Наверняка нет такого дерева, которое было бы столь тесно связано с образом Родины, и нет другой древесной породы, к которой бы русский человек относился с такой поэтической любовью и благодарностью. Не перечислить всех песен, стихов, сказок, пословиц, поговорок, примет, связанных с березой. Ибо:
В ее красе сурово-нежной
Природа русская смогла
Соединить и холод снежный,
И зелень летнего тепла.
И это воистину так.
В мире народных загадок существует такая: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».
А разгадка – это всеми любимая береза.
В «Лесном словаре» прошлого века о ней сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем береза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с сим деревом».
Народные целители – ведуны лекарственных растений говорили:
«Красавица-береза потому и нравится, что нет ее нежней да нужней.
Ты к красавице-березе с любовью подходи, у нее здоровья попроси.
Красавица прелестная – людям полезная, у домов растет – здоровье стережет.
Мудрый народ во всем толк найдет:
И листочки, и сок, и почки, и кора, и деготь, и уголечки –
Всему свой черед. Все в дело пойдет!»
Согласно медицинской астрологии, оно благоприятствует людям, родившимся под созвездием Рака, то есть с 22 июня по 23 июля. Береза усиливает сопротивляемость организма этих людей к различным духовным и физическим недомоганиям.
Древние греки считали березу священным деревом и применяли при ритуалах поклонения богине Диане и богу Тору.
Издревле люди заметили, что береза более сопереживает девушке, передает ей часть своей силы, наделяет девушку спокойствием, духовной светлостью.
По гороскопу друидов (галльскому гороскопу) это дерево особенно благоприятствует людям, родившимся 25 июня. В языческой традиции ночь 24 июня – самая короткая в году – праздник Ивана Купалы. В христианстве это время связано с образом Иоанна Предтечи, крестившего людей водой.
Астрологи отмечают, что многое у людей, рожденных под знаком Березы, зависит от того, ночью или днем они появились на свет. Ночное рождение наделяет их склонностью к предчувствиям, способностью предвидеть события и обстоятельства, иногда даром предсказания. Рожденные же днем, наоборот, часто имеют безмятежный нрав, довольно равнодушны к материальному благополучию, но не к проблемам справедливости.
Как правило, они щедры и вольготны в равной степени, упорны в труде и добиваются существенных результатов, гарантирующих их устойчивое будущее. Пользуясь успехом, не злоупотребляют ничьей любезностью, умеют быть деликатными и сдержанными, не навязывают своих симпатий и настроения, ничего не требуют и ничего не жалеют.
Однако их часто охватывает страх или зависть, омрачая им жизнь. Виною тому – неразборчивость в выборе знакомых, стремление все делать сообща. Этот своеобразный коллективизм проявляется в их поведении, поступках весьма заметно. Они советуются с окружающими в делах дружбы, любви и нередко страдают от своей доверчивости. К тому же некоторые пустяки в их представлении вырастают в немалые проблемы, оборачиваясь нервозностью, болезненным ощущением одиночества. Скромны они до пуританства, но всегда элегантны, полны чувства меры и терпимости и не выносят только одного – вульгарности. Роскошь и любая показуха им чужды. Женщины обладают скромным характером, что определяет их склонность к любви со спокойным течением. Бывают лояльны и верны, умеют создать дома атмосферу уюта и счастья. Случается, что в супружеские связи вступают несколько опрометчиво, но никогда не жалеют о своем выборе.
Обладая хорошим вкусом к вещам, березы любят дарить и получать подарки. Особенно они любят украшения. Душевность берез неутомима.
Наиболее отличительные для березы черты – интеллигентность, сила воображения и изобретательность, отсюда способность заниматься любым видом деятельности, хотя наибольшие успехи связаны с областью искусства. Светская жизнь, контакты с влиятельными людьми не привлекают ее внимания – ей достаточно близкой души и хорошей библиотеки.
