2. Базовые принципы и общие правила

Эта глава может показаться самой занудной во всей книге, но она невероятно важна. В ней я попыталась собрать и представить в упрощенной форме основные принципы дизайна, архитектуры и фотографии. Именно этими правилами обычно руководствуются в работе профессионалы. Если, читая книгу, вы постоянно будете помнить об этих правилах, будет намного легче понять, на чем основаны конкретные советы и как их применить на практике.

Математика дизайна

Я никогда не умела хорошо считать. Цифрам я предпочитаю цвет и форму. Поэтому нахожу забавным (и неожиданным) тот факт, что именно возможность мыслить математически неоднократно выручала меня, когда возникали трудности с очередным дизайн-проектом.

Спросите профессиональных дизайнеров и декораторов, чем они руководствуются в работе, и вы зачастую услышите: «Это внутреннее чутье». Новичку такой ответ будет совсем не в радость – да и толку от него примерно столько же, как если бы повар предложил человеку, желающему научиться готовить, побольше импровизировать. Всем, у кого нет врожденной интуиции и таланта в какой-то сфере, требуются более конкретные ответы и советы.

Конечно, не существует универсального рецепта или справочника «удачного оформления интерьера», но, изучая теорию композиции и законы гармоничных пропорций, можно развить и улучшить свой вкус. Именно здесь и появляется математика. То, что одним дано с рождения, другие могут научиться вычислять.


Золотое сечение

Всем интересующимся дизайном интерьера просто необходимо выучить теорию «золотого сечения», которую также называют «божественным числом» и обозначают греческой буквой Φ. Золотое сечение – это математическая формула, выведенная еще в античные времена для вычисления гармоничных пропорций в искусстве, архитектуре и музыке. Изобретение этого расчета часто приписывают Пифагору и Фибоначчи. Как бы ни менялось отношение к золотому сечению на протяжении веков, совершенно очевидно, что именно оно определяло и определяет наш взгляд на красоту.

Вам не потребуется доставать калькулятор, чтобы производить сложные математические расчеты при оформлении интерьера. Достаточно базовых знаний о некоторых геометрических фигурах, таких как прямоугольник, треугольник, спираль с пропорциями в золотом сечении. Это знание приходит на выручку тем, кто не слишком разбирается в цифрах. Попробуйте поработать с формой, а не с формулой – это и будет конкретный инструмент, позволяющий понять, что подходит именно вам.


В математике золотое сечение описывается как соотношение между двумя частями отрезка: более длинной (а) и короткой (b). При этом сумма этих частей, или вся длина отрезка (a+b), относится к более длинной части (а) так, как большая часть (а) к меньшей (b). Проще говоря, если мы разделим весь отрезок на большую его часть, получим то же число, что при делении большей части на меньшую. Значение золотого сечения равно 1,618. Примеры золотого сечения существуют повсюду: и в природе, и в искусстве, и в архитектуре, и в космосе, и даже в теле человека.



Золотой прямоугольник


Примеры золотого сечения можно найти в архитектуре


Золотая спираль


Примеры золотой спирали можно найти в природе


Равные части


Неравные части


Золотое сечение


Композиция и пропорции

Архитекторы, художники и скульпторы применяли принцип золотого сечения на протяжении многих столетий. Сегодня же это правило может помочь даже любителю быстро принять решение при работе с дизайном интерьера.

Помня о золотой спирали Фибоначчи, художники делают натюрморты более динамичными, а дизайнеры используют правило золотого сечения при расчете цветовой гаммы интерьера, руководствуясь формулой «60:30:10+Ч» (подробнее об этом читайте в главе, посвященной цветовому решению). Конечно, не обязательно целиком и полностью следовать этому правилу, но если вы посмотрите на разные картины и фотографии, то увидите, что на них так или иначе прослеживается принцип золотого сечения.


Принцип золотого сечения, или золотой спирали, прослеживается во многих линиях и пропорциях классических предметов мебели


Правило третей

Если использование формул представляется вам затруднительным, можно начать с разделения пространства не на две, а на три части. Это несколько упрощенный вариант золотого сечения, позволяющий быстро и оптимально расположить объекты. Его называют правилом третей, или «божественным балансом», и часто используют в повседневной жизни, поскольку оно не так математически сложно, как вычисление золотого сечения.

Чтобы понять суть этого принципа, достаточно вспомнить сетчатую разметку в видоискателе многих цифровых фотоаппаратов, которая помогает разместить объект в нужном месте. В основе такой разметки лежат принцип золотого сечения и упрощенное правило третей: экран видоискателя делится на три горизонтальные и три вертикальные области. Важные части композиции, например фигура человека, должны быть расположены не в середине каждой области, а вдоль линий или в точках их пересечения. Именно сетка помогает увидеть точки пересечения линий и избежать типичной ошибки: расположить объект в центре композиции.


