Что ж, у нас остается только одна версия – мама тревожится из-за самого факта увлечения сына писательством. Может ли такое быть? Не только может, но именно так оно и есть. Во времена, далеко не столь толерантные, как нынешние, Курт Воннегут сказал: «Если вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, – идите в искусство». Конечно, сейчас Воннегуту пришлось бы горько пожалеть о грубом и пренебрежительном высказывании в адрес сексуального самоопределения личности, но, к своему счастью, он давно умер. Мы же, минуя специфические аспекты интимной жизни человека, обратим внимание на причинно-следственную связь «искусство – разочарование родителей». Пользуясь тем, что в третьей главе этой книги мы с вами удачно разобрались в разнице между искусством и творчеством, для наиболее точного смыслового соответствия произведу замену одного слова другим и помещу под наш микроскоп феномен «творчество как источник разочарования родителей».
Что родителям не нравится в творчестве их повзрослевших детей? Ведь совсем недавно они аплодировали стишкам, декламируемым чадом, гордо стоящим на табурете, и радостно вешали очередную детскую каляку-маляку на самое видное место. А не нравится им теперь более-менее все. Если ребенок, повзрослев, продолжает зачитывать стихи с табуретного пьедестала или рисовать ровно те же каляки-маляки, родители не без оснований подозревают задержку умственного развития или наличие психических отклонений. Если же стихотворное, изобразительное или любое другое творчество ребенка качественно прогрессирует, у внимательного родителя поводов для огорчения меньше не становится. И тому имеется ряд причин.
Большинство родителей, как и людей в целом, не имеют творческого мировоззрения и заняты в областях, не связанных с искусством. Как-то раз во время семейного застолья дедушка нашего творческого человека после очередной рюмочки сказал ему: «Творческий человек – это не профессия». Что называется, сказал, как отрезал. Сам дедушка человек максимально серьезный – ветеран Великой отечественной войны, инженер, заведующий оборонной научно-исследовательской лабораторией. В его представлении вершину пирамиды профессионального совершенства занимают инженеры и изобретатели, под ними почетно трудятся заводские рабочие, строители, врачи и преподаватели, а на нижнем слое копошатся представители сферы обслуживания – продавцы, официанты, парикмахеры, таксисты и прочие. Людям искусства дедушка отводит подвал, где эти горе-творцы заняты преимущественно самолюбованием, свальным грехом, употреблением алкоголя и наркотиков, и изредка – мазней или бренчанием на гитарке. Паразиты общества, вредители с раздутым самомнением, дармоеды, прожигающие ресурсы и не дающие взамен ничего сколько-нибудь ценного.
Менее категоричные родители осознают, что шансы ребенка преуспеть в творчестве настолько, чтобы оно обеспечивало пропитание, очень малы. Даже дедушка творческого человека признает творчество таких артистов, как Марк Бернес и Владимир Высоцкий, с удовольствием слушает их записи, но считает, что правильные люди искусства – редчайшая аномалия. Действительно, стать музыкантом, художником, поэтом или писателем, зарабатывающим на жизнь собственным творчеством, удается единицам из десятков тысяч творческих людей. И речь идет не о том, чтобы взлететь до статуса живой иконы, звезды с армией фанатов и миллионными контрактами, а о получении регулярного заработка, сравнимого с доходом офисного сотрудника младшего звена. В данном случае следует объяснить родителям творческих детей, что творческий человек вовсе не обязан зарабатывать своим творчеством. Современный мир устроен так, что любой офисный сотрудник, продавец или заводской труженик имеет достаточно ресурсов, чтобы при желании заниматься творчеством в свое удовольствие.
