Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В системе хозяйственного учета осуществляется систематизация, накопление и обобщение данных, полученных в процессе первичного наблюдения за деятельностью экономического субъекта. Эти данные должны быть представлены в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия заинтересованными пользователями. Такой формой является отчетность.
В толковом словаре русского языка отчетность определяется как «оправдательные документы, содержащие отчет о работе, о производственных расходах». Отчетность организации представляет собой систему взаимосвязанных показателей, отражающих условия и результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она включает определенные таблицы, в которых показатели формируются на основе данных хозяйственного учета (бухгалтерского, статистического и оперативного) и обобщенны в определенном порядке и последовательности. Отчетность, интегрируя информацию всех видов учета, охватывает все стороны деятельности хозяйствующего субъекта и содержит совокупные сведения о результатах его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы организаций. Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или положении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных организаций, но и их объединений и отраслей в целом. Основные виды отчетности представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды отчетности экономических субъектов
Все виды отчетности взаимно дополняют друг друга, т.к. отражают разностороннюю информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Взаимосвязь видов отчетности проявляется через единство данных для формирования отчетных показателей. Как элемент метода бухгалтерского учета, сущность отчетности сводится к обобщению данных текущего учета хозяйственной деятельности в системе счетов, выявлению дебетовых и кредитовых оборотов на счетах, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия пользователями.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – один из основных источников финансовой информации о деятельности организации для принятия экономических решений пользователями. Значение бухгалтерской отчетности характеризуется ее возможностью способствовать решению ряда важных задач, связанных с использованием учетной информации. Бухгалтерская отчетность обеспечивает системный контроль правильности и точности учетных данных при завершении каждого учетного цикла. При составлении бухгалтерской отчетности обеспечивается систематизация учетной информации, выбираются показатели, существенные для характеристики результатов работы организации и устраняется избыточная информация, не имеющая значения для пользователей данного уровня. Отчетные показатели сводятся в систематизированные группы, облегчающие их понимание и использование. Бухгалтерская (финансовая) отчетность служит источником информации для финансового анализа. На основе ее показателей дается экспресс-оценка состояния имущества организации и его источников, определяется финансовая устойчивость, платежеспособность, доходность организации и выявляются тенденции ее развития. Бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть использована как информационная база для планирования, контроля и оценки деятельности организации. На основе информации бухгалтерской отчетности оценивается выполнение планов, выявляются отклонения от плановых заданий, возможные последствия и пути их устранения. По отклонениям отчетных показателей от плановых можно судить о качестве планирования, возможных резервах улучшения итоговых показателей работы организации, необходимости уточнения плановых расчетов. Информация бухгалтерской отчетности служит базой для последующего планирования. Бухгалтерская отчетность – это основное средство коммуникации, обеспечивающее внешним пользователям возможность оценить финансовое состояние организации. Таким образом, бухгалтерской (финансовой) отчетности присущи функции, свойственные информационным системам: информационная, контролирующая и коммуникационная.
В современных условиях главной задачей бухгалтерской (финансовой) отчетности является обеспечение гарантированного доступа к качественной и надежной информации о деятельности хозяйствующего субъекта всем заинтересованным пользователям (собственникам, инвесторам, кредиторам, органам государственной власти, управленческому персоналу хозяйствующих субъектов и др.).
Обязательность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности экономическими субъектами на территории Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, целями которого являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с законом непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, если иное не установлено законом (ст. 6). При этом под бухгалтерским учетом понимают формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом (фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования деятельности, доходах и расходах, иных объектах), в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.1, п.2). Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимают информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (ст. 3).
Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности выражают только стоимостными измерителями, что позволяет сформировать единую информационную модель об объектах бухгалтерского наблюдения экономического субъекта, его имущественном и финансовом положении, сравнивать отчетные данные и составлять на их основе сводные, а также консолидированные отчеты.
