Примечания

1

Цит. по: McGowan W. Walter Rodney the Historian // The Journal of Caribbean History. 2005. Vol. 39. No.2. P.129.

2

Reddock R. Radical Caribbean social thought: Race, class identity and the postcolonial nation // Current Sociology. 2014. Vol. 64. No.4. Pp. 1-19. Статья представляет очень хороший обзор Карибской радикальной традиции, её идей и социально-политической работы. Рассмотрение гендерного вопроса помещено в контекст радикальной политической теории и практики.

3

Walter Rodney Speaks: The Making of an African Intellectual. Trenton, New Jersey: Africa World Press, 1990. P.19.

4

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.3. М., 1955. С. 4.

5

Walter Rodney Speaks… p.1.

6

Dupuy А. Race and Class in the Postcolonial Caribbean: The Views of Walter Rodney// Latin American Perspectives. 1996. Vol.23. No.2. P.109.

7

Hinds D., Review of Walter Rodney’s Intellectual and Political Thought by Rupert Charles Lewis // The Black Scholar. 2002. Vol.32. No.2. Pp.47–48.

8

Томас Клайв Йоланд (р.1933) – гайанский экономист левых взглядов, профессор. Наиболее известный труд – «Бедность и бессилие: экономическая политика и изменения в Карибском регионе» (1987) (Прим. пер.).

9

Ibid., p.9.

10

Ibid., p. 6–7.

11

McGowan W. Walter Rodney… p.126.

12

Город около Кингстона, столицы Ямайки (Прим. пер.).

13

Lewis R. Walter Rodney’s Intellectual and Political Thought. Kingston, The Press University of the West Indies, 1998. P.20.

14

Отделение полиции Ямайки, отвечающее за государственную безопасность (Прим. пер.).

15

West O.M. Walter Rodney and Black Power: Jamaican Intelligence and US Diplomacy // African Journal of Criminology and Justice Studies. 2005. Vol.1. No.2. Pp.5–8.

16

Ibid., 49; McGowan W. Walter Rodney… p.129.

17

Lewis R. Walter Rodney’s Intellectual… pp.50–52.

18

Цит. по: Wallerstein E. Walter Rodney: The Historian as Spokesperson for Historical Forces // American Ethnologist. 1986. Vol.13. No.2. P. 333. Цитата из книги Родни «A History of the Upper Guinea Coast, 1545–1800».

19

Джеймс Сирил Лайонел Роберт (1901–1988) – афроамериканский историк, публицист, политический активист, панафриканист. Выходец из Тринидада-и-Тобаго. Троцкист, впоследствии сторонник идеи государственного капитализма в СССР. Значительную часть жизни жил и преподавал в Лондоне (Прим. пер.).

20

Джеймс (урожд. Дейч) Сельма (р.1930) – афроамериканская феминистка, публицист (Прим. пер.).

21

Walter Rodney Speaks… p.28.

22

Можно оценить характер и особенности политической активности Уолтера Родни внутри и за пределами кампуса, прочитав выступления, собранные в книге «The Groundings with my Brothers» (Chicago, Research Associates, 1990 {1969}).

23

Rodney W. The Groundings… p.31.

24

Gray O. Radicalism and Social Change in Jamaica, 1960–1972. Knoxville, The University of Tennessee Press, 1991. Pp. 129–132.

25

Campbell H. Rasta and Resistance: From Marcus Garvey to Walter Rodney. Trenton, New Jersey, Africa World, 1987. P.129.

26

Gray O. Radicalism and Social Change… pp.118–123.

27

Lewis R. Walter Rodney: 1968. Kingston, Canoe Press, 1994. Эта книга даёт прекрасное описание и анализ сил, которые объединились в Восстании Родни. Автор также представляет широкий обзор деятельности Родни на Ямайке в 1968 году, и объясняет, почему тамошний режим опасался той работы, которую проделывал учёный, помогая создавать и развивать движение Black Power.

