В начале XX века русский ученый-энциклопедист, почетный академик Николай Александрович Морозов, опубликовал свою нашумевшую книгу «Откровение в грозе и буре» [11]. В ней он впервые предложил астрономическое прочтение последней книги Библии «Апокалипсис». Другое ее название – «Откровение святого Иоанна». Наполненная мрачными предсказаниями о конце света, книга Апокалипсис в свое время сильно подействовала на умы людей. Именно в ней впервые было упомянуто знаменитое «число зверя» 666, которое, по мнению толкователей, якобы скрывает в себе глубокий пророческий смысл о времени прихода Антихриста и конце света. Домыслов и спекуляций на эту тему было особенно много в XVII веке. Их отголоски не до конца затихли и сегодня. До сих пор время от времени всплывают «авторитетные» суждения о числе 666 и о его значении как «числа Антихриста». Надо только, дескать, поглубже вникнуть в сокровенный смысл этого числа и правильно понять содержащиеся в нем указания.
На самом деле все гораздо проще. Во-первых, сама датировка Апокалипсиса оказывается совсем не такой, к какой мы привыкли сегодня. Историки рассказывают нам, что Иоанн, автор «Откровения» был, дескать тем самым апостолом Иоанном, который написал четвертое Евангелие. Это не так. Полученная нами независимая астрономическая датировка времени создания «Откровения святого Иоанна» концом XV века [ХР0Н1], а также вычисленная нами в 2002 году датировка эпохи Христа XII веком [ЦРС] однозначно говорят о том, что «Откровение святого Иоанна» было написано в 1486 году н. э. и, следовательно, не могло быть создано евангелистом Иоанном, современником Христа. Год создания «Откровения» – всего лишь за 6 лет от 1492 года н. э., когда, согласно средневековым схоластическим вычислениям, на Руси и в Европе повсеместно ожидании конца света. Дело в том, что согласно русско-византийской эре «от Адама», 1492 год являлся в точности 7000-м годом. Из чего средневековые схоласты сделали вывод, что именно в этом «круглом» году мир прекратит свое существование и наступит конец света. Сегодня это кажется смешно, но в то время людям было не до смеха. Очень многие поверили в конец света в 7000-м году. Среди людей царила растерянность и страх. Некоторые не дожидаясь конца света, кончали жизнь самоубийством. Были и такие, кто попытался убежать от неминуемой грозы. К их числу, как мы показали в нашей книге «Библейская Русь», принадлежал и знаменитый мореплаватель Колумб, открывший Америку. Он отправился в свое плавание через океан в точности в 7000-м году от Адама, то есть в 1492 году н. э.
За шесть лет до несостоявшегося конца света в 1492 году и был написан Апокалипсис, основной мотив которого в точности соответствует эпохе его написания. Это напряженное ожидание близкого конца света.
Апокалипсис, как и некоторые другие старинные тексты, описывающие небесные явления и глубоко пронизанные астрономическими образами, можно попытаться датировать следующим образом.
Будем читать Апокалипсис подряд, строчку за строчкой. Каждый раз, встречая в нем отрывок, допускающий астрономическое толкование, будем пытаться прочитать его согласно известным законам средневековой астрономической символики. Например, во многих средневековых книгах планеты отождествляются с колесницами или с КОНЯМИ, влекущими колесницы по звездному небу. Петли, описываемые планетами на небе при их наблюдении с Земли и, как мы знаем сегодня, происходящие от сочетания вращений Земли и планет вокруг Солнца, воспринимались средневековым человеком как движение одушевленных существ, которых он сравнивал со скачущими конями. На рис. 1 приведено старинное римское изображение планет: вверху справа стоит Сатурн со змеей, внизу слева – Юпитер с вороном и дубом. Внизу в середине Аполлон, изображающий Солнце, едет в колеснице, запряженной тремя скачущими конями. Вверху, по-видимому, изображена колесница Луны.
Рис. 1. Средневековое изображение нескольких планет. Якобы. около 1100 года. Справа – Сатурн, внизу слева – Юпитер, внизу в центре – Солнце на колеснице, которую везут трое скачущих коней, взято из [643:2], с. 34, илл. 1
Идея метода датировки Апокалипсиса состоит в сравнении его текста с соответствующими средневековыми текстами, в которых наряду с астрономической символикой содержатся также и ее разъяснения в понятных астрономических терминах. Другими словами, предлагается читать старые астрономические записи при помощи своеобразного средневекового «астрономического словаря символов»: колесницы или кони – планеты и т. п. Подробный разбор старинной астрономической символики и таблицы употреблявшихся в древности астрономических символов см. в нашей книге «Новая хронология Египта» [НХЕ]. Здесь нам потребуется лишь небольшая часть этой символики, поскольку астрономический язык Апокалипсиса – так, как он изложен словами, а не в виде картинок, – оказывается достаточно простым. Конечно, правомерность описанного подхода к датировке будет обоснована лишь в том случае, если с его помощью получаются осмысленные выводы, согласующиеся как с законами астрономии, так и с результатами других независимых методик датирования старых документов. Именно так и происходит в случае Апокалипсиса.
