Я искренне восхищался своим приятелем. Он додумался покрасить только ту стену офиса, которая выходила на дорогу. Сэкономил на краске. Учись экономить на мелочах. Намного увеличишь доходы.
И в прошлой главе, и в этой я говорю о работе на «дядю» – работе штатным юристом в фирме или у предпринимателя. Конечно, есть другие ветки развития юриста – вольные хлеба, консалтинг, госслужба. Там тоже не все слава Богу. Туда мы еще дойдем. А пока «домучим» работу на «дядю».
Итак, «дядя» с каждым годом платит меньше. С недавних пор наметилась еще одна опасная для нашего брата тенденция. Некоторые «дяди» умудряются обходиться БЕЗ штатного юриста.
Следствие – меньше рабочих мест. И, думаю, эта тенденция продолжится. С каждым годом рабочих мест для юриста-штатника, в привычном нам понимании, будет все меньше и меньше.
Почему так? Для начала присмотримся к «дяде». В каком бизнесе, у каких «дядь» до недавних пор работало большинство «штатников»?
Так делят бизнес не только в быту, но и в законе. Согласно ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст. 4, критериев раздела два:
1) Сколько работников. Микропредприятия – не более 15 человек, малые – до 100 человек, средние – от 101 до 250 человек, крупные – свыше 250 человек.
2) Величина дохода от предпринимательской деятельности за год. По этому критерию «водораздел» такой: микропредприятия – до 120 млн рублей; малые – до 800 млн рублей; средние – до 2 млрд рублей, крупные – свыше 2 миллиардов22.
При этом «категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием». То есть если у вас 20 работников, а доход – полтора миллиарда, то определяем по наибольшему критерию – доход. И записываем вас в средний бизнес.
Хорошо, а в каком бизнесе – микро, малый и т.д. – работают большинство юристов?
По доступной статистике (2017 г.):
«Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат… Вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015-м – 19,9%, в 2016-м – 21,6%»23.
Еще пишут:
«Согласно результатам опроса, в нашей стране только 25% экономически активного населения работает в малом бизнесе, тогда как в Бразилии – 50%, в Германии – около 60%. Столь низкие показатели приводят к тому, что вклад малого бизнеса в ВВП России составляет всего 21%»24.
Не торопимся верить. Не спешим с выводами. Помним: в сети пишут всякое. Даже поговорку сложили: «В сети слово мудреца приравнено к слову идиота». Не знаю, как считали «статистоведы». Но на практике, мне кажется, все несколько иначе.
Я общаюсь с разными людьми. Веду семинары. Читаю СМИ. Переписываюсь с вами, дорогие читатели. И по юристам вижу другую картину… Где-то 60% «штатников» трудятся в микро и малом бизнесе. 30% – средний бизнес. И лишь 10% счастливчиков работают в крупном бизнесе.
Можете убедиться сами. Посмотрите объявления о работе на том же хедхантере по вашему городу. А после проверьте работодателей. Через тот же гугл. Если мало – подробную схему и методику проверки я описал в четвертой книге. Уверен, процентов 70–80 работодателей окажутся именно из малого бизнеса.
Хорошо. Тогда следующий вопрос:
Основные схемы стары как мир. Основных схем три. «Продажник»: купил – накрутил – продал. «Производственник»: купил сырье – сделал товар – накрутил (повысил цену на свои расходы и прибыль) – продал. «Услужник»: купил оборудование (или вложился в себя) – оказал услугу – заработал.
1) «Продажник». Представьте себе город. Любой. Под любыми звездами. В центре все застроено-поделено. На окраинах, как всегда, идет стройка. Город растет вширь. Появляются новые районы. Для жителя новый район – край географии. Для предпринимателя – возможность расширить дело. Или начать новое.
Допустим, мы с вами решили открыть продуктовый магазин в новом районе. Как будем зарабатывать? Будем покупать продукты оптом. По оптовой цене. Привозить в магазин. Продавать людям. Конечно, по розничной цене. С нашей «накруткой». Вот и вся нехитрая наука.
