– Как Вас представить? – спрашивает девушка, модератор круглого стола, листая сценарий.
– Как-нибудь попроще. Можно просто отец Александр.
– Ну, что Вы? Разве так можно? Видите, как много людей собралось? – девушка кивает в сторону переполненного зала. – И каждого надо заинтересовать!
Я понимаю, что институт впервые пригласил священника для общения со студентами, и теперь важно не ударить в грязь лицом. Тем более, что в первом ряду сидит проректор, который до сих пор сомневается, надо ли было пускать меня в «огород»?
– Маша про Вас мне все написала! – девушка листает блокнот. – Только не могу найти. Где же это? Ах, да. Вот! Нашла!
Она ловко загибает лист и медленно, почти по слогам, читает:
– Протоиерей, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, ключарь Успенского кафедрального собора, писатель, кандидат исторических наук, лауреат Всероссийской премии «Просвещение через книгу», председатель Епархиальной комиссии по канонизации…
Последнее слово дается особенно тяжело, и я ее останавливаю.
– И Вы думаете, что после всего этого кто-то захочет со мной поговорить?
– Почему?
– Потому что это похоже на некролог. Что же интересного может рассказать покойник?
Девушка улыбается.
– И как тогда Вас представить?
– Скажите: священник, историк, писатель. Там разберемся.
– Скажите, Вы – либерал или патриот?
Женщина средних лет с интересом смотрит мне в глаза.
– Христианин.
– Ну, это понятно. А Вы за демократию или за монархию?
– Я за Евангелие и за Церковь.
– В каком смысле? – удивляется женщина.
– В том смысле, что не надо тянуть Церковь на свою сторону, в разные лагеря. А надо дать ей мыслить, говорить на своем языке – языке Евангелия.
– Это как?
– Например, перестать делить христиан на патриотов и либералов. Потому что таких слов и людей в Евангелии нет.
– А какие есть?
– Например, есть мытари и фарисеи.
– Да, слышала, – соглашается женщина. – Только причем тут они?
Собеседница устало машет рукой.
– Вот то-то и оно. Христос говорит об одном, а мы о другом. Так и живем.
– Зачем крестите малыша?
Молодая мама, двадцати с небольшим лет, растерянно смотрит на меня, затем на сыночка и неуверенно отвечает.
– Чтобы не болел.
– А еще?
– Чтобы учился хорошо.
Женщина смущенно улыбается, а я стою и молчу, в ожидании третьей попытки.
– Ну, чтобы у него, вообще, все сложилось.
– Простите, но этого нам никто не обещал. – Максимально спокойно отвечаю я, стараясь не вызвать всеобщего возмущения, но безуспешно. Несколько десятков глаз впиваются в меня: «Как же так, и зачем мы тогда сюда пришли?».
– Тут вот какое дело…
Я делаю небольшую паузу.
– Чтобы ребенок был здоров, занимайтесь физкультурой, закаливанием. Чтобы был умным, отдайте в хорошую школу, наймите репетиторов. Разве не так?
Родственники переглядываются. В самом деле, зачем крестить, если всего этого можно достигнуть без Церкви? Не потому ли, однажды осознав это, люди перестают ходить в храм?
– Если, уж, ходить в Церковь, то за тем, чего в миру нет, а в Церкви есть, – продолжаю я. – Догадались что это?
– Любовь что ли? – неуверенно, спрашивает крестная.
– Да, именно любовь к Богу и ближнему, – соглашаюсь я. – Потому что Церковь для того и существует, чтобы Вы могли этой любви научиться.
«Как это?» – читаю в глазах папы вопрос и, не дожидаясь, когда он прозвучит, спрашиваю:
– Огурцы, на скорую руку, солили?
Собравшиеся смотрят на меня с удивлением, не понимая, причем тут огурцы, и как это связано с крещением. Объясняю.
– Берем пакет. Наливаем в него воду. Складываем пару ложек соли. Хорошенько взбалтываем. Помещаем в рассол огурцы. Завязываем пакет, и уже вечером у нас будут малосольные огурчики. Верно?
