Термин «будо» означает «боевые искусства, путь самурая». «Бу» – это «остановка, прекращение боя», «до» – «путь», а «дхарма» – «космическая истина, изначальное учение». Поэтому «будодхарма» означает «прекратить сражаться и поддаться космическому порядку».
Эта книга – собрание устных учений на тему дзэн и будо, которые мастер Кайсен давал в течение двадцати лет. По просьбе своего наставника Тайсэна Дэсимару, а также китайских мастеров Сюй Да и Сюэн Нона[1] мастер Кайсен стал этим заниматься, чтобы вернуть в практику будо ее утраченную сущность, неразрывно связанную с дзадзэн[2]. Представленные здесь размышления – не теория, а результат его тридцатилетних занятий дзэн и будо.
На протяжении веков слишком много усилий вкладывалось в сохранение традиции, из-за чего живой первоначальный смысл слов старых мастеров утратился. В «Будодхарме» показана сущность практики будо. В современном стиле, но с сохранением чистого духа передачи учения великих мастеров.
Свой богатый опыт в боевых искусствах мастер Кайсен описал в автобиографии «Монах-воин». Долгое время он практиковал среди дикой природы, тренируясь до полного изнеможения. Он постигал боевые искусства с учителями каратэ, кунг-фу, иайдо и айкидо, изучая разные стратегии боя и законы, руководящие Вселенной. Его друзьями и наставниками были, среди прочих, сэнсэй Кобаяси[3], сэнсэй Юно[4], сэнсэй Мураками[5]. Мастер Кайсен всегда отказывался участвовать в соревнованиях и получать награды. Кроме того, почти двадцать лет он лечил людей методами китайской медицины.
В 1988 году он создал гёбуцу-иги – практику пробуждения через путь воина. Впоследствии мастер Кайсен прекратил занятия боевыми искусствами и полностью посвятил себя передаче практики дзэн своего мастера Тайсэна Дэсимару. Он настоятель монастыря дзэн во Франции, где обучает монахов, монахинь и мирян. С 1990 года он передавал учение в Польше, Словакии и Чехии, а затем в России и на Украине.
Искусство будо – это умение жить и умирать.
Путь будо одинок, жизнь одинока, смерть одинока.
Мой путь ничем от них не отличается.
Чистая вода проникает до глубин земли.
Когда рыба плывет в этой воде,
Она по-настоящему свободна.
Небо широко и прозрачно до конца космоса.
Когда птица летит в этом небе,
Она по-настоящему свободна.
Даже если наши слова верны,
Даже если наши мысли точны,
Это неверно.
Луна на азалиях
После дзадзэн.
О, этот аромат,
Что поднимается над садом.
Адепт боевых искусств должен достичь не-мышления, не-желания, не-надежды, не-хватания, не-отпускания, он должен быть готов подняться, как ветер, быть таким же подвижным, как он.
Нужно, чтобы он был свободным, как воздух, который наполняет небо и землю и может достичь каждого уголка Вселенной.