В ночь на 12 апреля 1980 г. Уильям Ричард Толберт мирно спал в своей кровати в Монровии. Либерия считалась тогда уголком спокойствия на раздираемом политическими конфликтами, гражданскими войнами и государственными переворотами африканском континенте. Толберт стал президентом в 1971 г., заняв место своего предшественника Уильяма Табмена, правившего страной в течение 27 лет. Как мы видим, у Толберта не было никаких причин ожидать, что его президентский срок вскоре подойдет к концу.
Со дня своего основания и вплоть до этого момента Либерия фактически была однопартийным государством. Страну основали освобожденные американские рабы, прибывшие сюда в 1820 г., а в 1847 г. провозгласившие Либерию самостоятельным государством. С тех самых пор страной правила горстка элиты, которую составляли потомки бывших рабов. Коренное же население этих мест подвергалось всяческим притеснениям. Не считая Эфиопии, Либерия была единственной африканской страной, никогда не бывшей ничьей колонией.
Тем ранним апрельским утром сержант Сэмюэл Доу проник в дом Толберта с группой офицеров и солдат, принадлежавших к коренному населению. Свидетели рассказывали, что Доу выпустил кишки спящему Толберту, даже не потрудившись его разбудить. Были убиты в боях 26 самых преданных сторонников Толберта. Труп бывшего президента сбросили в общую могилу вместе с телами 27 других жертв. После недолгого судебного разбирательства 22 апреля были казнены 13 министров. Многие из сторонников прежнего режима были арестованы.
Переворот положил начало целой цепи событий и вверг Либерию в период смуты, длившейся четверть века и принесшей стране две гражданские войны и длинную вереницу более или менее вменяемых правителей.
Итак, для того чтобы стать диктатором, вам придется сделать как минимум одну вещь: захватить власть в какой-нибудь стране. Проще сказать, чем сделать. Стран на нашей планете не так уж много. Во всяком случае, на несколько порядков меньше, чем индивидов, мечтающих о власти и могуществе. С другой стороны, если изучить историю на предмет того, как часто власть переходила из рук в руки, можно решить, что это делается элементарно. Начинающий диктатор всегда может рассчитывать, что ему подвернется возможность. Некоторым помогают из‑за границы, другие оказываются у власти случайно, наследуют ее от родителей или просто оказываются в нужном месте в нужное время. Кое-кто, получив власть, даже не осознает, что является лишь марионеткой в чьей-то игре.
Однако не всем так везет, и скорее всего захват власти потребует долгой подготовки и упорного труда. В зависимости от места, времени и обстоятельств, вы можете выбрать один из нескольких возможных сценариев. Если вы мечтаете стать диктатором, вы должны очень тщательно продумать план реализации своей мечты. История пестрит примерами неудачных попыток, а неудачная попытка может легко привести вас в изгнание, а если вам совсем не повезет, то и на кладбище. К счастью, большинство сценариев уже проверены временем, и существует один безотказный прием, который почти всегда дает хороший результат.
Если вы твердо решили сделаться диктатором, то прежде всего должны определить, где именно осуществите свой план. Наиболее очевидным выбором будет, вероятно, ваша родина, но очевидный выбор далеко не всегда является самым удачным. Намного сложнее стать диктатором в стране с прочно укоренившейся демократией, нежели в государстве, где уже действует авторитарный режим. Чаще всего диктатор подхватывает эстафету у предыдущего диктатора, а за ним в свою очередь следует новый деспот. Впрочем, и у этого правила есть исключения. Еще не так давно целый ряд стран Латинской Америки, к примеру, Аргентина и Чили, являлись диктатурами, а теперь там процветает демократия. Да и зачем ходить за примерами так далеко? Не так уж много времени прошло с тех пор, как диктаторы правили в Португалии и Испании, не говоря уже о странах Восточной Европы.
Но демократия – скоропортящийся товар. Демократия в России уже была далека от свежести на момент прихода к власти Владимира Путина, и лучше с тех пор вряд ли стало. В последние годы избранные демократическим путем лидеры многих стран Латинской Америки самовольно расширили свои полномочия и даже начали покушаться на свободу средств массовой информации. Конечно, это не означает, что они непременно превратятся в диктаторов, но вполне очевидно: они движутся тем же курсом, что и деспоты прошлого, ставшие в итоге единоличными правителями. Кроме того, нельзя забывать, что в Латинской Америке смена диктаторских режимов демократическими и наоборот стала почти традицией.