Старшее поколение понимающе кивает.
– А если сделать тоже самое, но только огурцы положить не в пакет с рассолом, а рядом с ним? Они станут солеными? Конечно, нет!
Родственники улыбаются, а я продолжаю.
– Вот примерно также поступают родители, которые крестят детей, а сами в Церковь не ходят. Как те самые огурцы, что лежат отдельно от рассола. Чтобы крещение, в самом деле, вас изменило, надо поместить себя в рассол – прийти в Церковь. Только тогда вы осолитесь.
На этот раз уже все улыбаются и кивают головами. Слава Богу! Значит, объяснил.
– Нет, Вы мне прямо скажите, надо себя любить или не надо?
– Хорошо. Скажу. Только сначала скажите, что в Вас «своего»?
– В каком смысле?
– В прямом. Того, что Вы считаете тем самым «своим», которое надо любить или не любить?
Мой собеседник, моложавый ровесник и обладатель роскошной рыжей бороды, аккуратно подстриженной по последней моде, неловко переступает с ноги на ногу. Видно, что такого поворота он не ожидал, и тогда я предлагаю:
– Может, начнем сначала?
– Давайте.
– Тогда, пожалуй, начнем с того, что Вы не сами себя родили. Не так ли?
Мужчина кивает.
– Значит, Ваша жизнь – не только Ваша, и жить лишь для себя неправильно. Надо почитать родителей, которые эту жизнь дали, заботились о Вас, кормили и поили, одевали и учили всему хорошему. В том числе правильно держать ложку и вилку, не совать пальцы в розетку. Было такое?
Собеседник улыбается, и это хорошо. Значит, готов слушать дальше.
– Затем Вы пошли в школу, где учителя учили Вас читать и писать, считать и дружить, не дергать девочек за косы и не драться с мальчиками, не списывать и не ябедничать, отвечать за свои поступки. А такое было?
– Было, – соглашается мужчина.
– При этом авторы книг, которые Вы читали, также стали Вашими учителями.
– Это как?
– Например, в ясный зимний день так и хочется воскликнуть: «Мороз и солнце, день чудесный!». Но ведь это наше. Потому что это придумали не мы, а … – делаю паузу.
– Пушкин.
– Верно! И это не случайно, потому что «с кем поведешься» … – снова делаю паузу.
– … «от того и наберешься», – заканчивает бородач.
– И снова это придумали не мы, а русский народ. И так можно продолжать без конца. Потому что всему, что в нас есть кто-то нас научил.
Мужчина какое-то время молчит, затем улыбается и спрашивает:
– Получается, что «свои» в нас только анализы?
– Да, и то, как посмотреть, – соглашаюсь я, и мы оба смеемся.
И все же, глядя на собеседника, я вижу, что это открытие ему не по душе, он явно разочарован, и потому спешу его успокоить.
– Не переживайте! На самом деле, в каждом из нас все же есть «свое» и оно поистине уникально, единично, неповторимо и поэтому необычайно ценно. Как бесконечно важен и ценен каждый мир, даже если он невелик.
– Что же это такое? Если всему меня кто-нибудь научил, и все детали «пазла», из которого я состою, не мои! – спрашивает мужчина.
– Однако то, как Вы его сложили – Ваше. За это и будем держать ответ. За то, что в итоге у нас получилось – храм или минное поле?
– Конечно, лучше храм! – восклицает собеседник. – Но как его сложить?
– А Вы приглядитесь к хорошему. Внимательно и глубоко, до самого основания, и тогда во всем достойном, красивом, честном и чистом Вы непременно увидите Христа, услышите Его слова, почувствуете Его присутствие. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, скажу так – надо любить не «свое», а Христово, в том числе в себе и в других. Тогда Вы не потеряете ничего хорошего и, поверьте, еще многое приобретете.
– Вы просили освятить квартиру, а зачем?
Хозяева переглядываются и пожимают плечами.
– Хотите, объясню? Но сначала скажите, зачем вам нужна квартира? Что вы в ней делаете?
