Шестеров Е. А. Частные инвестиции в современной России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10-2. С. 201-204.
Абрамов А. Е., Радыгин А. Д., Чернова М. И. Детерминанты поведения частных инвесторов на российском фондовом рынке // Экономическая политика. 2020. № 3. С. 8-43.
См.: Горловская И. Г. Финансовая политика в отношении категоризации инвесторов-физических лиц в России и области защиты их интересов // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. № 4. С. 19-35; Гладкова С. Б., Анцибор И. А., Дробов Д. Е. Правовое регулирование инвестиционных вложений физических лиц на российском финансовом рынке // Закон и право. 2021. № 1. С. 73-77.
Возможно, в России она произойдет даже раньше, чем в других странах, ведь проблемы со сдерживанием инфляции уже в апреле заставили ЦБ РФ пойти на довольно существенное повышение ключевой ставки, см.: Зубков И. ЦБ решил на пять // Российская газета. Столичный выпуск № 89 (8440).
См.: Банковское право: учебник для бакалавров / отв. ред. Л. Г. Ефимова, Д. Г. Алексеева. М., 2019. С. 68; Бабенкова С. Ю. Совершенствование системы банковского надзора на основе мегарегулирования. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. М., 2013. С. 3; Masciandaro D. and Quintyn M. Regulating the Regulators: The Changing Face of Financial Supervision Architectures Before and After the Crisis // European Company Law. 2011. No. 6. P. 188-189.
В связи с относительной неразвитостью фондового рынка и приоритетного внимания правительства в отношении банков, см.: Чикулаев Р. В. Становление правового регулирования рынка ценных бумаг в России в дореволюционный и советский периоды // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 207-216. Биржа в Российской империи полагалась на собственные, а не установленные государством правила, так же, как и отдельные «банкирские заведения», которые выступали категорически против принятия профильного законодательства. Об этом см.: Ковальчук И. Я. Банковское право России второй половины XIX – начала XX века. 2019. С. 30-31. URL: https://www.litres.ru/i-ya-kovalchuk/bankovskoe-pravo-rossii-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka/
Гришина О. А., Звонова Е. А. Регулирование мирового финансового рынка: теория, практика, инструменты. М., 2010. С. 360.
См., напр.: Петриченко М. П. Закономерности государственного регулирования финансового рынка в России. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра эк. наук. Саратов, 1999; Платонова И. Н. Современные проблемы регулирования валютного рынка России // Финансы: теория и практика. 1998. № 2. С. 70-81; Taylor M. and Fleming A. Integrated Financial Supervision: Lessons of Scandinavian Experience // Finance & Development. 1999. Vol. 36. No. 4. P. 42-45.
См., напр.: Хабитежев C. Х. Следует ли спешить с мегарегулятором? // Финансы: теория и практика. 2007. № 4. С. 131-139; Караваева Е. В. Развитие и регулирование рынка финансовых услуг. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. СПб., 2009; Lo A. W. Regulatory reform in the wake of the financial crisis of 2007-2008 // Journal of Financial Economic Policy. 2009. No. 1. P. 4-43.
См., напр.: Кошель Д. Е. Правоприменение в системе правового регулирования финансовых рынков // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2008. № 3. С. 68-74; Устьянцев А. И. Совершенствование финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та юр. наук. М., 2010; Omarova S. T. Rethinking the Future of Self-Regulation in the Financial Industry. 2010. Cornell Law Faculty Publications. Paper 1022. Vol. 35. No. 3. P. 666-706.
См., напр.: Masciandaro D. and Quintyn M. Op. cit.; Jones E. and Knaack P. Global Financial Regulation: Shortcomings and Reform Options // Glob Policy. 2019. No. 10. P. 193-206; Бабенкова С. Ю. Указ. соч.; Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра юр. наук. М., 2016; Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Мегарегулятор как результат эволюции финансового регулирования // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. № 4. С. 52-74; Экмалян А. М. Специфика российской модели мегарегулятора финансового рынка // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 5 (57). С. 113-130.