Родившиеся под знаком березы обладают мягким характером, хорошей интуицией, богатой фантазией. Способны они к синтезу, анализу.
Известно, что люди опытные во время грозы никогда не побегут под сосну или ель, всегда укроются под березой, которая оберегает от молнии.
Знатоки леса подметили, если рядом с березой растет ель, сосна или пихта, то иголки у них повернуты в сторону, противоположную белоствольной красавице. Когда же сосна оказывается под кроной березы, то вся ее хвоя «смотрит» вниз, в землю. Почему так происходит? Оказывается, биополе лиственных пород, в данном случае березы, сильнее биополя хвойных. А когда случится пожар или лес вырубят, первыми поселятся среди пней и на выгоревших полянах береза да еще осина. Лесоводы так и называют их – «пионеры леса». Потом, уже через несколько лет, под березовой защитой начнут подрастать елочки. «Береза – еловая нянька» – так еще говорят о ней.
Видеть себя во сне гуляющим в березовой роще – получить неожиданную поддержку от малознакомых людей. Женщине этот сон говорит об избавлении от дурных мыслей. Если вы видите зеленую березу, то ваши дела начнут процветать. Этот сон может предвещать также чувства любви к незнакомому человеку. Если же на березе желтые листья, то это говорит об измене партнера или хорошего друга, что повлечет за собой и другие неприятности.
Если во сне вы рубите или пилите березу, то наяву вас ждет крупный разговор по очень серьезному поводу, который обещает закончиться не в вашу пользу. Ломать во сне березовые ветки на веник – хороший знак. Вас ждет благоприятное разрешение всех спорных вопросов, в результате чего у вас появится еще один верный друг и помощник.
В настоящее время установлено, что береза является энергетическим подпитывающим источником примерно для 90–95 % жителей средней полосы России. Но не каждый человек может энергетически подпитаться от березы. Только тот, кто искренне любит березу, может получить могучий заряд биоэнергии.
Для подкачки потерянной энергии используйте березу или нарежьте поперек ствола плашки толщиной 3–5 см и прикладывайте их к больному месту на 30–40 минут.
Всю деревянную утварь в доме, всю посуду делали с таким расчетом, чтобы подпитывать жильцов дома энергией березы. Ложки, кружки, тарелки изготавливались из березы. Они снимали тяжелую энергетику, накопленную утомительным трудом.
Старайтесь хотя бы раз в неделю отдохнуть в березовом лесу. Помимо чистого воздуха и прекрасных пейзажей березовый лес даст вам энергию и новые душевные силы. Особенно это относится к людям, способным почувствовать единство всего живого в мире, понимающим и любящим Природу, большие, могучие деревья, растущие вдали от человеческого уклада. Все дикое, естественное ближе к Вселенной, к ее духовному ритму бесконечности. Вот почему вы оказываетесь во власти невыразимой радости в лесу, в степи, там, где нет следа человеческой культуры. Мы впитываем целебные силы, беспрерывно исходящие от деревьев, растений, рек, ручейков, озер и морей, от всей бесконечной Природы. Живительной могучей силой исполнено все живое. Счастлив тот человек, кто это воспринимает, зная, что деревья, растения, птицы и звери равны ему. Только такому человеку достается их любовь.
Выберите большую и ветвистую березу, обойдите ее, испытывая симпатию и доброжелательность к ней. Подойдите к ней, чтобы почувствовать дерево наиболее сильно. Встаньте возле березы и мысленно слейтесь с ней своим телом и душой. Представьте корни березы, движение соков из-под земли вверх по стволу, растекание их по листьям кроны. Затем прочувствуйте, как энергия Космоса спускается через воздух вниз и по листьям и стволу устремляется в корни под землю. Так совершается кругооборот между Небом и Землей и их взаимообмен. Подключитесь к этому обмену, отождествив себя с березой, и испытаете на себе движение восходящей и нисходящей энергии. Таким образом можно лечить себя не только от головной боли, но и от дрязг, забот, переживаний. У вас усилится любовная страсть, а у разочаровавшихся в любви людей появятся новые стимулы. Вы уйдете от березы «умытым» физически и психически. Почувствуйте, как ее листья гладят ваши волосы, погладьте и ее ствол рукой, прикоснитесь к нему, постойте так несколько минут, ощущая макушкой крону. Уходя, поблагодарите дерево, почувствуйте к нему нежность, как к самому дорогому для вас человеку.
