Избирательная кампания – период, в рамках которого осуществляется продвижение кандидатов на выборную должность. Чаще всего под избирательной кампанией понимают комплекс действий, связанных с подготовкой и проведением выборов в государственные органы власти и органы местного самоуправления.
Официальным стартом избирательной кампании считается дата публикации решения о назначении выборов. Неофициально избирательная кампания может начаться за год, а то и за несколько лет до выборов, для того чтобы создать благоприятные условия для победы кандидатов.
Организацией выборов занимаются избирательные комиссии различного уровня. Избирательные комиссии формируются на 5 лет, принципы их формирования оговариваются федеральным, региональным законодательством и местными нормативными актами. Назначают выборы законодательные и представительные органы власти. Исполнительные органы власти оказывают поддержку избирательным комиссиям. Организация выборов и деятельность избирательных комиссий финансируются из бюджета разных уровней. Кандидаты на выборные должности из бюджета НЕ финансируются.
Структура избирательных комиссий в России:
• Центральная избирательная комиссия*
• Избирательные комиссии субъектов РФ*
• Избирательные комиссии муниципальных образований
• Окружные избирательные комиссии
• Территориальные избирательные комиссии*
• Участковые избирательные комиссии
*Примечание: комиссии, являющиеся госорганами
Избирательный округ – это территория, жителей которой представляет депутат. Избирательные округа бывают одномандатные и многомандатные, что зависит от количества получаемых депутатами мандатов от данной территории. Избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на данной территории. Схему избирательных округов определяет избирательная комиссия, которая обозначает границы округов, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указывает номер округа и число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов – также количество мандатов, замещаемых в округе.
Если избирательные комиссии организуют выборы, то руководителем избирательной кампании кандидата в депутаты могут быть политтехнолог или политический консультант, партийный чиновник (или общественник), представитель органов власти, ушедший в отпуск, или сам кандидат. Нередко разделяют формальное руководство (когда руководителем штаба назначают лидера общественного мнения, известную фигуру) и фактическое руководство.
Руководящим органом избирательной кампании кандидата в депутаты является избирательный штаб. Избирательный штаб – группа лиц, отвечающая за организацию избирательной кампании кандидата. Штаб может быть сформирован кандидатом или союзниками кандидата.
При формировании избирательного штаба кандидат может воспользоваться услугами коммерческих структур: компаний, специализирующихся на политическом консультировании и политических технологиях, рекламных, социологических и интернет-агентств. Также услуги по выборам оказывают отдельные политтехнологи, партийные чиновники, общественники.
Кроме политтехнолога в избирательный штаб обязательно входят юрист, журналист (райтер), полевики (или орговики – специалисты, занимающиеся организацией встреч, мероприятий, подбором и организацией работы агитаторов, взаимодействием с избирательными комиссиями), дизайнер, smm-менеджер (специалист, ведущий социальные сети). Если избирательная кампания конкурентная, то привлекаются дополнительные специалисты по каждому направлению или выделяются дополнительные направления.
Выбор политтехнолога или политконсультанта аналогичен поиску руководителя проекта. Политтехнолог должен обладать:
1) профессиональными компетенциями руководителя;
2) знаниями и навыками использования политических технологий;
3) с ним должно быть комфортно, он должен вызывать симпатию.
Перечислим несколько способов поиска.
• Попросить знакомых депутатов, членов партии или чиновников порекомендовать политтехнолога и выбрать того, кто покажется профессиональным.
• Обратиться в консалтинговые компании, специализирующиеся на избирательных кампаниях или политическом консалтинге.
• Изучить сайты и форумы политконсультантов и политтехнологов. Проанализировать рейтинги.
• Привлечь чиновника или сотрудника избиркома, участвующего в избирательных кампаниях.
• Нанять партийного функционера, имеющего опыт участия в выборах.
• Изучить группы в социальных сетях, связанные с политтехнологиями, выборами (многие из них закрытые).
• Обратиться к профессиональным рекрутерам.
Считается, что стоимость избирательной кампании составляет в среднем от 4–5 долларов на избирателя. Если конкуренция высокая, стоимость доходит до 30 долларов за одного избирателя и выше. Но это условные цифры. Ключевые параметры, которые влияют на бюджет избирательной кампании, следующие:
• формат участия в выборах – выдвигается кандидат по одномандатному округу или по спискам;
• задачи избирательной кампании – победить, «поиграться», заработать;
• количество избирателей в округе;
• количество конкурентов и их состав;
• отношения с действующей властью;
• уровень известности и рейтинг доверия;
• имеющиеся ресурсы (люди, деньги и т. п.);
• специфика округа, территории;
• уровень дохода жителей и стоимость организационных, рекламных, информационных ресурсов.
Структура бюджета избирательной кампании включает в себя гонорар консультантов, изготовление и размещение агитационных материалов, работу агитаторов, организацию мероприятий, контрпропаганду, организацию работы в день голосования, материально-техническое обеспечение, исследования.
Во время выборов кандидаты создают избирательный фонд. Для проведения по нему операций кандидат или его финансовый уполномоченный открывают специальный избирательный счет. Размер и порядок внесения средств на избирательный счет регулируются законодательством.
