Примечания

1

О роли буддизма в жизни тибетского общества говорит соотношение численности монахов к мирскому населению страны. Так, в 1885 г. только монастырей главенствующей школы Гелуг было 1026 с 491 242 монахами, а всего в Тибете на конец XIX в. насчитывалось 2500 монастырей с 760 тысячами монахов и монахинь, что составляло пятую часть всего населения страны. См.: Савицкий Л.С., Кычанов Е.И. Люди и боги страны снегов. СПб., 2006.

2

Шенраб Мивоче занимает в боне положение, аналогичное Будды Шакьямуни в буддизме. По бонским представлениям, он родился почти 18 тысяч лет назад. До него существовало множество традиций бон. Учение, переданное Шенрабом Мивоче называется по особому – Юндрунг Бон (Вечный Бон или Бон Свастики). [См. о боне: Намкай Норбу. Друнг, дэу, бон. М., 1997. С. 13– 19, 69, 297; Kvaerne P. The Great Perfection in the Tradition of the Bonpos. – Early Ch’an in China and Tibet. Berkeley, 1983. Р. 367–392; Bonpo Studies. The A Khrid System of Meditation, Part II: The Essential Teachings of the A Khrid System // http://www.thlib.org].

3

Шанг-Шунг – могущественное и развитое древнее государство, занимавшее территорию вокруг горы Кайлос и западнее (Западный Тибет), которое вошло в состав тибетского государства при первом «дхарма-царе» Сронцен Гампо (617–649).

4

Бон – это также одно из самоназваний самой страны – Бод (тиб. bod) или Бод Юл (тиб. bod yul’) – Тибет. В тибетском языке буква «д» часто заменяется на «н». [См.: Намкай Норбу. Драгоценное Зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета. М., 2008. С. 31, 114, 184].

5

Французский тибетолог Р. Стейн отрицает принадлежность бона к шаманизму по типу верований и говорит о большом влиянии на эту традицию индийской тантры. По мнению Д. Снелгроува, отличие бонпо от ньингмапа состоит лишь в том, что одни знают о том, что их учения являются буддийскими, а другие – нет. Б. Кузнецов и Н. Гумелев придерживаются иранского происхождения бона. И, наконец, существует теория автохтонного происхождения этой религии, которой, в частности, придерживается Намкай Норбу.

6

Цендина А.Д. …и страна зовется Тибетом. М., 2002. С. 57.

7

Бураев Д.И. Религия бон и проблемы сакрализации власти в тибетском государстве в VII–IX вв. Улан-Удэ, 2001.

8

Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005. С. 289.

9

Бураев Д.И. Указ. соч. С. 40.

10

Туччи Дж. Указ. соч. С. 266.

11

Рей Р. А.. Нерушимые истины. М., 2004. С. 102.

12

Сронцен Гампо впоследствии стал считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, одного из главных бодхисаттв в буддийском пантеоне Махаяны и Ваджраяны, олицетворяющий великое сострадание.

13

В 632 г. Сронцен Гампо послал в Индию изучать санскрит своего сановника Тхонми Самбхоту, который, вернувшись, разработал на основе бенгальского письма тибетский алфавит. Однако, Намкай Норбу утверждает, что задолго до этого времени в Тибете существовала древняя система буквенного письма, которое было переделано на более удобное для перевода с санскрита. [См.: Намкай Норбу. Драгоценное Зеркало древней истории … С. 158–175].

14

Тибет изображался на картах в виде лежащей демоницы. На «ее теле» были выбраны 13 точек, на которых были построены храмы с тем, чтобы подчинить и контролировать энергию тибетской демоницы. Берзин А. Избранные труды по буддизму и тибетологии. М., 2005. Ч.1. С. 18.

15

Берзин А. Указ. соч. С. 19.

16

В тибетской традиции говорится, что в стране начались бедствия, а попытка построить монастырь Самье также сначала не увенчалась успехом из-за их противодействия: что бы ни было построено днем, все разрушалось местными божествами за ночь.

17

Островская Е.А. Тибетский буддизм. … С. 78.

18

О деятельности Падмасабхавы в Тибете см.: Dudjom Rinpoche. The Nyingma School of Tibetan Buddhism. Boston, 1991. P. 512–521.

