Народные названия: берек, богорошник, виспина, вогроб, вонега, вонига, вораб, вораба, воробиха, воряска, гороб, горошник, ограба, ораба, оребина, рабина, ориб, рябка, юда, юдик, юдина, яжебина, ярабина.
Названия на других языках (в основном эти названия относятся к рябине обыкновенной):
• Для дерева: англ. mountain ash, rowan (tree); итал. sorbo selvatico; исп. serbal; макед. оскоруша; нем. Eberesche; турецк. üvez (ağacı); укр. горобина; франц. sorbier; польск. jarzębina.
• Для плода: англ. ashberry, rowan (berry); итал. sorbe selvatiche; исп. serba; макед. оскоруша; нем. Vogelbeere, Ebereschenbeere; турецк. üvez; укр. горобина; франц. sorbe; польск. jarzębin.
Этимология латинского ботанического названия рябины до сих пор является недостаточно определенной. Наименование Sorbus встречается в трудах античных ученых Вергилия и Плиния. В настоящее время существует несколько версий относительно происхождения этого названия. Так, одна из версий означает, что латинское название рябины происходит от кельтского слова «sor», что в переводе означает «терпкий» и указывает на вкус плодов данного растения. Согласно другой версии, название рябины происходит от латинского слова «sorberi», что в буквальном переводе означает «поглощать» или «потреблять» и означает, что плоды рябины являются съедобными и в прошлом использовались для питания. Видовое название рябины Sorbus aucuparia происходит от слова «aucupari», что в переводе означает «привлекать» или «ловить птиц». Плоды рябины любят птицы, особенно дрозды, за ее терпкий вкус. Не случайно рябину в прошлом использовали птицеловы как приманку для птиц.
В современной российской ботанической терминологии Sorbus aucuparia означает «рябина обыкновенная», хотя более правильный перевод был бы «рябина птичья». Но поскольку такое русское название имеет другой ботанический вид рябины, Sorbus avium L., чтобы не вносить путаницу относительно названий отдельных видов рябины, в дальнейшем нами будет использоваться название «рябина обыкновенная», которое соответствует латинскому названию Sorbus aucuparia L.
Среди всего видового состава рода рябина медицинское значение имеют виды подрода Eusorbus Kom (настоящие рябины), от которого происходят большинство разновидностей, которые формируют современный ассортимент культивируемых форм и сортов рябины.
К данному подроду относятся: рябина обыкновенная – Sorbus aucuparia L., рябина птичья – Sorbus avium, рябина крупноплодная, или домашняя, или садовая – Sorbus domestica, рябина приземистая – Sorbus chamaemesfilus, рябина бузинолистная – Sorbus sambucifolia Roem., рябина сибирская – Sorbus sibirica Hedl., рябина амурская – Sorbus amurensis Koehne.
Виды рябины с простыми цельнокрайними и малорассеченными листьями отнесены к подроду Hannia Medic. К данному подроду относятся такие виды, как рябина ария или круглолистная, – Sorbus aria, рябина глоговина, или берека, – Sorbus torminalis, рябина кавказская – Sorbus caucasica Zinserl. Эти виды имеют декоративное значение и используются преимущественно в декоративном садоводстве.
Внутривидовое разнообразие рябины обыкновенной чрезвычайно изменчиво. Различные варианты данного вида отличаются по размерам и типам кроны, форме и окраске листьев, вкусом плодов и их морозо- и засухоустойчивостью. Одним из наиболее известных разновидностей рябины обыкновенной, который является популярным среди садоводов, является рябина моравская – Sorbus aucuparia var. Moravica, которую в народе называют сладкой рябиной. Другая разновидность, рябина солодкоплодная – Sorbus aucuparia var. Edulis, практически не отличается от рябины моравской, однако она имеет несколько меньшие соцветия и более хрупкую кисть.
Способность рябины к межвидовому скрещиванию обусловила широкие возможности для получения новых садовых форм и сортов, которые обладают способностью выдерживать суровые зимы и имеют качественно новые вкусовые качества и содержание биологически активных веществ. Так, русским селекционером В. И. Мичуриным в 20-х годах прошлого века, благодаря скрещиванию рябины обыкновенной с мушмулой, аронией черноплодной, боярышником, выведены следующие новые гибридные сорта рябины: ликерная, гранатная, мичуринская десертная, невежинская.
Из вышеуказанных сортов особенно отличается такой сорт сладкоплодной рябины, как рябина невежинская. Однако, как указывают достоверные источники информации, рябина невежинская не является мичуринским сортом, а является результатом многовековой спонтанной народной селекции. А такое название данный сорт получил от названия села Невежино Владимирской области России, где она впервые была обнаружена и описана русским ботаником-селекционером В. И. Мичуриным.
Рябина обыкновенная является невысоким деревом или кустом от 4 до 15 метров высотой, со стволом, что порой достигает до 30–40 см в поперечнике. Кора ствола коричнево-серая, на молодых побегах светло-серая или серовато-белая.