Хорошо, какое юробеспечение нам нужно? Для начала нужно зарегистрировать вас или меня в качестве ИП. Или открыть юрлицо. После найти помещение под магазин. Купить или арендовать.
Далее нам понадобятся договоры с поставщиками – оптовиками, у кого будем закупать товар. Нам также понадобятся договоры с покупателями на продажу товара… Стоп. Не понадобятся.
Мы-то будем иметь дело с «физиками». Казенно говоря, «мелкие бытовые сделки». Вы когда молоко или хлеб покупаете, хоть раз письменный договор видели? Вот. Договор, конечно, есть. Но не на бумаге. Устная сделка.
Поэтому нам понадобится не типовой договор, а какое-то средство для защиты от потребителей… В том числе организовать «уголок потребителя».
Что еще? Нужно как-то вести бухучет, платить налоги. Не вопрос. Заключаем договор с «внешним» бухгалтером или фирмой. Услуг «ведем вашу бухгалтерию за шапку сухарей» сейчас навалом25.
Что еще? Ну, проверяющие могут «набежать». Поэтому важно планировать дело так, чтобы свести возможные придирки к нулю. Огнетушители повесить, план эвакуации и т.д. – словом, соблюсти требования закона. Хотя бы те, что можно соблюсти дешево.
2) «Производственник»: купил сырье – сделал товар – накрутил – продал. Допустим, вы производите системы видеонаблюдения. Лично знаю такого купца. Работает в основном с «юриками».
Как работает этот бизнес: вы покупаете компьютеры и видеокамеры, провода, роутеры, программы и прочее сырье. Собираете из этого «сырья» систему видеонаблюдения. Настраиваете. Устанавливаете на объекте клиента.
Что с юробеспечением? Купец зарегистрирован как ИП. На входе – несколько договоров на покупку сырья. На выходе – договор с клиентом на установку системы. Иногда еще и договор на обслуживание.
Что еще? «Внутренняя кухня». Либо бухгалтер на сопровождении, либо бухгалтерию ведет сам ИП.
СЭКОНОМИЛ – ЗАРАБОТАЛ. ЗНАЧИТ, ЕСЛИ МЫ НАЙДЕМ СПОСОБ НЕ ПЛАТИТЬ ЮРИСТУ ИЛИ ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ – СЧИТАЙ, УВЕЛИЧИЛИ ПРИБЫЛЬ. ХОРОШО!
3) «Услужник»: купил оборудование (или вложился в себя) – оказал услугу – заработал. Классический пример – так называемые клининговые компании. Попросту – уборщики.
Допустим, вам нужно помыть окна. Звоните «уборщикам». Те приезжают, моют, получают деньги за услугу. Вот и весь бизнес. Что с юробеспечением? Опять ИП. Обычно у ИП есть несколько работников, которые и будут драить вам окна. Сам ИП тряпку в белы рученьки не берет. На то он и купец, чтобы организовывать других. И зарабатывать на продаже чужого труда.
Поэтому на входе – трудовые договоры с работниками, раз. Два – договоры на покупку чистящих средств. Если ИП идет в ногу со временем и использует что-то типа моющего пылесоса, полотера и т.д., может быть и «три»: договоры на покупку или аренду спецтехники. На выходе – договор оказания услуг с вами. «Внутренняя кухня»? Опять необходимый минимум. Либо бухгалтер на сопровождении, либо сам себе бухгалтер.
Обдумайте эти три схемы. И ответьте на вопрос: есть ли в современном малом бизнесе место юристу? Быть может, «кузнец не нужен»? Проживем и без юриста?
Если вы ответили «без юриста – никуда, мало ли что может случиться»… это устаревший подход. Да, в советское время и еще несколько лет после развала СССР – инерция мышления – так и думали. А потом верх взяли здравый смысл и циничный расчет. Да, опять «хищный оскал капитализма».
Правительство говорит: «микропредприятия – до 120 млн рублей; малые – до 800 млн рублей». Эх, оптимисты! На практике малый бизнес за МКАДом приносит где-то миллион-два. В год. Рублей.