19

Островская Е.А. Указ. соч. С. 132,152.

20

В тибетской традиции говорится, что Шантаракшита предсказывал проведение этого диспута и завещал настоятелю монастыря Самье Еше Вангпо пригласить для участия в нем из Индии прославленного буддийского ученого-логика Камалашилу.

21

Торчинов Е. Введение в буддизм. СПб., 2005. С. 215–216.

22

Туччи Дж. Указ. соч. С. 34.

23

Там же. С. 83–119.

24

Островская Е.А. Указ. соч. С. 123–124.

25

Индийские миссионеры и переводчики были изгнаны из страны, а сам центр, где проводились занятия по изучению и переводу текстов буддийского канона, храм Одчандо, был уничтожен.

26

В хрониках упоминаются разные даты его воцарения и смерти (?–842, 836–841, 841–845).

27

Туччи Дж. Указ. соч. С. 37.

28

Островская Е.А. Указ. соч. С. 132.

29

Там же. С. 143–144.

30

В самой Индии подобных школ не существовало. Названия эти возникли по той причине, что из Индии, Непала и Кашмира приезжали различные учителя и тибетские переводчики, несшие с собой различные учения. Тибетолог А. Берзин проводит аналогию между формированием буддийских школ в Тибете и современным процессом распространения буддизма на Западе, где тибетские ламы основывают дхарма-центры, а их западные ученики называют себя последователями какого-то определенного ламы. По его предположению, в будущем линии преемственности определенных учителей могут сформировывать отдельные буддийские школы на Западе. [См.: А.Берзин. Избранные труды по буддизму C. 29].

31

Виная (тиб. дулва) – «Правило, смысл, норма поведения, этика, мораль, монашеская дисциплина, правила морали буддийских монахов» – название первого раздела «Трипитаки» буддийского канона, собрания правил о поведении буддийских монахов. Также любой другой буддийский устав, например, тантрийский, где отсутствуют монашеские правила.

32

Подробно об иерархах Сакья см.: Kunga Yonten Hochotsang. Five Great Founder Lamas of Sakya Order // Bulletin of Tibetology. 1985. №1. Р. 19–40.

33

Островская Е.А. Указ. соч. C. 232–233.

34

Там же. C. 320.

35

Ка – «слово Будды», гью означает «линия», «нить». Т.о., кагью – это духовная нить, связующая учителя и ученика.

36

Есть также наследия Кагью, которое происходят не от Гампопы, а ведут свое начало от другого главного ученика Миларепы, Ренчунгпы. Кроме того, подшколой Кагью также считается Шангпа-Кагью , основанная Кюнга Налджорпой (978–1079). [Подр. о Шангпа-Кагью см.: Chronological Conundrums in the Life of Khyung po rnal ‘byor. Hagiography and Historical Time // JIATS. 2005. №1].

37

Рей Р. Нерушимые истины. … С. 200.

38

Подр. о Карма-Кагью см.: Карма Тринле. История Кармап Тибета. М., 2009; Ashwani Kumar. Karmapas: A Historical and Philosophical Introduction // Bulletin of Tibetology. 2002. №1. Р. 7–15.

39

Тулку – это линии лам-перерожденцев, буддийских практиков, способных, как считается, управлять процессом своей реинкарнации. Возникновение института тулку является чисто тибетским нововведением, не имевшее своих аналогов в Индии. Впоследствии практика поиска «перерожденцев» была заимствована другими школами тибетского буддизма и распространилась в соседних гималайских регионах и Монголии. Насчитывается более тысячи линий тулку, из которых самой известной является линия Далай-лам.

40

О Другпа-Кагью см.: Tsenyid Lopen Kuenleg. A Brief History of Tango Monastery // http//:www.thlib.org; Pema Tshewang. Guide to Chang Gankha Monastery // Journal of Bhutan Studies. Thimphu, 2005. P. 57–63.

41

Берзин А. Указ. соч. С. 20.

42

Островская Е.А. Указ. соч. C. 246, 319–320.

43

Туччи Дж.. Указ. соч. C.68–69.

44

Островская Е.А. Указ. соч. C. 322–323.

45

Религиозную традицию можно классифицировать как школу, начиная с письменного закрепления собственных текстов традиции и создания собственной системы монастырского образования.. [См.: Островская Е.А. Указ.соч. С. 189–190, 196].