При общении с березой желательно, чтобы на вас не было обуви, головного убора, одеваться следует в этом случае во все натуральное, легкое. Подходить к березе следует с надеждой и уверенностью, что она вам поможет.
Фитонциды березы прекрасно стимулируют дыхательную систему человека. Особенно полезны ее успокаивающие летучие вещества детям. Пахучие вещества молодых листочков березы прекрасно снимают перенапряжение центральной нервной системы.
Родовое название Betula, идущее от латинского слова beatus (осчастливленный, блаженный), связано, по-видимому, с состоянием человека, испившего весной живительного березового сока. По другим сведениям, происходит оно от кельтского betu – береза.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных, небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, Мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.
Русское слово «береза» очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый» и «белый». По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).
Наша белоствольная береза – единственная в мире растений. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их «чечевички». Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это время дерево спит и почти не дышит), а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.
Береза – один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, пушистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке, и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.
Какие прекрасные поговорки, загадки посвятил березе народ:
Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.
Бела береста – да деготь черен.
Береза ума дает (о розгах).
Для врага и береза – угроза.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).
В древнем своде верований, обычаев и заговорных слов береза занимает особое место. В Великий Четверг (на Страстной неделе) березовым листом красят яйца. Считалось, что они помогают при худосочии, от слабоумия. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям и домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки: именно такие домики из березовой коры скворцы заселяли всего охотнее, поскольку береста хранит птиц от холода и сырости.
В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи, и потому был «зол до берез» приход весны. Ввиду того что весна на юге и севере приходилась на разные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере – апрель. Березозол – март – был первым месяцем года до XV века. С тех пор русский календарь перестраивался, но название это сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
На Руси 11 апреля выходили в леса и «слушали березу» (плели венки из свежих веток, пили березовый сок), о котором говорили: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлым пеленанье».
Береза – уникальнейший энергодаритель. Недаром говорят:
«Кого береза полюбит, тот всегда возле нее станет здоровым».
Только жизнь ваша и ваши поступки должны быть добрыми. Алчных людей она не терпит.
Березовым соком поили больных, очищали им кровь, выгоняли болезни из тела.
Народные приметы тесно связали березу с сельскохозяйственными работами.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Коли береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. (Считали, что ольха – березе родня.)
Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Зазеленеет, покроется клейкими треугольничками листьев береза – время раскрываться почкам и на вишне, и на яблоне, и на груше. А людям пора в огородах картошку сажать.
Береза – прекраснейший метеоролог.
Березовый сок заготавливают в апреле. Из пораненной березы сок вытекает:
мало – к сухому лету, обильно – к дождливому.
Береза зеленеет за 5–6 дней до среднесуточной температуры воздуха –10 градусов по Цельсию.
Береза распустит первые листики через 18 дней после зацветания орешника, которые спустя еще 5 дней станут настоящими листьями.
Весной береза опушилась раньше клена – к сухому лету, позже – к сырому.
У березы листья распускаются раньше, чем у клена и ольхи – к сухому и ветреному лету, позже – к дождливому и холодному.
С появлением на березе третьего листа вылетают майские жуки, в реках нерестятся окунь и плотва (при теплой погоде плотва мечет икру в три зари), в зарослях поют соловьи.
Листья березы в третьей декаде августа желтеют с верхушки – к ранним осени и весне, с низа кроны – к поздним.