– Как что? – удивляется муж. – Живем! Отдыхаем после работы, едим и спим, смотрим телевизор и принимаем гостей.
– Раньше с нами жили дети, теперь у них свои семьи, – добавляет жена, – но они все равно нас навещают, приводят внуков.
– В общем, все как у всех. Ничего необычного, – резюмирует муж. – А что Вы имели в виду, когда спрашивали?
– Все это верно, – говорю я. – Только ради одного этого отвечать квартиру не надо.
– А что надо?
– Надо купить большой кухонный стол и холодильник, телевизор, диван и кровать.
– Так все это уже есть.
– Я заметил.
– Зачем же тогда ее освящать?
– А вот зачем.
Я специально беру паузу, чтобы привлечь внимание хозяев.
– Скажите, что будет, если вы приедете к соседям и станете давать советы: «Эта мебель давно устарела. Шторы тоже надо поменять, телевизор поставить в другой угол, а кухню выкинуть на свалку и купить новую».
– Да, они сами меня выкинут на свалку, – улыбается муж.
– Верно! Потому что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»
– Или, как говорят в Армении, «на чужую свадьбу со своим барабаном не ездят», – добавляет хозяин квартиры.
Мы оба улыбаемся.
– Верно! Вот и наведите порядок в своем «монастыре». Причем сделайте так, чтобы в нем было не только «дорого, богато», но также духовно красиво.
– Это как?
– Чтобы в вашем доме никто ни с кем не ссорился, не обманывал, не сквернословил, не завидовал, но все бы любили и помогали друг другу.
– И что тогда?
– Тогда ваш дом превратиться в подобие церкви, станет тем местом, где Царство Небесное приблизилось и засияло для вас, ваших родных и близких.
Супруги какое-то время молчат, смотрят друг на друга, и затем муж говорит:
– Да, уж! Задали задачку! Где же на все это сил найти?
– Верно! – итожу я разговор. – Тут без помощи Божией никак не обойтись. Вот об этом и молимся, именно для этого квартиру и освящаем.
– Ах, как хотелось бы, чтобы наша гимназия стала по-настоящему православной! А то, бывает, сравню наших и других выпускников и не вижу разницы, – сокрушается знакомая учительница.
– Не отчаивайтесь, – спешу я утешить, – ведь «самого главного глазами не увидишь». К тому же то, о чем Вы мечтаете, боюсь, не достижимо.
– Почему?
– Потому что для этого надо принимать в гимназию не по навыкам чтения и письма, а по Заповедям блаженства, то есть не будущих медалистов и отличников, а смиренных и милостивых, алчущих правды и миротворцев.
– Кто же такое позволит? – улыбается учительница, решив, что я шучу, но я не шучу и вполне серьезно продолжаю.
– Тут дело даже в другом.
– В чем?
– В том, как Вы все это собираетесь измерить и затем ставить оценки?
– Ну, да, в самом деле, – соглашается она. – Так и представляю: «Садись, Петров! Ставлю тебе за нищету духа – пять, а за чистоту сердца – четыре».
Мы смеемся.
– Поэтому еще раз прошу не унывайте. Если Вы об этом думаете, уже хорошо. Тем более если что-то для этого делаете. Бог в помощь!
Лицо женщины светлеет.
– Получается, что табличка на входе в нашу православную гимназию не важна?
– Напротив, очень важна! Только она показывает не то, что уже есть, а то, что должно быть. Направление. Курс. Ориентир. Его и будем держаться.
Анапа. Пляж. Между рядами лежаков к морю, не спеша, спускаются две загорелые дамы, явно не обремененные заботами о хлебе насущном. Из динамиков звучит веселая музыка, заряжая отдыхающих хорошим настроением.
– Мое любимое! Бах, «Шутка», – замечает одна из дам, желая удивить подругу знанием нестареющей классики.