46

Туччи Дж. Указ. соч. С. 66.

47

Торчинов Е. Указ. соч. С. 226–227.

48

Островская Е.А. Указ. соч. С. 358–359. [О Дрикунг-Кагью см.: Sperling E. Some Notes on the Early ‘Bri-gung-pa Sgom-pa // Journal of Tibetan Society. 1987. P. 33–51].

49

Рей Р. Указ. соч. С.215.

50

Еще при жизни Цонкапы его учениками были основаны три больших монастыря-университета – Галдан в 1409 г., Дрепунг в 1416 г., Сера в в 1419 г., – которые стали центром монастырской системы школы Гелуг

51

В этой ситуации важным событием для школы Гелуг явилась встреча в 1578 г. лидера школы, Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо, с правителем тумэтских монголов Алтан-ханом (1507–1582), в результате которой Сонам Гьяцо заручился его поддержкой и получил новый титул – Далай-лама, который закрепился за всеми последующими «перерожденцами» главы школы Гелуг. Ретроспективно предшественники Сонама Гьяцо стали называться Первым и Вторым Далай-ламами.

52

О борьбе за вдасть между последователям Карма-Кагью и Гелуг см.: Шакабпа В.Д. Тибет. Политическая история. СПб., 2003.

53

Островская Е.А. Тибетский буддизм. … С. 372 – 378. Согласно Дж. Туччи, терма «Маникабум» (тиб. Ma-ni bka’ ‘bum), обнаруженном приблизительно в XV в., Авалокитешвара описывается как божество-покровитель Тибета, уже ранее появлявшийся в воплощенном виде как царь Трисонг Децен [См.: Туччи Дж. Религии Тибета. С. 67].

54

Островская Е.А. Указ. соч. С. 379, 386.

55

Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancients. URL: http//:www.thdl.org/collection.

56

В школе Ньингма буддийский опыт делится на три группы, каждая из которых в дальнейшем подразделяется еще на три. Так, первые три колесницы (шравак, пратьекабудд и бодхисаттв) предназначены для существ с низшими способностями, следующие три (крияйога, упайога и йогатантра) – для имеющих средние способности, а последние три (махайога-тантра, ануйога-тантра и атийога-тантра) – для имеющих высшие способности. [См.: Туччи Дж.. Религии Тибета. СПб., 2005. С. 107–108].

57

Ньингма выделяет внешние тантры (крияйога, упайога, йогатантра) и внутренние (высшие) тантры (Махайога, Ануйога и Атийога). Махайога почти полностью соответствует системе аннутара-тантры (высшей тантры) новой традиции (сарма). Что же касается Ануйоги и Атийоги, то они представляют собой учения, присущие исключительно традиции Ньингма и в других традициях отсутствуют. [См.: Намкай Норбу. Драгоценный сосуд. М., 2004. С. 181].

58

Есть разные сведения о длительности пребывания Гуру Ринпоче в Тибете, но большинство ученых школы Ньингма сходятся во мнении, что он пробыл там 55 лет и 6 месяцев.

59

Островская Е.А. Указ. соч. С. 220–226.

60

Gyurme Dorje. Guhyagarbha Tantra: Аn Introduction // URL: http://www.wisdom-books.com.

61

Ibid. Р. 50.

62

То, что преследования Ландармы были направлены исключительно на монастыри и монашество, а не на мирян-практиков Дуджом Ринпоче объясняет эпизодом из жизни знаменитого йогина школы Ньингма, Нубчена Сангье Еше (832–943). В период гонений Ландарма прибыл к Нубчену и задал ему вопрос, какой силой тот владеет. Последний направил указательный палец в небо, и царь увидел в небе огромного черного железного скорпиона. Ландарма был очень напуган этим и сказал: «Ради всего святого, я не причиню этому мантрику вреда. Иди и практикуй свое учение!». На что Нубчен сказал: «Взгляни на эту силу еще раз!» И своим указательным пальцем метнул молнию, которая разнесла скалу вдребезги. Теперь Ландарма был настолько этим устрашен, что сказал Нубчену: «Я не причиню вреда ни тебе, ни твоим спутникам». Дуджом Ринпоче заключает, что, таким образом, благодаря защите Нубчена Сангье Еше, тантрики-миряне не пострадали в период гонений на буддизм. [См.: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. Its Fundamentals and History. Boston, 1991. Р. 921].

