Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещённость ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удалённые от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.
При анализе жестов рекомендуется следующее:
– учитывать сочетание жестов, так как значения одних жестов могут быть усилены или ослаблены другими (отсюда и их разное толкование). По последовательности жестов можно проследить, какая тенденция наблюдается у человека – открывается он или закрывается, противоречат ли жесты друг к другу;
– учитывать контекст ситуации, внешние условия – как они могут влиять на невербалику, на что она направлена;
– сравнивать жесты с тем, что человек говорит: есть ли противоречия;
– отмечая, в какой момент у человека появляются жесты (слушает, обдумывает, высказывается, а также после каких элементов сообщения – главных или второстепенных), можно приблизительно судить о важности для него аргументов и то, как происходит в нем процесс расчёта;
– следует стремиться к тому, чтобы партнёр по общению был хорошо виден и сидел на невращающемся стуле без подлокотников;
– техника жестов позволяет не только диагностировать, но и изменять состояние и отношение партнёра, строить своё поведение в соответствии с поведением других.
Изменить состояние и отношение партнёра можно, изменив его позу и жесты. Для этого можно посягнуть на его территорию, изменив дистанцию общения; подняться выше (встав) и опуститься ниже (сев), дать ему предмет, попросить наклониться, показать что-нибудь в стороне или подальше от него, зайти сбоку, сзади и т. д.
Другим способом является демонстрация своей открытости: лёгкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.
Дозированное использование доминирующих, агрессивных и сексуальных жестов способствует раскачке партнёра и может оживить затухающий контакт и усилить влияние.
Зная смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, её можно внутренне приобрести.
Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.
Полицейские, занимающиеся допросом преступников, преднамеренно нарушают границы личной зоны, чтобы сломать их сопротивление. Руководящие работники могут использовать этот приём, чтобы получить информацию от своих подчинённых. В то же время использование этого приёма при контакте с клиентами является грубой ошибкой.
Чем более интимны отношения между людьми, тем ближе они могут подходить друг к другу, не боясь вторжения в личную зону другого. С другой стороны, нового работника коллеги держат на дистанции (в деловой зоне), пока не узнают его лучше. По мере того как сотрудники лучше узнают его, эта дистанция сокращается.
Выражение симпатии. Среди многих средств выражения симпатии особое место занимает пожатие рук. Однако необходимо учитывать, что женщина, выражающая искренние чувства другой женщине, особенно во время тяжёлого состояния, не пожимает рук. Она мягко берёт её руки в свои и таким образом выражает свою симпатию. Симпатия может выражаться просто прикосновением к её объекту.
Открытость, искренность, доверие. Человек, говорящий доверительно, скорее всего, не сделает жестов рукой у лица типа прикрывания рта, почёсывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.
Рукопожатие двумя руками имеет целью показать своему собеседнику искренность, отзывчивость или глубину своих чувств к нему. Левая рука применяется при этом для передачи дополнительных чувств по отношению к собеседнику. При этом если инициатор рукопожатия держит своего собеседника за локоть, то это говорит о его более тёплых чувствах по сравнению с тем, если бы он держал его за кисть.
Одним из многих жестов, выражающих открытость партнёра по общению, являются открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперёд.
Когда ребёнок обманывает или что-то скрывает, то прячет ладони за спину. Взрослый человек в подобной ситуации обычно прячет свои ладони в карманах или под скрещёнными руками. Бизнесменам следует поэтому обращать внимание на ладони клиента, когда он объясняет причину, по которой не может заключить сделку. Правдивая причина высказывается при открытых ладонях.
Открытая кверху ладонь используется как жест, выражающий покладистость и не несущий в себе ничего угрожающего. Человек, к которому обращаются с просьбой, в этом случае не чувствует никакого давления в этой просьбе и скорее всего её выполнит.
