы.
Однако очень остро стоит проблема УВЛЕЧЕНИЯ ЧТЕНИЕМ. Большинство современных детей школьного возраста НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ. Между тем, чтение полезно, развивает – только и только тогда, когда мы им УВЛЕЧЕНЫ. Это закон. Если ребёнок читает из-под палки, потому что «задали», – это бесполезная трата времени и сил. Более того, это вредно для ребёнка.
Можно спросить: Но почему нельзя поставить вопрос так? Сначала мы обучим чтению чисто технически. Допустим, тем же буквенно-слоговым методом, которым пользовались ещё во времена царя Гороха. А уже потом, когда дитя научится претворять написанный текст в произносимый устно, будем его увлекать.
На это можно возразить: будет уже поздно. Первые впечатления – самые сильные. У детей – особенно. Если ребёнок с самого начала убедился, что чтение – нечто нудное и скучное, что зачем-то заставляют делать взрослые, но ему это ничего не даёт: никакой радости, никакого удовольствия – то он не будет любить чтение. Никогда. И это необратимо.
Буквенно-слоговой метод часто приводит именно к такому результату. Потому что первые несколько месяцев (а при использовании этого метода дети, за исключением особо одарённых, очень долго учатся читать: почти целый год) ребёнок от процесса чтения не получает никакого удовлетворения. Слоги ничего не значат. Дети их произносят потому, что заставляют взрослые. Но это бессмысленно и неинтересно.
Вот почему этот метод непригоден.
Вот почему учить читать надо так, чтобы ребёнку С САМОГО НАЧАЛА БЫЛО ИНТЕРЕСНО. И потом – непрерывно – тоже интересно. Чтобы он уверился в том, что чтение – нечто УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ.
Как же это делать?
* * *
Понятно, не зная букв, начинать читать всё же нельзя. Буквы выучить нужно.
Делается это в игровой форме. Лучше – когда ребёнок ещё совсем маленький (ему от 3 до 5 лет).
Буквы пишутся на отдельных листах бумаги (небольших: в четверть листа А4), потом развешиваются, как бельё, прямо в комнате (комнате ребёнка, если он учится дома, или той, где он живёт). Все буквы (с картинками и словами на каждую букву) вы найдёте в первом разделе методических материалов.
Затем взрослые играют с малышом в игру «Отгадай букву». Иногда вопросы задаёт взрослый. Иногда ребёнок. Взрослый может ошибаться: малыш его поправляет.
Буквы нужно перевешивать, чтобы они не висели в одном месте. Заменять, писать (или обводить) другим цветом.
С каждой буквой можно связать какое-то слово и картинку, иллюстрирующую это слово (как это и сделано в этой книге). Это всем знакомый метод, который издавна используется в букварях. Скажем, А – арбуз, Б – бабушка, В – волк и т. д.
Собственно обучение чтению начинается тогда, когда ребёнок запомнил все или почти все буквы.
* * *
Сначала ребёнок читает отдельные очень простые слова и, опять же, очень простые предложения, составленные из них.
Это такие слова, как «Маша», «мыши», «чудо», «кит», «кот», «муха», «мыло», «рыба», «ел», «пил», «дом», «нога», «рука», «умный» и т. п.
Сами эти слова и небольшие предложения, из них составленные, – во втором разделе методических материалов.
У некоторых детей возникают затруднения: им не удаётся соединить отдельные буквы в слоги и слова: они читают именно отдельные буквы. Поэтому читать должен сначала взрослый.
Задача ребёнка изначально – УЗНАТЬ слово. Догадаться, глядя на написанные буквы, ЧТО ЭТО ТАКОЕ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ.
И этот принцип основной. Задача ребёнка – не артикулировать: превратить записанный текст в текст звучащий – а ПОНЯТЬ. Это детям интересно. Это что-то вроде головоломки, загадки.