63

Ритод – обитель для уединенной медитативной практики.

64

Новые тантры высоко оценивались тибетцами. Чтобы получить посвящение и наставления по новым учениям и контролировать их передачу другим, тибетцы были готовы преодолевать большие расстояния. Тот, кто имел эксклюзивное право передавать какую-либо ритуальную систему, получал подношения в виде золота и покровительство со стороны тех, кто желал получить доступ к секретам новых тантр. Соперничество за получение новых тантр было горячим. Тибетские источники описывают как тибетцы, борясь за право контролировать какое-то определенное учение, прибегали к клевете, подкупу и даже насилию. Так, например, знаменитый переводчик Дрогми Лоцзава заплатил 500 унций золота индийскому мастеру Гаядхаре, чтобы тот больше никогда ни одному из тибетцев не передавал учение Ламдре. [См.: Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo … P. 99].

65

Островская Е.А. Указ. соч. С. 184-204.

66

Тиб. gter ma – тексты или предметы, а также целые учения, которые были спрятаны Падмасабхавой, его супругой Еше Цогьял или другими учителями прошлого, дабы их обнаружили в нужное время.

67

Dalton J. P. Op.cit. P. 100.

68

Островская Е.А. Указ. соч. С. 209.

69

Dalton J. P. Op.cit. Р. 5.

70

Данные ветви относятся к традиции устной передачи – кама. В отличие от Тартанга Тулку, Дуджом Ринпоче не упоминает линии Со и Ма, и добавляет к перечисленным линию Кхам. Традиция Нуб идет от ученика Падмасабхавы Нубчена Сангье Еше. Одним из главных учеников Нубчена был Йонтен Гьяцо, от внука которого, Ньянга Шерабчока, берет начало традиция Ньянг. Традиция Цур, одна из самых известнейших традиций в Центральном Тибете с центром в монастыре Укпалунг, берет начало от Цурпоче Шакья Джунгне. Дуджом Ринпоче сравнивает Цурпоче с корнем или источником учения школы Ньингма, Цурчунгпу Шерап-тру (р.1014) – с тем, от которого пошли различные ответвления школы, и Цур Шакья Сенге (Дропукпа) (р.1074) – с тем, который способствовал раскрытию листьев и плодов дерева. Эти трое лам представляют собой три поколения линии Цур. Начиная с Дропукпы, линия Цуров разделилась на традицию Ронг (развивалась в Центральном Тибете) и традицию Кхам (в Восточном Тибете). Традиция Ронг пошла от ученика Дропукпы Цетона Гьянака (1094–1149). К этой традиции принадлежали двое важнейших учителей Пятого Далай-лам – Кхотон Палджор Лхундруб (1561–1637) и Чоинг Рангдрол (1604-1669). Традиция Кхам начинается от основателя монастыря Катог в Восточном Тибете Катогпы Дампа Дешега (1122–1192), получившего учения устной передачи от Цуров. [См.: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … P. 606–689].

71

Рей Р. Нерушимые истины. … С. 142.

72

Всего он написал более двухсот работ, из которых двадцать пять сохранились доныне, а некоторые являются базовыми для большинства современных трактатов. [См.: Предисловие Тартанга Тулку к «Естественной свободе ума» Лонгченпы // Гаруда. 1997. №1. С. 23; Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … Р. 40].

73

Островская Е.А. Тибетский буддизм. … С. 189–196.

74

Cantwell C., Mayer R. The Gang steng-b rNyingma’i rGyud bum manuscript from Bhutan // Revue d’Etudes Tibetaines. 2006. Р. 4.

75

Тантры составлены как отдельная от сутр категория и четко классифицируются как высшие учения по отношению к сутрам.

76

Germano D. A Brief History of Nyingma Literature; Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancient // http//:www.thdl.org.

77

Островская Е.А. Указ. соч. С. 192.

78

Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancients // http//:www.thdl.org/collections.

79

Цит. по: Gyurme Dorje. Guhyagarbha Tantra: Аn Introduction. // http://www.wisdom-books.com.