Ага, т.е. 100–200 тысяч в месяц. Держать постоянного юриста и платить хотя бы «двадцатку» в месяц – это расход в 240 000 руб. в год. Это чистыми, без налогов. А с налогами будет еще больше…
Откройте любой учебник по экономике. В чем суть любого бизнеса? Увеличить прибыль. А расходы, наоборот, снизить. Сэкономил – заработал. Значит, если мы найдем способ не платить юристу или платить меньше – считай, увеличили прибыль. Хорошо!
Вполне понятная и здравая логика. Вы бы отказались от дополнительных 240 000 в год?! Вот и купцы не хотят делиться.
Пусть так. А как снизить расходы на юристов? Прежде всего включить системное мышление и понять: в любом бизнесе, не только в малом, юробеспечение делится на четыре группы: «на старте», «на входе», «на выходе», «на плаву».
1) «На старте» – открываем ООО/регистрируем ИП. А можно и не открывать. Можно прийти на все готовое. Купить уже созданное ООО.
Юрист нужен? Постоянный – нет. Это разовое действие. Выгоднее (читай – дешевле!) нанять узких специалистов. Благо на рынке юруслуг давно и прочно есть ниша «регистрация чего угодно под ключ».
Есть и смежная ниша: «любое юрлицо за ваши деньги, с любыми лицензиями/допусками/бумажками». Тут тоже не обязательно брать «штатника». Можно разово привлечь узкого специалиста. Пусть проверит чистоту покупки – что там с активами и долгами, а после сделает договор и возьмет на себя сопровождение сделки.
2) «На плаву» – документы, которые в силу закона должны быть у каждого купца. Решения участников ООО, список участников, штатное расписание, правила пожарной безопасности и прочая, прочая, прочая. Точный перечень зависит от формы вашего бизнеса – ИП или ООО.
Раньше все это добро ваял «штатник». Долго, медленно и печально… Сейчас – «кузнец не нужен». Есть минимум четыре способа получить эти документы с меньшими затратами:
• купить вместе с ООО, а после «доработать напильником» под свои нужды;
• купить вместе с «франшизой» у другого купца (о чем еще поговорим);
• заказать на стороне (в консалтинге или у вольного стрелка, а лучше – у нескольких узких специалистов);
• скачать из Сети (если с деньгами совсем туго).
3) «На входе» – трудовые договоры с работниками, гражданско-правовые договоры поставки сырья или товара для перепродажи и т.д. Как обойтись без «штатника»? См. четыре способа выше.
4) «На выходе» – гражданско-правовые договоры продажи ваших товаров или услуг. Как обойтись без «штатника»? Опять см. четыре способа выше.
Возможно? Да, возможно. Риски есть? Конечно, есть. Особенно если качать документы из интернета… Да и «мало ли что может случиться». Поэтому малый бизнес решает вопрос так.
Без юристов совсем – нельзя, но и штатника держать не стоит. Это другая крайность. Лучше и дешевле работать с несколькими юристами или юридической фирмой в режиме «миноискатель» и «пожарная команда».
«Миноискатель» – игра на опережение. Как только ООО или ИП зарегистрировано, подтягиваем юриста. Одного или нескольких. Лучше нескольких. Узких специалистов. Мастеров своего дела. «Посмотрите, все ли у нас хорошо».
Юристы смотрят. «Корпоративщик» проверяет корпоративные документы. «Трудовик» обновляет трудовые договоры. «Договорник» – гражданско-правовые. Если купец работает «на выходе» с потребителями, обязательно пригласит и спеца по потребительским спорам. Пусть сделает типовой договор для работы с этими злобными «физиками». Чтобы ни за что не отвечать (насколько можно в рамках закона).
«Поиск мин» обойдется где-то в 20 000 руб. Каждому. Итого четыре юриста по «двадцатке» = 80 000. И купец сможет относительно спокойно вести дела следующие несколько лет. Пока у нас в очередной раз что-то в законах не поменяют…
«Экономия налицо, – думает купец. – А то как дурак платил бы штатнику 240 000 в год». Можно возразить: «А вдруг проверяющие? Налоговая? Потребительский спор?» На что вам купец, скорей всего, ответит:
«Я предусмотрел. Вот телефон хорошего юриста по "административке". А вот мой адвокат по уголовке – чем черт не шутит, в жизни всякое бывает. А вот визитка судебника по потребительским спорам. Это моя "пожарная команда". На все случаи жизни. Если что, спасут».