Другой характерный жест – расстёгнутая куртка (пиджак и т. д.) Человек, доверяющий другому, расстегнёт, а то и снимет её в его присутствии. Открытость, как и другие аттитюды, заразительна. Между людьми с расстёгнутыми куртками, пиджаками согласие возникает легче, чем между теми, у кого пиджаки и куртки застёгнуты на все пуговицы.
Жест «руки, прикладываемые к груди», расценивается как открытость и честность. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались.
Партнёр сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги – это знак открытости. Раскачивание на стуле отражает удовлетворение ситуацией.
Приближение к другому человеку означает желание вместе работать над общим вопросом.
Если взгляд человека встречается с нашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают нас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены. Таким образом, чтобы построить хорошие отношение с другим человеком, наш взгляд должен встречаться с его взглядов около 60–70 % всего времени общения.
Наклон головы набок. Ещё Чарльз Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Если на лекции головы большинства студентов не наклонены набок, преподаватель должен насторожиться: группе занятие неинтересно. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются. Плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Наконец тело принимает позу, направленную на выход из помещения. Тем самым лектору как бы сигнализируют: «Достаточно».
Почёсывание, поглаживание подбородка или подбородок, выдвинутый вперёд, тоже означает размышление, процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом вкось, как бы желанием увидеть ответ на проблему вдалеке.
Ходьба взад-вперёд. Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль.
Готовность к действию. Речь идёт о состоянии, когда человек полон энтузиазма для достижения той цели, к которой стремится.
Руки на бёдрах – это первый явный признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди. Вариации этой позы в положении сидя – если человек сидит на краю стула, он ориентирован на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.
Опора на стол широко расставленными руками – это сильный призыв: «Слушайте меня, у меня есть что сказать!» Если присутствующие этого не понимают, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Человеку в такой позе не надо мешать высказаться. Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то собеседник обычно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».
При общении с аудиторией очень важна заинтересованность вашей информацией. Если во время вашей презентации или лекции слушатели сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещёнными на груди руками, то, скорее всего, речь не имеет успеха. Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть. Степень наскучивания выражается жестами руки в качестве опоры. Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что слушатель негативно или критически относится к лектору или предмету его сообщения. Если не обратить внимание на эти нюансы, вы имеете шансы провалить своё выступление.
Критически оценочное отношение к вам или сказанному вами может выражаться в подпирании щеки указательным пальцем, в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперёк тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен».
Когда человек не согласен с мнением или отношением других людей, но не решается высказать это вслух, он проделывает жесты, направленные на сдерживание своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с одежды является одним из таких жестов. Человек, ощипывающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол, а в это время занимается своим маленьким несущественным делом. Это наиболее популярный жест неодобрения, и когда слушатель постоянно обирает ворсинки с одежды, это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он практически со всем согласен.
Скука, надоедливость. Человек, который понимает, как важно сохранять интерес своей аудитории, всегда следит за жестами слушателей, означающими скуку, нетерпение, такими, например, как постукивание по столу рукой или по полу ногой, щёлканье колпачком ручки и т. п. Если ладонь поддерживает голову, глаза полуприкрыты, то этот человек и не старается скрыть свою скуку.
Машинальное рисование на бумаге ручкой или пальцем по столу человеком с абстрактным мышлением означает, что его интерес к разговору снижается.
Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») – явный признак того, что человек спит с открытыми глазами. Отсутствие какого-либо движения глаз вообще или прикрытые веки выражают крайнюю степень скуки или полное безразличие к происходящему.
Касание или потирание носа, век, уха свидетельствует о том, что человеку надоело, он не хочет видеть и слышать. Если у него корпус повернулся в другую сторону, значит его что-то интересует больше.
Если человек надоел собеседнику своими проблемами, последний начинает избегать контакта глаз; если это не понимается, то собеседник откидывается назад, сидя в кресле, или начинает посматривать на часы. Затем он может встать, взять какую-нибудь бумагу, книгу, журнал и т. п.