Листья на верхних ветвях березы долго сохраняются зелеными, когда с нижних ветвей давно уже облетели – к зиме ранней, весне – благодатной.
В начале октября лист с березы опадет не полностью – к позднему снегу и холодной зиме.
У березы листопад ранний – к ранней зиме, поздний – к зиме суровой и продолжительной.
В октябре листья с березы опадут полностью – к легкому и урожайному году, частично – к суровой зиме.
Березовые рощи зазеленели – время распускания почек вишни, груши и яблони.
У березы сережки лопаются – пора сеять хлеба.
Березовый сок весной невкусен – к хорошему урожаю хлеба.
Березовый лес в безветрие шумит: летом – к дождю, зимой – к метели; притих: летом – к грозе, зимой – к морозу; шуршит: летом – к теплу, зимой – к оттепели; трещит: летом – к засухе, зимой – к длительным морозам.
Особый шум березового леса, происходящий от некоторых ветров, – признак непогоды.
Над березовым лесом воздух приобрел синий оттенок – к теплу, перед дождем.
Зимой березовый лес стал темнее, будто бы почернел – к оттепели, снегу.
Березовый лес сереет – к морозу.
В лесу треск березовых деревьев усиливается: осенью – к сухой погоде, зимой – к сильным морозам.
Березовые деревья заиндевели – к предстоящим морозам.
Зимой сухие березовые листья на березах шелестят – к снегу.
Березовый лес в мороз вдруг зашумел – к оттепели.
В березовом лесу на возвышенностях вечером и ночью теплее, чем в открытом поле или на равнине: летом – к сухой и ясной погоде, зимой – к морозной; температуры равные – к плохой облачной погоде: летом – с дождем, зимой – с ветром и снегом.
Березовые ветви сухие в безветренную погоду в лесу обламываются, опадая с деревьев, – к дождю.
У одиноко стоящих березовых деревьев ветки с южной стороны развиты лучше, чем с северной.
Березовые деревья в инее – небо будет чистым и голубым.
Березовые деревья для строевого леса руби в новолуние; вырубленный на ущербе Луны лес сгниет.
Березовый строевой лес лучше всего рубить в феврале, когда циркуляция сока в дереве прекращена.
Кора на северной стороне березовых деревьев темнее и грубее, чем на южной.
Березовых листьев уголки утром покрыты капельками воды – к дождю.
В безветренную погоду листья березы поворачиваются изнанкой вверх – к сырой погоде, к дождю.
В конце второй декады сентября меняют окраску листья березы.
Лист березы осенью с дерева опал не полностью – к зиме холодной.
Летом на березах появились желтые листья – осень и зима будут ранними.
Осенью листья на березах опадают раньше обычного – к ранней и крутой зиме, позже – к затяжной суровой зиме, плохой весне и неурожаю в следующем году. Обычно березовые листья опадают к 15 сентября (плюс-минус 11–14 дней).
Снег выпал при не полностью опавших березовых листьях – к тяжелой зиме.
На 50-й день после Пасхи наступала Троица – праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. На Руси этот праздник связан с культом березы и назывался еще Семик (семицкая береза). Дерево воспринималось нашими предками как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Из его веток плели венок, и девушки мечтали связать крепко-накрепко свои думы с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Целительная сила березовых веток и листьев в этот день возрастала. В Семик они оберегали избы от всяких нечистых духов. До сих пор на Троицу в пазы углов дома на Вологодчине крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передавались стенам. Семик – четверг, день, который предсказывал, чему статься. Коли завитые ветки березы не завяли в эти дни, то задуманное непременно свершится.
На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога. В нем она ходила целый день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай болезни кормилицы – тогда целительные ветви из него тоже добавлялись в корм.