См.: Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 59; Экмалян А. М. Указ. соч. С. 114; Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 40; Taylor M. and Fleming A. Op. cit. P. 42; Masciandaro D. and Quintyn M. Op. cit. P. 188.
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 – 2021 годов // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Гладкова С. Б., Анцибор И. А., Дробов Д. Е. Указ. соч. С. 74.
Петриченко М. П. Указ. соч. С. 18-26.
Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 25-29.
См.: Гусева И. А. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019. С. 13-18.
Караваева Е. В. Указ. соч. С. 3-4.
См.: Школик О. А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие. Екатеринбург, 2014. С. 16-21; Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 30-37.
См.: Никитина Т. В., Репета-Турсунова А. В. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие. СПб., 2014. С. 14-16; Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 37-39.
Giovannini A., Iacopetta M., Minetti R. Financial Markets, Banks, and Growth: Disentangling the links // Revue de l'OFCE, 2013. No. 5 (131). P. 105-107. Правда, новое кейнсианство скорее делает акцент на стимулировании инвестирования с помощью мер государственного регулирования, в частности налогов, а неоклассическая теория – на развитии финансового сектора как неотъемлемой части саморегулирующегося рыночного механизма. Об этом см.: Ковальчук И. Я. Государственное регулирование экономического роста путем использования инструментов налогообложения // Научные труды ВЭО России. 2016. Т. 201. С. 47-48.
Гришина О. А., Звонова Е. А. Указ. соч. С. 13-29.
Jones E. and Knaack P. Op. cit. P. 193-194.
См.: Абрамов А. Е., Радыгин А. Д., Чернова М. И. Указ. соч. С. 9-15.
Tarim E. Studying Financial Markets: Issues of Methodology and Disciplinary Boundaries // Edinburgh Working Papers in Sociology. 2008. No. 29.
Гурнакова Л. Н. Сущность, теоретические основы понятия «кредитный рынок» // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 84.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Валинурова А. А., Маврычев И. А., Ксенофонтова О. Л. Уточнение понятия «небанковская кредитная организация» (НКО) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 3 (59). С. 28; Указание Банка России от 22 февраля 2018 г. № 4726-У «О признании утратившим силу Положения Банка России от 21 сентября 2001 года № 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции"» // Справочно-правовая система «Гарант».
Цветков В. А., Дудин М. Н., Сайфиева С. Н. Проблемы и перспективы развития микрофинансовых организаций в Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2019. № 3. С. 101-102; Ст. 12 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Справочно-правовая система «Гарант».
Федорова С. В., Федоров К. И. Небанковские формы потребительского кредитования в условиях финансового кризиса // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2009. № 2. С. 158-162; Валинурова А. А., Маврычев И. А., Ксенофонтова О. Л. Указ. соч. С. 27.
Андрющенко А. М. Роль государства в процессе регулирования рынка услуг ломбардов в Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 12-1. С. 31; Ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» // Справочно-правовая система «Гарант».
Симонян А. Р. Анализ состояния кредитных потребительских кооперативов в Российской Федерации // Вестник ГУУ. 2019. № 12. С. 81-88; Ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // Справочно-правовая система «Гарант».
См., напр.: Школик О. А. Указ. соч. С. 111-118.
Банковское право: учебник для бакалавров. С. 461-475.
Осипов А. А. Инфраструктура кредитного рынка: зарубежный опыт и проблемы развития в России. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. М., 2010. С. 3-9.
Hurley M. and Adebayo J. Credit Scoring in the Era of Big Data // Yale Journal of Law and Technology. 2016. Vol. 18. P. 148-149.
Гарцуева Е.В. Концептуальные подходы к трактовке категории «инвестиционный рынок» // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2015. № 6 (52). С. 11-14.