28

Campbell T.A The Making of an Organic Intellectual: Walter Rodney (1942–1980) // Latin American Perspectives. 1981. Vol.8. No.1. P.55.

29

Kwayana E. Walter Rodney. Georgetown, Working People’s Alliance, 1988. P.5.

30

Lewis R. Walter Rodney’s Intellectual… p.52, 82–83 (прим. 6.).

31

Ibid., p.106.

32

Социализм уджамаа – программа построения социалистического общества, предложенная Джулиусом Ньерере, президентом Танзании в 1964–1985 гг. Программа предполагала покровительственную роль государства и опору на особенности местного традиционного общества, т. к. родо-племенной коллективизм местных общин рассматривался как благотворная основа для развития социализма.

33

Rodney W. How Europe Underdeveloped Africa. Washington, D.C.: Howard University Press, 1974. Pp. 75–90, 103-13, 239–261.

34

McGowan W. Walter Rodney… p.128.

35

Walter Rodney Speaks… p.38.

36

Campbell H. The Impact of Walter Rodney and Progressive Scholars on the Dar es Salaam School // Social and Economic Studies. 1991. Vol.40. No.2. Pp. 101, 109–112.

37

Цит. по: Lewis R. Walter Rodney’s Intellectual… p.185.

38

Kwayana E. Walter Rodney… p.5.

39

Lewis R. Walter Rodney’s Intellectual… pp.211–212.

40

Barongo Y.R. Walter Rodney and the Current Revolutionary Struggle in the Caribbean // Ufahamu: A Journal of African Studies. 1998. Vol.12. No.1. Pp.100–102.

41

В Гайане, бывшей британской колонии, выходцы из Индии составляют около 30 % населения.

42

Westmaas N. 1968 and the Social and Political Foundations of the «New Politics» in Guyana // Caribbean Studies. 2009. Vol.37. No.2. P.121.

43

Kwayana E. Walter Rodney… p.8.

44

Ibid., p.20.

45

Campbell T.A The Making of an Organic Intellectual… p.61; Petras J. A Death in Guyana Has Meaning for Third World // Latin American Perspectives. 1981. Vol.8. No.1. Pp.47–48.

46

Следует оговорить один переводческий нюанс. В русскоязычной литературе английский термин underdevelopment (исп. subdesarollo) переводится и как «отсталость», и как «недоразвитие». При анализе стран мировой периферии правильно переводить его как «отсталость» (то же самое и с переводом производных слов), т. к. речь в их случае (и Родни это показывает на примере Африки) идет о принципиальной невозможности достойного развития, которое для периферии заблокировано странами центра, – а не о «догоняющем развитии» и не о «развивающихся странах». Родни спорит с теориями «модернизации», считающими, что периферийные государства, имея возможность развития, в силу внутренних причин должным образом не используют ее или не использовали в нужный исторический момент, а взялись за дело с опозданием, и потому являются «неразвитыми», «недоразвитыми» или «развивающимися». И важно отметить, что этом споре он иногда использует слово underdevelopment, имея в виду его «модернизаторский» смысл, т. е. «недоразвитие», «недоразвитость», поэтому здесь применяется и такой вариант перевода.

47

Стоит обратить внимание, что Родни, как и многие теоретики зависимости, оценивает уровень развития, исходя не из оценки темпов роста экономики отдельной страны, а основываясь на сравнении темпов роста Первого и Третьего мира. Такой подход позволяет понять реальное место страны в мировой экономике.

48

См. подробнее: Баран П. Политическая экономия роста.

49

Мадвани Малджибхай (1894–1958) – угандийский предприниматель и крупный землевладелец, выходец из Индии. Его семья до сих пор имеет большое влияние в африканском бизнесе.

50

Подробнее о «раздробленности» африканской экономики см. Аке К. Политическая экономия Африки. Глава 4. Постколониальная экономика.

51

Современный Бенин.

Загрузка...