Написаны эти смешные закорючки – буквы. А, оказывается, это что-то значит! Вот эти четыре закорючки – это, оказывается, «стол». А те, похожие, – «слон»!
Как только ребёнок начинает сам читать первые слова, из них уже можно составлять предложения. Поскольку слова пока простые: из 3—4 букв, как правило, – то и предложения будут примерно такие: Слон ел стол. Муха мыла рыбу.
Смешные и нелепые по смыслу предложения почему-то детям очень нравятся: это отмечал ещё Чуковский. Ну и пусть будут пока такие, раз количество слов ограничено.
И уже очень скоро (спустя 5—6 занятий, у большинства детей) можно начинать читать первые маленькие тексты.
* * *
А что за тексты?
Я сам их написал. Для каждого ребёнка – отдельно (я работаю с детьми индивидуально).
Используя при этом две любопытных психологических закономерности. Оказывается, детям очень нравятся два типа текстов:
Где речь – о них самих,
Те, которые они сами сочинили (то есть они сначала выступают в роли писателей, а уже потом – читателей: как чукча из анекдота).
Что собой представляют такие тексты? Как их писать?
Как раз сейчас (2016—2017 уч. г.) у меня учится читать мальчик, которого зовут Максим. Он первоклассник. Его привели ко мне, потому что он в середине учебного года ещё совсем не читал. Максим – не гуманитарий по призванию. Он способный к математике. Кроме того, он застенчивый и слабовольный. Когда что-то не получается, он уходит в себя, просто бросает это делать. Наконец, у него типично советская авторитарная учительница.
Когда Максим пришёл ко мне, он знал почти все буквы, но не читал вообще.
Сейчас (мы провели 8 занятий) он читает уже целые довольно большие тексты. Правда, много работает и дома.
Итак, пример текста для Максима. Это – из числа первых.
Максим – друг зверей
Жил-был Максим. Он очень любил животных.
Однажды Максим шёл по улице. И увидел больного щенка. Максим принёс щенка домой. Он вылечил щенка. И теперь щенок живёт в доме Максима.
В другой раз Максим шёл по улице. И увидел больного котёнка. Максим принёс котёнка домой. Он вылечил котёнка. И теперь котёнок живёт в доме Максима.
В третий раз Максим шёл по улице. И увидел больного воронёнка. Максим принёс воронёнка домой. Он вылечил воронёнка. И теперь воронёнок живёт в доме Максима.
Ещё Максим принёс домой утёнка, козлёнка, телёнка, ягнёнка, волчонка, лисёнка и медвежонка. И все они живут теперь в доме Максима.
А для самого Максима места нет. И Максим теперь живёт на даче.
Этот текст вы найдёте и в 3-м разделе методических материалов. Как и множество других подобных. Там только нет имени: вы его должны вписать сами. Разумеется, это будет имя вашего ребёнка.
Как видите, не обязательно быть Астрид Линдгрен или Гансом-Христианом Андерсеном, чтобы писать такие тексты. Я печатаю их за 5—10 минут, не особо задумываясь.
Принципы, которых я придерживаюсь:
Текст состоит почти полностью из повторяющихся фраз. То есть: ребёнок всё время видит те же слова, и ему легче их узнавать.
Сам герой текста всегда добивается успеха, выходит сухим из воды, всех побеждает и пр.
В тексте должна быть изюминка (обычно – в конце). В приведённом тексте – то, что вылеченные звери вытеснили из квартиры своего спасителя, и ему приходится жить на даче. Лучше, чтобы это было что-то смешное.
Вот и всё. Писать такие тексты несложно. Темы: «Максим на рыбалке». «Максим-строитель». «Максим на даче», «Максим в гостях у медведей», «Максим – охотник» и пр.
Иногда, для разнообразия, мои ученики читают тексты про Доктора Крыса. Они написаны таким же образом. Доктор Крыс – кукла, надевающаяся на руку. Я её использую во время занятий.