Даже в Западной Европе демократия не является единственно возможным вариантом. Не будем забывать, что современная представительская демократия является относительно недавним изобретением, поэтому сложно сказать, долго ли она протянет. Существуют прецеденты, когда люди использовали демократические процессы для того, чтобы отказаться от власти. В 2003 г. население Лихтенштейна подавляющим большинством голосов передало князю полномочия, ставящие его выше демократических институтов и дающие ему право наложить вето на любой законопроект, выдвинутый парламентом, распустить правительство или отправить в отставку министра. Президента Белоруссии Александра Лукашенко называют последним диктатором Европы, однако все идет к тому, что князь Лихтенштейна Ханс-Адам II составит ему компанию на этом поприще[1].
Другими словами, если вы всегда мечтали стать диктатором, не отчаивайтесь: у вас есть все шансы! Сейчас я расскажу вам несколько испытанных способов захватить власть в отдельно взятой стране.
Захват власти, произведенный Сэмюэлом Доу в 1980 г., был классическим coup d'état, или, как говорят у нас, государственным переворотом. По определению государственный переворот – это стремительный захват власти, осуществленный небольшой группой людей, входящих в существующий государственный аппарат. Как правило, эта группа происходит из среды военных.
В течение последнего столетия государственный переворот был одной из самых распространенных форм получения власти. Так, у многих из нас Латинская Америка вызывает ассоциации с частыми переворотами, и тому есть причины. Только в Парагвае за последние 100 лет произошло 45 переворотов или попыток их организации. И все же по сравнению с Боливией Парагвай может считаться оплотом стабильности. С тех пор как в 1825 г. Боливия получила независимость, в стране произошло около 200 переворотов, а это более одного в год.
В последние 50 лет и Африка страдала от постоянных попыток захвата власти. Так, между 1952 и 2000 гг. в 33 африканских странах произошло в общей сложности 85 государственных переворотов. Из них 42 имели место в Западной Африке, где находится и Либерия.
Однако, несмотря на то что государственный переворот является одним из самых популярных способов получить власть, необходимо учесть, что далеко не везде он имеет шансы на успех. По мнению военного историка Эдварда Люттвака, есть три обязательных условия успешного переворота.
Бедные страны гораздо более подвержены государственным переворотам, нежели богатые. Бедность часто сопровождается довольно низкой степенью вовлеченности народа в политические дела. Население таких стран малообразованно, по большей части безграмотно и живет главным образом в деревнях. Вся власть находится в руках очень небольшой группы образованных и состоятельных представителей элиты. Перевороты в стране, где власть в любом случае переходит от одного представителя этой группы к другому, совершенно не волнуют основную массу крестьян и рабочих. Не обладая никаким политическим весом при прежнем режиме, они едва ли будут противиться его смене. В странах, где политическая власть распределена между большим количеством граждан и политических институтов, которым есть что терять, провести переворот будет значительно труднее.
Для того чтобы провести государственный переворот, вам следует выбрать страну, которая ни от кого не зависит в политическом отношении. Ведь вы не можете захватить власть, если ее источник лежит за пределами страны. Во время венгерской революции 1956 г. демонстранты взяли под контроль все венгерские институты власти: вооруженные силы, полицию, телевидение. Однако, к сожалению, реальная власть находилась в Москве, более чем в полутора тысячах километров от места событий. Советский Союз держал войска как в самой Венгрии, так и на прилегающих территориях, и они не подчинялись венгерскому командованию. Чтобы стать успешной, венгерская революция должна была происходить в Москве.
Для того чтобы можно было быстро захватить власть, она должна быть сосредоточена в институтах, которые удобно контролировать и координировать из единого центра. Если власть распределена по инстанциям, которые взаимодействуют между собой лишь при помощи правительства, или же регионы имеют высокую степень самостоятельности и мало зависят от центральной власти, осуществить переворот будет весьма непросто. К примеру, пару столетий назад отдельные американские штаты обладали такой значительной автономией, что едва ли вы сумели бы многого добиться, проведя государственный переворот в Вашингтоне. В Демократической Республике Конго центральная власть так слаба, что переворот в Киншасе едва ли даст вам хоть какое-то влияние на другие регионы страны. В Сомали же реальной центральной власти вообще не существует, как не существует и правительства, контроль над которым вы могли бы захватить в ходе переворота.
Таким образом, для переворота лучше всего подходит политически независимая, но бедная страна, где власть сосредоточена в руках малочисленной элиты. Как только вы найдете такую страну, можете начинать планировать захват власти. Вы должны обзавестись верными сторонниками, которых сможете посвятить в свои планы, а также определить, кто из правящих кругов перейдет на вашу сторону в нужный момент, а кто, напротив, до последнего будет поддерживать нынешнего главу государства. Вы должны подумать о том, как сломить сопротивление и как сообщить новость всему народу, а также подготовиться к возможной реакции со стороны других государств.