Подруга понимающе кивает головой, но тут с одного из лежаков раздается:
– Вообще-то это Вольфганг Амадей Моцарт, соната для клавира №11, третья часть, «Alla turca» или «Турецкий марш», – робко, в полголоса замечает мужчина уже, должно быть, пожалевший о том, что не смог удержать язык за зубами. Однако вызов брошен, и на него придется отвечать.
Любительница классики на мгновение приходит в ступор, а вторая дама ошалело бросает взгляды, то на свою подругу, то на правдолюбца, прикидывая, чем может закончиться их дуэль. Однако дальше следует столь неожиданный и изысканный кульбит, что его в пору встретить громкими и продолжительными аплодисментами.
– Ясное дело, Моцарт! – отвечает дама и, повернувшись к подруге, ставит точку. – Я же говорю, шутка!
Дамы, как ни в чем не бывало, продолжают дефиле. Я смотрю им вслед и думаю: «Так развернуть ситуацию, и при этом самой развернуться, переобуться на лету – это надо суметь! Такому в школе не научат».
– Поздравляю, отче!
По-братски обнимаю только что посвященного в сан молодого священника. Он смущенно улыбается.
– Можно спросить, что самое сложное в служении священника?
– Может тебе кого другого спросить?
Я показываю глазами на отца благочинного, который уже разоблачился и собирается выйти из алтаря.
– Да я уже спрашивал, – с обезоруживающей простотой отвечает ставленник.
– И что?
– Так именно он меня к Вам и послал. Вот отца Александра, говорит, пойди и спроси.
– Ну, если благочинный … – тяну я, а сам собираюсь с мыслями и отвечаю. – Думаю, главное, не заболеть «поповской болезнью».
– Это как? – удивляется мой молодой друг, которому в семинарии ни о чем таком не рассказывали.
Я предлагаю отойти в сторону, чтобы не превращать наш разговор в открытую лекцию.
– Третью заповедь помнишь?
– Не произноси имени Господа Бога твоего всуе, то есть напрасно, – рапортует вчерашний семинарист.
– А раз так, то, получается, что наша вера должна быть скромной и негромкой. Верой мытаря, а не фарисея. Верно?
Вижу, мой товарищ «завис», и, пока он не опомнился, продолжаю:
– Кстати многие прихожане это понимают и поэтому не любят, когда кто-то из священников ездит на элитной иномарке, заводит дружбу с большими начальниками, говорит пафосные речи, катается по заграницам или модно одевается. Не потому что «завидно», а потому что «нескромно».
По лицу моего собеседника пробегает улыбка. Видимо, представил себя в подряснике от «Gucci».
– Кажется, я понял, – говорит он, – вера должна быть скромной, а священники всегда на виду.
– Не просто на виду, а на амвоне, на голову выше остальных. Вот ее, случается, и обносит.
Я выразительно стучу пальцем по лбу, и мы оба улыбаемся.
– Причем каждого по-своему: одни бросаются всех учить, другие – всеми руководить, третьи – задирают нос. Но общий знаменатель один – отсутствие скромности, которое в Евангелии называется «фарисейством». Такая вот «поповская болезнь» получается.
Товарищ улыбается, но как-то через силу.
– И как ей не заболеть?
Хороший вопрос. Пожалуй, самый важный. Но как на него ответить, чтобы самому не заразиться? И тут я вспоминаю владыку Хрисанфа, который никогда не давал советов от себя, но всегда ссылался на одного загадочного и мудрого знакомого.
– Когда-то один человек, – говорю я, – сказал об этом так: «Просто каждый раз, когда в Евангелии речь заходит о фарисеях, думай, что это сказано о тебе и для тебя».
– И помогает? – все с той же обезоруживающей простотой спрашивает мой молодой друг. Но я молчу и лишь пожимаю плечами. Ведь спрашивать об этом надо не меня, а других.
Бывают ли чудеса? А вот, послушайте.
В начале марта 1997 года мне выпала командировка в село Рябово на родину художников Васнецовых. Тогда там на территории музея заканчивали строить деревянную церковь. Пришло время ставить иконостас, что вызвались сделать «Вятские кустарные мастерские», в лице Олега Чарушина, которого мне предстояло сопроводить.