Павлова Е. В. Паевые инвестиционные фонды: анализ доходности и преимущества деятельности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 74-82.
Также есть биржевые и интервальные фонды, являющиеся по отношению к названным «промежуточными вариантами». См.: п. 6-6.1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Справочно-правовая система «Гарант».
Володин С. Н., Шамина Ю. В. Инвестиционный рынок России: новый виток развития, особенности и проблемы // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2017. № 5. С. 43-54.
Чижик В. П. Классификация, сравнительный анализ и характеристика инвестиционных фондов в России // Концепт. 2015. № 1. С. 30-40.
См.: Новиков А. В. Совершенствование инструментария оценки и повышения эффективности инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. Краснодар, 2016. С. 3, 29-36; Лавренова Е. С., Беломытцева О. С. Эффективность управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах // Финансовый журнал. 2016. № 3 (31). С. 115-125; Ст. 24.1, 25.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Куликов С. В. Методология страховой науки // Вестник НГУЭУ. 2008. № 1. С. 53-63.
Денисова Н. И., Чиженко Л. М., Чиженко И. П. Страховой рынок России: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 1 (16). С. 51-57; Ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».
Chen B. and Chen D. The Review and Analysis of Compulsory Insurance // Insurance Markets and Companies: Analyses and Actuarial Computations. 2013. Vo. 4. P. 6-17.
Гребнева М. Е. Специфика страховой деятельности и ее влияние на экономический анализ страховой организации // Политика, экономика и инновации. 2016. № 7. С. 4-6.
Бутина О. П. Анализ функционирования брокеров на рынке страховых услуг // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 3 (51). С. 8-15.
Гунин Е. М., Бахышов Р. Д. Об особенностях правового положения и деятельности обществ взаимного страхования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 217-220; Ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность. М., 2013. С. 34-59.
Мороз Ю. С., Шмырева А. И. Дискуссионные вопросы сущности валютного рынка // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 4-2. С. 25; Буралова А. А. Валютный рынок в современных условиях // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7-1. С. 115-119.
Божечкова А. Трунин П. Инфляция и валютный рынок // Экономическое развитие России. 2016. № 4. С. 3-7.
См.: ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Справочно-правовая система «Гарант».
Какоулин М. Е., Чачило П. И., Пацук О. В. Рынок ценных бумаг // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. № 31. С. 124-128.
См.: Тюкавкин Н. М. Теоретические основы рынка ценных бумаг: учебное пособие. Самара, 2016. С. 10.
Шестеров Е. А. Указ. соч. С. 201; Ст. 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 2, от 5 августа 2000 г., № 117-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Гудиева Л. Р. Рынок ценных бумаг и его участники // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-3 (22). С. 24-28; Горловская И. Г. Указ. соч. С. 27; Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 77-78; Ст. 3-8.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Справочно-правовая система «Гарант».
Chambers R. J. Financial Information and the Securities Market // Abacus. 1965. No. 1. P. 3-5.
Кружкова Г. В. Экономический механизм обеспечения сырьем предприятий, не доминирующих на рынке вторичных драгоценных металлов. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. М., 2018. С. 11-24.
См.: Касаткина В. В., Черкашнев Р. Ю., Чернышова О. Н. Совершенствование рынка драгоценных металлов в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 3. С. 76-81.
О распространенности финансовых конгломератов по всему миру см.: Аверченко О. Д. Особенности деятельности финансовых конгломератов: мировой опыт и российские реалии // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 7 (289). С. 52-62. О том, что борьба между монополией, конкуренцией и государством как уравновешивающей «третьей силой» пока остается характерной чертой современного капитализма, см.: Зяблюк Р. М., Титова Н. И. Особенности российского капитализма (обзор конференции) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 3. С. 157-172.
См.: ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Badura P. et al. Precious metals market in the new millennium // Global Journal of Business, Economics and Management: Current Issues. 2018. No. 8. P. 61-66.
