Основные средства – это материальные ценности, которые используются в качестве средств труда более одного года (или более длительности обычного операционного цикла, если она превышает год). Основные средства относятся к внеоборотным активам, т. е. активам, используемым на протяжении более чем одного операционного цикла.
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
– использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
– использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла организации, если он превышает 12 месяцев;
– организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
– способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Указанные условия проверяются на момент постановки основного средства на бухгалтерский учет, когда они еще имеют вид намерений организации относительно использования полученного актива. Но в дальнейшем первоначальные намерения могут не подтвердиться. На пример, основное средство может прийти в полную негодность до окончания расчетного срока его использования, или организация может изменить свои первоначальные намерения и продать основное средство. Подобные ситуации легко отражаются в бухгалтерском учете.
Основные средства можно классифицировать:
– по видам;
– в зависимости от имеющихся у организации прав на них;
– по принадлежности.
Классификация по видам.
Основные средства подразделяются по видам следующим образом:
– здания и сооружения;
– рабочие и силовые машины и оборудование;
– измерительные и регулирующие приборы и устройства;
– вычислительная техника;
– транспортные средства;
– инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и др.
В зависимости от вида деятельности организации могут выделяться и другие группы основных средств.
Особый вид основных средств представляют капитальные вложения в арендованное имущество, которые в налоговом учете называется неотделимыми улучшениями имущества.
Классификация по правам и принадлежности.
В зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства они классифицируются так:
– принадлежащие организации на правах собственности (в том числе сданные в аренду);
– находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
– полученные организацией в аренду.
По принадлежности основные средства подразделяются на две группы:
– собственные;
– арендуемые.
Синтетический учет основных средств, как правило, ведется на балансовом счете 01 «Основные средства», хотя в отдельных случаях могут использоваться и другие счета. Для синтетического учета начисленной амортизации используется счет 02 «Амортизация основных средств».
Как говорилось выше, счет 02 является контрарным счетом по отношению к основному счету 01. По дебету счета 01 отражается первоначальная оценка стоимости основных средств, по кредиту счета 02 – оценка износа основных средств, а разница между дебетовым сальдо счета 01 и кредитовым сальдо счета 02 показывает остаточную стоимость основных средств.
Для учета материальных ценностей, которые приобретены с целью использования в качестве объектов основных средств, но еще не поставлены на учет в качестве таковых, применяются счета 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». Такие материальные ценности могут называться оборудованием.
Близким по смыслу к счету 01 является счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Счет 03 предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (т. е. в аренду) с целью получения доходов.
Приобретение будущих основных средств отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Данный счет используется для отражения в бухгалтерском учете всех затрат организации на материальные ценности, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
На счете 08 отражается стоимость приобретенных материальных ценностей, которые станут объектами основных средств, без учета НДС. Получение от организации-продавца материальной ценности, которая в будущем должна стать объектом основных средств, подтвержденное товарно-транспортной накладной (или другим аналогичным документом) и счетом-фактурой, отражается двумя проводками:
Дебет 08 – Кредит 60 – сумма без НДС;
Дебет 19 – Кредит 60 – сумма НДС.
Если основное средство получено не от продавца, а от учредителя в качестве его вклада в уставный фонд организации, то данная операция отражается следующей проводкой:
Дебет 08 – Кредит 75 – сумма вклада.
(В этой ситуации счет-фактура не выписывается и соответственно сумма НДС не выделяется.) Постановка материальной ценности на учет в качестве объекта основного средства отражается следующей проводкой:
Дебет 01 – Кредит 08 – сумма без НДС.
Приведенные выше проводки были составлены исходя из предположения, что организация получает оборудование, не требующее монтажа. Но может быть приобретено оборудование, требующее монтажа, тогда поступление оборудования отражается на счете 07 «Оборудование к установке».
По общему правилу при покупке основных средств, в том числе требующих монтажа, их первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат на приобретение. Организация на УСН3 учитывает в первоначальной стоимости еще и «входной» НДС, а также иные невозмещаемые налоги (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее – ПБУ 6/01).
Теперь же организации, ведущие бухучет упрощенно, могут формировать стоимость приобретенных основных средств по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж – при наличии таких затрат и если они не учтены в цене (подп. «а» п. 8.1 ПБУ 6/01). Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
При обычном способе ведения учета в первоначальную стоимость основных средств включаются фактические затраты организации на их сооружение или изготовление с учетом невозмещаемых налогов.
