Эта книга была впервые опубликована более десятилетия назад, и в ней уже тогда настойчиво и убедительно звучали призывы учёных и представителей буддийского сообщества к разрешению климатического кризиса, причиной которого является деятельность человека – прежде всего беспрецедентное в истории нашей цивилизации потребление и зависимость от ископаемых видов топлива, вызывающие неуклонный рост выбросов углекислого газа в атмосферу и повышение средней температуры на планете.
Публикуемые прогнозы о скорости и масштабах изменения климата многие годы были довольно оптимистичны. Однако многие сегодняшние его проявления – такие как засухи и массивные лесные пожары, наводнения, таяние вечной мерзлоты, вызывающие выбросы метана в атмосферу и угрожающие целым городам, – их опережают и превосходят по масштабам. Поэтому, если мы не начнём действовать сейчас, то нам стоит быть готовыми к необратимому сценарию вымирания человечества. Мы, люди, существа высших способностей и возможностей, должны понять, что несём ответственность за то, что происходит на планете, и что только мы сами можем оградить себя от надвигающейся катастрофы.
Эта книга будет интересна читателю как минимум с двух точек зрения: как открытая декларация буддийских лидеров, занимающих активную и научно обоснованную позицию в отношении климатического кризиса, а также как текст, подводящий морально-этическое основание к вопросу разрешения этого кризиса.
Почему буддистам важно занимать активную позицию в отношении изменения климата? Дело в том, что, если глобальное сообщество в ближайшее время не предпримет конкретных шагов для решения климатической проблемы, это породит невиданное доселе количество страдания, за которое оно само будет нести полную ответственность. И даже если с точки зрения буддизма страдание имеет лишь относительную природу, то тогда мы, уважая непреложный закон причинно-следственной связи, всё же должны заботиться о том, чтобы существенно ограничивать свой углеродный след, значительно снижать потребление, повышать свой уровень экологической просвещённости и объяснять окружающим важность проэкологического образа жизни. Кроме того, важен фактор удовлетворения. Мы вряд ли сможем достичь реализации абсолютной истины, не научившись довольствоваться тем, что у нас имеется, в частности материальными объектами потребления, ведь удовлетворение напрямую связано со снижением бесконечной дискурсивной активности концептуального ума. И наконец, создавшаяся ситуация антропогенного изменения климата во многом наглядно демонстрирует функционирование принципа взаимозависимости, отражающего единство пустоты и формы – суть абсолютной истины. Это лишь небольшая часть доводов, которые должны привести нас к осознанию необходимости серьёзно отнестись к климатическому кризису.
Если же для вас необходимость активного подхода уже очевидна, то данная книга поможет в этом укрепиться и узнать много нового. Во-первых, учёные, входящие в авторский коллектив, в доступной форме излагают всемирно признанные научные теории и факты, объясняющие причины климатического кризиса, описывают риски, которые он за собой влечёт, а также вклад, который каждый из нас может внести в разрешение создавшейся ситуации. Во-вторых, известные буддийские учителя убедительно описывают на её страницах причины этого кризиса с точки зрения эволюции двойственного ума – ведь к кризисной ситуации нас привели наши собственные пять ядов, или клеши, – и обсуждают необходимость взращивания нового мировоззрения, основанного на информированности и альтруизме, мудрости и сострадании. Результатом развития такого мировоззрения, несомненно, будет экологически и климатически устойчивое будущее, обеспечивающее сохранность человеческой цивилизации и множества видов жизни на Земле.
Кроме того, эта книга будет интересна тем, кто интересуется проблемами экологии и климата, при этом не практикуя буддизм или какую-либо другую религию, но считает важной морально-этическую составляющую этих проблем. В современном обществе принято видеть в религии пережиток прошлого, противоречащий рациональности и доказательности. Тех, кто занимает такую позицию, ожидает много неожиданных открытий, ведь буддийский подход, изложенный здесь, полностью логичен и созвучен современности. Этот подход построен на культивировании осознанности в каждый момент нашей жизни, а для нас это в высшей степени актуально, если мы хотим изменить свои старые привычки чрезмерного потребления. Буддийские морально-этические принципы удовлетворённости, альтруизма и ненасилия описываются здесь как средства от «золотой лихорадки» обогащения, эгоцентризма и доминирования над природой, породивших глобальные средовые изменения. Эти благородные принципы живым потоком вливаются в сознание читателя, вдохновляют его и, становясь его собственными принципами, проливаются дальше – достигая умов тех, кто его окружает.
Эта книга не вышла бы свет на русском языке без благоприятных на то причин. Важнейшую роль в этом сыграла деятельность учителей тибетского буддизма – Чокьи Ньимы Ринпоче, Цокньи Ринпоче и Мингьюра Ринпоче, в частности их открытый диалог с учёными. Большое спасибо Александру Нариньяни, который отозвался на просьбу издать книгу на русском, спонсорам издания и переводчику, а также всем тем, кто так или иначе был связан с этим проектом.
Я надеюсь, что это издание внесёт важную лепту в изменение взглядов и действий русскоязычного читателя в отношении нашего общего дома, планеты Земля, и тем самым поможет сберечь и улучшить жизнь огромного множества населяющих её существ. У человечества сегодня действительно есть всё необходимое для того, чтобы предотвратить климатическую катастрофу, и поэтому крайне важно всем вместе безотлагательно предпринять для этого разумные и действенные меры.
Елена Сауткина
PhD, профессор,
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Москва
Издательство «Виздом пабликейшнз» (Wisdom Publications) выражает благодарность Фонду семьи Херши (Hershey Family Foundation) за щедрую помощь в издании этой книги.