– Когда вы все успеваете?
– Для вас быть юристом – работа. Для меня – образ жизни.
Хорошо, если вы вышли с юрфака хотя бы с дедукцией. Далее – либо своим умом и практикой дошли и освоили индукцию, либо подсказал кто (допустим, я). Тем не менее освоили. Чудесно. Но умеете ли вы применять эти знания на практике? Один преподаватель очень метко описал эту особенность применительно к детям:
«Начальная школа закончилась. Считается, что ребенок уже умеет писать, читать и считать. Тут его начинают грузить разрозненными сведениями обо всем сразу – только забывают объяснить, как одно связано с другим.
Он учит химию, физику, математику – но совершенно не связывает их ни между собой, ни с реальным миром вокруг. Это на уроках физики действуют физические законы – инерция, например, – а в реальной жизни он смело идет по пешеходному переходу под носом у тормозящего «КАМАЗа». Это на уроках химии спирт – растворитель, а в жизни это “бухло”»[1].
Увы, очень многие юристы живут по принципу «пришел домой – повесил работу на вешалку вместе с фуражкой». То есть на работе человек – юрист, а вне работы – обыватель. Право и закон для такого «юриста» существуют в каком-то другом измерении. С повседневной жизнью они не связаны…
На работе человек право еще как-то худо-бедно применяет, вне работы – никак. Живет то ли «по понятиям», то ли вообще не пойми как. Кто застрял на этом этапе – навсегда останется новичком/подмастерьем.
У мастера и легенды право = ОБРАЗ ЖИЗНИ. И образ действия. В нужный миг мастер применяет право «на автомате». Как хороший боец-рукопашник. Он не думает, куда и как бить. Он бьет сразу. Без раздумий. Хорошо поставленным ударом. Знание «как и куда» давно сидит в подсознании, оно закреплено годами тренировок и боев. Поэтому знание применимо без размышлений. Автоматически. Вот вам пример:
«В меня как-то такой орел вцепился на улице: “Мы дарим вам замечательный шведский светодиодный фонарь…” Я изрядно развлекся. Фонарь взял, сказал: “Спасибо, я принимаю подарок”, – сунул его в сумку и пошел. Он несется рядом: “Но подождите, подарок в том, что он продается в три раза дешевле, чем в магазинах, – я не успел рассказать вам все условия, предлагаемые нашей фирмой…”
А я спокойно и радостно ему объясняю: “Договор дарения – реальная сделка, заключенная в момент ее исполнения. Вне зависимости от суммы, этот договор может быть заключен в устной форме, поскольку исполняется в момент заключения. Ваша фирма в вашем лице сделала мне оферту, я ее акцептовал и принял подарок. Право собственности на передаваемую по договору вещь, если об ином не договаривались или иное не предусмотрено законом, переходит в момент фактической передачи вещи.
То есть фонарик – уже моя собственность, мне больше ничего не надо от вашей фирмы и от вас лично. Я очень благодарен. Ни о каких условиях договора не могло и речи идти, поскольку договор дарения не может быть заключен под условием встречной передачи имущества (денег), о чем прямо указано в ГК.
Если вы считаете, что я незаконно отнял у вас вещь, мы можем зайти по дороге в полицию, составить там заявление с указанием всех подробностей происшествия. Если полиция ничем вам не поможет, то ваша фирма сможет обратиться в суд с иском ко мне об истребовании фонарика”»[2].
Думаете, к такому уровню идут годами? Ничего подобного. Многие студенты как-то интуитивно понимают уже на юрфаке: право можно применять сразу, здесь и сейчас. И если человек начинает мыслить, как юрист, это видно.
Есть старый анекдот. Студент со студенткой встретились за бутылочкой вина. В тусклом свете свечей девушка задумчиво смотрит на блеск вина в бокале и говорит: «Истина – в вине!». Парень, тут же: «В чьей?!» В ответ: «Ты что, с юридического?» Парень, удивленно: «Да… А как ты догадалась?!»
Да так и догадалась. Видно птицу по полету. Постановка вопроса и мышление – насквозь юридическое. Надеюсь, парень далеко пойдет и все у него будет хорошо.
Думаю, вы поняли. Путь от новичка к мастеру – сделать право своим образом жизни и действия. Как? Как всегда: практика. В сотый раз: «Чтобы научиться плавать, нужно плавать». В нашем случае – почаще применять право в реальной жизни. Опять: как? А так. Вот вам пара-тройка просветляющих упражнений.
1. «Встречный развод». Уверен, что и в студенческие годы, и сейчас, на работе, к вам часто обращаются с просьбами. Что-то вы готовы выполнить, что-то – нет. Отказывать как-то неудобно. Ссориться не хочется. Словом, классическое: «Проще дать, чем объяснить, почему нет». Но это «проще» не делает из вас юриста. Ни разу не просветляет и не развивает.
А что развивает? Понимание сути. Суть в том, что просят обычно по-человечески. «По понятиям». Обоснование – всякая ересь типа «все люди братья, все должны помогать друг другу». Или: «Будь человеком, помоги!» Или: «Ну, мы же с тобой одногруппники!» И так далее.
