Архетип с греч. – прообраз, первоначало, образец. Содержание этого древнего термина соответствует «эйдосу», «идее» Платона. Про архетипы Платон писал, опираясь на Пифагора. Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения (оно носило строго эзотерический характер). Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. Для пифагорейцев число есть сила, которая суммирует единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Единица есть причина единения, два – причина раздвоения, разделения, и т. д. Обратим на это внимание. Изображая число – обозначали силу – первопричину и её свойства.
Платон – первый философ, чьи сочинения дошли до нас полностью. Под идеями Платон понимал причину и цель существования любой вещи. Существует мир эйдосов, как совокупность совершенных образцов возможных вещей.
Более позднее философы меняли подходы к существованию мира идей.
Для нашего этапа истории эйдос обычно связывают с архетипом К. Юнга. Он применил это понятие в 1919 г. для трактовки содержания коллективного бессознательного. Суть его воззрений такова:
– архетипы – это врожденные образцы, выступающие регуляторами психики;
– индивидуальная психика человека находится под влиянием этих врожденных универсальных образцов;
– каждый из них – это структура, в которой в сжатой форме записан родовой опыт,
– архетипы известны нам интуитивно из памяти человеческого рода,
– это когнитивные образцы, предшествующие действию.
Но как бы ни старались психологи монополизировать исследования мира эйдосов, философы и мистики не сдаются. Соединить объекты и процессы реального мира с их идеальными образцами для всеобщего счастья – это ли не благородная задача? Но каков он – мир идей? И как можно его описать? Не зря ведь Пифагор обозначал силы и их свойства числами, фактически дав им имена. Когда религия потеснила философию, силам мира идей стали давать имена богов или святых, приписывая им человеческие свойства.
Платон представил мир в образе своеобразной пирамиды, на вершине которой находится понятие «Благо». Говоря о Благе, он подчеркивал его способность излучать. Благо порождает мир идей своеобразными эманациями.
Современное значение слова «эманация» дали неоплатоники. Представитель этой школы – Плотин – представил Благо, Универсум как источник творческой энергии. (Эманация в неоплатонизме понимается именно как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего). Истекающая из Блага энергия создает мир. Но чем дальше она удаляется от своего источника, тем больше слабеет. Поэтому и мир делится на различные уровни – согласно своей близости к первоначалу. Чем дальше от источника – тем меньше блага и, соответственно, больше зла (которое является недостатком добра), поскольку каждый последующий уровень эманации отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим.
Авторству Дионисия Ареопагита приписывают трактат «О небесной иерархии». Именно этот труд ввёл теорию эманации в канон христианской веры, фактически став основой науки ангелологии, которая позже перекочевала в оккультизм и «белую магию». Концепция эманации глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры. Она оказала принципиальное содержательное воздействие на развитие теологии и средневековой схоластики.