Движение за развитие человеческого потенциала (англ. Human Potential Movement) – общественное движение, возникшее в США в 1940-х годах, идеология которого основана на концепциях персонального роста и реализации экстраординарных потенциальных возможностей, имеющихся и существенно не раскрытых во всех людях. – Прим. ред.
Чакры и потоки энергии упоминаются в Атхарва Веде (10.2.31), (15.15.2–9).
Георг Фойерштайн в своей «Энциклопедии йоги» [Georg Feuerftein, The Shambala Encyclopedia of Toga) опровергает теорию вторжения ариев и отодвигает время появления Вед в третье и четвертое тысячелетие до н. э. Он считает, что светлокожие арии были коренным населением Индии из-за их схожести с древней цивилизацией Инда-Сарасвати.
Трой Уилсон Орган «Индуизм», с. 183 (Troy Wilson Organ, Hinduism).
Восьмеричный путь состоит из следующих элементов: яма (самоограничение), нияма (предписания), асана (позы), пранаяма (дыхание), пратьяхара (отвлечение чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (созерцание), самадхи (пробуждение).
Arthur Avalon, The Serpent Power: The Secrets of Tantric and Shaktic Toga. (Артур Авалон. Змеиная сила. – К.: София, 2000.)
В «Змеиной силе» перечисляется шесть центров, к которым добавляется сахасрара (тысячелепестковый лотос короны).
Перечислим эти пять кош\ аннамайя-коша, физическая оболочка; пранамайя-коша, энергетическая оболочка; маномайя-коша, оболочка ума; виджнянамайя-коша, оболочка разума; анандамайя-коша, оболочка блаженства.
См. «Энциклопедию йоги» Георга Фойерштайна (Georg Feurftein, The Shambhala Encyclopedia of Toga, p. 68–69). Девять чакр описываются у доктора Пандита Раджмани Тигунайта в книге «Шакти: Сила Тантры, научный подход» (Pandit Rajmani Tigunait, Sakti: The Power in Tantra, A Scholarly Approach, Honesdale, PA: Himalayan Institute, 1998, p. 111).
Первая чакра объединяется со второй, а шестая с седьмой, итого – всего пять чакр.
Кэролайн Мисс «Анатомия духа» (Caroline Myss, Anatomy of Spirit).
Подробное сравнение учения о чакрах и учения десяти сфирот см. в книге Кэролайн Мисс «Анатомия духа».
Артур Янг «Рефлексивная Вселенная» (Arthur Young, The Reflexive Universe).
Розалин Л. Брюйер «Колеса света: изучение чакр» (Rosalyn L. Bruy ere, Wheels of Light: A Study of the Chakras).
Более подробно о способах почувствовать чакры (йогические позы, ведение дневника, медитации, упражнения, ритуалы) см. в книге Юдит и Вега «Семеричное путешествие: Исправление ума, тела и духа с помощью чакр» (Juduth and Vega, The Sevenfold Journey: Reclaiming Mind, Body and Spirit through Chakras).
Традиционно с чакрами ассоциировались только пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир, – расположенные соответственно снизу вверх. Пятая чакра связана с шабдой, то есть звуком. Связь верхних двух чакр со «стихиями» света и мысли – это мое нововведение.
Подробнее об избыточности и недостаточности чакр см. мою книгу «Восточное тело, западный разум» (Eastern Body, Western Mind).
Подробнее о чакрах и стадиях развития детей см. мою книгу «Восточное тело, западный разум» [Eastern Body, Western Mind).
В то же время в первой чакре находится его лингам. Это форма Шивы, воодушевленного присутствием кундалини-шакти, которая находится там в своей спящей форме.
Монье Монье-Вильямс. Санскрито-английский словарь (Sir Monier Monier- Williams, Sanskrit-English Dictionary, p. 811).
Лизель Реймонд «Шакти: духовный опыт» (Lizelle Reymond, Shakti-A Spiritual Experience).
Свами Рама «Пробуждение кундалини», в кн. «Кундалини, эволюция и пробуждение» под ред. Джона Уайта (Swami Rama, “The Awakening of Kundalini”: Kundalini, Evolution, and Enlightenment, ed. John White).
Харидас Чаудхури «Психофизиология кундалини», там же (Haridas Chaudhuri, “The Psychophysiology of Kundalini7).
Шри Ауробиндо во многих своих работах также описывает восходящие и нисходящие потоки.
Стихи 10 и 11 из Шатчакра Нирупаны в переводе Артура Авалона из книги «Змеиная сила».