Давным-давно, когда все живое и неживое было затеряно в едином грозном океане, появилось большое яйцо, источник происхождения всего, что существует на земле[8].
Сначала я сомневалась, включать эту главу в книгу или нет. Но, описав основной образ богини-птицы, а также учитывая то влияние, которое она оказала на более поздние птичьи божества, я поняла, что опустить это исследование мифологии космического яйца значит оставить зияющую дыру в общей картине птичьего символизма. Яйцо – один из тех символов, который невозможно отделить от богатого прошлого птичьей мифологии и который в действительности может считаться началом многовекового почитания птиц.
Очарование яйца заключается в его символизме и способности метафорически передать вселенский опыт. Это архетип рождения и процесс становления любых вещей. Яйцо чаще всего является началом мира, даже космоса, в мифах по всему миру и наиболее узнаваемым символом плодородия и чрева богини-матери. Яйцо – это священный образ для тех, кто стремится к более одухотворенному пониманию птиц. Еще одна загадка – это «двойное рождение» из яйца: сначала от матери, а затем окончательное освобождение от ограничивающей скорлупы. Часто говорят, что птицы рождаются дважды, а это делает данный процесс могущественным символом трансформации сродни той, что проходит бабочка.
Изучив множество мифов о сотворении мира, я пришла к выводу, что сюжет о космическом яйце повторяется удивительно часто, представляя собой семя, из которого рождается космос. Универсальный символ новой жизни, космическое яйцо содержит безграничный потенциал всего сущего, заключенный внутри его скорлупы. Во многих мифах о происхождении яйца в первозданные воды его закладывает птица, а иногда великая богиня-птица в облике человека. В других яйцо появляется из пустого пространства, из хаоса или «небытия». Однако в некоторых историях рассказывается, что человеческая раса произошла из космического яйца или от создателя, разбившего скорлупу, чтобы сотворить мир.
Неотделима от символизма и мифологии яйца и богиня-птица, которую мы исследовали в предыдущей главе. Она сносит яйцо и дает новую жизнь. Образ космического яйца является известным символом вечного возрождения и связан с мифологией богини-птицы, поскольку она является источником жизни.
Яйцо также тесно связано с водой – первоначальным элементом, в котором зарождается жизнь. Яйцо как символ матки – любимый сюжет художников Старого Света, который позднее через космологию переняли различные культурные традиции. Образы богини, яйца и птицы были неотделимы друг от друга в языческом мире, поскольку описывали фундаментальные силы энергии творения.
Начиная с палеолитической эры и далее вазы в форме птиц и сосуды в форме яйца представляли собой место покоя, где душа ожидала нового перерождения. В мифологии Древнего Египта почитался образ яйца; считалось, что происхождение первичного яйца начиналось в месте, известном как «Время небытия». В индийском тексте «Чхандогья-упанишада» мы находим похожую концепцию «небытия», из которого произошла жизнь:
В начале этот мир был несуществующим… Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало на протяжении года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна стала серебряной, другая – золотой. Серебряная половина – это земля, золотая – небо. Внешняя оболочка – горы, внутренняя – облака и туман. Сосуды – реки, жидкость в зародыше – океан. И то, что родилось, – это солнце.
Цвет космического яйца в мифологии обычно описывается как золотой или серебряный, представляя собой солнце и луну. В Тибете, месте, где часто рассказывают мифы о космическом яйце, считается, что духи воды из четырех первичных яиц создают различные классы людей согласно социальному порядку Тибета. Говорят, что из золотого яйца приходят правители, а из бирюзового – слуги. Железное яйцо породило религиозных лидеров или святых людей, а из бронзового произошли отвергнутые обществом.
В одном из древнейших тибетских мифов о происхождении мира из яйца повествуется о пяти первичных элементах, которые сливаются, чтобы создать форму для двух великих яиц: твердость, текучесть, тепло, движение и пространство. Одно из яиц называется Сияющим и состоит из белого света, а другое зовется Темное страдание и состоит из тьмы. Сияющее яйцо раскрывается и становится всевозможными божествами (богами) Вселенной. А из яйца Темного страдания приходят существа, несущие с собой в мир невежество, безумие, чуму и демонов.
Китайский миф о происхождении мира рассказывает, как противоположные принципы инь и ян появляются в мире, когда разбивается яйцо. Миф с острова Борнео говорит о двух духах-творцах, которые принимают форму птиц и ныряют в первичные воды, чтобы достать два яйца. Одно яйцо становится землей, второе – небом. У племени догонов в Западной Африке есть миф о космическом яйце, где бог-создатель Амма сам принимает форму яйца, в котором содержится потенциал целого космоса. В другой версии говорится, что Создатель помещает в яйцо две пары эмбрионов близнецов, которые, покидая скорлупу, объединяются для сотворения мира.
В орфическом мифе Греции, распространенном в мистическом учении орфизма в седьмом веке до н. э. Время, олицетворенное Хроносом, создает серебряное яйцо, которое дает жизнь Фанету, андрогинному создателю Вселенной.
В «Птицах», впервые вышедших в Афинах в 414 г. до н. э., Аристофан представляет причудливый рассказ о сотворении мира голосами птиц, описывая, что «первое творение впервые появилось у чернокрылой Ночи» как «яйцо, выношенное в ее земном лоне».
В таитянском мифе бог-творец сам живет внутри космического яйца. Когда он наконец вылупляется из скорлупы, то создает двойника, и вместе они совершают великий акт творения. Финский эпос «Калевала»[10] описывает, как мир был создан из яйца, которое снесла нырковая утка. В христианском искусстве страусиное яйцо символизировало непорочное рождение – верование родом из Средневековья в то, что самки страуса несут яйца сами по себе. В мифологии индуизма Брахма родился из золотого яйца. Символизм яйца был мощным мотивом, связанным с женской созидательной силой. Он напоминает о новой жизни, которая приходит после долгой зимы, и обещании вечного возрождения Великой матери-земли с наступлением весны.
Все эти мифы укрепляют образ богини и напоминают о том времени в истории, когда природа являлась для людей священным источником силы. Следы верований о яйце прослеживаются и в современной жизни, особенно во время ежегодного празднования Пасхи, которая когда-то была праздником по случаю возвращения Остары (Эостры), богини плодородия, приносящей весну.