Девушки шли в березовые рощи. Они знали, что следует нарвать и крепко завязать у ворота рубашки в тряпицу горькую траву полынь, чтобы русалки не завели в речную глубь, не закрутили в русалочьем хороводе. Девушки плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали венки с головы. Плохо было, если венок шел ко дну. Это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо так же канет в небытие то, о чем она мечтала. А если венок приставал к другому берегу, это служило знаком того, что любовь девичья привьется, «пристанет» к сердцу парня.
Считалось, что на ветвях березы раскачиваются русалки, это их любимое занятие. Качаются они и с тоской смотрят в сторону девичьих хороводов. Чудно, но им надобно было в эти дни насладиться и цветами, и всей земной красотой, а может быть, эти дни были единственно возможными, чтобы зачать дитя от крепкого, здорового парня, а не от холодных речных потоков.
Русалки считались пособницами в девичьих гаданиях. Девушки несли в лес яичницу, пироги, расстилали под деревом полотенце, раскладывали под березой принесенную еду. Около нее и водили «круги». Не просто хоровод, а именно «круги». Заклинание, еда, добрый Божий свет, цветущая природа символизировали этот обряд. Яичница была сутью плодородия, связанная с огнем. Скорлупу тщательно сохраняли, складывали на шесток под сводом печного устья, затем ее обжигали и толкли в ступке. Истолченная в Семик скорлупа славилась своей целебностью. Верили, что та девушка, которая сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В Петров день русалок провожали, венки развивали и бросали в воду.
Березовые ветки применяли для очищения и изгнания злых духов путем постегивания одержимых ими людей или животных.
Это дерево обладает силой очищения, а также защитными силами. У русских существовал обычай обвязывать ствол березы красной лентой, чтобы защитить себя от дурного глаза.
Традиционная метла, на которой летают ведьмы, делается из березовых веток. С учетом защитной силы березы из ее древесины издавна изготавливали детские колыбели.
Ветви березы, помещенные в доме или на крыше, приносят удачу и предохраняют от дурного глаза, и той же полезной цели служат побеги, которые носят на шляпе или в петлице.
Над дверью каждого дома, а также на подготовленных для посева грядках и над свинарниками, коровниками, птичниками утром 1 мая вешали маленькие кресты из березы и рябины. Считали, что они приносят удачу, а также отвращают чары ведьм, злых духов, считавшиеся в это время года наиболее сильнодействующими. Крестики вешали и по другим поводам, в частности, когда становилось известно о появлении ведьмы или возникало опасение сглаза со стороны какого-нибудь злонамеренного человека.
1 мая приносили высокую березу, украшали ее белыми и красными лентами и устанавливали напротив дверей конюшни. Этот «майский шест» оставляли на этом месте на весь год, чтобы предохранить лошадей от болезней и несчастий и особенно чтобы не позволить ведьмам и злым феям мучить их по ночам. В то, что лошади подвергались таким мучениям, верили все, кто ухаживал за лошадьми. Лошадей поутру после таких ночей находили выбившимися из сил, с настолько перепутавшимися гривами и хвостами, что конюхам приходилось тратить несколько часов, чтобы распутать узлы. От такого-то несчастья и предохранял майский шест из березы.
Березовую метлу использовали при бракосочетании. Метла располагалась наискосок поперек открытой двери или дома невесты, или дома, где новобрачным предстояло жить. Молодой человек запрыгивал в дом поверх метлы, и невеста за ним. Надо было постараться не задеть ни притолку, ни метлу, ни также случайно сдвинуть последнюю, иначе обряд считался недействительным. При этом требовалось присутствие свидетелей, а один из видных и высокочтимых сограждан выступал в качестве совершителя обряда. Такой брак считался вполне действительным, как бы ни осуждало его духовенство. Впрочем, его с такой же легкостью можно было расторгнуть: для этого достаточно было в течение первых двенадцати месяцев снова таким же образом поместить березовую метлу в дверном проеме, и неудовлетворенная сторона выпрыгивала обратно, из дома наружу. Правила были те же, что и при сочетании: должны были присутствовать свидетели, а прыгающий не должен был задеть ни метлы, ни притолоки. Если обряд выполнялся правильно, обе стороны считались свободными и могли вступать в новый брак.
