Введение

В наше время психология прочно заняла место одной из наиболее востребованных научных дисциплин. Мнение психолога интересует и политического лидера, и предпринимателя, и школьного учителя. Тем не менее, как и на заре становления научной психологии, сегодня по-прежнему остаются открытыми вопросы о ее теоретических основаниях, парадигме, языке и аксиоматике.

Разница, однако, в том, что в конце XIX века отсутствие признанной психологической теории вызвало необыкновенную научную активность, следствием которой в последующие десятилетия стала блестящая эпоха школ психологии. Сейчас, в двадцать первом веке, теоретический вакуум в психологии воспринимается как закономерное явление. Ушли в историю драматические столкновения взглядов между различными школами психологии. Ушли и сами школы, место которых заняли различные технологические направления, как правило, не претендующие на построение новой парадигмы. Но вместе со школами из психологии ушла и эпоха выдающихся имен: ведь прекращение развития теории неизбежно ведет к измельчанию научной проблематики, замене творческого поиска высококвалифицированным ремеслом.

Вместе с тем быстро идущая специализация и технологизация науки во многом сдвинула ее приоритеты, утверждая одну из ведущих тенденций современного мира к интеграции научных течений, поиску универсальных, общесистемных закономерностей развития природы на самых различных уровнях ее организации. Более того, среди многих понятий, прочно вошедших в психологический обиход нашего времени, понятия «системность», «системный подход» стали одними из самых распространенных. При этом, как это нередко происходит с любым научным понятием, которое приобрело популярность за пределами породившей его теории, системный подход в психологии существует в двух весьма далеких друг от друга значениях.

Наиболее распространенное понимание системного подхода ограничивается желанием рассматривать различные психологические явления не изолированно, а в их совокупности и совместно с порождающими причинами. Иначе говоря – «системно», подразумевая, что любой, даже достаточно простой продукт психической деятельности всегда является следствием многих явлений объективного и субъективного характера. Иное содержание понятия «системный подход» связано с построением научного основания психологии на методологических принципах системологии – фундаментальной науки, предметом которой являются общие законы развития сложных систем физической, биологической и социальной природы.

Обоснование этого подхода опирается на различные доказательства. Одно из них можно назвать онтологическим. Оно вытекает из самого происхождения психической формы жизни, которая возникает на биологическом субстрате и является субстратом для надстраивающихся над ней социальных форм. Будучи сложным системным образованием, для своего описания психика нуждается в адекватном языке, учитывающем все уровни ее системной организации. Из определения системологии следует, что именно эта дисциплина формирует универсальный язык описания систем, создавая тем самым базу основных понятий и для психологической науки.

Другое доказательство – историческое. Оно вытекает из того, что обретение той или иной областью знаний своей научной парадигмы и формирование на этой основе строгой научной дисциплины, в которой все ее части логически связаны и дополняют друга, всегда базируется на возможности опоры на твердый пласт независимого от нее знания. Знания, которое составляет своего рода фундамент этой научной дисциплины.

После обретения такого фундамента всегда следует расцвет науки и связанных с ней технологий. Так это произошло с физикой, после того как Ньютон разработал основы высшей математики и предложил общую схему строго математического подхода к решению задач земной и небесной механики. С химией – после того как та смогла опереться на понимание лежащих в основе химических реакций физических закономерностей. С биологией – после раскрытия сущности ряда биохимических процессов.

Наука, не имеющая такой базы и пытающаяся выводить свои закономерности из непосредственного знания принадлежащих ей фактов, напоминает многоэтажное здание, которое пытаются построить без фундамента, начиная сразу с первого этажа. Неудивительно, что такой дом едва ли будет достроен и простоит недолго, кто бы ни был его архитектором.

В определенной мере эта аналогия уместна по отношению к большинству предложенных ранее теоретических концепций психологии. Реальной альтернативой может служить формирование специальной отрасли психологической науки, направленной на упорядочивание ее принципов и согласование их с общими представлениями о системной организации природы.

Созданию такой отрасли, непосредственно связанной с разработкой системной методологии и методов психологического исследования, посвящена настоящая книга. Она включает три основных части.

Первая из них содержит описание системного фундамента психологии и включает исторический обзор формирования системно-психологических взглядов (глава 1) и изложение принципов дискретной системологии как базы для понимания общих закономерностей, лежащих в основе психических, физиологических и социальных процессов (глава 2).

Вторая, наиболее важная часть работы, содержит описание построенных на этом фундаменте основ современной системной психологии. Она включает изложение: системной теории мотивации (глава 3); системно-психологической интерпретации понятий морали и любви (глава 4); системной периодизации психического развития человека, построенной на базе эмпирического исследования профиля мотивации в различных возрастных группах (глава 5); системной теории деятельности и психических способностей (глава 6), системно-психологического описания трех психических болезней и связанных с ними парадоксальных способностях (глава 7) и, наконец, опирающееся на системную парадигму описание важнейших психических процессов и структуры личности (глава 8).

Третья часть посвящена опыту применения системно-психологической методологии и инструментария в практической психодиагностике. Она включает описание эмпирических исследований системного профиля мотивации (глава 9), а также описание теории и практики системных психофизиологических исследований (глава 10) и исследований психической работоспособности (глава 11).

Монография предназначена для студентов университетов, психологов, социологов, а также широкого круга читателей, интересующихся фундаментальными проблемами живой природы, от концепций возникновения жизни до построения современной универсальной теории психологии.

Загрузка...