Можно спорить. Но, увы, логика современного купца от малого бизнеса именно такая. А зная качество подготовки современных выпускников, особо и не поспоришь… Наверно, и впрямь лучше раз в год заплатить опытному и дорогому юристу, чем постоянно кормить новичка. Который, как водится, наберется у тебя опыта – и через пару лет уйдет на бо́льшие деньги. Скорее всего, к твоим конкурентам.
Можно, конечно, валить все на проклятых капиталистов, перепроизводство юристов и культ денег. Однако лепту в «меньше рабочих мест» внесли и сами юристы.
Раньше же как было? Пришел купец к юристу. Купил совет/схему/документ. Все. Потом появился интернет. Юристы быстро смекнули: ага, тут можно заработать. Как?
ПОНАЧАЛУ НА СТАТЬЯХ МОЖНО БЫЛО НЕПЛОХО КОРМИТЬСЯ. ПО ПРИНЦИПУ РАСКОЛЬНИКОВА, «ДЕСЯТЬ СТАРУШЕК = РУБЛЬ». В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ – КОНЕЧНО, ЗАРАБОТОК… НО В ДОЛГОСРОЧНОЙ – ВЫСТРЕЛ СЕБЕ В НОГУ
1) Многократная продажа одного и того же. Подробнее смотри третью книгу «Электронные джунгли», глава 8.1 «Навык многократной продажи информации». Вкратце:
«Подмастерье. Сохранил ответ на вопрос. Когда пришел другой клиент с таким же вопросом – долго искал, но все-таки нашел старые наработки. Проверил, что изменилось в законах и на практике. Обновил. Подправил. Сдал клиенту. Таким образом, подмастерье:
1) продал вопрос дважды;
2) вроде бы сократил себе время на анализ и поиск ответа.
”Вроде бы” – потому что долго искал старые наработки. За то же время можно было изучить вопрос заново. Тем не менее идет правильной дорогой. Если бы нормально организовал “копилку знаний”, никаких “вроде бы” не было.
Мастер. Все то же самое, что и подмастерье, но без “вроде бы”. У мастера копилка знаний отлажена, как автомат Калашникова. Старые наработки по любому вопросу найдет за полчаса.
Фундаментальное отличие мастера от подмастерья кроется в другом. Мастер шире понимает слово “продажа”. Продажа в понимании мастера – любое использование информации с выгодой для себя. Не обязательно с оплатой в звонкой монете. Хотя деньги мы любим.
Допустим, вопрос Заказчика: “Незаконная продажа шушпанчиков”. Мастер продал заказчику ответ – схему, как можно все-таки этими шушпанчиками торговать. Допустим, обошел через договор пожертвования, инвестиции, как-то еще. Следом, как и подмастерье, продал ответ другому клиенту. А еще позже написал статью “К вопросу о незаконном обороте шушпанчиков”. Загнал ее в какой-то журнал. Получил и гонорар, и известность.
Все? Нет. Статью о шушпанчиках можно запросто вставить в кандидатскую. Эту же статью можно доработать и продать в другой журнал/газету/сайт/тому, кто еще купит. Можно сбросить знакомым юристам в твоей же сфере. Чтобы поддержать связи, лишний раз напомнить о себе.
Легенда. Все то же самое, что и мастер, но продаж ЕЩЕ больше. Если у мастера в среднем пять-шесть, то у легенды – от семи и выше».
Вот и «аукнулись» плоды многократной продажи. Проданные наработки – статьи, презентации, информационные письма и т.д. – попали в сеть. Разошлись по форумам и сайтам. Многое, за что раньше платили, ныне в свободном доступе.