В свадебном обряде у эвенков мужчинам-сватам полагались ритуальные кедровые посохи, а женщинам-сватьям – только березовые. Ветка березы, посланная со свахой в дом жениха в качестве ответа, означала согласие девушки. Невеста в дом жениха следовала с березовым посошком.
В течение мая запрещалось использовать метлу из березовых побегов, ибо считалось, что от этого кто-то в семье умрет. Как утверждает старинный стих:
Коль в мае березой дом будешь месть ты,
То выметешь мусор с хозяином вместе.
Сколько листьев березы поймаете вы одной рукой в осенний листопад, столько счастливых месяцев у вас впереди. Даже один лист, пойманный до того, как он коснется земли, предохранит вас от простуды и прочих невзгод надвигающейся зимы.
1 июля – макушка лета. Если в полдень на макушке лета заплести в круг ветки березы, да не молоденькие, а крепкие, вызимовавшие, то через этот круг, встав у речной низины, можно увидеть «любимых, неизвестно где прислонимых». Уходили на поле битвы, которое в старину «полем чести» звали, со всей Руси на защиту родной земли мужья, братья, женихи, сестры милосердия. Не всем было суждено вернуться в родной дом. И непришедших, затерянных в дальней дали, о которых сердца женщин тосковали, можно было, по народному поверью, увидеть, мысленно укрыть травами, осенить рукой.
4 августа – Марья-суровица. Трава до полудня в этот день бывает в росе, и уже босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя. В этот день обметают березовым веником, загодя приготовленным или от Троицы оставленным, оконницы. Уж сколько за лето паутины привилось к наличникам. Надо эту паутину смести, осветить Марьиным светом свое житье-бытье. Марьин свет в этот день самый сильный.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льет, гнетет и снизу метет.
Когда лист с березы чисто спадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
18 сентября гнали из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща, синью кожа подернута. Кумоха – нечистая сила. В деревне 18 сентября часто вечером баню топят. Березовым веником хлещут по согнутым спинам, не дают Кумохе, а также осенней сырости согнуть людей в осеннюю непогоду.
В старину ветер, что деревья оголял, до костей крестьянина пробирал, на порог избы холодно, люто восставал, называли паздерником. Он не просто деревья оголяет, но и с веток лист сдирает. Октябрь – паздерник – месяц переменной погоды, месяц особых примет будущей зимы. И коли лист с березы начисто опадает, то это холодную зиму предвещает. Лист «лицом», то есть гладкой стороной, ляжет на землю – это предвестие недорода. А когда лист ложится лохматой, вогнутой стороной к земле, как бы заботливо прикрывая ее, то крестьяне знают, что не померзнут озимые хлеба зимой.
4 ноября – Казанская. Называли ее зимотворной. Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать и прямехонько бежала к березовой роще. Искала лист, что на березе пониже висел, в иней обернутый. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем. В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала к деревне совсем иной. Ведь вера – она спасает!
Считают, что береза обладает силой очищения, а также защитными силами. Ствол березы обвязывают красной лентой, чтобы защитить себя от «дурного» глаза. С учетом защитной силы березы из ее древесины с глубокой древности изготавливали мебель.
Если вам придется спать под открытым небом, наденьте себе на шею нитку с нанизанными на нее корнями березы – это убережет вас от нападения диких зверей.
Существует старинное поверье, заключающееся в том, что корни, выкопанные на церковном кладбище или на любой священной земле, отведут смерть на тот период, пока человек носит с собой корень.
Во Франции березу называют «Деревом Мудрости», что полностью соответствует правде.