Следующее обстоятельство достаточно важно, чтобы предоставить ему отдельный толстенький абзац. Вместе с объяснением принципа беспрепятственного существования свободного творчества в обязательном порядке требуется подсказать родителям, что творческие навыки не так уж бесполезны, как считает дедушка нашего творческого человека. Творческая личность, тянущаяся к изобразительному искусству и постигшая техники живописи как аналоговые (карандашами и кистями), так и цифровые (с применением компьютерных программ), возможно, никогда не удостоится персональной выставки в Третьяковской галерее. Но при этом она сможет достойно зарабатывать на должности дизайнера или художника-иллюстратора. Получив специализированное образование, человек, у которого в момент творческого становления родители не отобрали карандаши и кисти, может стать архитектором, чей труд очень даже востребован, и чем дальше, тем больше. Благо, что типовые дома-обувные-коробки пользуются все меньшим спросом. Персона, увлеченная писательством, тоже не безнадежна. Пусть она не повторит успеха ни Антона Чехова, ни Дарьи Донцовой, и ее творения так и не покинут тихую бухту самиздата – не беда. Человек, умеющий грамотно слагать буквы в слова, слова в предложения, а предложения в осмысленный текст, не пропадет, покуда существуют вакансии редакторов, журналистов, контент-менеджеров, сценаристов и… назовем их «литературными африканцами» и пока что оставим в покое, дабы вернуться к данному феномену позже. А сейчас вскрикнем хором – «ЭЙ!!!» – чтобы привлечь внимание родителей творческих людей. Все кирпичики и инструменты, которыми овладевает ребенок, расширяют диапазон его возможностей, и никак не наоборот. Пожалуйста, помните об этом, когда тревожный звоночек попытается выбить вас – родителей – из наезженной колеи.
Бывает, конечно, и такая ситуация, в которой родители настолько далеки от творчества во всех его проявлениях, что попросту не понимают его. Глядя на произведения повзрослевших детей, они приходят в бурное смятение. «Как?!» – горестно вопрошают они самих себя: «Как ЭТО возникло у него в голове? Откуда ЭТО? Что ЭТО значит? И что, боже мой, это вообще ТАКОЕ? Как он будет жить среди людей? Как общаться, дружить, работать, жарить шашлык на даче, отдыхать в Крыму, рожать детей и внуков, когда у него в голове ЭТО?!!!» Тут стоит пожалеть всех: родителей, что им достались такие дети, и детей, что им достались такие родители. Я же глубоко уверен в том, что родителям и детям следует друг друга любить и взаимно поддерживать во всем, что не нарушает существующих законов. Надеюсь, вы со мной согласитесь.
Теперь вам, вероятно, любопытно узнать, какие же тревожные звоночки услышала мама нашего творческого человека: «творческий человек – социальный паразит», «творческий человек обречен на нищету» или «творческий человек обречен на непонимание»? Смею вас уверить, что все три, хоть их пронзительный перезвон едва ли показался ей мелодичным. Мама нашего творческого человека очень беспокоится решительно и категорически обо всем, что связано с ее единственным сыном.
Формула успеха
В предыдущей главе среди факторов, приводящих родителей творческих людей в беспокойное состояние, мы отметили низкую вероятность коммерческого успеха при торговле плодами искреннего творчества, рождающимися по велению души. Чтобы картина была полной, и пазл не смущал нас брешами недостающих деталей, давайте-ка разберемся с коммерческим успехом. Что нужно для достижения этой цели? Существует ли в принципе формула вожделенного успеха? Ах, секретная формула – философский камень, познание которого непременно озолотило бы творца. Что ж, примеримся к компонентам и попытаемся оценить их значимость.
Первый ингредиент – время. Успех картин, музыкальных композиций и книг неотрывно связан с историческим моментом их сотворения. Постмодерн произведений Джулиана Барнса, явись он во времена Шекспира или Пушкина, едва ли нашел бы положительный отклик в сердцах и умах тогдашних читателей. Справедливо и обратное – наш современник, пишущий в манере Шекспира или Пушкина, мало кого впечатлит. В любую эпоху до второй половины двадцатого века участников вокально-инструментального ансамбля Metallica ожидало бы что угодно от костра инквизиции до сумасшедшего дома, но только не оглушительный коммерческий успех. Современники Рембрандта, доведись им увидеть «Гернику» или любую другую картину Пабло Пикассо, пришли бы в, мягко говоря, недоумение, пытаясь сообразить, как такое имеет наглость зваться живописью.