Если у вас мало денег, но есть свободное время (нормальная картина в начале малого бизнеса), вы можете через тот же гугл за пару дней выстроить себе четкую схему «как открыть ООО», «как зарегистрироваться в качестве ИП», «как подать налоговую декларацию» и т.д. А также получить ответы на типовые вопросы – какие бланки заполнять, в какую налоговую идти, сколько пошлина и т.д.
Не только через гугл. Есть еще правовые системы. В частности, «Советник+». По вечерам дают свободный доступ ко многим материалам. В том числе к пошаговым и понятным алгоритмам решения юр. вопросов. Еще лет 10 назад такого не было…
Сейчас – есть. А почему есть? Потому что юристы в свое время – и до сих пор! – писали статьи в ту же систему «Советник+». За мизерный гонорар: где-то тысяча рублей за статью.
Поначалу на статьях можно было неплохо кормиться. По принципу Раскольникова, «десять старушек = рубль». В краткосрочной перспективе – конечно, заработок… Но в долгосрочной – выстрел себе в ногу.
И не только себе… Пишущий ворует кусок хлеба не только у себя, но и у коллег. Не будь твоей статьи в общем доступе, информацию – скажем, в виде консультации – продал бы твой коллега по цеху. Теперь не продаст.
Ты написал статью. Потенциальный клиент прочел. Понял. Применил. Быть может, мысленно сказал тебе спасибо. Потому что клиент получил товар – консультацию – бесплатно. И ты не продал, и коллеги не продали. Все в проигрыше.
Купцы быстро научились пользоваться инетом, профильными форумами и информационно-правовыми системами. И… зачем нужны юристы, если трудом юристов можно пользоваться бесплатно?!
Или – за меньшие деньги:
2) Купить вместе с «франшизой». Под словом «франшиза» современные купцы разумеют «покупка готового бизнеса». От такого понимания франшизы юристов-профессионалов коробит. Потому что на языке закона:
«Франшиза – часть убытков, которая определена федеральным законом и (или) договором страхования, не подлежит возмещению страховщиком страхователю или иному лицу, интерес которого застрахован в соответствии с условиями договора страхования, и устанавливается в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере»26.
Тем не менее термин прижился. Сеть пестрит объявлениями «купи франшизу такую-сякую и озолотись». К примеру,
«Купи франшизу "Трогательный зоопарк" и зарабатывай миллион в месяц!»27.
Или:
«Купи франшизу и открой свой магазин навигаторов!»28.
Или:
«Купи франшизу «Domino’s пицца» и зарабатывай до 700 000 в месяц!»29.
Тысячи их.
Между тем речь идет не о покупке готового бизнеса, а о продаже вам ИДЕИ – как заработать деньги. К идее обычно прилагают пакет документов, который, в теории, позволит вам начать бизнес с нуля.
Вписывай свою фамилию в графы с «галочкой», неси на регистрацию, заключай нужные договоры, вот тебе полный комплект, и – зарабатывай. Будут вопросы – телефон службы поддержки на такой-то странице договора, звони. Иногда вам дают еще и бесплатную стажировку у продавца «франшизы». Походи, посмотри, как у нас тут колесики вертятся, как мы деньги делаем.
Пишу «франшиза» в кавычках, т.к. юридически это – продажа секретов производства (ст. 1465 ГК). И что? А то, что лет 10 назад такого не было. Тогда этот бизнес – забавно звучит, «бизнес по продаже бизнеса» – только-только начинался. Сейчас расцвел буйным цветом… И рабочих мест для юристов стало еще меньше.
ВСЕ МРАЧНЕЕ И МРАЧНЕЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕЛ ВЫИГРАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. ДАЖЕ ПРИ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ. ДАЖЕ ОПЫТНОМУ ЮРИСТУ
Оно и понятно. Раньше приходилось все продумывать-разрабатывать с нуля. Сейчас – покупай готовое и не парься. По хорошим «франшизам» у вас будет и юрсопровождение.
Конечно, не бесплатно – включено в цену. Но платите вы специализированной юр. команде продавца, а не своему штатнику. Штатника у вас, скорее всего, не будет. Если продавец серьезно развивает бизнес по продаже бизнеса («франшиз»), то все типовые юридические вопросы и риски проработаны. Штатника можете не брать. Вам вполне хватит «пожарной команды».