О бересте – коре березы – особая речь. Считалось, что береста является активным поглотителем отрицательной, угнетающей человека энергии. В народе о ней говорили: «Ан бересто не так просто». Все поделки из нее отличались легкостью, долговечностью, красотой. Чего только не мастерили из бересты. Поплавки, подойники, подстилки, короба, заплечники-набирушки, пастушьи трубы и дудки, футляры для инструментов, берестяные «ковры» от дождя, табакерки, корзиночки-кружонки.
С давних пор использовали люди различную посуду (кубышки для хранения муки, зерна, меда, красной и черной икры, ведра, подойники, солонки и др.), изготовленную из коры березы – бересты. Такая посуда предохраняет продукты от порчи. Она непроницаема ни для воды, ни для воздуха. Зимой, в самые лютые морозы, в берестяной посуде вода не замерзает. Из берестяных лент плели веревки, канаты, пояса. Берестой оплетали треснувшие «дряхлые» кувшины, горшки, миски. Это называлось «берестить», а чиненая посуда – «берещеной». Такой берещенный в XVI веке глиняный кувшин нашли археологи при раскопках на реке Яузе. Многие изделия из бересты украшались рисунками и резьбой, чем особенно славилась Шемогодская прорезная береста. Работали ножом и особыми палочками, на концах которых крепились выбиваемые в бересте узоры и фигурки. Если береста использовалась в качестве писчей «бумаги», буквы на ней процарапывались медным или костяным «писалом».
Для берестяных грамот и мелких поделок кору снимали, не подваливая деревья. Надрезали мертвый слой бересты, не трогая глубже расположенные жизненно важные ткани, и березы, наращивая со временем новую нежную бересту (барму), продолжали жить.
В отличие от многих деревьев, береза великолепно переносит холод. Даже пребывая в камере с температурой, близкой к абсолютному нулю (–273 °C), березовые ветки не потеряли свою жизнеспособность.
Широкое использование березы на бытовые нужды нашло отражение в целом ряде пословиц и поговорок. О крестьянском освещении – святцах говорили:
«Придет кручина, как ни дров, ни лучины».
О березовых розгах:
«Сотворил бог дурака, сотворил и березу».
О бересте:
«Какова береста, таков и короб».
О дегте:
«Бела береста, да деготь черен».
И, наконец, о дровах:
«Березой согреешься, а не оденешься».
Насчет последнего можно поспорить. Из бересты люди мастерили и одежду, и обувь. Древние лесные охотники носили одежду не только из шкур, но и из бересты. Берестовые ступни и лапти в старые времена на Руси – обувь привычная, а вологодские мужички даже сапоги до колен из нее умудрялись шить. В музее, расположенном в бывших палатах бояр Романовых в Зарядье, хранятся куртки из бересты.
Украшала когда-то береста и головы наших предков – из нее готовили свадебные венцы, на поверхность которых наносились священные изображения. Такие венцы в бедных северных приходах встречались вплоть до конца XIX века.
Всего на Земле насчитывается около 120 ее видов, из них около 65 встречаются в нашей стране. Береза очень плодовита, урожаи семян бывают у нее каждый год. У маленьких (размером с просяное зернышко) семян-орешков два округлых крыла, вдвое больше самого орешка. И летят такие «самолетики» на километр и дальше от родного дома. Прорастают они хорошо, поэтому заселяет береза голые пространства быстрее, чем хвойные деревья, у которых семян меньше, да и урожаи бывают не каждый год. Береза неприхотлива к плодородию почвы, растет быстро, становится пионером при обживании безлесных территорий. Однако не все березы традиционно белые. У некоторых кора ствола и ветвей желтая, розовая, ярко-оранжевая, темно-фиолетовая и даже черная. Есть береза железная, или береза Шмидта, с необыкновенно твердой и тяжелой древесиной, более прочной в изделиях, чем металл, растет она на Дальнем Востоке и Камчатке. Ее ствол нельзя распилить, дерево можно только срубить, меняя топоры. Живет эта замечательная железная береза до 400 лет, тогда как возраст других не превышает 120 лет. И, конечно, все слышали об узорчатой древесине карельской березы, которую называют растительным мрамором.