Второй компонент – место. На успех творчества влияет не столько география, сколько культурно-национальные особенности, сложившиеся на той или иной территории. В нашем с вами двадцать первом веке образцы успешного творчества родом из Норвегии и, скажем, Саудовской Аравии имеют мало общего. Песенные шедевры таких монстров русского рока, как Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук, предсказуемо оказываются малоинтересны публике, не владеющей русским языком. В девяностых годах прошлого века Борис Борисович пытался добиться творческого признания на Британских островах, для чего перешел в песнях на английскую речь. Однако языковой барьер оказался не единственной преградой БГ на пути ко всемирному почитанию. Ожидаемого эффекта смена языка не возымела. Англичанам осталось неясно, в чем тут кайф, а отечественной публике и вовсе сделалось непонятно и скучно, так что пришлось возвращаться к пению на родном языке и довольствованию местной популярностью.
Следующий ключевой фактор – мода. Жанры, стили и направления в творчестве – это, конечно, навешиваемые ярлыки и кромешное зло. Но, раз уж книги, музыкальные альбомы и другие продукты творчества являются товаром, то приходится их как-то классифицировать и раскладывать по полкам магазинов. Вообразим себе такую простую ситуацию – человек желает купить бутылочку красного сухого вина. Он приходит в супермаркет и обнаруживает, что торговый зал бессистемно забит всевозможными продуктами. Человек не сдается, начинает рыскать и рыть, и, наконец, находит несколько бутылей – явно винных, но на этикетках значатся лишь названия марок. Покупатель призывает продавца-консультанта и вопрошает: «Голубчик, которое из этих вин красное сухое?» Магазинный служащий равнодушно пожимает плечами: «А мне почем знать? Может, какое-то одно, а, может, все или ни одно из них…» Клиент ошарашен: «Позвольте, но как же так! Как же мне определить?!» Продавец, зевнув, отвечает: «Проще простого – купите бутылку, откройте ее да попробуйте».
Нетрудно догадаться, типичного покупателя такой вариант едва ли устроит. Даже если он готов немного поэкспериментировать и попробовать новое для себя вино, тратить деньги на откровенного кота в мешке потребитель с большой долей вероятности не согласится. Поэтому производители вина указывают на этикетке максимум информации – крепость, сладость, сорта используемого винограда, регион происхождения, год урожая, сопутствующие блюда и ожидаемые ощущения (яркие фруктовые нотки, пикантное послевкусие и пряный аромат теплого тосканского вечера). Если и этого потенциальному покупателю оказывается недостаточно, продавцы-консультанты охотно и улыбчиво помогут ему определиться с выбором, щедро сыпля эпитетами и сравнениями.
То же самое происходит в сфере торговли объектами творчества. В условиях рынка никто не рассчитывает, что потребитель станет дегустировать весь ассортимент литературы и музыки подряд. Человеку достаточно прийти в надлежащий магазин и сообщить, что он ищет что-то вроде Владимира Сорокина или группы Nirvana, и ему тут же предложат почитать бестселлеры Михаила Елизарова или послушать Pearl Jam. Чем больше и чаще покупателям будут предлагать то или иное, тем чаще они станут это покупать. Таким образом творчество отдельных писателей и музыкантов складывается в иерархические конкурирующие в рамках жанров и стилей модные топ-листы.
Когда модно слушать треки того или иного исполнителя, все слушают и его, и творчески созвучных ему артистов, заботливо предлагаемых публике индустрией шоу-бизнеса. Мода делает процедуру выбора максимально простой. Если что-то имеет популярность, то зачем тратить время и силы на поиски и оценку чего-то другого. Миллионам человек нравится творчество музыкального коллектива Rammstein, и, согласно бытующему мнению, миллионы не могут ошибаться.