На приход весны рябина отзывается не сразу. Некоторое время она стоит без всяких признаков жизни. Но потом почки идут в рост. Особенно заметно распускание самых верхних, более крупных почек, сидящих на концах ветвей. Почки рябины густоволосистые. Они набухают, вздуваются и дают начало зеленым мохнатым зачаткам листьев. Первое время будущие листья, появившиеся из почки, собраны в плотный пучок, но черешки их уже свободны, хорошо заметны, слегка расходятся в стороны. В этой ранней стадии развития трудно себе представить, какими будут взрослые листья, во что превратятся в конце концов мохнатые листовые зачатки.
Глядя на распускающиеся почки рябины, не всякий скажет, какое перед ним растение. Зато, когда листья полностью развернутся, узнать рябину сможет каждый. Очень уж знакомы эти листья, довольно крупные, пористые, состоящие из многих небольших листочков, сидящих на общем черешке. Схема строения листа несложна: отдельные его части собраны парами и таких пар довольно много, иногда до десятка. Их не сразу и сосчитаешь. Наверху листа, на самом конце, – отдельный, непарный листочек.
Составные части перистого листа рябины обладают известной самостоятельностью; они опадают осенью поодиночке. Сложный лист как бы рассыпается на части. В конце концов от него остается только один «стержень» – общий черешок, но и он вскоре тоже опадает.
Весной хорошо заметно, что листья рябины густо покрыты коротким пушком. Если их потрогать, они кажутся мягкими, слегка мохнатыми. Волоски покрывают как верхнюю, так и нижнюю сторону листьев, есть они и на черешках. Позднее волоски опадают, листья становятся голыми. То же самое можно наблюдать и у некоторых других деревьев, например у осины. Опушенность листьев в молодом возрасте уменьшает испарение воды из листовых пластинок. Волоски, если их много, ослабляют движение воздуха у поверхности листа. Когда листья маленькие, нежные, еще не окрепшие, они особенно подвержены высыханию. К этому времени у них еще не успевает полностью формироваться на поверхности защитная планка-кутикула, непроницаемая для воды.
Рябина зацветает в конце весны, уже перед самым летом. В это время дерево можно узнать даже издалека. Оно привлекает внимание своими крупными белыми округлыми соцветиями. Эти скопления цветков хорошо видны среди ажурной зелени листвы.
Строение соцветия можно рассмотреть только вблизи, так как отдельные цветки довольно мелкие. Взглянув на соцветие сбоку или снизу, мы увидим, что веточки-цветоножки имеют разную длину. Но, в общем, все цветки располагаются примерно на одном уровне, почти в одной плоскости. Соцветие такого типа носит название щиток.
Отдельный цветок рябины по величине почти такой же, как у незабудки. Самая заметная часть цветка – пять белых лепестков округлой формы и пучок длинных тычинок, торчащих в разные стороны. Тычинок довольно много, обычно около 20, благодаря чему плоские соцветия рябины кажутся мохнатыми, пушистыми.
Если внимательно рассмотреть отдельный цветок, станет видно, что в центре пучка тычинок помещаются три тонкие палочки с небольшим утолщением на конце (иногда палочек бывает две или четыре). Это столбики пестика с головчатыми рыльцами. Завязь у пестика только одна. Она находится как бы под цветком. К ее верхушке прикрепляются все остальные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки. Такую завязь называют нижней. Белые пушистые соцветия рябины довольно красивы. Они особенно хороши в обрамлении изящных перисто-сложных листьев. Во время цветения листья темно-зеленые, уже вполне развитые, крупные.
В этот период около рябины стоит невообразимый гул, как около улья. Проголодавшиеся за зиму пчелы прямо-таки набрасываются на цветы. Каждый гектар рябиновых посадок дает от тридцати до сорока килограммов красноватого крупнозернистого ароматного меда. И если медосбор с ивы или липы почему-либо не удается, пчеловодов выручает рябина.
После отцветания лепестки рябиновых цветов опадают, тычинки засыхают, а завязь пестика, несущая на верхушке зубчики-чашелистики, начинает разрастаться. К осени она превращается в сочный красный шарик, похожий на ягоду. Однако плод рябины – не ягода: по своему строению он напоминает яблоко, хотя по величине значительно меньше.
Плоды рябины полностью поспевают, становятся красными только поздней осенью. Они висят на дереве целыми гроздьями и хорошо заметны на голых, безлистных ветвях. Зрелые плоды рябины охотно и в большом количестве поедают некоторые птицы, например дрозды. Именно пернатые служат основными разносчиками семян данного растения. Вместе с пометом птиц семена попадают в почву разных уголков леса, где и прорастают. Вот почему мы нередко видим в лесу обильный подрост рябины.