Данная методика непредвзятого астрономического датирования была впервые применена Николаем Александровичем Морозовым в начале XX века. После выхода в свет нашумевших в свое время работ Н.А. Морозова на эту тему [И], [12] историки и астрономы упорно, но безуспешно пытались найти ошибки в его вычислениях. При этом, правильность расшифровки Морозовым скрытого астрономического смысла библейских текстов при помощи старинного «астрономического словаря образов» на первых порах сомнению не подвергалась. Морозовское прочтение астрономического содержания библейских текстов было настолько естественным и правдоподобным, что поначалу было воспринято историками как не содержащее никаких натяжек. И лишь впоследствии, после того как стало ясно, что ошибок в вычислениях Морозова нет ни одной, историки ополчились на саму его интерпретацию астрономического содержания библейских текстов. Она была объявлена ими «беспочвенной».
Н.А. Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор библейского Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что действительно видел на звездном небе [11]; [13], т. I, с. 3 _ 70. Забегая вперед, сразу скажем, что предложенная Н.А. Морозовым астрономическая датировка Апокалипсиса IV веком н. э. на самом деле не вполне удовлетворяет тем данным, которые однозначно извлекаются из текста Апокалипсиса, следуя предложенному самим НА. Морозовым методу. Дело, видимо, в том, что будучи полностью убежден в правильности скалигеровской хронологии после VI века н.э. – в чем он, как теперь выясняется, ошибался, – НА. Морозов не решился допустить, что Апокалипсис мог быть написан позже VI века. В итоге ему пришлось остановиться в своих астрономических расчетах на не совсем удачным – но лучшим из всего того, что он мог допустить – ранне-средневековом решении IV века. При этом, он отбросил заведомо лучшее астрономическое решение конца XV века, которое, как показал наш анализ, как раз и является ЕДИНСТВЕННЫМ идеальным решением астрономического гороскопа, описанного в Апокалипсисе.
Цитируя Апокалипсис, мы пользуемся в основном Библией издания 1912 года [2], а также изданием 1898 года и изданием 1968 года.
Апокалипсис, называемый также «Откровением Святого Иоанна Богослова», – двадцать седьмая, последняя книга Нового Завета и одновременно последняя книга всего современного канона Библии. Ныне Апокалипсис считается неотъемлемой частью Нового Завета. Однако в Средние века на Руси Апокалипсис, как правило, не входил в новозаветные рукописные сборники, см. наши книги «Библейская Русь» и «Русь и Рим». Старинные церковно-славянские рукописи Апокалипсиса исключительно редки. Например, известна лишь ОДНА рукопись Апокалипсиса, датируемая XI–XIII веками и 158 рукописей остальных книг Нового Завета, датируемых тем же временем. Кроме того, етце в XVII веке названия «Апокалипсис» и «Откровение Иоанна Богослова», по-видимому, могли означать совсем разные книги, см. Приложение 2 к нашей книге «Библейская Русь».
Вообще, с историей Апокалипсиса, и в первую очередь – с его датировкой, много неясного. Предлагавшиеся разными учеными датировки создания этой книги весьма разнообразны и не согласуются друг с другом, что, очевидно, указывает на отсутствие единой точки зрения среди специалистов на этот вопрос.
Например, Ванденберг ван Эйсинг датировал Апокалипсис 140 годом н. э., А.Я. Ленцман – 68–69 годами н. э., А. Робертсон – 93–95 годами н. э., Гарнак и Э. Фишер – не ранее 136 года н. э. и т. д. См. обзор в [18].
И.Т. Сендерленд писал; «Признание этого времени (то есть конца I века н. э. – Авт) ИЛИ ДАЖЕ КАКОГО-БЫ ТО НИ БЫЛО ДРУГОГО ВРЕМЕНИ (! – Авт) написания Откровения сопряжено С СЕРЬЕЗНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ» [18], с. 135.
По мнению B.C. Рожицына и М.П. Жакова [16], Апокалипсис был написан в интервале от II до IV веков н. э., скорее всего, в IV веке. Что никак не совместимо с общепринятой сегодня хронологией Скалигера-Петавиуса.
В самом Апокалипсисе нет ни единого четкого хронологического указания на эпоху его написания. He названы никакие конкретные исторические личности, определенно жившие именно в эпоху создания Апокалипсиса. Нет никаких абсолютных дат. Сегодня считается, что Апокалипсис – ПОСЛЕДНЕЕ по времени написания произведение Нового Завета. Однако, например Ф.Х. Баур категорически утверждал, что Апокалипсис – не последнее, а «САМОЕ РАННЕЕ сочинение Нового Завета» [10], с. 127. А.П. Каждан и CM. Ковалев также считали, что Апокалипсис – HE ПОСЛЕДНЯЯ, А ПЕРВАЯ книга Нового Завета [18], с. 119.