Чепаков Д. А. Развитие национальной платежной системы: государственное регулирование и операционное функционирование. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та эк. наук. СПб., 2019. С. 31.
Хоменко Е. Г. Платежные системы как элементы национальной платежной системы России и их классификация // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. № 1 (29). С. 129-134.
Подробнее о современном состоянии дискуссии вокруг «безнала» см.: Ковальчук И. Я. Договор банковского счета: Актуальные проблемы. 2020. С. 21-22. URL: https://www.litres.ru/i-ya-kovalchuk/dogovor-bankovskogo-scheta-aktualnye-problemy/
О том, что после кризиса 2008-2009 гг. оставлять цифровые платежные системы без «законных рамок», невозможно см.: Shaikh A. A. et al. Mobile Banking and Payment System: A Conceptual Standpoint // International Journal of E-Business Research. 2017. No. 13 (2). P. 14-27.
Ср.: довольно либеральный Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (// Справочно-правовая система «Гарант») и вступивший в силу в апреле этого года жесткий запрет на анонимные электронные кошельки в ч. 2 и 2.1 ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (// Справочно-правовая система «Гарант»).
На этой почве в доктрине уже давно предлагается разделять понятия «финансовый рынок» и «рынок финансовых услуг». Из последних работ на эту тему см.: Татиев А. Р. Соотношение понятий «рынок финансовых услуг» и «финансовый рынок»: теория и практика вопроса // Российская юстиция. 2019. № 8. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». В настоящей работе рынок финансовых услуг понимается как одна из двух «сторон медали» финансового рынка, то есть всякая финансовая услуга приобретается в рамках финансового рынка. Иное, думается, является необоснованным усложнением понятийного аппарата. Так же, как различение финансового рынка, финансовых рынков и финансового сектора.
См.: Гражданское право: Учебник в 4-х т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2020. Т. III. С. 408-409; Т. IV. С. 300-301; Ст. 665, 824 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 2, от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант».
Эзрох Ю. С. Подходы к оценке конкурентного влияния небанковских субъектов конкуренции на банковскую конкурентную среду России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 11 (245). С. 37-54.
См.: Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 10 июля 2020 г. № СЕ-2-1/2-20-БК // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 73-74.
Высоков Д. А. Регулятивный арбитраж на рынке розничного кредитования // Финансы: теория и практика. 2020. № 1. С. 47.
Применительно к пандемии коронавируса это показано у: Albulescu C. T. COVID-19 and the United States financial markets’ volatility // Finance Research Letters. 2020. No. 38.
Klemkosky R. C., Wright D. J. Creative flexibility in the financial markets // Business Horizons. 1982. No. 25. P. 100.
Это не означает, что каждый день появляются новые финтехи. Но как показано у: Abad-Segura E. et al. Financial Technology: Review of Trends, Approaches and Management // Mathematics. 2020. No. 8, с начала XXI века примерно каждые 4-5 лет менялись основные темы исследований на стыке IT и финсектора (например, в 2005-2009 гг. сам по себе Интернет был инновационным финтехом, в 2010-2014 гг. проявляется внимание к искусственному интеллекту и, наконец, в 2014-2019 гг., помимо бума исследования ИИ, становится крайне актуальной тема криптовалют и блокчейна). Отсутствие регулирования технологий, все время попадающих в поле зрения исследователей и банкиров, приводит к формированию «альтернативных», то есть рискованных, не обеспеченных государственными гарантиями, финансов: Gąsiorkiewicz L. et al. Technology-Driven Innovations in Financial Services: The Rise of Alternative Finance // Foundations of Management. 2020. No. 12. P. 137-150.
«Альтернативы качественному регулированию и надзору не существует. Углубление финансового рынка – достойная цель для всех стран, но, подобно городу, финансовая система должна расти устойчиво и планомерно» (Георгиева К. Финансовый сектор в 2020-е годы: создание более всеобъемлющей системы в новом десятилетии. Выступление в Институте международной экономики Питерсона. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2020/01/17/sp01172019-the-financial-sector-in-the-2020s).