Решили выехать 4 марта, ранним утром. Сразу скажу, что больше никогда и никуда в этот день я не ездил и не поеду, и вот почему.
Едва наша казенная «Волга» покинула город, начался снегопад, который спустя полчаса превратился в пургу. Из-за чего у Просницкой горы скопился десяток «камазов», которые не смогли в нее подняться. Однако нас это не остановило.
К обеду мы были в Зуевке, в кабинете главы района, который еще раз попытался отговорить нас от поездки. К тому времени пурга уже превратилась в буран, но за спиной было полторы сотни километров, а до Рябово оставалось всего десять, и мы решили рискнуть. Вскоре снег повалил настолько плотной пеленой, что нам с Олегом в ярких, разноцветных куртках пришлось по очереди бежать перед машиной и показывать водителю дорогу. Но это не спасло. Ровно на середине пути наша «Волга» провалилась передними колесами в снег и встала как вкопанная, в прямом смысле этого слова.
Дело к обеду. Вокруг никого. Мороз крепчает, а буран не стихает. Что делать? Принимаем решение – водитель остается в машине, а мы бежим назад, к трассе, в надежде поймать машину и уговорить шофера вызволить нас из снежного плена. Не замерзать же в поле!
Прощаемся и бежим. По пути встречаются такие же бедолаги, которые с надеждой смотрят нам вслед. На бегу приходит мысль помолиться святителю Николаю, и, чем ближе к трассе, тем наша молитва звучит громче и жарче.
Вот и перекресток. Останавливаемся, чтобы оглядеться. Однако вокруг, как назло, никого. Только пронизывающий ветер, сырой, липкий снег и поле, медленно взбирающееся по склону холма к деревне Мухино.
Неожиданно, в дальнем углу этой унылой картины появляются две маленькие точки и начинают медленно спускаться с холма по направлению к федеральной трассе. Все ближе и ближе. Я смотрю и не могу поверить глазам. Да, это же два грейдера! Огромных, желтых, разгоряченных и неимоверно уставших за несколько часов, пока продолжается метель.
Обалдев от удачи, мы бросаемся наперерез, громко крича и размахивая руками. Словно, проведя полжизни на необитаемом острове, заметили на горизонте спасительный корабль. Тормозим грейдеры. Однако водители наотрез отказываются прийти на помощь, так как уже с утра в полях, не обедали и недавно получили новое задание. Приходится пойти на хитрость, сказав, что по дороге на Рябово застряла губернаторская «Волга».
В итоге, высказав без диктофона и протокола все, что они думают, водители решают разделиться. Один отправляется выполнять задание, а второй соглашается спасать губернатора. Я еду с ним, а Олег остается на трассе, так как места в кабине мало.
В дороге мне приходится выслушать все, что наш спаситель думает о погоде, власти, начальниках и, лично, художниках Васнецовых – «поповских детях и бездельниках, которые непонятно зачем кисточками махали, а теперь государство, на народные деньги открыло музей, который никому не нужен».
Двигаясь в буране, почти на ощупь, грейдерист выдергивает из сугробов машину за машиной и наконец нашу «Волгу». Не обнаружив в ней губернатора, он добавляет пару крепких слов и уезжает восвояси. Мы же возвращаемся домой и, подобрав на трассе Олега, узнаем, что мимо него не проехало ни одной машины. И только тогда я понимаю, что, если бы не святитель Николай, сидеть нам в сугробе до позднего вечера, а, может, и всю ночь. А еще говорят, что чудес не бывает!
– Нет, нет! Крестить сына пока не будем. Пусть вырастет и сам разберется.
Молодая мама смотрит мне в глаза. Прямо и уверенно, не отводя взгляда. Такую не переубедишь, и все же я делаю попытку.
– А Вы уверены, что разберется?
– Конечно! – Взгляд мамы становится почти стальным, пуленепробиваемым.