За последние годы в системе бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации произошли значительные изменения, предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Разработанная по решению Правительства Российской Федерации в 2004 году Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 – 2010 гг.) имела целевую направленность на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, а также в обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации ориентировано на активизацию использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса, которые обеспечат формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями.
Согласно концепции выделяют индивидуальную бухгалтерскую и консолидированную финансовую отчетность.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность – отчетность юридического лица. Ее должны составлять все хозяйствующие субъекты за каждый отчетный период. Она выполняет две функции: информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта) и контрольную (обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла). Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении, для иных целей. Тщательное изучение индивидуальных бухгалтерских отчетов позволяет раскрыть причины достигнутых успехов, выявить недостатки в работе, наметить пути совершенствования деятельности организации [9].
Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет только информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.
Информация, отраженная в бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта должна быть полезной (необходимой) для принятия экономических решений заинтересованными пользователями, т.е. должна отвечать определенным качественным критериям. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации для пользователей, достигаются непосредственным использованием международных стандартов финансовой отчетности (МСФО (IAS)) или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
В современных экономических условиях существенно возрастает круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. К основным задачам бухгалтерского учета и отчетности относят: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям; 2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля соблюдения законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов финансовой устойчивости [39, 44].
Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», пользователем бухгалтерской отчетности является юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Пользователей бухгалтерской информации разделяют на две группы – внутренние и внешние. К внутренним пользователям относятся физические лица, сотрудники организации, осуществляющие свою деятельность в рамках данного хозяйствующего субъекта и принимающие на основе информации о деятельности субъекта соответствующие решения. Это, прежде всего руководство и сотрудники организации:
– руководители (менеджеры по различным направлениям деятельности, по сегментам внутри организации, по различным проектам) – лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, интерес которых связан с обеспечением эффективного руководства организацией, обоснованием перспектив ее развития, подготовкой и оценкой возможных вариантов принимаемых управленческих решений;
– специалисты, рабочие, служащие, заинтересованы в информации о деятельности организации для оценки стабильности рабочих мест, уровне заработной платы, перспективах работы т.д.
Внешние пользователи функционируют вне организации. Это физические и юридические лица, обособленные по отношению к организации, но использующие в своей деятельности информацию о данной организации. Интересы внешних пользователей значительно различаются, их можно разделить на две группы: заинтересованные (с финансовым интересом) и незаинтересованные (без финансового интереса) (рисунок 1).
Заинтересованными внешними пользователями являются пользователи, экономические решения которых находятся в зависимости от информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Всех заинтересованных внешних пользователей можно разделить на пользователей с прямым и косвенным финансовым интересом.
Рисунок 1 – Группы пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности
К пользователям с прямым финансовым интересом относятся:
– учредители, собственники (акционеры), интерес которых затрагивает различные аспекты хозяйственной деятельности организации и связан с оценкой рисков связанных с вложением капитала, способности выплачивать дивиденды;
– инвесторы, кредиторы, контрагенты, использующие информацию о деятельности организации с целью анализа и оценки финансовых перспектив вложений средств, способности к исполнению обязательств по выплате долгов, причитающихся процентов и т.д.
Косвенный финансовый интерес внешних пользователей связан с существованием организации в обозримом будущем. К таким пользователям можно отнести:
– правительственные, финансовые, налоговые органы, интерес которых, обусловлен необходимостью контроля правомерности, своевременности и полноты поступления средств в федеральный и местные бюджеты;
– страховые, аудиторские компании, др. организации используют данные бухгалтерской отчетности организации с целью оценки перспектив и возможности заключения договоров.
Незаинтересованными внешними пользователями являются пользователи, решения которых не обусловлены содержанием отчетной информации. К ним можно отнести статистические органы, биржи, органы правопорядка, общественные организации и т.д. Пользователей этой группы информация, раскрываемая в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, интересует с точки зрения проведения макроэкономических исследований, правомерности совершения операций.
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность является важнейшим источником информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, призванным удовлетворять интересы различных групп пользователей отчетной информации.