Примечание и предостережение. Вал «франшиз» докатился и до юристов. Ушлые дельцы пробуют втюхивать юристам юридические «франшизы». Не советую. Кончится, скорее всего, так:
«Волею судеб я вернулся к юриспруденции. У меня получился бизнес "по залету". Мне предложили купить франшизу. Франшиза была связана с обслуживанием людей, которые попали в сложные ситуации с кредитами и долгами. Это было в 2012 году.
Перед приобретением я решил пообщаться с владельцем компании, и в ходе телефонного разговора он меня так зацепил – своей поставленной речью, как у настоящего юриста, – что я решил, что тоже так хочу.
Я купил франшизу, но позже выяснилось, что у проекта, к которому я присоединился, не были систематизированы и автоматизированы многие процессы. К тому же это был откровенный развод на деньги населения. Я не мог более оставаться в подобном проекте, поэтому пришлось отделиться и начать практиковать самому. Сейчас я практикую как физическое лицо»30.
Юристы, наверно, поумнели. С некоторых пор тенденция «многократная продажа» сталкивается с противоположной: «Нашел хлебную делянку – МОЛЧИ!!! Осваивай сам и ни с кем не делись!»
Поэтому, покупая юр. «франшизу», вы рискуете купить «дохлую корову». Выдоили и заморили. А теперь пробуют загнать вам хладное тело. Чтобы еще немного навариться напоследок.
3) Продажность и перепроизводство. Что вы видите в этой главе? Продажи. Деньги. Как заработать. Как лишить себя заработка. Как сэкономить. Деньги, деньги и еще раз деньги… Аж противно…
Когда-то было иначе.
«Юрист должен служить праву, где бы он ни работал, чем бы ни занимался. Он должен оставаться правоверным юристом»31.
«Юрист должен служить интересам правосудия так же, как и интересам тех, кто доверил ему отстаивать и защищать свои права и свободы»32.
«Юрист служит Закону. И потому он в определенной степени проводник политики государства, "государственный человек". При этом он не боится взять на себя ответственность»33.
Большинство современных юристов думают о деньгах и только о деньгах. Почему? Как помните из главы 2.2, средняя зарплата в профессии – 20 000– 30 000 руб. Можно на эти деньги прожить? Если и можно, то впроголодь. Особенно если у вас ипотека. А если еще ребенок…
Поэтому волей-неволей приходится думать, как и чем заработать еще. Чем – понятно: продажа юруслуг, в т.ч. своего времени при работе на «дядю». Вот все и продают, кто во что горазд.
Как следствие, юруслуга из чего-то интимного, сокровенного между клиентом и юристом, из услуги штучной выделки превратилась в ТОВАР. Массового потребления. На любой вкус и цвет.
Поскольку конкуренция в профессии дикая и юристов – по сей день! – плодят больше, чем рабочих мест, то налицо перепроизводство. А раз перепроизводство, цены на время и услуги юристов, как и на любой товар, падают. Какое там «служить интересам правосудия»! Тут бы выжить и семью прокормить…
4) Уход в тень. Где-то с 2010 года, то ли с усилением «правящей вертикали», то ли почему-то еще, все мрачнее и мрачнее прослеживается закономерность: некоторые категории дел выиграть практически невозможно. Даже при сильной позиции. Даже опытному юристу.
Это дела против государства. Особенно – налоговые споры и «административка».
Раньше тоже было… не сахар. Еще в нулевых практики бессильно опускали руки:
«При общей декларации намерения снижать налоги чиновниками всех уровней придумываются дополнительные изощренные способы поддержания своих "кормушек".
При данных обстоятельствах предприятие, заботящееся о своем будущем, должно уделять особое внимание отражению налоговых нападок. Конечно, не стоит во всем винить налогового инспектора, который пришел к вам с проверкой. Его участь часто вызывает сочувствие.
Получив задание любыми способами наполнить бездонный бюджет, он вынужден собирать хоть что-то, в первую очередь, у тех, кто на виду, – у производственных предприятий.