Далее, некоторые исследователи категорически отвергают принадлежность Апокалипсиса святому апостолу Иоанну, написавшему четвертое Евангелие и три послания, вошедшие в библейский канон. Вообще, считается, что в истории никаких точных данных об Иоанне – авторе Апокалипсиса не сохранилось [8], с. 117.
Г.М. Лифшиц отмечал, что автор Апокалипсиса хорошо знаком с астрономией: используемые им образы дракона, зверей, коней и т. д. обозначают, вероятно, фигуры созвездий на звездном небе, изображаемых подобным образом на средневековых звездных картах [10], с. 235–236.
Впрочем, все эти соображения были впервые высказаны еще Н.А. Морозовым еще в начале XX века. По-видимому, аргументация Морозова произвела сильное впечатление на некоторых из упомянутых выше авторов. Они фактически повторили утверждения Морозова, не ссылаясь на него, что, между прочим, в обычае у историков. Они преспокойно могут в одной статье ругать последними словами ненавистных им «новохронологов», а в другой – использовать их результаты без ссылок, выдавая за свои собственные. Так было при Морозове. Так продолжается до сих пор.
М.М. Кубланов заключает: «Причины такого обилия разноречивых гипотез по вопросам хронологии объясняются в первую очередь скудостью прямых свидетельств. Древние не оставили нам сколько-нибудь достоверных данных на этот счет. При таких обстоятельствах СРЕДСТВОМ ДЛЯ ДАТИРОВОК ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОНИ САМИ… Установление прочной хронологии новозаветных произведений – дело будущего» [8], с. 120.
Обратимся, наконец, к самому Апокалипсису.
АСТРОНОМИЧНОСТЬ ЕГО ОБРАЗОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА – ОСОБЕННО ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ CO СТАРИННЫМИ КАРТАМИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА, БУКВАЛЬНО ПЕРЕПОЛНЕННЫМИ «АПОКАЛИПТИЧЕСКИМИ» ОБРАЗАМИ. См., например, рис. 2.
Рис. 2. Созвездия южного неба на звездной карте из Альмагеста Птолемея якобы 1551 года издания. Взято из книги: Claudii Vtolemaei Pelusiensis Alexandrini omnia quae extant opera, 1551 год, [1073]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [12], вклейка между страницами 216–217. Обратите внимание, что некоторые фигуры созвездий одеты в СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОДЕЖДЫ
По-видимому, через какое-то время после написания Апокалипсиса первоначальный астрономический смысл его образов был забыт. Даже если какой-либо астроном-профессионал и замечал схожесть рисунков на старинных картах с описаниями Апокалипсиса, он воспринимал это как случайность, не в состоянии отделаться от внушенных ему скалигеровских представлений. Нынешняя библеистика никаких астрономических мотивов в библейских текстах не усматривает. Может быть – из подсознательного опасения самой возможности астрономической ДАТИРОВКИ. Как мы увидим ниже – и как, вероятно, подозревают сами историки, понимая беспочвенность используемой ими хронологии Скалигера, – при непредвзятом астрономическом датировании действительно получаются даты, СОВЕРШЕННО HE ПОХОЖИЕ на скалигеровские. То есть на те, которым верят нынешние историки.
Апокалипсис содержит известное пророчество о конце света, в которое вплетено символическое – но достаточно подробное и точное – описание звездного неба. Возможно, некоторые авторы иллюстраций к Апокалипсису, жившие, в XVI веке, еще помнили об астрономической подоплеке Апокалипсиса. Одну такую иллюстрацию мы приводим на рис. 3. Как уже было отмечено выше, непонимание астрономического содержания Апокалипсиса современными историками напрямую связано с утратой ими знаний о правильной хронологии. А может быть – и с негласным запретом вообще затрагивать опасную тему, могущую привести к «вредной датировке». Так или иначе, но в какой-то момент понимание астрономических описаний Апокалипсиса было утрачено. С тех пор Апокалипсис потерял в глазах читателей свою яркую астрономическую окраску. Ho для датировки астрономическая составляющая Апокалипсиса исключительно важна. Более того, она достаточна для исчерпывающей независимой датировки эпохи создания Апокалипсиса.
Рис. 3. Рисунок из рукописи Апокалипсиса, датируемой XVI веком. Рисунок подчеркивает, что действие происходит НА ЗВЕЗДНОМ НЕБЕ. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке, г. Москва, Ф. 98, № 1844, л. 26, об. Взято из [17], т. 8, с. 446
Как мы уже говорили, ГЛАВНАЯ ИДЕЯ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА СОСТОИТ В СРАВНЕНИИ ЕГО ОБРАЗОВ CO СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ACТРОНОМИЧЕСКИМИ КАРТАМИ. ОНО ОБНАРУЖИВАЕТ МНОЖЕСТВО ПАРАЛАЕАЕЙ И ДАЖЕ БУКВАЛЬНЫХ СОВПАДЕНИЙ. Это позволяет уверенно определить астрономический гороскоп, включенный в Апокалипсис его автором.