На экранах многих цифровых камер есть сетчатая разметка, помогающая не только держать камеру ровно, но и быстро скомпоновать кадр, в котором фокус будет находиться в одной из точек пересечения линий, – это и будет то место, где проходит золотое сечение или располагается центр внимания, полученный по правилу третей


Если внимательно изучить известные картины и фотографии, кадры из фильмов или, например, расположение диктора на экране в программе новостей, можно обнаружить, что фотографы и операторы во всем мире придерживаются правила третей при компоновке картинки. Крайне редко главный объект помещается в центре композиции: как правило, он смещен в сторону на одну или две трети, а сам кадр обычно компонуется по принципу золотой спирали. То же самое можно сказать и о выдающихся интерьерах: они зачастую созданы с учетом принципа золотого сечения, или правила третей. Помня об этом, можно быстро понять, где и как расположить мебель и элементы декора, чтобы помещение выглядело гармонично.

Правило третей может очень пригодиться при оформлении комнаты и размещении в ней важных объектов. Разделите все пространство не на две, а на три равные части – и вы создадите картину, при взгляде на которую будет возникать ощущение баланса и гармонии.

«В геометрии есть два сокровища: теорема Пифагора и золотое сечение».

Иоганн Кеплер (1571–1630)


Треугольники и правило трех точек

Если начать анализировать фотографии интерьеров с точки зрения наличия в них визуальных треугольников, то в конце концов они начнут видеться повсюду. Фотографы и дизайнеры часто используют в работе метод треугольника, или правило трех точек. Этот метод не очень сложен и позволяет достичь хороших результатов. Идея заключается в расположении предметов таким образом, чтобы они визуально создавали стороны треугольника либо помещались на его углах, соединенных воображаемой линией. Треугольники могут быть как равносторонними, так и разносторонними – так называемыми «лежащими» треугольниками.



Визуальный центр

Теория золотого сечения утверждает, что точное центрирование объекта – не самое лучшее решение. В области графического дизайна нередко используют термин «визуальный центр», считая, что оптический центр далеко не всегда совпадает с центром геометрическим. Оптический центр расположен чуть выше (приблизительно на 10 %) центра геометрического. Именно по этой причине рекламные объявления компонуют так, чтобы снизу оставалось больше свободного пространства, чем сверху. Другой пример – паспарту в раме под стеклом. Обычно оно бывает несколько шире в нижней части: таким образом изображение располагается чуть выше середины рамы.


Визуальный центр – точка, которую глаз воспринимает как середину. Эта точка находится чуть выше геометрического центра и по высоте совпадает с воображаемой линией золотого сечения


Расстановка акцентов

Большинство фотографов знают, что при съемке необходимо выбрать так называемый «композиционный центр» – объект, который занимает основное место в кадре или каким-то образом выделяется на общем фоне и тем самым представляет собой точку фокусировки взгляда. Однако в повседневной жизни, например испытывая трудности при работе над проектом интерьера, об этом правиле нередко забывают.

Одна из распространенных ошибок – избыточное (или, наоборот, недостаточное) количество объектов, выступающих в роли композиционного центра. Исправить это довольно просто: надо всего лишь подумать о точках, на которых может фокусироваться взгляд. Что мы видим в помещении в первую очередь? А что, по нашему мнению, должно привлечь внимание? Идет ли речь об одном и том же объекте, или стоит по-другому расставить акценты?

Порой в помещении уже существует естественная точка фокусировки взгляда, например большой оконный проем, выразительный камин или впечатляющий вид из окна. Если общий вид комнаты вызывает дискомфорт, подумайте: возможно, в ней отсутствует та самая точка фокусировки взгляда? Или, напротив, подобных точек слишком много? В обоих случаях необходимо внести изменения: в помещении должен появиться четкий акцент, композиционный центр, притягивающий к себе внимание и подчеркивающий определенную часть комнаты.

В следующий раз, создавая проект интерьера, вспомните об этих рекомендациях. Подумайте, что бы вам хотелось выделить, а что, напротив, вывести из зоны внимания. При продолжительной работе над дизайнерским проектом глаз часто «замыливается», поэтому спросите друзей, что им сразу бросается в глаза при взгляде на комнату, или сделайте несколько фотографий. Рассматривая снимки, вы автоматически будете заострять внимание на определенных вещах и скорее поймете, что необходимо изменить в интерьере, чтобы выделить нужный объект. Быть может, нужно всего лишь что-то переставить, перегруппировать или убрать с глаз долой?