Большинство разделов теневого капитала ему недоступно, вот и остается отнимать последнее у нищих производственников, придумывая самые разнообразные основания и вольно трактуя налоговые нормы»34.
Сейчас стало еще хуже:
«…судебная практика в последнее время очень сильно настораживает отсутствием единообразия и предсказуемости. Что касается соотношения побед и поражений предпринимателей в спорах с налоговиками, то, мне кажется, еще немного – и можно будет говорить о всеобщей "фискализации" судебной системы. Изменения после упразднения ВАС РФ колоссальные, причем не в лучшую сторону»35.
Но и это еще не вечер.
«Государство активно применяет также неналоговые способы изъятия денег у населения. Таких способов по меньшей мере два.
Первый – постоянно повышающиеся тарифы на продукцию естественных монополий, что оказывает огромное влияние на корпоративные и частные финансы во всех областях деятельности, включая финансы домохозяйств.
Второй активно практикуется региональными властями – систематическое повышение арендной платы, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса. Эти платежи также являются обязательными и, по сути, императивными»36.
Как вы думаете, чем отвечает малый бизнес всесильному государству? Правильно. НОГАМИ. Бежит в тень так, что аж пятки сверкают… Государство не догоняет. Государство оказывается в положении акулы. Акула может настичь и сожрать «тех, кто на виду», крупную и заметную добычу. Кита (крупный бизнес) или осьминога (средний бизнес)… Но не мелкую рыбешку.
Зная, что выиграть налоговый или административный спор сейчас архитяжело, малый бизнес старается быть как можно незаметней. А если буркалы рыбы-лоцмана (чиновника) все-таки углядят неосторожную рыбешку, то… Две рыбы, скорее всего, договорятся.
Сколько у нас ни пытались бороться с коррупцией, какие планы ни принимали37, воз и ныне там. По телевизору стыдливо молчат38, а в доктрине пишут давно и открытым текстом:
«Борьба с коррупцией обречена на провал, если с ней борются лишь государственные структуры, которые зачастую сами же ею и поражены»39.
МАЛЫЙ БИЗНЕС НИКУДА НЕ ДЕЛСЯ. ЖИВУЧ, КАК ТАРАКАН. ДУМАЮ, И НАС С ВАМИ, И ЯДЕРНУЮ ВОЙНУ ПЕРЕЖИВЕТ. НО МЕСТО ДЛЯ ШТАТНОГО ЮРИСТА В ЭТОМ БИЗНЕСЕ ВРЯД ЛИ БУДЕТ. ТЕМ БОЛЕЕ ДЛЯ НОВИЧКА-ВЫПУСКНИКА…
И:
«Пока экономически будет выгодно преодолевать административный барьер с помощью коррупционера, а не в соответствии с административным регламентом или стандартом на оказание властных услуг, до тех пор продукт действительности будет побеждать продукт деятельности в виде борьбы с коррупцией»40.
Поняли, что происходит? Да. Если в начале нулевых купцы платили юристам, юристы выигрывали дела у той же налоговой, «отбивали» штрафы и тем самым оберегали деньги купца, то теперь… «Преодолевают административный барьер с помощью коррупционера».
Купец чаще всего несет деньги чиновникам, а не юристам. А юристы остаются без работы и без денег. «Зачем держать юриста по налогам/"административке", если все равно придется заносить?!» – так думают купцы. Увы, часто оказываются правы… Кто недавно судился с государством, вряд ли бросит в меня камень.
Малый бизнес никуда не делся. Живуч, как таракан. Думаю, и нас с вами, и ядерную войну переживет. Но место для штатного юриста в этом бизнесе вряд ли будет. Тем более для новичка-выпускника…41
Если раньше молодые юристы набирались опыта в малом бизнесе, а потом шли в средний или в консалтинг, реже – на вольные хлеба, то теперь малый бизнес обслуживают, цинично говоря – доят, вольные стрелки и консалтинг. Закон жизни. Где-то убавилось, где-то прибавилось…
Ладно. А что у нас в среднем бизнесе?