Правила формирования отчетных показателей и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, а также нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденными Минфином России. Они относятся к федеральным стандартам и являются обязательными к соблюдению для экономических субъектов.
Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (ст. 21), в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации выделяют нормативно-правовые документы четырех уровней (таблица 2).
Таблица 2 – Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ
Федеральные стандарты в области регулирования бухгалтерского учета включают законодательные и нормативно-правовые документы, устанавливающие единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организаций. К таким документам относят Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О бухгалтерском учете», «О консолидированной финансовой отчетности» и др., указы Президента, постановления Правительства РФ, где сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и отчетности.
В системе законодательных документов важную роль выполняет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. Основной целью закона является приведение норм законодательства о бухгалтерском учете в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов, а также устранение устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных в результате анализа практики их применения.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ закреплено понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность», под которой понимается «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом». Закон определяет обязательность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами на территории Российской Федерации, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 13), особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. 16-17). В нем отражены переработанные и уточненные нормы в отношении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 14), закреплены нормы, необходимые для обеспечения гарантий пользователям в отношении получения надежной и полезной информации. Кроме того, закреплены нормы в части обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, формирующего государственный информационный ресурс (ст.18) [5].
К федеральным стандартам в области регулирования бухгалтерского учета относят положения по бухгалтерскому учету, регулирующие общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, правила, порядок учета и оценки отдельных объектов бухгалтерского наблюдения. Независимо от вида экономической деятельности федеральные стандарты устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания в учете; допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ; требования к учетной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту; план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и др. [5]. В настоящее время в области бухгалтерского учета действуют двадцать четыре стандарта (ПБУ), объекты регулирования которых представлены в приложении В. Среди документов данного уровня следует выделить Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности № 34-н, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями). Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности № 34-н определяет основные правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности (раздел III-V). Его третий раздел наряду с основными требованиями регламентирует правила оценки статей бухгалтерской отчетности по каждому объекту бухгалтерского наблюдения. Четвертый раздел Положения № 34-н раскрывает порядок представления бухгалтерской отчетности. В пятом разделе закреплены основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности.
Следует отметить, что состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций – юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций устанавливает ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999 г. № 43-н (с изменениями от 18.09.2006 г. № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н). Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности № 34-н. Следует помнить, что ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» не является нормативным документом при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, для представления отчетной информации для иных специальных целей (например, при формировании отчетных данных для представления кредитным организациям).
Отраслевые стандарты в области регулирования бухгалтерского учета устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности и являются обязательными к применению экономическими субъектами. К ним относят нормативно-правовые документы (иные, чем положения по бухгалтерскому учету), определяющие отраслевые особенности организации и ведения бухгалтерского учета.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются экономическими субъектами на добровольной основе и принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Среди документов этого уровня важно отметить Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 02 июля 2010 г. № 66-н (в ред. Приказов Минфина РФ от 05.10.2011 г. № 124н, от 17.08.2012 г. № 113н, от 04.12.2012 г. № 154н).
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. К ним относят указания, инструкции и другие документы, разработанные в рамках учетной политики хозяйствующих субъектов (например, по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности). Стандарты экономического субъекта определяют выбор форм организации и методов ведения бухгалтерского учета и отчетности исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, квалификации работников бухгалтерской службы. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются субъектом самостоятельно.
Исходя из единых основополагающих принципов и установленных правил ведения бухгалтерского учета, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности должны давать объективное представление пользователям о финансовом состоянии и результатах деятельности экономического субъекта.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Согласно отечественных стандартов по бухгалтерскому учету, основное требование к информации, отраженной в бухгалтерской отчетности организации заключается в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. Согласно Концепции, информация, отраженная в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна обладать качественными характеристиками, обеспечивающими полезность (необходимость) информация для заинтересованных пользователей. Качественными признаками отчетной информации являются понятность, полнота и достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость.