– Да он уже и сейчас, смотрите, какой умненький! – приходит на помощь дочери теща и начинает трясти погремушкой у самого носа младенца, так, что тот заходится плачем. Наконец ребенок перестает плакать, и теща победно заключает:
– Видите, какой умница! Да мы нашего Данечку в самую лучшую школу отдадим!
– А может не надо? – робко спрашиваю я, понимая, что это провокация, но удержаться от нее нет сил.
– Почему? – удивляется теща.
– Пусть вырастет и сам разберется, нужна ему школа или не нужна?
Теперь уже все родственники смотрят на меня, как на идиота, а теща берет на руки малыша и, продолжая его баюкать, говорит, явно для меня.
– Не плачь, Данечка! Дядя сам не знает, что говорит! Да как же школа не нужна! Всем нужна, а тебе не нужна?
– Вы это, батюшка, полегче, – встревает в наш спор тесть и кивает глазами на супругу. – Валентина Михайловна завуч. С ней такие штуки не пройдут.
Я спешу понизить градус разговора.
– Вы абсолютно правы, и школа, конечно, нужна. Как же без нее? Школа учит нас быть умными и успешными, сильными и здоровыми. Только этого мало.
– Как мало? – удивляется Валентина Михайловна.
– Потому что мир, который состоит из умных и успешных, сильных и здоровых, но не добрых людей – это ад. И многие учителя это понимают. Неслучайно лучшие из них стараются научить детей не только считать и писать, но также не обсчитывать и не писать доносы. Многие, но к сожалению не все.
Валентина Михайловна понимающе кивает головой. Видимо, задел за живое.
– Поэтому правильно поступают те родители, которые стараются восполнить то, чего современная школа дать не хочет или не может. И в этом важном деле едва ли не главный их союзник и помощник – Церковь. Кто это понимает, тот крестится и в церковь ходит.
Смотрю на собравшихся и вижу, что мои слова заставили их задуматься.
– Поэтому, прошу, не откладывайте. Крестите малыша. Пусть растет не только умным и успешным, но также добрым. Ведь именно добрые люди делают мир лучше, и никто из нас не хочет, чтобы наши дети и внуки жили в аду. Не так ли?
Когда я заканчивал институт, в школьную программу ввели новый предмет «Обществоведение». Программа по нему называлась «Человек и общество», поскольку предполагалось, что сначала учитель расскажет детям о том, как устроен человек, и уже затем о том, как устроено общество, и как можно сделать его лучше.
Готовить к преподаванию нового предмета нас начали на последнем курсе. Поручено это было легендарному философу Александру Кузьмичу Останину, который тогда нам, молодым студентам, казался ровесником Маркса и Гегеля. С той разницей, что те уже умерли, а Александру Кузьмичу это не грозило – он был бессмертным.
И вот в один прекрасный день Александр Кузьмич объявляет, что подготовка окончена, и скоро мы встретимся на экзамене. Студенты выходят из аудитории, а я пробираюсь к философу, который складывает конспект в старый портфель, и спрашиваю:
– Вы обещали рассказать о человеке, а сами все время говорили о том, как устроено общество – об экономике и политике, науке и образовании, культуре и искусстве, демократии и диктатуре. А как же человек? Когда будем говорить о нем?
Александр Кузьмич смотрит на меня, на свой портфель, затем снова на меня и говорит:
– Если интересен человек, это не ко мне, а в Церковь!
После чего закрывает портфель и выходит из аудитории, оставив меня в состоянии легкого шока.
Вот так совет и, главное, от кого! От того, кто целых пять лет учил меня марксизму-ленинизму. И ведь он оказался прав. Если Вам интересен человек, приходите в Церковь.
Супруги возвращаются из храма. Муж был в церкви впервые, и жена спрашивает:
– Ну, как? Понравилось?
– Очень, – отвечает муж. – Особенно, когда в конце службы вы, женщины, стали пропускать нас, мужчин, ко кресту. Сразу видно, что вы нас уважаете, считаете лучше себя, и это очень приятно.