На каком из этих кружков останавливается ваш взгляд? Изменения в цвете, контрасте или положении в пространстве, как правило, привлекают к себе внимание. Это и есть та самая «точка фокусировки взгляда». Работая над обустройством помещения, старайтесь не забывать о ней


Магия линий

При работе над дизайном интерьера самым сильным визуальным инструментом можно считать линии. С их помощью создаются оптические иллюзии и эффект выделения, усиления, увеличения или, наоборот, уменьшения объекта. Именно поэтому при оформлении помещения так важно подумать о том, как в нем будут проходить линии: это поможет достичь желаемого результата.


Ведущие линии

Дизайнеры часто используют термин «ведущие линии», говоря о ситуациях, в которых линии служат инструментом усиления и привлечения внимания к объекту, который хотят выделить. Такие линии как бы ведут глаз к смысловому центру. Когда фотограф компонует кадр, пытаясь выбрать подходящее место для определенного объекта, он всегда смотрит на линии, созданные самой природой или окружающей обстановкой: они придают кадру глубину и указывают зрителю нужное направление. Точно так же может действовать и дизайнер, или декоратор интерьера.

Часть линий изначально существует в самом здании: они прослеживаются в стенах и на полу, но многие линии создаем мы сами, когда работаем над интерьером и выбираем мебель и ковры. Не стоит забывать о свете и тенях: проникая в комнату в течение дня, они тоже образуют различные линии. Не забывайте также использовать свободное пространство между мебелью и предметами декора или группировать вещи определенным образом: продуманные визуальные паузы и образованные при размещении предметов ведущие линии помогут направить взгляд по нужному курсу.


Диагональные линии

Дизайнеры, использующие принцип золотого сечения, часто говорят о важности диагональных линий: это наклонные линии, которые ведут взгляд под определенным углом вверх или вниз. Например, можно сгруппировать висящие на стене рамки или предметы декора, формирующие композицию таким образом, чтобы их контуры составили воображаемую линию, которая будет вести глаз к нужной точке.


Пол в мелкую клетку (много ломаных линий) создает в комнате ощущение уюта


Пол в крупную клетку (меньшее количество линий) обычно подчеркивает размер комнаты


Если полосы пола расположены в направлении от двери, комната кажется более вытянутой


Если полосы пола расположены перпендикулярно двери, комната кажется более широкой


Диагональная кладка напольной плитки зрительно увеличивает площадь помещения


Если нет возможности поменять пол, можно приобрести ковер, линейный орнамент которого будет создавать нужный эффект


Горизонтальные линии

Создавая или усиливая горизонтальные линии, можно визуально расширить помещение, что прекрасно подходит для тесных пространств. Выберите обои с горизонтальной полоской, полосатый ковер или соответствующую мебель, например книжный шкаф или стеллаж с длинными полками, а не отдельными секциями. Тем самым вы добьетесь визуального эффекта ведущих линий. Стены, выкрашенные до половины в контрастный цвет, могут зрительно уменьшить слишком высокие потолки, и комната будет выглядеть уютнее.


Вертикальные линии

Если вы хотите визуально увеличить высоту комнаты, стоит усилить вертикальные линии в помещении. Это можно сделать, например, с помощью обоев или мебели: скажем, множества узких, но высоких стеллажей, простирающихся от пола до потолка.


Изогнутые линии

В интерьере должны присутствовать мягкие, изящные, закругленные линии, чтобы комната не воспринималась угловатой. Такие линии иногда заложены в самой конструкции помещения: это могут быть потолочные своды, арочные окна или фрагменты стены. Однако мы и сами можем добавить изогнутые линии, выбрав для комнаты, скажем, круглый ковер, округлое зеркало или мебель с закругленными углами.


Линии на полу

Ведущие линии можно без труда найти и на полу. На восприятие комнаты порой влияют зазоры и стыки, например, на паркетном, дощатом или кафельном полу. Учитывайте это, выбирая тип покрытия пола.

Визуальный вес

Физический вес выражается в граммах и килограммах, а с весом визуальным связано восприятие нашего глаза. Часто говорят о необходимости «утяжелить» или, напротив, «облегчить» интерьер. Последнее особенно рекомендуется делать в летнее время. Но что такое визуальный вес? И что наш глаз воспринимает как легкое или тяжелое?



Посмотрите на несколько примеров – и вы поймете, что дизайнеры и стилисты интерьера обычно называют «тяжелым» и «легким».

Как и в случае ведущих линий, при помощи визуального веса в комнате можно выделить точку фокусировки взгляда. Если помещение оформлено в светлых тонах, точкой фокусировки, скорее всего, станет более темный объект. Если композиция состоит из большого количества похожих предметов, выделить определенную деталь можно, поместив ее, например, на внешней стороне группы объектов.