Четвертый и пятый элементы, чья необходимость для достижения успеха кажется очевидной – оригинальность и безупречный уровень исполнения. Вполне разумно, что вскарабкаться на вершину славы по головам конкурентов по силам только тем, кто предлагает нечто принципиально новое и делает это виртуозно. Или нет? Творчество – процесс создания нового из ничего или улучшения чего-то существующего – практически синоним новаторства. Но тут в действие вступают компоненты времени, места и моды.
«Опередил свое время» – так говорят о творцах, признание к которым пришло после их смерти. На самом же деле несоответствие своему времени означает то, что творческий человек производит нечто-то такое, что непонятно, неинтересно и сто лет не надо подавляющему большинству людей, живущих здесь и сейчас. Оригинальность и новаторство должны находиться на таком уровне, чтобы отличаться от привычного, но не настолько, чтобы казаться какофонией, бредом сумасшедшего, а то и откровенным оскорбительным вызовом обществу.
В качестве примера можно обратиться к феномену группы The Beatles. С одной стороны, рок-н-рольные квартеты существовали и до них, и песни про любовь писались и исполнялись вполне массово. Но Битлз сумели вывести поп-рок музыку на новый уровень мелодичности, цепляющей запоминаемости и навязчивости. Закрепить успех помогла обезоруживающая незамысловатость текстов. I want to hold your hand – «Я хочу держать тебя за руку» – спели битлы в 1963 году, и произвели фурор. Как будто бы никто до них и вообразить не смел, что можно просто несколько раз повторить под музыку эту зажигательную мантру, и снести всем крышу как цунами сносит прибрежные поселения.
Популярность The Beatles породила несколько поколений поклонников и неисчислимую армию последователей по всему миру. Некоторым из сотен тысяч битлообразных творческих формирований удалось добраться до широких слоев слушателей и снискать их благосклонность. Однако масштабы успеха подражателей ой как далеки от высот, покоренных квартетом вдохновителей. Большая же часть вдохновленных продолжателей так и осталась в статусе местных групп, играющих в небольших клубах и питейных заведениях, либо растворились в тумане безвестности. Даже бывшие битлы, каждый из которых занялся сольным творчеством, не смогли поодиночке достичь и десятой доли того успеха, что легко и непринужденно давался им при коллективной деятельности. А в музыкальных магазинах полки раздела, помеченного ярлыком «брит-поп», еще долго не оскудевали.
Как же обстоят дела с совершенством исполнения? Нетрудно заметить, что в сравнении с классическими виртуозами, художниками и писателями исполнители популярной музыки, признанные современные живописцы и востребованные литераторы не кажутся такими уж великими мастерами. Их творчество куда ближе к детскому тяп-ляп, чем к монументальным произведениям гениев, обретших бессмертие в веках. И в этом нет никакой странности, поскольку требования к творчеству, как к развлечению, изменились.
От музыки, картин и книг публика стала ждать яркой экспрессии, протеста, провокации, чего-то неожиданного и… при этом узнаваемого, легко усваиваемого и не требующего слишком уж глубокого осмысления. Новые симфонии, оперы и балеты сочиняются и в наши дни, но любопытство они вызывают у весьма немногочисленного круга почитателей. В то же время трехминутный музыкальный клип с легким намеком на присутствие полифонической мелодии или вообще без него может набрать в сети несколько миллиардов просмотров. Но не будем сокрушаться, восклицать «О времена, о нравы!» и ворчливо сетовать на повсеместную творческую деградацию, ведь мы остаемся в полном праве читать, смотреть и слушать исключительно то, что нравится нам.
Вернемся к формуле коммерческого успеха. Мы уже выяснили, что для более-менее вероятного попадания в топ продаж следует творить с учетом текущей культурно-геополитической обстановки, соответствуя символам времени, следя за модными тенденциями и не пытаясь бежать впереди паровоза истории. Новаторство и оригинальность должны быть строго выверены, дабы творчество находило понимание. Легкий привкус дежавю скорее приветствуется, так как эффект узнавания психологически гораздо приятнее погружения в неизведанное. Уровень исполнения должен быть таким, чтобы не отпугивать своей заумностью и эклектичностью, но и достаточным для отличия от детского творчества. Все? Как бы не так.