Как бороться? Перевести просьбу из плоскости понятий в плоскость закона. И применить право. Вот смотрите. Одногруппник просит: «Дай конспект переписать!» Вы, зная этого раздолбая, уверены: конспект, скорей всего, бесследно сгинет.
Вы переводите вопрос в плоскость права: «Вот тебе ГК. Покажи мне, чем регламентировано “дай”». Тот листает кодекс. Естественно, ничего не находит. Вы продолжаете наступление: «Мы же с тобой юристы. Как твоя просьба соотносится с законом? Это займ? Услуга? Дарение?»
Собеседник, учуяв подсказку: «Услуга!» Вы: «Хорошо. Помнишь, как называется раздел ГК про услуги? А называется “возмездное оказание услуг”. Закон есть закон.
Где возмездность? Что ты готов предоставить за услугу “копия конспекта”?» Тот: «Пиво ставлю!»
Вы: «Пойдет. Тогда так. Идем с тобой сейчас на ксерокс. Тебе делают копию. Когда ждать пиво?» Вариант: «У тебя телефон с камерой – фотографируй. На дом не дам. А то про тебя говорят: любишь ты терять конспекты».
Еще пример. С вами пытаются договориться: «Дай списать». Вы не хотите. Скорее всего, потом одна работа будет у двоих, а то и у половины группы. Преподаватель наверняка заметит. Последствия понятны.
Встречный развод: «А чем регламентировано списывание?» В ответ, скорее всего, услышите: «Че?!» Опять достаем ГК. Спрашиваем: «Списывание – это что? Работа, подряд? Или услуга? Или что-то еще?» В ответ: «Да ладно, че ты грузишь. Ты просто дай списать».
Ответ: «Вот когда обоснуешь по закону мое обязательство дать тебе списать, тогда подумаю. А пока – оснований не усматривается».
Вариант 2: «Твое «просто» – игра на уменьшение. По-научному – рефрейм. Попытка субъективно оценить деяние как простое, хотя ни разу оно не простое. И чревато последствиями. Есть риск получить «двойки» за списывание. Мы с тобой юристы или как? Обоснуешь просьбу с позиций закона – подумаю.
А пока – нет оснований».
Сделайте 20 раз.
Примечание. Если задание вам кажется жестким, подумайте вот над чем. Садиться на шею начинают в университете. А то и в школе. После учебы юристу очень часто приходится иметь дело с «халявщиками» – людьми, которые хотят что-то получить, но ничего не желают давать взамен. Поэтому уже сейчас полезно встроить убеждение: «Каждая капля моего пота стоит денег».
Или – иной благодарности. Смотрите. Знакомая девушка просит отвезти ее, мужа и детей на дачу. Машина сломалась, а ехать надо. Что делать? Деньги брать как-то неудобно… Знакомые как-никак. Можно вежливо отказать. Голова болит, у моей морской свинки экзистенциальный кризис, я уже везу тещу на дачу и т. д., что угодно – отговорка найдется.
А можно и помочь, заложив вместо денег иную благодарность. К примеру: «Да без вопросов, отвезу в лучшем виде. Но. С точки зрения права – если что, отвечать придется мне. Как владельцу автомобиля – источника повышенной опасности. Я готов взять на себя эту ответственность и помочь. Но мы с тобой в одном положении. У тебя сломалась машина, у меня тоже сломалась машина, только стиральная. Поэтому давай поможем друг другу. Я вас отвезу туда и обратно, а ты мне в своей машинке рубашки постирай. Договорились?»
Оговорка. Я не говорю: со всех берите деньгами или услугами. Ни в коем случае. Я говорю о другом. Вы можете помочь и бескорыстно. Почистить карму. Готовы помочь бесплатно – на здоровье. Но сразу скажите себе: я помогаю бескорыстно. Чищу карму. Я ничего не жду взамен.
Чтобы потом не было визгов: «развели», проехались «на халяву» и т. д. Или сразу оговаривай форму благодарности (ответной услуги) – или отказывайся либо помогай бесплатно и не скули потом. Твой выбор и твоя ответственность.
Если после бесплатной помощи к вам придут еще раз – помог тогда, помоги и сейчас – ВЫ ВПРАВЕ выдвигать встречное условие или отказаться. Если вы один раз помогли – вы не связаны и не обязаны помогать и дальше. Это ваша и только ваша добрая воля. Не давайте злоупотреблять своей добротой.
2. «Бассейн». Сатирик верно подметил: «Мы не американцы. У нас психологии разные. К примеру, приходят в бассейн наш и американец… Наш сразу разденется и нырнет.
А американец? Тот сначала будет читать правила пользования бассейном: имеет ли он право раздеться перед тем, как нырнуть; имеет ли право нырнуть, если в бассейне нет воды; и где спасательный круг на случай, если бассейн загорится!»[3]
Я делаю из этих строк другой вывод. Мышление нашего – мышление обычного человека. Мышление американца – мышление ЮРИСТА. Который, прежде чем куда-то лезть, взвешивает «за» и «против» с точки зрения права.
Догадываетесь, каким будет задание? Правильно. Задумайтесь над тем, над чем раньше НЕ задумывались. Если ходите в бассейн, разберитесь для себя, какие у вас есть права и обязанности. Что можно и что нельзя.