Такой вывод разделяют не только те, кого можно назвать новыми кейнсианцами. Эндрю Ло, заявляя о том, что регулирования не должно быть много, оно должно быть качественным, и приходя к выводу, что достаточно обеспечить большую прозрачность игроков, открытость информации на финрынке и расследование всех случаев банкротства в специализированном правоохранительном органе, а также повышение уровня образования не только потребителей, но и CEO, тем не менее, допускает возможность «жесткого» вмешательства государства для получения требующейся ему информации: Lo A. W. Op. cit. P. 5-9. Саула Омарова, предлагая перенести центр тяжести дискуссии вокруг финсектора с госрегулирования на идею саморегулирования, подчеркивает, что последнее никогда не сможет заменить некоторых «жестких», но необходимых рамок, задаваемых публичной властью: Omarova S. T. Op. cit. P. 666-671.
Если попытаться это сделать, то придется просто констатировать, что «правильного» ответа нет, всякое мнение допустимо и на каждый аргумент либерального экономиста найдется контраргумент этатиста, ср. аргументы против происходившего в 1980-ых гг. процесса «освобождения» финрынка от госвмешательства у: Versluysen E. L. Financial deregulation and the globalization of capital markets. Policy, Planning and Research Department working papers № 40. Washington. 1988; и аргументы против начавшегося после кризиса 2007 г. давления на рынок у: Bossone B. and Promisel L. Strengthening Financial Systems in Developing Countries: The Case for Incentives-Based Financial Sector Reforms. Washington, 2012. Причем все обозначенные авторы были привлечены к своим исследованиям Всемирным банком.
Исмаилов И. Ш. Реформирование институциональной структуры банковского регулирования в России и зарубежных государствах // Банковское право. 2020. № 1. С. 50-56. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов за 2020 год. М., 2021. С. 6-7. Особенно иронично это сочетается со ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности: «Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью».
Шестакова К.С. Правовое регулирование инвестиционно-банковской деятельности в США // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. № 3. С. 49-53. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Об этом говорят еще с 1990-ых гг., см.: Петриченко М. П. Указ. соч. С. 4-17.
Ершова И. В., Тарасенко О. А. Малое и среднее предпринимательство: трансформация российской системы кредитования и микрофинансирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 1. С. 99-124. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Для сравнения: крупные игроки российского банковского сектора обладают более чем 55% активов участников рынка (Опыхтина Е. Г. Развитие законодательства о кредитных организациях на современном этапе // Юрист. 2019. № 8. С. 50-56. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»). По данным на 2018 год, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды сосредоточили 88% всех накоплений, управляющие компании – 70% активов, страховые компании – 78% страховых премий.
Суханов Е. А. О юридических лицах в Гражданском кодексе РФ 1994 г. // Вестник гражданского права. 2019. № 6. С. 22-34. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Лаутс Е. Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография. М., 2018. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Интересно, что, как уже было отмечено в предыдущей сноске, на эти же 55% активов приходится и доля крупнейших банков. Монополизация и огосударствление вместе.
Банковская система в цифрах и графиках: обзор Ассоциации банков России за III квартал 2020 г. М., 2020. С. 38.
Хаменушко И., Ромащенко Л., Попов П. Существенные изменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/significant-changes-the-administrative-responsibility-for-violation-of-currency-legislation-/
Берзон Н. И., Столяров А. И., Теплова Т. В. Российский финансовый рынок: вызовы, проблемы и перспективы. Доклад на ХVII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М., 2016. С. 16.
Аликперова Н. В., Ярашева А. В. Доверие населения – фундамент стабильности функционирования финансовых институтов // Управление экономическими системами. 2015. № 8 (80). С. 7-8.