При упрощенном способе учета первоначальная стоимость основных средств при их сооружении может быть равна сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств (подп. «б» п. 8.1 ПБУ 6/01). Иные затраты, непосредственно связанные с сооружением или изготовлением основного средства, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Если организация – плательщик НДС приобретает или создает основные средства, она имеет право на вычет НДС. При продаже или передаче ОС НДС нужно начислить и уплатить в бюджет. И в том, и в другом случае есть свои особенности.
Для того чтобы принять к вычету НДС при покупке основных средств, должны соблюдаться следующие условия:
– основные средства предназначены для деятельности, облагаемой НДС;
– объекты приняты к бухгалтерскому учету (оформлены соответствующие первичные документы);
– не прошло 3 года со дня принятия ОС к бухгалтерскому учету;
– имеется счет-фактура или УПД с выделенной суммой НДС (и при этом не содержат ошибок);
– организация – плательщик НДС и не использует освобождение от этого налога.
При этом в нормативных документах не оговаривается, на каком именно счете должны учитываться основные средства, чтобы принять налог к вычету.
Поэтому организация может воспользоваться вычетом НДС по приобретенному основному средству уже в тот момент, когда отразила его на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», не дожидаясь перевода на счет 01 «Основные средства».
Если оборудование требует монтажа, принять НДС к вычету можно уже при постановке на счет 07 «Оборудование к установке» или 08 «Вложения во внеоборотные активы» (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина от 16.02.2018 № 03-07-11/9875). НДС по монтажным работам тоже разрешено принимать к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).
Вычет нельзя применять, если:
– организация применяет спецрежим или использует освобождение от НДС;
– основное средство приобретено для деятельности, не облагаемой НДС, или для операций, которые не признаются объектом налогообложения НДС.
В таких случаях уплаченный НДС включают в стоимость основного средства.
Если основное средство будет использоваться и в облагаемой, и в необлагаемой деятельности, компании придется вести раздельный учет по НДС и принимать к вычету только часть налога (п. 4 ст. 170 НК РФ). В книге покупок счет-фактуру регистрируют только на сумму вычета.
Если раздельного учета не будет, компания не сможет ни принять НДС к вычету, ни учесть в расходах по налогу на прибыль.
Если доля необлагаемых операций не превышала 5% в общих расходах, всю сумму НДС можно направить на вычет, но вести раздельный учет все равно нужно.
Чтобы узнать, какая сумма налога пойдет на вычет, а какая – на увеличение стоимости товаров и услуг, нужно посчитать пропорцию. Для этого суммы выручки без НДС по облагаемым и необлагаемым операциям за период делят на общую сумму выручки без НДС. При этом, если основное средство поставили на учет в первом или втором месяце квартала, то считать выручку для определения пропорции можно по итогам соответствующего месяца, не дожидаясь окончания квартала (пп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Основные средства в процессе их использования постепенно изнашиваются, и по мере износа (амортизации) они «передают» свою стоимость на готовую продукцию и оказанные услуги.
Амортизация дает возможность переносить стоимость основных средств по частям на себестоимость продукции и оказанных услуг.
Амортизация основных средств – это один из видов расходов организации. Амортизация представляет собой процесс постепенного переноса стоимости основных средств на стоимость проданных товаров или готовой продукции.
В бухгалтерском учете используется два понятия – амортизация и амортизационные отчисления.
Амортизацию можно определить, как процесс удешевления основных средств в следствии их использования или устаревания. Накопленная амортизация отражается на балансовом счёте 02 «Амортизация основных средств».
А амортизационные отчисления – это расходы организации, связанные с амортизацией. В бухгалтерском учёте амортизационные отчисления отражаются как оборот с дебета счета 02 в кредит счетов учета затрат на производство (счета 20, 25, 26 и др.).
Понятие амортизация тесно связано с понятием остаточная стоимость, которая определяется как начальная стоимость основного средства за вычетом суммы накопленной амортизации. Это можно выразить следующей формулой:
Остаточная стоимость = Начальная стоимость – Накопленная амортизация.
Остаточная стоимость, определенная по данной формуле, называется исторической стоимостью основного средства. Историческая стоимость определяется по фактическим затратам, связанным с приобретением, а также с последующими модернизациями и реконструкциями основного средства за вычетом накопленной амортизации.
Из приведенной формулы можно получить другую формулу:
Накопленная амортизация = Начальная стоимость – Остаточная стоимость.
При расчете накопленной амортизации основного средства бухгалтерия организации может действовать в соответствии с последней формулой. При этом получится следующее правило начисления амортизации: по окончании каждого месяца нужно переоценить основные средства, определить их остаточную стоимость, и по последней формуле вычислить новую сумму накопленной амортизации.
При этом предварительно выбирается один из двух вариантов, по которому остаточной стоимости будет соответствовать определение ликвидационная или восстановительная стоимость.