Тексты, сочинённые самими детьми, записывает, разумеется, взрослый. Потом ребёнок их читает. Обычно эти тексты тоже про себя любимого.
Естественно, используется принцип постепенно возрастающей сложности: тексты становятся длиннее и сложнее.
Так, более простые тексты (со множеством повторяющихся слов и относительно небольшие) вы найдёте в разделе-3, а более сложные – уже в 4-м разделе.
* * *
Во время занятий я использую языковые игры. Например, на отдельных листках записываются слова (скажем, «стол», «стул», «волк» и пр.). Учитель задаёт вопрос: «Что ты ел сегодня на завтрак?» Ребёнок достаёт листок, читает, – а там написано, предположим: «Мышь»! Мышку съел!
Иногда дети что-то ищут в комнате. Нужно прочесть записку, где сказано: «Найди второе письмо там-то». Находит. «Найди третье письмо там-то». И, в конце концов, ребёнок находит клад (он обычно состоит из высушенных жёлудей или старых пуговиц, но это неважно: дети рады всему, что сами нашли и что становится их собственностью, с которой они могут делать, что хотят).
Часто мы отгадываем загадки. Читает загадку взрослый, а дети – только отдельные слова-отгадки. Загадки в этой книге тоже есть: они в 5-м разделе.
Языковых игр много: я не буду их здесь перечислять. Большинство из них хорошо известны. Прочесть их описания можно в 6-м разделе.
* * *
Важный момент!
Критерием успешности-неуспешности ребёнка, который учится читать по моей методике, с самого начала является только и исключительно ПОНИМАНИЕ им прочитанного. Технически он может читать достаточно плохо. Но если понял – он успешно прочёл.
Дети у меня получают домашние задания, но на своеобразной основе: они добровольные. Я не заставляю ничего делать, а договариваюсь с детьми. Не помню случая, чтобы кто-то отказался читать дома.
Кроме текстов описанных выше типов, используется уже довольно скоро детская классика («Мышонок Пик» Виталия Бианки, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова), а также научно-популярные тексты, которые я пишу сам: «Самое большое животное», «Кого едят киты», «Кто лучше прыгает» и пр. Обычно эти тексты – о животных. Иногда – о людях или природных явлениях. Они очень короткие.
Эти тексты также есть здесь: в 7-м разделе.
Начиная с 8—10 занятия, дети уже читают небольшие текстики ПРО СЕБЯ (т.е.: не вслух). Потом должны рассказать, о чём это. Задача, опять-таки, – ПОНЯТЬ написанное.
Я выучил читать таким способом уже около 15 детей, за последние примерно 10 лет.
Так вот: я слежу за своими учениками. Все мои ученики СОХРАНИЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ, несмотря на отрицательное – в этом смысле – влияние школы.
Хотя сам процесс обучения чтению – по моей методике – гораздо более длительный, чем, например, с помощью кубиков Зайцева. Но зато я гарантирую, что дети с самого начала будут воспринимать чтение КАК ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ, у них выработается ПРИВЫЧКА видеть в чтении НЕЧТО УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, и, в то же время, они научатся читать.
Причём, в каком-то смысле они будут уметь читать лучше, чем даже самые примерные ученики 2—3-го классов. Потому что они лучше ПОНИМАЮТ то, что читают. Техника чтения у моих учеников обычная. Она неидеальна, зависит от способностей ребёнка. А вот уровень понимания текстов – достаточно высокий. И это потом помогает.
Все дети, которых я учил читать, ХОРОШО УЧАТСЯ. Все! Хотя они очень разные: по характеру, воспитанию, способностям.
Так что, если вам нравится моя методика, пользуйтесь.
Всё, что нужно, есть в этой книге (см. методические разделы).
И последнее замечание. Самому взрослому ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО заниматься с ребёнком. Делать это нужно не по обязанности. Если малыш увидит, что маме (или папе) интересно, он и сам увлечётся. И никак иначе.