На счет кандидата могут поступать:
• Собственные средства кандидата
• Средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (в случае выдвижения кандидатом от объединения)
• Добровольные пожертвования граждан
• Добровольные пожертвования юридических лиц
Вся избирательная кампания вместе с этапом подготовки, как правило, занимает 1 год. Но далеко не все кандидаты принимают решение об участии заблаговременно. Большинство кандидатов решаются за 3–4 месяца до дня голосования. Что касается личных временных затрат кандидата, то на разных этапах избирательной кампании от кандидата может потребоваться разный объем времени. На этапе подготовки и в период выдвижения и регистрации потребуется от 1–2 часов до нескольких дней в неделю для проведения переговоров, сбора и проверки документов, проведения видеосъемки, фотосессии, прохождения тренингов. Самая большая загрузка – в период активной фазы избирательной кампании, когда приходится встречаться с избирателями, участвовать в мероприятиях. Как правило, это от 4 до 9 часов в день 4–6 дней в неделю в течение 1–1,5 месяцев.
Продолжительность избирательной кампании и ее формат зависят от целей, требований законодательства и стратегии, поэтому для наглядности разделим избирательную кампанию на четыре этапа.
Предварительная подготовка представляет собой создание благоприятных условий для будущей победы. Она начинается задолго до старта избирательной кампании и включает в себя формирование положительного образа кандидата в глазах избирателей и попадание в топ-лист кандидатов-претендентов на победу. На этапе подготовки к выборам могут существовать неформальные процедуры отбора. Одной из таких процедур являются предварительные выборы – праймериз.
Участие в праймериз для кандидатов некоторых партий является обязательным, хотя об этом знают не все. В результате кандидат, пропустивший данный этап, может лишиться поддержки партии, а самое главное – упустить время для наращивания количества своих сторонников. Лимит времени, отведенный на проведение официальной избирательной кампании, небольшой, а условия отбора и регистрации кандидатов довольно жесткие. Поэтому кандидаты начинают избирательную кампанию заранее, до официальной даты назначения выборов.
Этап выдвижения и регистрации – это период, во время которого происходит официальный предварительный отбор участников выборов на основе оценки документов и их соответствия действующему законодательству. Это один из самых сложных этапов, особенно для новичков, т. к. выдвижение и регистрация требуют предварительной подготовки документов, учета множества формальных деталей, а в случае самовыдвижения – сбора подписей в свою поддержку. Результатом отбора является статус зарегистрированного кандидата или отказ кандидату в регистрации.
Агитационная кампания представляет собой период, в ходе которого кандидаты разными способами стараются заручиться поддержкой избирателей. Они проводят встречи с избирателями, распространяют агитационную продукцию, выступают в СМИ, интернете – то есть любыми способами стараются убедить избирателей проголосовать за себя. Тот, кто агитирует наиболее убедительно и при этом охватывает наибольшее количество избирателей, получает высокую известность и высокий рейтинг доверия. Рейтинги кандидатов оцениваются путем проведения социологических и экспертных опросов.
В отдельный этап выделен день голосования. Нужно понимать формат и процедуры голосования и подсчета голосов. Выборы можно сравнить с Олимпийскими играми: спортсмены готовятся к соревнованиям много лет, затем идет отбор, а формально соревнования длятся около двух недель. Подготовка ко дню голосования начинается на этапе подготовки к выборам, т. к. в голосование вовлекается огромное количество ресурсов. Нередки случаи, когда при высоких рейтингах и позитивных прогнозах кандидаты проигрывали именно в день голосования. Это решающее сражение, которое требует тщательной проработки и удержания положительного результата.
СХЕМА ЭТАПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ЕСТЬ В БУМАЖНОЙ ВЕРСИИ ПЛАНИРОВЩИКА (заказать info@politsecrets.ru или на сайте https://www.politsecrets.ru/)
До того как принять решение об участии в выборах, желательно проанализировать собственные ресурсы и возможности:
• финансовые возможности (бюджет избирательной кампании составляет не менее 4–5 долларов на избирателя);
• организационные ресурсы (наличие заинтересованных лиц и групп интересов, готовых поддержать кандидата, привлечь в короткие сроки людей, финансовые ресурсы);
• известность среди избирателей (возможность привлечь на участки необходимое для победы количество избирателей);
• наличие конфликтов в местной элите, готовность к возможным коалициям;
• поддержка со стороны представителей федеральной элиты.
Если по всем пунктам положительный ответ, то эффективность участия в выборах существенно возрастает.
Победить на выборах проще тем, кто еще до старта официальной избирательной кампании обладает личными ресурсами, позволяющими привлечь избирателей:
1) Живет и работает так, что его приглашают занять должность депутата, оценивая авторитет у избирателей.
2) Принимает активное участие в деятельности политической партии или общественного движения:
• создал свою политическую партию или движение;
• построил карьеру в политической партии;
• возглавил молодежное крыло партии или движения;
• стал помощником депутата;
• участвовал в работе общественных организаций.
3) Занял должность и продвигается по служебной лестнице в исполнительной власти.
4) Имеет родственников и связи в органах власти.
5) Осуществляет деятельность, которая является для депутатов приоритетной:
• общественно значимая – военные, педагоги, врачи;