Enquête sur l’éducation financière du public en France. 2019. P. 32-33.
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 – 2018 годов // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Совершенствование допуска на финансовый рынок. Новые возможности для участников: доклад для общественных консультаций. М., 2020.
См.: Ley 7/2020, de 13 de noviembre, para la transformación digital del sistema financiero // BOE. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2020-14205; Ley № 21.276 que busca mejorar el funcionamiento del Mercado Financiero // Prieto. URL: https://www.prieto.cl/publicacion-de-ley-no-21-276-que-busca-mejorar-el-funcionamiento-del-mercado-financiero/
О том, что российская практика огосударственного банковского сектора опровергает распространенное мнение экономистов-теоретиков о неэффективности такой организации этой сферы экономики, см.: Поспелова Е. А. Влияние государственного присутствия в банковском секторе на экономическое развитие страны // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 1. С. 161-174. Примечательно, что еще российские цивилисты конца XIX – начала XX вв., рассматривая проблему концентрации банковского капитала, возможности управлять им из единого центра, прогнозировали введение государственной монополии на банковское дело: Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. 2. С. 406.
См.: Кокотов А. Н. Конституционный Суд России и макроправовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 3-7. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Право интеллектуальной собственности: Учебник / под общ. ред. Л. А. Новоселовой. М., 2019. Т. 4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Существует термин unified financial sector supervisory agency (орган унифицированного надзора за финсектором) и более короткий integrated supervisory agency (орган интегрированного контроля), но каждый автор по сути употребляет ту словесную форму, которая ему больше нравится, ср.: Siregar R. Y. and James W. E. Designing an Integrated Financial Supervision Agency: Selected Lessons and Challenges for Indonesia // ASEAN Economic Bulletin. 2006. Vol. 23. No. 1. P. 98-113; и Martinez J. and Rose T. International Survey of Integrated Financial Sector Supervision // Policy Research Working Papers. 2003. URL: https://elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/1813-9450-3096. Думается, отсутствие единого термина в зарубежной литературе и наличие его у нас являются равнодопустимыми ситуациями, которые не требуют исправления и каких-либо дополнительных теоретических дискуссий.
Исмаилов И. Ш. Указ. соч.
Komai A. and Richardson G. A Brief History of Regulations Regarding Financial Markets in the United States: 1789 to 2009 // National Bureau of Economic Research. Paper No. 17443. P. 4.
Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 54; Соловьев Я. В. Министерство финансов Российской империи в 1858-1903 гг.: организация и функционирование. Дисс. на соиск. уч. ст. к-та ист. наук. М., 2003. С. 3-25.
См.: Komai A. and Richardson G. Op. cit.; Ермаков Д. Н. Социальное страхование в Российской империи // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 2. С. 76-84.
Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 54-57.
Евлахова Ю. С. Трансформация институциональной структуры регулирования финансового рынка (на примере Великобритании) // Вестник РГЭУ РИНХ. 2006. № 21. С. 102, 103.
Буркова А. Ю. Дерегулирование // Юрист. 2020. № 1. С. 71-73. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Taylor M. and Fleming A. Op. cit.
Masciandaro D. and Quintyn M. Op. cit.
Принцип субсидиарности означает максимальную приближенность лица, обладающего властью, к тем, в отношении кого он ее осуществляет. Субсидиарность имеет много поклонников среди конституционалистов, но основывается не совсем на специфике конституционно-правовых отношений, а на идее приоритета разума, здравого смысла при организации публичной власти, см.: Троицкая А. А. Селективная рациональность? Аргументация Конституционного Суда РФ о сроках полномочий Президента в зеркале когнитивистики // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 1 (140). С. 87. Представляется, что столь же разумно проводить этот принцип в государственном надзоре.
Plato-Shinar R. Can the Twin Peaks Model of Financial Regulation Serve as a Model for Israel? // The Cambridge Handbook of Twin Peaks Financial Regulation. 2020. P. 1-34.
