Категорично, просто и ритмично!
Эта книга родилась случайно, в ходе работы над речевым материалом для фонетических упражнений. В процессе набора книги на компьютере я, человек, пытающийся печатать письменные работы более 20 лет, почувствовала, как у меня стала набираться скорость печати без использования тренажёров. Тогда я решила попробовать создать эталонные фразы для печати, используя современные подходы в обучении. По специальности я логопед. Пройдя многочисленные повышения квалификации по нейропсихологическим подходам коррекции речи (создатель науки нейропсихологии – А. Р. Лурия), я влюбилась в этот метод, так как он основан на точных клинических данных, а я по первому образованию медик, а по второму – лингвист. Таким образом, я учитываю в обучении и общепедагогические принципы, и специальные коррекционные подходы. Цель данного пособия не стоит в том, чтобы 100 % всех обучить «слепой» печати, но в разы повысить скорость печати любого, кому по роду занятий приходится иметь дело с набором текста.
В чём особенность данного самоучителя? В приёмах освоения клавиатуры, формировании ритмического и графического ключа при печати языкового материала. Основные методики, использовавшиеся при обучении машинописи ранее, заключались в следующих принципах освоения клавиатуры.
По этапам освоения аппликатуры:
а) печатание десятью пальцами в пределах одного горизонтального ряда, затем добавление клавиш верхнего ряда и, наконец, добавление клавиш нижнего ряда;
б) освоение клавиатуры вертикальными рядами;
в) метод пакетного письма: используются комбинации клавиш относительно одной заданной и отработка базовых слогов при печати.
По способу закрепления за пальцами клавиш:
а) жесткая связь пальцев с аппликатурой (основная на сегодня);
б) свободная, когда существует взаимозаменяемость пальцев (на стадии экспериментов) – представленная в настоящем пособии методика может быть переходным звеном к освоению этого метода (если это представляется целесообразным) при общем смещении рук относительно клавиатуры и под частично зрительным контролем на начальном этапе, так как основой является коррекция апперцепции вектора движения.
В описанном в этом пособии подходе, наверное, можно увидеть черты всех ранее созданных методик. Однако более всего он ориентирован на использование в тренировочных упражнениях акцентных ритмов, понятия вектора движения и графического ключа, а при подборе материала упражнений основной упор делается не на слоги, а на слова и фразы, т. е. смысловой контекст и интонационно-ритмические средства речи, позволяющие быстрее и лучше усваивать информацию и формировать двигательные навыки.
Возможно, кто-то найдёт данную работу неидеальной. Но использовать некоторые описанные в этой книге приёмы обучения машинописи будет, несомненно, полезно, легко выполнимо и интересно. А, возможно, и перспективно, поскольку эти приёмы органично вписываются в этапы формирования «слепого» метода печати или содержат прямое указание на них.