Ликвидационная стоимость – это цена, по которой основное средство можно продать.
Восстановительная стоимость – это цена, по которой можно купить аналогичное основное средство с аналогичной степенью изношенности.
При определении остаточной стоимости с использованием этих вариантов получаются два разных результата расчета амортизации, поскольку восстановительная остаточная стоимость основного средства превышает его ликвидационную стоимость.
Определение как восстановительной, так и ликвидационной стоимости – процедура трудоемкая и дорогостоящая. Поэтому в бухгалтерской практике остаточная стоимость основных средств оценивается по исторической стоимости. Именно такой вариант принят как основной в российских стандартах бухгалтерского учета. Если организация выберет разумные правила амортизации основных средств и ежегодно будет проводить переоценку, то оценка стоимости основных средств будет корректироваться в сторону восстановительной стоимости.
Следует отметить, что амортизации подлежат не любые основные средства. В частности, амортизация не начисляется на «вечные ценности»: земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы.
Объекты основных средств стоимостью4 до 40 000 руб. включительно также не амортизируются. Они списываются на затраты по основной деятельности сразу при передаче их в эксплуатацию.
При принятии объекта к бухгалтерскому учету следует установить срок его полезного использования и определить способ начисления амортизации:
– линейный;
– уменьшаемого остатка;
– по сумме чисел лет срока полезного использования;
– пропорционально объему продукции (работ).
Один из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в группу.
Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.
Начисление амортизации может периодически приостанавливаться, при этом срок полезного использования будет соответственно продлеваться. Это возможно в случаях перевода основного средства на консервацию на период более трех месяцев, а также при восстановлении объекта длительностью более года.
Сроком полезного использования является период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности организации.
Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно. В дальнейшем организация имеет право увеличить срок полезного использования объекта по результатам реконструкций и модернизаций.
Однако организация не вправе определить срок полезного использования произвольно – этот срок должен быть обоснован. Чтобы исключить возможные претензии со стороны ФНС России, организации следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая предназначена для налогового учета, но допускается ее использование в целях бухгалтерского учета.
В соответствии с упомянутой классификацией амортизируемые основные средства объединяются в следующие группы:
– первая – имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
– вторая – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
– третья – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
– четвертая – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
– пятая – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
– шестая – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
– седьмая – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
– восьмая – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
– девятая – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
– десятая – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
В указанной классификации по каждой группе подробно перечислены виды основных средств, которые включаются в ее состав.
Конкретный срок использования объектов основных средств организация выбирает самостоятельно в пределах, установленных для заданной амортизационной группы.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Организация может начислять амортизацию по времени использования, для чего предназначены три способа начисления амортизации, а также по интенсивности использования основного средства – способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Повременные способы начисления амортизации
Во всех трех способах повременного начисления амортизации предусматривается, что в течение каждого календарного года амортизация начисляется ежемесячно равными долями (т. е. в размере 1/12 годовой суммы). Но если при использовании первого способа считается, что годовая сумма неизменна, то при применении двух других способов она меняется: в последующие годы уменьшается.
При сезонном характере работы организации годовая сумма амортизации распределяется только по тем месяцам, когда основное средство реально используется.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
– при использовании линейного способа – исходя из первоначальной стоимости (с учетом переоценок) и нормы амортизации, начисленной исходя из срока полезного использования объекта;
– при использовании способа уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, начисленной с учетом срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;
– при использовании способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости (с учетом переоценок) и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Основные средства, полученные организацией во временное пользование, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре на аренду. При этом у организации, передавшей основные средства во временное пользование, основные средства учитываются на каком-нибудь балансовом счете (03 «Доходные вложения в материальные ценности» или 01 «Основные средства»). Таким образом, основные средства отражаются в балансе той организации, которая обладает на них правом собственности.
Амортизация материальных ценностей, предоставляемых во временное пользование и учитываемых на счете 03, учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств», но обособленно, т. е. на отдельном субсчете, чтобы она не смешивалась с амортизацией собственно основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства».
Если основные средства передаются от одной организации к другой по договору финансовой аренды (лизинга), то в соответствии с этим договором организация-получатель постепенно выплатит полную стоимость полученных основных средств и после этого приобретет право собственности на основные средства. Но момент передачи имущества с баланса одной организации на баланс другой организации (т. е. с учета на балансовых счетах одной организации на учет на балансовых счетах другой организации) может быть оговорен в договоре финансовой аренды отдельно. Эта передача может быть произведена досрочно, до приобретения права собственности на объект основных средств организацией-получателем.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или производимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения коммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетного финансового года) может осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.