Jones E. and Knaack P. Op. cit. P. 203-204.
Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 67.
Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 190-191.
К сожалению, сюда приходится отнести все планы по собственному реформированию, предложенные ФСФР, см.: Хабитежев C. Х. Указ. соч. С. 136.
Экмалян А. М. Указ. соч. С. 118-120.
Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 69-72.
Хабитежев C. Х. Указ. соч. С. 136, 138-139.
Huertas M. More bite for BaFin 2.0? // Dentons. 2021. URL: https://www.dentons.com/en/insights/articles/2021/april/16/more-bite-for-bafin
В марте разгорелся спор о 160 новых должностях в Управлении, которые планируется создать в дополнении к уже имеющимся 2700 штатным единицам: Kröner A. and Murphy M. Politik und Banken streiten über die Aufrüstung der Bafin // Handelsblatt. 2021. URL: https://www.handelsblatt.com/finanzen/banken-versicherungen/banken/finanzaufsicht-politik-und-banken-streiten-ueber-die-aufruestung-der-bafin /27025858.html. Для сравнения: штат ЦБ РФ составляет около 45 тысяч сотрудников.
См.: Бабенкова С. Ю. Указ. соч. С. 163; Буклемишев О. В., Данилов Ю. А., Кокорев Р. А. Указ. соч. С. 68; Masciandaro D. and Romelli D. Central bankers as supervisors: Do crises matter? // European Journal of Political Economy. 2018. Vol. 52. P. 120-140. Поэтому в 2000-ых говорили, что мегарегулятором ЦБ по-хорошему может быть только в странах еврозоны, где монетарная политика передана «наверх», см.: Masciandaro D. and Quintyn M. Op. cit.
Савруков А. Ловушка мегарегулятора // Ведомости. 2016. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/09/21/657879-lovushka
См.: Деревщикова Е. О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 26; Иванов С. Как в конце 2014 года чуть не рухнул фондовый рынок России // Секрет фирмы. 2015. URL: https://secretmag.ru/news/istoriya-dnya-15-12-2015.htm
Ивлев В. А. Модели регулирования и надзора в сфере финансового рынка: опыт России и зарубежных стран // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 4. С. 50-55. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 177; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Справочно-правовая система «Гарант»; Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Шаповалов М. А., Никифорова С. Т., Слесарев С. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 2016; Положение Банка России от 7 августа 2015 г. № 484-П «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению служащих Банка России и урегулированию конфликта интересов» // Справочно-правовая система «Гарант».
Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Гарант».
«Ширма» стала почти прозрачной после преобразования в 2016 году Управления пруденциального регулирования, занимавшегося макронадзором, в Комитет со статусом структурного подразделения Банка Англии, организованного как наш Комитет финансового надзора (КФН) – то есть по типу «президиума» всех ответственных лиц, см.: Положение Банка России от 2 августа 2019 г. № КФН-2019 «О Комитете финансового надзора» // Справочно-правовая система «Кодекс». Вряд ли справедливо будет сказать, что, если наделить наш КФН определенной организационной самостоятельностью, доведя его статус до английского аналога, получится создать независимый орган.
В первую очередь при «надувании» на финрынках «пузырей», см.: Головнин М. Ю. Создание финансового мегарегулятора и современные подходы к проведению денежно-кредитной политики // Журнал НЭА. 2013. № 3 (19). С. 149-153.
Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».
Ср. со ст. 8 Закона о ЦБ: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами».
Это очень важный момент на этапе создания мегарегулятора, см.: Masciandaro D. and Quintyn M. Op. cit.
Ср.: Кавицкая И. Л. Финансовый кризис и политика Центрального Банка // JIS. 2011. № 4. С. 27-33; и Игнатов Я. Н. Правовое регулирование фондового рынка в условиях финансового кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2. С. 64-83.