Самое главное – привлечь на свою сторону военных. Без их поддержки осуществить переворот практически невозможно.
Были времена, когда для того, чтобы получить помощь от США, достаточно было сказать, что вы хотите помешать коммунистам прийти к власти. И наоборот: лозунги о борьбе против капитализма гарантировали вам помощь со стороны Советского Союза. Когда вскоре после провозглашения независимости Конго первый избранный премьер-министр страны Патрис Лумумба близко сошелся с русскими, американцы забеспокоились. Бывший резидент ЦРУ в Конго, Ларри Девлин, описывал, как разведывательное управление пыталось подбросить премьеру отравленную зубную пасту, чтобы заменить его собственным кандидатом по имени Мобуту Сесе Секо. К счастью для США, их опередили бельгийские агенты и местные повстанцы. В январе 1961 г. Лумумба был убит и похоронен в неизвестном месте, а его пост занял Мобуту.
К сожалению, в наши дни далеко не так просто обеспечить себе поддержку за рубежом, как во времена холодной войны. Теперь для того, чтобы получить помощь от США, вам придется сочинить историю о том, что режим, который вы хотите свергнуть, поддерживает террористов. Если же и тогда вы не найдете сторонников, всегда можно привлечь наемных солдат.
Одним из самых востребованных наемников после Второй мировой войны был Боб Денар. В течение своей долгой карьеры он сражался в Конго, Анголе, Йемене, Нигерии и Иране, нередко от имени французского государства. Больше других стран Денар любил Коморские острова, где он принял участие в четырех государственных переворотах. Впрочем, это не так уж удивительно, поскольку Коморы в целом весьма располагают к переворотам: с тех пор как страна обрела независимость в 1975 г., здесь произошло более 20 переворотов или покушений на захват власти.
Сразу же после того, как Коморы провозгласили себя независимым государством, Денар сместил президента по имени Ахмед Абдалла и заменил его более предпочтительным с точки зрения французов Али Суалихом. В 1978 г. Денар снова вернулся на острова, на этот раз по поручению Родезии и Южной Африки, которые были недовольны политическим курсом Суалиха. Денар и 43 подчиненных ему солдата сместили Суалиха и снова посадили в президентское кресло Абдаллу. Вскоре Суалих был убит – вероятно, подручными нового президента.
Денар поселился на Коморах и использовал их как базу для своих военных операций на африканском континенте. В последующие десять лет он был начальником личной охраны президента и фактически правил страной. К 1989 г. Франция и Южная Африка утратили интерес к поддержке режима, существующего лишь благодаря наемным солдатам. Абдалла был убит, а Денар, который, скорее всего, был причастен к этому убийству, вынужден был покинуть страну.
Однако в 1995 г. он снова вернулся. Денар вместе с 30 солдатами подплыл к острову на надувных лодках «Зодиак» 27 сентября, высадился на берег и сместил с поста президента Саида Мохаммеда Джохара. Но на этот раз Франция решила не спускать ему с рук подобное поведение. Уже 3 октября французские войска оккупировали Коморы и взяли Денара в плен. После длительного судебного процесса его приговорили к четырем годам лишения свободы за «участие в банде, планировавшей криминальные действия», однако он умер в 2007 г., не успев отбыть срок.
Заручившись поддержкой военных и, возможно, зарубежных стран, вы должны определить основные факторы влияния в выбранной стране. Кто обладает реальной властью? Их необходимо арестовать. Какие подразделения полиции и службы безопасности следует нейтрализовать в первую очередь? Очень важно как можно быстрее взять над ними контроль. Чем меньше людей будет знать о ваших планах, тем лучше: нужно держать все в строжайшей тайне. Если служба разведки вашего оппонента пронюхает о готовящемся перевороте, на нем можно смело ставить крест.
Далее при проведении государственного переворота необходимо быстро взять под контроль радио и телевидение. Захватив власть, вы согласно обычаю должны выступить в прямом эфире с речью, в которой рассказываете народу о смене власти. Никогда не называйте произошедшее переворотом. Лучше говорите о мирной революции, борьбе за человеческие права или разрешении конституционного кризиса. Кроме того, приведите один, а лучше несколько аргументов в пользу смены власти из предложенного списка.
Нам пришлось сделать это, чтобы:
• победить коррупцию и непотизм;
• защитить конституцию;
• спасти народ от тирана;
• установить демократию.