Понятность предполагает доступность информации содержащейся в бухгалтерской отчетности для понимания пользователей, которые имеют достаточные знания в экономике и бухгалтерском учете. Достоверной и полной информацией считается отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях в имущественном и финансовом положении. Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, в ней следует отражать информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных подразделений. Для обеспечения полноты информации в отчетности должны быть отражены события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, а также сведения по прекращаемой деятельности.
Существенность показателей содержащихся в бухгалтерской отчетности, определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оказании помощи заинтересованным пользователям в оценке финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Показатель считается существенным, если его отсутствие в бухгалтерской отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При формировании показателей бухгалтерской отчетности организация сама определяет степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера, обстоятельств возникновения. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период – не менее 5 процентов (может быть принят другой критерий). В случае их существенности показатели отчетности приводятся обособленно (по отдельно вписываемым строкам).
Информация, раскрываемая в бухгалтерской отчетности должна быть нейтральной. Отчетная информация не является таковой, если она удовлетворяет интересам одних пользователей перед другими и если она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Нейтральность предполагает беспристрастность по отношению к пользователям бухгалтерской отчетности. При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими.
Сопоставимость предполагает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. В связи с этим данные в бухгалтерской отчетности должны быть приведены минимум за два года. Сопоставимость отчетных данных во многом обеспечивается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому (в случае изменения учетной политики в пояснениях к отчетности раскрывают корректировки отчетных данных с учетом изменений).
Соблюдение указанных требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует обеспечению пользователей качественной информацией о деятельности организации, на основе которой они могут получить объективное представление о финансовом положении и результатах деятельности организации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, составленная с соблюдением общих концепций, предполагает уровень качества отчетности присущий современной деловой экономической практике. Общие концепции, лежащие в основе составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывают принципы подготовки отчетности. В рамках отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету базовые и основные принципы ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности закреплены нормами ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 6.10.2008 г. № 106н (с изменениями) (рисунок 2).
На основе анализа основных допущений и требований, закрепленных нормами ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», можно выделить основополагающие принципы подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и принципы, обеспечивающие качественные характеристики отчетной информации.
Рисунок 2 – Принципы подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности
К основополагающим принципам формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся принципы имущественной обособленности, непрерывности деятельности учета по методу начисления.
В рамках отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности качественными признаками отчетной информации являются ее понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность и сопоставимость. Это регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Поэтому к принципам, обеспечивающим качественные характеристики отчетной информации, относятся принципы последовательности применения учетной политики, полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Согласно принципу имущественной обособленности бухгалтерская (финансовая) отчетность – информационная система, характеризующая имущественное положение организации отдельно от имущественного положения сторонних по отношению к организации лиц, в том числе ее собственников. Названный принцип определяет правило построения актива баланса по признаку права собственности, согласно которому моментом постановки имущества на баланс является момент возникновения права собственности организации на него, а моментом списания с актива – момент утраты права собственности на данное имущество.
Пример – В декабре отчетного года по договору купли-продажи организация произвела отгрузку продукции покупателю. Договором предусмотрено условие перехода права собственности на продукцию после ее оплаты. Условие договора в отчетном году не выполнено. До момента оплаты право собственности остается у организации-продавца, поэтому отгруженная продукция не списывается с баланса, а доход от ее продажи не признается полученным. В учете и отчетности она отражается в оценке по учетным ценам как «товары отгруженные»: Дт 45 Кт 43 – отгружена покупателю продукция по договору с особым порядком перехода права собственности. В бухгалтерском балансе за отчетный год стоимость отгруженной продукции указывают в составе группы статей «Запасы» с расшифровкой по соответствующей строке.
Принцип (допущение) непрерывности деятельности организации исходит из того, что бухгалтерский учет осуществляется, а бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в предположении, что у организации отсутствуют намерения и необходимость прекращать или существенно сокращать финансово-хозяйственную деятельность в обозримом будущем. Он предполагает оценку имущества и обязательств организации в соответствии с правилами оценки объектов учета и статей бухгалтерского баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учету. В случае составления ликвидационных балансов вступают в силу особые правила оценки.