Область распространения рябины обыкновенной охватывает почти всю Европу. Она занимает бо́льшую часть лесной и лесостепной зон европейской части России (кроме Крайнего Севера и юго-восточных районов) и горнолесной пояс Капкана. Северная граница ареала рябины идет вдоль северной части Кольского полуострова на восток, через полуостров Канин, низовья Печоры, Воркуту на Салехард. Примерно по 60–61° в. д. проходит восточная граница распространения рябины обыкновенной, опускающаяся на юг вдоль подножия Уральского хребта, примерно до Орска. Южная граница ареала почти совпадает с границей лесостепной зоны. Пересекая Самару в нижнем течении, Волгу – севернее Саратова, а Дон – в среднем течении, она выходит к государственной границе России. На западе ареал рябины обыкновенной достигает государственной границы России. На востоке замещается очень близким видом (или разновидностью) – рябиной сибирской.
Рябина обыкновенная растет в подлеске хвойных и смешанных лесов, по лесным опушкам, полянам, в подлеске, среди зарослей кустарников, реже – на лугах, по берегам водоемов, на скалистых иди каменистых склонах. Ее часто разводят в полезащитных и придорожных лесополосах, у домов, в садах и парках.
Дерево теневыносливо, но при недостатке света плохо развивается и почти не дает плодов. Отличается высокой холодо- и засухоустойчивостью. Не требовательно к почвенным условиям.
Наиболее значительные запасы рябины выявлены в Кировской, Вологодской и Ярославской областях. В некоторых районах Кировской области (Даровский, Зуевский, Котельнический, Кильмезский и др.) запасы ее сырья достигают 500 т, а возможный ежегодный объем заготовок – 50–200 т. Хорошие урожаи рябины обычно через 1–2 года, а урожайность достигает 120 кг/га. В Кировской области леса со значительным участием рябины занимают 135 тыс. га, что при средней урожайности 60 кг/га позволяет оценить биологический запас рябины в 8 тыс. тонн и планировать здесь сбор примерно 4 тыс. тонн плодов в год. В некоторых районах Пермской области можно заготавливать до 5 тонн воздушно-сухих плодов рябины, что составляет лишь небольшую часть общих запасов рябины в области. По 1–2 тонны плодов рябины заготавливают ежегодно в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Мордовии, Ивановской, Костромской, Пензенской и Свердловской областях.
Выявлены следующие эксплуатационные запасы плодов рябины обыкновенной:
• в Тверской обл. (Тверском районе) – 8,5 т;
• в Кондопожском районе Карелии – 18,4 т;
• в Московской обл. – 103,5 т, в том числе в Каширском районе – 63,0 т, Коломенском – 9,0 т, Серпуховском – 5,2 т, Ступинском – 26,3 т;
• в Орловской обл. – 15 т, в том числе в Верховском районе – 0,1 т, Должанском – 1,9 т, Калининском – 0,2 т, Ливанском – 0.5 т, Малоархангельском – 0,2 т, Покровском – 0,6 т;
• в Тамбовской обл. – 49,8 т, в том числе в Бондарском районе – 2,2 т, Инжавинском – 0,3 т, Пичаевском – 6,6 т, Рассказовом – 1,8 т, Ржаксинском – 9,0 т, Сампурском – 0,8 т, Гавриловском – 3,1 т, Кирсановском – 3,9 т, Мордовском – 12,1 т, Первомайском – 6,1 т, Петровском – 2,9 т, Уметском – 1,0 т;
• в Оренбургской обл. (Новосергиевском районе) – 5,8 т;
• в Омской обл. – 1177,4 т, в том числе в Знаменском районе 1150,0 т, Муромцевом – 25,7 т, Саргатском – 0,7 т:
• в Томской обл. (Парабельском районе) – 1,6 т;
• в Красноярском крае – 17,2 т, в том числе в Майском районе – 3,7 т, Тюхтетском – 13,5 т.
Во второй половине июня, в ту пору, когда «заря с зарею сходится», самое время собирать цветы рябины. Знахари в эти «рябиновые» рассветы собирают белый душистый цвет и знают: он самый лечебный и поможет от многих недугов. А если отсчитать от середины лета (на это укажет первая покрасневшая рябина) девяносто дней и нарвать ягод – они будут обладать мощным лечебным эффектом. Сделайте все эти заготовки на зиму – не пожалеете. Удобнее всего щитки (кисти) с плодами срезать секаторами или ножами и лишь перед сушкой очищать их от плодоножек и посторонних примесей. Плоды сушат в сушилках, русских печах, хорошо проветриваемых помещениях или под навесами.
Качество сырья регламентируется ГФ XI изд., вып. 2, ст. 39 «Плоды рябины» и включает следующие числовые показатели:
• влажность – не более 18 %;
• золы общей – не более 5 %;
• почерневших и пригоревших плодов – не более 3 %;
• недозрелых плодов (светло-желтых, желтых) – не более 2 %;
• других частей растения (плодоножек, веточек, листьев) – не более 0,5 %;
• плодов с плодоножками – не более 3 %;
• органической примеси – не более 0,5 %;
• минеральной примеси – не более 0,2 %.