Утром 22 апреля 1990 г. на частоте Федеральной радиокорпорации Нигерии было передано следующее обращение:
«Дорогие сограждане-нигерийцы! От лица патриотического и деятельного народа центрального и южного регионов нашей родины я, майор Гидеон Оркар, с радостью сообщаю об успешном свержении деспотического, коррумпированного, наркобаронского, жестокого, лживого, гомосексуалистского, расточительного и антипатриотичного режима генерала Ибрагима Бабандиги».
Блестящая эпитафия, в которую Оркару удалось втиснуть обвинения в диктатуре, коррупции, наркопреступности (какое меткое слово он для этого подобрал!) и общей жестокости. Не забыл он и о сексуальной ориентации власть имущих. К несчастью для Оркара, режим Бабандиги вернулся к власти, восстание было подавлено, а самого майора казнили.
Как мы видим, государственный переворот имеет долгую и славную историческую традицию. Грамотно проведенный переворот – кратчайший и наиболее эффективный путь к власти. К его недостаткам можно отнести последствия возможной неудачи. Скорее всего, вам грозит длительное и безрадостное пребывание в мрачной тюремной камере, ссылка или немедленная казнь. Кроме того, не всякие обстоятельства благоприятствуют проведению переворота. К счастью, есть и другие способы заполучить власть.
История жизни либерийского полководца и политика Чарльза Тейлора даст фору любому голливудскому блокбастеру. Тейлор родился 28 января 1948 г. в Артингтоне, недалеко от либерийской столицы Монровии. В 1972 г. он поехал изучать экономику в США, где заинтересовался политикой. Во время государственного визита в США тогдашнего президента Либерии Уильяма Толберта Тейлор руководил демонстрацией против либерийской делегации ООН в Нью-Йорке. Он даже был арестован за угрозу применения силы. Позднее Тейлор вернулся в Либерию, где поддержал организованный Сэмюэлом Доу переворот. В знак благодарности за поддержку Тейлор получил важный пост в администрации Доу. Он постарался извлечь как можно больше выгоды из этого назначения, так что в 1983 г. его сместили с поста за присвоение и растрату почти $1 млн.
Тейлор бежал в США, однако 24 мая 1984 г. был арестован в Массачусетсе и попал в тюрьму, где должен был ожидать высылки обратно в Либерию. В сентябре 1985 г. Тейлор вместе с четырьмя другими заключенными совершил сенсационный побег из строго охраняемой тюрьмы. Как братьям Гавс из известного мультфильма про Дональда Дака, арестантам удалось перепилить железный прут оконной решетки в неиспользуемой прачечной. Оттуда они спустились по веревке, связанной из нескольких простыней, перелезли через ограду и были таковы.
Остальных беглецов вскоре поймали, однако Тейлору удалось скрыться. Он поехал в Ливию, где прошел военную школу у самого Муаммара Каддафи. Затем перебрался в соседнюю в Либерией страну, Кот-д'Ивуар, и создал там партизанскую группировку под названием «Национальный патриотический фронт Либерии». В декабре 1989 г. Тейлор со своими отрядами отправился в Либерию, чтобы отнять власть у Доу.
К несчастью для Тейлора, его опередил бывший союзник. В декабре 1990 г. Принс Джонсон, некогда бывший членом «Национального патриотического фронта», захватил Монровию и взял Сэмюэла Доу в плен. В ходе операции выяснилось, что Доу весьма суеверен: солдаты Джонсона отняли у него множество разнообразных амулетов, один из которых бывший президент спрятал у себя в анусе. На допросе Сэмюэла Доу в штаб-квартире Джонсона разрешили присутствовать одному палестинскому журналисту. Сделанную им видеозапись допроса Джонсон с гордостью демонстрировал иностранным журналистам, бывавшим в его штабе, и транслировал по телевидению для всего мира.
Мы видим Доу, сидящего в одном белье и окруженного солдатами. Напротив него сидит Джонсон, очевидно пьяный, с ожерельем из ручных гранат на шее и с бутылкой пива Budweiser в руке. Рядом стоит женщина и обмахивает его платком, чтобы ему не было жарко. Внезапно Джонсон ударяет кулаком по столу и приказывает одному из солдат отрезать Доу ухо. Несколько человек удерживают бывшего президента во время исполнения приказа. В одной из версий этой записи кажется даже, что Джонсон закусывает пиво отрезанным ухом. Затем Доу выводят из помещения и убивают. Джонсон объявляет себя президентом Либерии.