Принцип (допущение) последовательности применения учетной политики обеспечивает сопоставимость показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, предполагая, что принятые организацией приемы и способы оценки активов, обязательств применяются последовательно от одного отчетного года к другому, тем самым, обеспечивая возможность сравнения анализируемых показателей. Изменения в учетной политике организации возможны, но о фактах изменения и результатах их влияния на отчетность необходимо информировать пользователей. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении и подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Принцип начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности в тех отчетных периодах, в которых они имели место независимо от фактического времени получения или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Пример – В отчетном году организацией по договору купли-продажи реализована продукция на сумму 590 000 р. (в том числе НДС – 90 000 р.). Договором не предусмотрено особых условий перехода права собственности на нее. Себестоимость проданной продукции составила 400 000 р. До конца года покупателями произведена лишь частичная оплата продукции в размере половины их стоимости. В учете делают запись: Дт 62 Кт 90-1 – 590 000 р. – отражена выручка от продажи продукции. Отразив в учете доходы, необходимо также отразить и расходы, связанные с получением этих доходов: Дт 90-3 Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 90 000 р. – начислен НДС; Дт 90-2 Кт 43 – 400 000 р. – списана себестоимость проданной продукции. Поступление средств от покупателей в погашение части задолженности за отгруженную продукцию отражают записью: Дт 51 Кт 62 – 295 000 р. – поступила частичная оплата от покупателей. Величина соответствующих доходов и расходов от продажи продукции будет отражена в Отчете о финансовых результатах за отчетный год в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Соблюдение принципов полноты, последовательности применения учетной политики, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности способствует обеспечению достаточного уровня качества бухгалтерской отчетности.
В соответствии с принципом (требованием) полноты отчетность организации должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в финансовом положении. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требование полноты подразумевает полное отражение всех существенных показателей в бухгалтерской отчетности. Если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Принцип (допущение) последовательности применения учетной политики обеспечивает сопоставимость показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, предполагая, что принятые организацией приемы и способы оценки активов, обязательств применяются последовательно от одного отчетного года к другому. Сопоставимость является важным качественным признаком отчетной информации, так как предусматривает возможность сравнения данных для определения тенденций в имущественном и финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности. С этой целью показатели в бухгалтерской (финансовой) отчетности приводятся минимум за два года (отчетный и предыдущий). В настоящее время противоречия в способах оценки биологических активов обуславливают изменения в учетной политике сельскохозяйственных организаций. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» такие изменения возможны, но о фактах изменения и результатах их влияния на отчетность необходимо информировать пользователей. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны оцениваться в денежном выражении и раскрываться в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Осмотрительность при составлении бухгалтерской отчетности сводится к определенной степени осторожности при оценке последствий операций и других событий, в отношении которых имеется неопределенность. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», принцип (требование) осмотрительности предусматривает предпочтение минимальной оценки активов и доходов, и максимальной – обязательств и расходов. Соблюдение принципа предполагает отражение в бухгалтерском балансе объектов учета по минимальной из двух оценок: первоначальной или цены возможной продажи активов (возможного погашения обязательств). В части активов, если цены на рынке в отношении отдельных объектов на дату составления отчетности снижаются в сравнении с их первоначальной стоимостью, на разницу создается резерв, выполняющий роль регулятива. В части обязательств в балансе приводятся не только долги (кредиторская задолженность), существующие на дату составления отчетности, но и резервы под погашение обязательств, которые возникнут в будущем, а также доходы, полученные на дату составления отчетности, но относящиеся к будущим периодам. Возможность такой оценки в части активов организации дает применение счетов 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», а в части обязательств – счетов 96 «Резервы предстоящих расходов», 98 «Доходы будущих периодов».