Личность творческого человека – один из важнейших элементов. В какой семье он воспитывался, с кем дружил в школьные годы, с кем водит знакомство сейчас и вообще коммуникабелен ли. Насколько творческий человек настойчив и изобретателен в продвижении своих детищ. Какие площадки и платформы, инструменты и средства он использует для презентации своих умений. Готов ли он экспериментировать, начинать раз за разом с чистого листа и без каких-либо гарантий вкладывать в свой возможный будущий успех реальные деньги вплоть до продажи единственного жилья.
За этими рациональными аспектами мы чуть не упустили судьбоносный фактор Икс, многогранный и непредсказуемый элемент случайности. Присутствие этого ингредиента означает, что на реальную коммерческую успешность творца может повлиять решительно, что угодно. Наш творческий человек – он брюнет, блондин или лысый? Угостил ли он сигаретой незнакомца на улице 8-го марта? Ездил ли его сосед по даче в Керчь? Хороший ли урожай изабеллы собрали крымские виноградари в 2003 году? Какой процент птиц долетает до середины Днепра? Запретят ли школьницам в костюмах пчелок танцевать тверк? Станет ли премьер-министром Японии женщина? И, наконец, не пропадут ли в связи с громким международным скандалом из продажи глазированные сырки? Как известно, бабочка, взмахнувшая крылышками в одном земном полушарии, может стать причиной урагана в другом полушарии. Все влияет на все и подчас самым неожиданным образом.
Как мы видим, формула успеха умопомрачительно сложна и нестабильна настолько, что нам для нашего же блага и душевного спокойствия лучше будет считать, что ее попросту нет. Поэтому оставим болеть за коммерцию головы, сердца и другие органы издателей, продюсеров и прочих дельцов бизнеса. Мы же с облегчением выдохнем на том, что в чистом и бескорыстном творчестве для творческого человека куда больше искренней незамутненной радости, чем в попытках продать свои творения.
Гениальность признанная и непризнанная
Вас наверняка утомил наш бодрый марш-бросок через кочки, колдобины и ухабы изменчивого коммерческого успеха. Чтобы немного отдохнуть, сделаем привал на живописному речном берегу. Пока мы сидим на травке и нежимся в ласковых солнечных лучах, давайте представим себе рыбу, которая с подозрением поглядывает на нас из толщи своего водного убежища. Эта рыба по совокупности совершенно естественных и объективных причин может быть щукой. Никто не посмеет ее в этом упрекнуть, да и сама рыба не станет тяготиться бытностью щукой. Рыба может быть и не щукой, а, например, плотвой, не испытывать в этой связи никакого дискомфорта и не подвергаться гонениям. Точно так же творческий человек может быть признанным продавцом своего творчества или им не быть – ни одно, ни другое не должно угнетать его самого или влиять на отношение к нему других людей. Только вот с гениями совсем другая история.
Изначально гении основательно обжили мифологические миры древних народов. У ассирийцев они работали сотрудниками службы духовной безопасности. Добрый гений занимал свой пост в человеческом теле или его жилище, тем самым не допуская внутрь демонов – злых гениев, места для которых попросту не оставалось. Греки тоже разделяли гениев на добрых – агафодаймонов, и злых – какодемонов (какое образное и точное словцо!), но при этом расширяли их функционал. Сократ полгал, что персональный добрый гений не только шугает чертей, но и, управляя внутренним голосом человека, предостерегает его от необдуманных поступков вроде игры в виртуальных казино и взятия микрокредитов. Когда же человек умирал (по словам Платона, нередко из-за того, что агафодаймон недостаточно добросовестно исполнял свои упреждающие обязанности), добрый демон в качестве прощального подарка помогал его душе переместиться из царства живых в мрачный Аид. Римляне, съевшие собаку на копировании древнегреческой культуры, по-хозяйски прибрали и греческих духов-хранителей. В результате римского ребрендинга мы получили слово «гений» (от латинского genius «дух»).