«Знать много языков -
значит – иметь много ключей
к одному замку»
Вольтер
С рождением ребенка у родителей рождаются идеи по поводу того, чем их чадо будет заниматься в будущем. Многие родители стремительно начинают обучать ребенка всему с первых дней его жизни, и иностранный язык не является исключением. Несомненно, ведь мы хотим дать ребенку всё самое лучше. Но это «лучшее» у всех разное.
«Чем раньше, тем лучше»,– говорит мама.
«Ребенок не увидит детства»,– утверждает бабушка.
«Без языка не сколотишь ворота» – гласит русско-народная пословица. Всем известно, что в современном обществе иностранный язык является неотъемлемой частью нашей жизни. Например, он необходим в путешествии, при устройстве на работу, при знакомстве с иностранцами.
Язык способствует развитию памяти ребенка, наделяет его способностью ассоциативно мыслить, учит его быть общительным, вежливым, ну и конечно расширяет кругозор посредством изучения традиций и обычаев иностранной культуры.
Практика показывает, что именно изучение иностранного языка способствует улучшению результатов по другим предметам.
Чтобы в будущем у ребенка не возникало барьеров и трудностей, многие родители считают, что чем раньше начать изучать его, тем лучше будут знания и материал будет усваиваться проще. Нельзя сказать, что это мнение ошибочно. Напротив. Главное не отбить желание у ребенка к языку и преподать материал правильно, не навредив тем самым усвоению родного языка и не исковеркав произношение.
Так, когда же начать?
Рассмотрим разные возрастные категории.
1,5 – 3 года – Интуитивное восприятие языка. В этом возрасте ребенок конечно же не задумывается о том, что такое грамматика, правила, как строится вопрос или отрицание. Поэтому в данном возрасте сработает только изучение языка, полностью погрузившись в иноязычный мир. Если все же родители имеют навыки иностранного языка, почему бы не попробовать передать их своему ребенку, ведь в этом возрасте малыш подобно губке впитывает всё, что произносится вокруг него. Имитационные упражнения (попугайчики) в этом возрасте сделают свое дело, а всякого рода игрушечки сделают процесс еще более забавным. Но не нужно на этом делать акцент, добиваться чтобы ребенок понял, а тем более вник. Не ждите особых результатов. Он проявится позже… Занятия в этом возрасте проводятся в присутствии родителя, который следует рекомендациям педагога и «играет» с этим материалом дома.
4– 5 лет – период механического запоминания. Ребенок растет, и вот он нам кажется совсем взрослым. И, кажется, что готов постигать просторы языка. Но изучение предполагает особый уровень концентрации, последовательность выполнения заданий. Психика далеко не каждого малыша в возрасте 4 лет способна с этим справиться. Нужно учесть, что ребенок в этом возрасте много двигается, их усидчивость, как и концентрация минимальны.
4-5 лет – в этом возрасте занятия должны вторить ритму ребенка.
Занятия следует основывать на любимых занятиях ребенка: любит книжки – работаем с книгами, смотрим картинки, пытаемся читать слова. Сидит за игрушками – используем их в своих руках. Можно даже попробовать устроить кукольный театр. Дети обычно остаются в восторге. Ведь тем самым запоминаются не только иностранные слова, но и развивается воображение.
6-8 лет – примерно в этом возрасте знакомство с языком приобретает статус полноценного серьезного занятия. Дети идут в школу, садятся за парту, погружаются в мир уроков и не выделяют урок английского из ряда других дисциплин. Родитель начинает паниковать, так как не может ничем помочь ребенку, поскольку сам не знает иностранный язык. Ребенок все это чувствует, ощущает и как результат – нежелание изучения языка. Поэтому очень важно в этом возрасте преподносить изучение языка таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как отдых от школы.
Поэтому очень важно в возрасте 6-8 лет преподносить изучение языка таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как отдых от школы.
9-11 лет – ребенок уже взрослый, его увлекают страноведческие темы, он возможно, уже побывал в разных странах и понятие о грамматике у него существует. В этом возрасте начинать изучать язык тяжело, но нет ничего непостижимого. Важно упорство, уверенность в себе, не нужно бояться делать ошибок. Ведь язык – это в первую очередь средство общения, невозможно чему – либо обучиться без взлетов и падений. Как гласит народная английская пословица: «Даже если молчать, можно ошибиться».
Главная задача – подобрать занятия, согласно психотипу ребенка, так как правильно подобранный материал способствует легкому освоению материала.
В заключении, нужно сказать, что ученые считают, что язык забывается в 10 раз быстрее, чем он изучается. Любые знания задерживаются в голове только до тех пор, пока они востребованы, пока наш мозг ссылается на них и обращается к ним. Это значит, что бесполезно начинать, если потом не использовать.