Считая, что разные предметы обладают разным визуальным весом, можно обмануть глаз и скрыть проблемные зоны при помощи противоположных по своей природе объектов. Не знаю, есть ли этому заявлению научное подтверждение, но мне кажется вполне разумным, что, выбрав более крупную и визуально тяжелую мебель, можно избавиться от ощущения пустоты, а отдав предпочтение плотным, а не легким и прозрачным материалам, мы сможем совсем по-другому зонировать открытое пространство и создавать в нем особую атмосферу.

Если помещение тесное, его можно визуально расширить, выбирая более воздушный текстиль и определенные предметы мебели, которые кажутся легкими не за счет своего фактического веса, а за счет внешнего вида.

Достичь подобного эффекта можно и при помощи более светлого оформления помещения, использования холодных тонов и простых форм. Такой интерьер выглядит менее тяжелым, чем интерьер темного помещения с большим количеством элементов декора.


Оптическая иллюзия. Выглядят ли круги в центре каждой композиции равными по размеру? Два абсолютно одинаковых круга воспринимаются по-разному в зависимости от того, какими объектами они окружены


Якорные объекты

Если при взгляде на помещение или композицию возникает ощущение дисбаланса, то, возможно, мы забыли о так называемых «якорях», или «визуальных центрах тяжести», которые должны присутствовать в каждой комнате или композиции. При этом важно понимать разницу между якорным объектом и точкой фокусировки взгляда.

Якорь не обязательно будет первой вещью, на которой остановится взгляд. Скорее это некий предмет, придающий помещению «визуальный вес», вызывающий ощущение спокойствия и позволяющий переключить внимание на привлекательный объект. Например, в просторной комнате с большим количеством предметов в этой роли может выступить ковер, связывающий друг с другом все предметы мебели и тем самым привносящий в комнату ощущение баланса. Большой ковер на полу будто бы создает основательный фундамент, не позволяя предметам «рассыпаться», и делает комнату гармоничной. В таком случае мы сфокусируемся на композиционном центре помещения – скажем, на картине или лампе.

Рассмотрите свой интерьер именно с этой точки зрения. Обладают ли предметы мебели в вашей комнате приблизительно одинаковым «визуальным весом» или же в ней есть такой вот четкий якорь? Возможно, в некоторых комнатах якорный объект уже присутствует изначально: на кухне в этой роли может выступать обеденный стол, в гостиной – диван, а в спальне – кровать. Но во всех ли комнатах есть естественный якорь? В прихожей, возможно, необходимо поставить комод, в рабочем кабинете – массивный стеллаж, а в ванной – шкаф? Тогда в помещении появится визуальный вес, а более мелкие предметы будут как бы «скользить по поверхности».

Композиции из множества предметов также необходим основательный визуально утяжеленный низ: это может быть крупная ваза или другой предмет, производящий впечатление чего-то массивного. Тот же эффект гармонии достигается, когда наиболее крупные книги помещаются на нижних полках книжного шкафа или стеллажа.

При оформлении комнаты цветом достичь баланса бывает легче, если задуматься о том, как цвета распределяются в природе: наиболее темные оттенки располагаются ниже, а светлые – выше. Следуйте этому принципу в своем доме: внизу используйте темные цвета (они соответствуют земле), а по мере приближения к потолку – более светлые (небо).

Правило нечетных чисел

Многое в области дизайна интерьера связано с созданием баланса и симметрии, но, когда речь заходит о декоре, правила становятся прямо противоположными: необходимо помнить о нечетных числах. Некоторые ученые объясняют это особенностью нашего мозга, постоянно желающего скомпоновать предметы. Именно поэтому, с их точки зрения, добавленный к паре дополнительный предмет начинает привлекать к себе внимание и выходить на первый план. Кто-то же считает, что третий объект просто-напросто заполняет естественную пустоту между двумя другими предметами, притягивая к себе взгляд. Какой бы теории ни придерживались декораторы, дизайнеры и стилисты интерьера, никто из них не забывает о «правиле нечетных чисел».

Этим принципом нередко руководствуются и фотографы с архитекторами. Применить его можно повсюду, начиная от расстановки мебели и заканчивая группированием предметов при создании композиции. Принцип получил название «правило трех», что прекрасно отражает его суть: пытайтесь избежать четного количества предметов.

Другими словами, если в композиции будет находиться 3, 5 или 7 предметов, она будет выглядеть более интересной. Попробуйте воспользоваться этим советом, когда вам покажется, что композиция негармонична.

Загрузка...