Самиев П. Успехи и провалы мегарегулирования // Ведомости. 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/11/19/847662-uspehi-megaregulirovaniya. Следует признать, что опасения по поводу явной неэффективности мегарегулирования в России не оправдались, см.: Шляпочник Я. Слон в руку // Российская Бизнес-газета. 2012. № 47 (876). Полоса 6.
Информация Банка России от 17 декабря 2014 г. «О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора» // Справочно-правовая система «Гарант». Конечно, такие меры не могли, да и не должны были сгладить все последствия перехода к плавающему курсу. Интересно, что при попытке оспорить в судах их достаточность, судьи ссылались на дискрецию Центробанка и разумность предоставленной им поддержки, см., напр.: Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 7 августа 2015 г. по делу № 2-7896/2015 // Справочно-правовая система «СудАкт».
Послабления касались оценки ценных бумаг, предоставления безотзывных кредитных линий, учета валюты в обязательных резервах, снятия структурных ограничений для инвестиционных портфелей НПФ и УК (пожалуй, 2 самых серьезных послабления), права не признавать займы у граждан, заболевших коронавирусом, реструктурированными и не увеличивать по ним резервы, снижения надбавок к коэффициентам риска по ипотеке и, конечно, отмены выездных проверок. На банки, с другой стороны, были возложены обязанности предоставлять льготы заемщикам, в том числе малому и среднему предпринимательству, и лицам, осуществляющим платежи, см.: Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Важно отметить, что хотя информационные сообщения (письма) так же, как и «Информация Банка России» 2014 года, не признаются им НПА, они имеют прямое действие и фактически предоставляют права и накладывают обязанности на неопределенный круг лиц.
См.: Информационное письмо Банка России от 25 марта 2020 г. № ИН-05-15/29 «О неприменении мер к кредитным организациям» // Официальный сайт ЦБ РФ; Информационное письмо Банка России от 27 марта 2020 г. № ИН-03-35/31 «О неприменении мер в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19)» // Официальный сайт ЦБ РФ; Информационное письмо Банка России от 27 марта 2020 г. № ИН-06-14/34 «О снижении регуляторной и надзорной нагрузки в связи с действиями системных факторов, обусловленных распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный сайт ЦБ РФ.
Устьянцев А. И. Указ. соч. С. 9-11.
Хабитежев C. Х. Указ. соч. С. 138-139.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» // Справочно-правовая система «Гарант».
См.: Дьяченко Е. М., Макарчук Т. В. Гражданско-правовое регулирование финансовых рынков // Власть Закона. 2014. № 2. С. 75-83. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Таранов И. Е. Административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Управленческое консультирование. 2016. № 2 (86). С. 153-160; Гузнов А. Г. Указ. соч.
См.: Запольский С. В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография. М., 2008. С. 94-96; Шохин С. О. К вопросу о предмете и системе финансового права // Финансовое право. 2019. № 2. С. 12-14; Турбанов А. В. Финансовое право и финансовый рынок // Финансовое право. 2020. № 10. С. 7-12; 2021. № 1. С. 10-16. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
См.: Вайпан В. А. Теория «правового калейдоскопа»: отражение социально справедливых экономических отношений в предпринимательском праве // Право и экономика. 2018. № 10. С. 5-9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Старостин С. А. Рецензия на монографию П. П. Серкова «Правоотношение (теория и практика современного правового регулирования)» // Lex russica. 2018. № 10. С. 185.
Банковское право: учебник для бакалавров. С. 18.
См.: Частное банковское право: учебник / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, Л. Г. Ефимова. М., 2020. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Публичное банковское право: учебник для магистров / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов. М., 2016. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
В литературе этот вывод был затвержен до скрежета зубов еще во время мирового финансового кризиса, см., напр.: Schmidt S. Markt ohne Moral − Das Versagen der internationalen Finanzelite. München, 2010.