¡ Бюджетное прогнозирование – обоснованное суждение о перспективах возможного состояния бюджета в будущем, альтернативах его развития и сроках реализации.
1. Цель прогнозирования – обоснование предпосылок принятия тех или иных управленческих решений по формированию и исполнению бюджета на средне-или долгосрочную перспективу. Прогноз позволяет наметить варианты развития. Среднесрочное бюджетное прогнозирование служит исследовательской базой текущего бюджетного планирования.
Обоснованность и достоверность бюджетного прогнозирования – важнейшие условия для постановки перспективных целей и задач развития общества, разработки программ их реализации, определения путей и средств достижения конечного результата.
Принципы бюджетного прогнозирования:
✓ непрерывность;
✓ многовариантность прогнозов;
✓ согласованность различных прогнозов;
✓ постоянное уточнение прогнозов;
✓ достоверность прогнозов;
✓ сочетание перспективного и текущего прогнозирования.
Методы бюджетного прогнозирования:
✓ моделирование;
✓ корреляционно-регрессионный анализ;
✓ метод экспертной оценки.
¡ Бюджетное планирование – деятельность по разработке и составлению проекта бюджета, которая обеспечивает сбалансированность и пропорциональность бюджетных доходов и расходов, согласование и координацию деятельности участников бюджетного процесса в предстоящем финансовом году в ходе исполнения бюджета.
2. Бюджетное планирование – один из этапов бюджетного процесса.
Методы бюджетного планирования:
✓ экономического анализа;
✓ экстраполяции;
✓ нормативный;
✓ балансовый;
✓ программно-целевой;
✓ индексный.
В настоящее время в России составление проектов бюджетов строится на основе метода «от достигнутого», когда статьи бюджета предстоящего финансового года определяются путем индексации показателей бюджета предыдущего финансового года. Одним из индексов является годовой темп роста цен на различные товары и услуги.
3. Порядок составления проектов бюджетов определяется БК РФ. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
4. Для составления проектов бюджетов необходимы следующие сведения:
✓ действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство;
✓ предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
✓ виды и объемы расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
✓ нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
5. Составление бюджета основывается на таких документах, как:
✓ Бюджетное послание Президента РФ;
✓ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
✓ основные направления бюджетной и налоговой политики.
6. Для анализа и совершенствования бюджетного планирования этот вид финансовой деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах:
1) бюджетное планирование на уровне финансового органа (формирование бюджета в целом, планирование по видам и подвидам доходов и разделам и подразделам расходов);
2) бюджетное планирование на уровне главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей и бюджетополучателей (формирование функциональной и экономической структуры расходов бюджета, обеспечение их результативности и эффективности).
7. Существуют следующие основные подходы к формированию общего бюджета: планирование «по доходам» и планирование «по расходам».
Доходно-ориентированный подход означает, что формирование расходов строится исходя из общей суммы предполагаемых доходов, а так как доходы ограниченны, то и расходы также подлежат «оптимизации» и планированию в рамках имеющихся ограниченных ресурсов. При этом основной целью ставится формирование сбалансированного бюджета.
В основе расходно-ориентированного подхода бюджетного планирования лежат постановка управленческих задач и определение объема требуемого финансирования всех необходимых мероприятий в целях реализации проводимой социально-экономической политики.