– Глупенький! – подумала жена. – Ведь дело совсем в другом. Просто мы знаем, какие вы слабые. Вот и пропускаем вперед, а сами контролируем, чтобы раньше времени вы из храма не сбежали.
Подумала, но ничего не сказала, а только улыбнулась. И правильно! Вдруг муж обидится и больше в церковь не придет.
Во время крещения читаю Послание апостола Павла и еще раз выделяю главные слова: «Да во обновлении жизни ходить начнем». Поясняю:
– То есть, крестившись, будем жить новой жизнью!
– Это как? – спрашивает мужчина лет сорока, видимо, дядя малыша.
Обычно собравшиеся слушают, молча, и вопросов не задают. Ну, читает там батюшка что-то свое – пусть читает! Знать, положено. А этот, надо же, не утерпел. Надо отвечать.
– Это означает, что все надо делать с любовью.
– В каком смысле? – не унимается «богослов».
– Давайте, по-простому объясню, – предлагаю я и, пробежав взглядом по лицам собравшихся, замечаю, что они проснулись и с интересом ждут, каким будет ответ.
– Представим, что Вы, – обращаюсь к своему собеседнику, – пришли с работы домой и видите, что жена приготовила ужин, а сама ушла в школу за ребенком. Хорошо?
«Богослов» кивает головой и смотрит на стоящую рядом женщину, та улыбается, и я понимаю, что это его жена.
– Правда, хорошо! – поддерживаю я. – Первое, второе и компот. Непременно, компот!
Теперь уже улыбаются все собравшиеся.
– Сел, поел. А теперь вопрос, – я делаю паузу, – надо после себя мыть посуду или можно свалить в мойку. Ведь жена все равно домой придет, тогда и помоет. А сам на диванчик, к телевизору, с пультом в руке?
Жена, теперь уже открыто, с интересом смотрит на своего мужа, который на секунду теряется и неуверенно отвечает:
– Наверное, надо помыть?
– А почему?
– Ну, так… это… надо помогать… друг другу.
– Верно! – соглашаюсь я. – Потому что кто любит, тот посуду моет.
По рядам родственников пробегает дружный смех. Женщины бросают взгляды на мужчин – мол, слышали? Надо мыть посуду! Батюшка сказал!
– Вот и вы живите по новому, – заключаю я. – Старайтесь помогать друг другу, и все будет хорошо.
Звонят в дверь. Смотрю в глазок. Вижу на площадке двух молодых ребят – девушку и юношу, которые пытаются засунуть в дверную щель какую-то бумажку. Открываю.
– Доброго дня!
Высокий, худощавый юноша с черными и курчавыми как смоль волосами расплывается в улыбке так, словно до знакомства со мной у него все в жизни было не так. «Наверное, сектанты?», – думаю я и ошибаюсь.
– Разрешите представиться!
Юноша протягивает визитку.
– Кандидат в депутаты по Вашему округу…
Далее следуют имя, отчество и фамилия. Нехотя беру визитку.
– От какой партии?
– Это неважно, – сконфузившись, отвечает незваный гость.
– Ну, отчего же? Ведь, если партия прикажет, Вы именно так и проголосуете. Верно?
Кандидат пожимает плечами.
– Так кого Вы представляете?
Юноша называет партию.
– Тогда все понятно, – я возвращаю визитку. – До свидания!
Кандидат теряется, но быстро снова приходит в чувство.
– Кажется, я Вас узнал. Вы священник!
Гость задумчиво проводит рукой по курчавым волосам и вдруг совершенно серьезно спрашивает:
– Так Вам не нравится власть?
«Ого! – думаю я. – Как быстро он превратился из улыбчивого коммивояжера в чекиста!»
– А должна?
– Но ведь всякая власть от Бога. Верно?
– Верно, – соглашаюсь я. – Однако это не означает, что все начальники хороши. Неслучайно, когда мы молимся о властях, поем «Господи, помилуй!». Будь же все начальники хороши – пели бы иначе.
Такого поворота юноша явно не ожидал.
– Ну, и как их различить?