Живет береза на болоте и на каменистых горах, на песчаных косогорах и на тощей земле, на местах, обожженных пожарами, и среди пней вырубленных деревьев.
Березы в лесу часто растут не одиночными стволами, а группами по нескольку. И все деревья, образующие группу, как бы начинаются в одной точке у земли. Выше они расходятся в разные стороны. Словом, мы обычно видим в лесу как бы пучки берез. В каждом из них насчитывается 2–3 ствола, а иногда и больше. Стволы берез не прямые, они заметно изогнуты наподобие сабли. От земли ствол идет сначала косо в сторону, а уже потом начинает подниматься прямо вверх.
Чем же можно объяснить то, что березы растут группами? Почему так происходит в лесу? Объяснение здесь очень простое. Каждая группа берез – это стволы, которые выросли от одного и того же пня после рубки материнского дерева. Иначе говоря, это деревья-близнецы, имеющие один и тот же возраст. Они появляются на свет следующим образом.
Когда срубают взрослую березу, от коры пня сразу же начинают расти многочисленные молодые побеги, так называемая пневая поросль. В первый год побегов на пне довольно много. Но в дальнейшем почти все они погибают. Лишь немногие из них вырастают в крупные деревья. Именно эти деревья и образуют группы. К этому времени пень полностью разрушается, и от него уже ничего не остается. На месте пня мы видим только деревья нового поколения. Вот объяснение того, почему березы часто растут в лесу группами.
Впрочем, иногда встречаются участки березняка, где все деревья растут одиночными стволами и никаких групп не образуют. Это верный признак того, что березняк имеет семенное происхождение. Здесь деревья выросли из семян, а не от пня. Такие березняки нередко появляются на месте старых заброшенных пашен, на пожарищах. Береза легко поселяется на обнаженной почве, где ее мелкие семена хорошо прорастают. Березняки семенного происхождения широко распространены, они встречаются не так уж редко.
Астрономическое количество березовой пыльцы и спор попадает летом на землю. Одна ветвь березы примерно 10-летнего возраста образует до 100 миллионов пылинок.
Много интересного можно рассказать о представителях березового рода, но мы вернемся к красавице наших лесов, белоснежной березке, получившей от ботаников совсем непоэтичное имя – бородавчатая. И все потому, что ее молодые веточки покрыты мелкими смолистыми железками, похожими на бородавочки. Заметить их может только внимательный наблюдатель. Правда, в последнее время этот вид березы получил более звучное название – береза повислая. Именно ей нет равных в народной медицине, хотя по биологической активности другие разновидности березы тоже можно использовать в лекарственных целях.
Береза повислая – дерево, достигающее 20-метровой высоты. Кора у молодой березы белая, отслаивающаяся поперечными полосами, у старого дерева она темно-серая или черная. Молодые веточки коричневые, блестящие, покрыты бородавочками. Почки яйцевидно-ланцетные, чешуйки по краям реснитчатые. Листья черешковые, продолговато-ромбические, у черешка цельнокрайние, в остальной части остро– и дваждыпильчатые. Цветки мужские и женские в отдельных сережках. Женские сережки – одиночные, вдвое короче мужских, сидят на коротких боковых побегах. Мужские сережки собраны в кисть по 2–4 на концах веток. Плод – ширококрылая семянка. Цветет в конце апреля – начале мая одновременно с распусканием листьев. Плоды созревают с августа-сентября до середины зимы. Береза повислая в зоне смешанных лесов – часто основная лесообразующая порода. Березовые леса занимают в нашей стране третье место по распространенности после сосновых и лиственных.
Люди издавна подметили замечательные целебные свойства березы. Уже в травниках XVI–XVII веков можно найти указание на то, как применять березовые листья и почки, кору березы, называемую берестой, и березовый сок. Современная медицина также признала широкие лечебные возможности березы.