Пример – По состоянию на 31 декабря 2012 года организации обладала акциями компании, котирующимися на фондовой бирже, на общую сумму 300000 р. Рыночная цена акций по состоянию на отчетную дату – 270 000 р. На разницу между балансовой и рыночной стоимостью акций создается резерв под обесценение вложений в размере 30 000 р. В учете делают запись: Дт 91-2 Кт 59 – 30 000 р. – образован резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. В балансе за отчетный год данные о котирующихся акциях отражают в активе по соответствующей строке за вычетом суммы созданного резерва, т.е. в размере 270 000 р. (в пассиве баланса сумму резерва не указывают).
Принцип (требование) приоритета содержания перед формой заключается в том, что факты хозяйственной деятельности учитываются и отражают в отчетности в соответствии с их экономической реальностью, а не только юридической формой. На практике его использование ограничено, что обусловлено противоречием между экономическим и юридическим содержанием отражаемых в учете фактов хозяйственной деятельности. С юридической точки зрения в активе бухгалтерского баланса показывается только имущество, принадлежащее организации на праве собственности, в противном случае его отражают на забалансовых счетах. С экономической точки зрения главными факторами в признании имущества активом служат не права относительно него, а способность имущества приносить организации доход и находится под ее контролем. Однако имущество может приносить организации доходы, но при этом не быть ее собственностью (например, арендованные основные средства) и, наоборот, может быть ее собственностью, но не приносить доходов (например, устаревшее оборудование). Таким образом, в бухгалтерской отчетности находит отражение, как правило, только часть информационного содержания фактов хозяйственной деятельности: либо экономические, либо юридические характеристики. Зачастую это лишает необходимой информации пользователей отчетности.
Принцип (требование) своевременности заключается в своевременном отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Принцип (требование) непротиворечивости предусматривает возможность проверки бухгалтерской отчетности на основе тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам. Принцип (требование) рациональности предполагает рациональное ведение бухгалтерского учета и составления отчетности, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Соблюдение рассмотренных принципов при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целом способствует обеспечению пользователей информацией о ее деятельности, на основе которой они могут получить объективное представление об имущественном и финансовом положении, результатах деятельности. В тоже время информация, отраженная в бухгалтерской отчетности сельскохозяйственной организации, как и любого хозяйствующего субъекта, должна быть полезной для обоснования и принятия экономических решений заинтересованными пользователями.
Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации для пользователей, достигаются непосредственным использованием международных стандартов финансовой отчетности (МСФО (IAS)) или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. Согласно положениям МСФО, качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности включают в себя понятность и уместность отчетной информации, ее существенность и надежность, своевременность представления отчетности, правдивое представление, полноту, нейтральность, преобладание сущности над формой, осмотрительность, сопоставимость, применимость для прогнозирования и выверки результатов, возможность проверки (рисунок 3).
Важным качеством бухгалтерской (финансовой) отчетности является ее понятность. Понятность отчетной информации предполагает доступность для понимания пользователей, обладающих необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса. Отчетность должна быть четкой, исключать возможность двусмысленного толкования показателей, не содержать излишней детализации. В тоже время понятность не предполагает упрощение или исключение из отчетности сложной информации по причине ее возможного непонимания. При наличии такой информации ее содержание необходимо разъяснять в пояснениях и примечаниях к бухгалтерской отчетности.
Рисунок 3 – Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности
Уместность отчетной информации характеризуется способностью быть пригодной в принятии решений пользователями, оценивать прошедшие и настоящие события, предвидеть будущие, делать верные выводы. Уместность информации во многом определяется ее понятностью, своевременностью, возможностью быть использованной для прогнозирования и выверки полученных результатов. В тоже время уместность отчетной информации непосредственно связана с понятием существенности.
Показатель считается существенным, если его не раскрытие (исключение или искажение) может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», «показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к ним, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности». Каждый существенный показатель должен быть представлен в отчетности обособленно (отдельной строкой). При формировании показателей бухгалтерской отчетности организация сама определяет дополнительный состав существенных показателей в зависимости от оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения [12].