Спрашивает он уже не столь самоуверенно, даже с некоторым интересом. Поэтому я тоже смягчаю тон.
– Думаю, со временем Вы сами это поймете.
– И все же! – не сдается кандидат.
– Ну, что ты пристал к человеку, – вступает в разговор девушка. – Пойдем дальше! Вон сколько еще квартир надо обойти!
Но юноша не уходит. Видимо, я все же заставил его задуматься.
– Давайте, попробуем ответить на этот вопрос вместе? – предлагаю я.
Собеседник кивает, а я отступаю на шаг назад и спрашиваю:
– Если человек от Бога, то он старается к Нему прислушиваться. Верно?
– Так, – соглашается юноша.
– Значит, если Бог говорит, что в Царство Небесное нельзя войти без покаяния, то это справедливо также и для начальника?
– Положим, что это так, – после небольшой паузы, говорит кандидат.
– Следовательно, Божие благословение на том начальнике, который способен к покаянию или, проще говоря, открыт для критики и перемен, вплоть до оставления своей должности. Или я не прав?
Собеседник заметно ерзает, пару раз переступает с ноги на ногу и бросает взгляд на свою спутницу.
– Ну, допустим.
– Вот поэтому за тех, кто обеими руками держится за свое кресло, я не голосую.
– Так я же… первый раз … – начинает юноша, но я не даю ему договорить:
– Как и за тех, кто собирается в него вцепиться.
Щеки гостя вспыхивают румянцем, девушка дергает его за руку, но он не уходит.
– Просто, мой друг, Вы еще молоды и не знаете, насколько всласть бывает власть. Причем любая: директора и учителя, офицера и священника, мужа и даже… вахтера.
Услышав это, мой собеседник снова улыбается, но уже без той напускной, сектантской доброжелательности, как в начале.
– Без обид? – спрашиваю я и протягиваю ему руку.
Мы прощаемся, и я закрываю дверь. Гости звонят в соседнюю квартиру и продолжают свой обход, но мне почему-то кажется, что теперь их голоса звучат чуть иначе.
Показываю гостям города новый, недавно построенный храм.
– Скажите, а почему у него купола такие странные? – спрашивает девушка в платочке, длинной юбке, сандалиях и с маленьким рюкзачком за плечами.
– А что в них странного?
– Обычно, русские купола похожи на шлемы, а эти на … – девушка на секунду замолкает, пытаясь подобрать нужное слово, – … ракеты.
Чего, чего, а подобного сравнения я не ожидал, а девушка продолжает.
– А еще, бывает, покрасят церковь в какой-то мультяшный цвет. Вообще, все эти новомодные западные влияния мне не нравятся. Как-то непатриотично. А ведь своего забывать не надо, правда?
Спорить не хочется, но девушка, явно, ждет ответа.
– Правда, – соглашаюсь я. – Вопрос только в том, что считать своим?
– В каком смысле?
– Ну, вот, например, храм Покрова на Нерли Вам нравится?
– Конечно! – отвечает девушка.
– А Вы знаете, что это чудо древнерусской архитектуры построили немецкие мастера…
Ловлю в глазах девушки немой вопрос.
– … которых император Фридрих Барбаросса прислал во Владимир по просьбе князя Андрея Боголюбского? Так что более «непатриотичный» храм надо еще поискать!
Говорю и улыбаюсь, а собеседница, наоборот, серьезна, как никогда. В ее системе координат образовалась брешь, и корабль идет ко дну. Туда ему и дорога! Чтобы этому помочь, я добавляю:
– Кстати, Успенский собор Московского кремля построил итальянец Аристотель Фьораванти, Исаакиевский собор – француз Огюст Монферран, а храм Спаса на крови – Альфред Парланд, предки которого приехали в Россию из Германии и Шотландии.
Можно было бы продолжить, но быть занудным не хочется, и я итожу:
– Поэтому, хотя «патриотический шаблон» и удобен, но мерить им все и вся не следует. Можно ошибиться.
Смотрю на девушку. Она задумалась, и это именно то, чего я хотел.