80

Однако это событие не может быть подтверждено, т.к. ксилографы и копии текстов не сохранились до наших дней. Но если это событие действительно имело место, то этот проект можно поставить в ряду самых ранних попыток тибетцев ввести печатание посредством деревянных оттисков. [См.: Gyurme Dorje. Op.cit].

81

Dudjom Rinpoche. Op.cit. P. 794–795.

82

Gyurme Dorje. Op.cit.

83

Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancients//http//:www.thdl.org.

84

Cantwell C., Mayer R. The Gang steng-b rNyingma’i rGyud bum manuscript from Bhutan … Р. 6.

85

Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancients//http//:www.thdl.org.

86

Как оказалось, именно «самые высшие» тантрические традиции (Ануйога и Атийога) были исключены из ортодоксального канона, поэтому НГБ был составлен из ньингмапинских учений высшей тантры (Махайога, Ануйога и Атийога) и исключил низшие татрические традиции.

87

Germano D. History and Nature of The Collected Tantras of the Ancients…

88

Хотя существует другое мнение, что в противопоставление идеи закрытого и фиксированного канона школ нового перевода ньингмапа придерживались идеи открытого канона, который постоянно пополнялся новыми терма, и что также многие кагьюдпа склонялись в пользу открытого канона. [См.: Afton N. D. Penetrating the Secret Essence Tantra: Context and Philosophy in the Mahayoga System of rNying-ma Tantra. University of Virginia, 2004. Р.147].

89

Germano D. A Brief History of Nyingma Literature // http//:www.thdl.org.

90

Далай-лама о Дзогчене. М., 2002. С. 54.

91

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo in the Development of the rNying-ma School of Tibetan Buddhism. University of Michigan, 2002. Р. 15.

92

Germano D. A Brief History of Nyingma Literature // http//: www.thdl.org.

93

Коренная тантра – это тантра, отражающая суть всего раздела, с ней связаны все остальные тантры этого раздела.

94

Nyingma literature // http://www.thdl.org.

95

Именно под руководством первых Цуров три тантры – «Сутра», «Гухьягарбха» и «Кунджед Гьялпо» – были собраны вместе и стали известны как триада сутры-тантры-ума (тиб. mdo-rgyud psеms-gsum). Цуры определили эти тантры как коренные для Ануйоги, Махайоги и Атийоги, соответственно [См.: Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo in the Development of the rNying-ma School … P. 103, 131].

96

Оппонентами клана Цур в отношении классификации трех внутренних тантр в рамках школы Ньингма являлись приверженцы традиции Ронг-Лонг, представителями которой были Ронгзом Чоки Зангпо (XI в.) и Лонгченпа (1308–1363). Разница между ними заключалась в том, что в традиции Ронг-Лонг три внутренние тантры рассматривали с точки зрения Атийоги, в то время как Цуры рассматривали эти тантрические системы как отдельные традиции со своим уникальным воззрением. Преемником традиции Цуров был Лочен Дхармашри – одна из ключевых фигур возрождения школы Ньингма в XVII в. [См.: Afton N. D. Penetrating the Secret Essence Tantra: Context and Philosophy in the Mahayoga System … P. 111].

97

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo… P. 101–102. О деятельности Цуров см. также: Gyurme Dorje. Guhyagarbhatatntra: An Introductin // http://www.wisdom-books.com.

98

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo… P. 5, 109–120.

99

Ibid. Р. 131.

100

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … Р. 698–699.

101

О Сонаме Гьялцене см.: Ehrhard F.-K. Kha thog pa Bsod nams Rgyal mtshan (1466–1540) and His Activities in Sikkim and Bhutan // Bulletin of Tibetology. 2003. №2. Р. 9–26.

102

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … Р. 728.

103

Цитирую здесь слова ньингмапинского Учителя Гьетрула Джигме Ринпоче (линия Рипа), услышанные на учении по практики Гесара в 2021 г. На мой взгляд очень красиво сказано и выражает суть.

104

Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 215–222.

105

Jacoby S. H. Consorts and Revelation in Eastern Tibet: the Auto/Biographical Writings of the Treasure Revealer Sera Khandro (1892–1940). University of Virginia, 2007. Р. 93.

106

Терма не является чисто тибетским изобретением. Ранними формами терма считаются сутры Будды Шакьямуни, спрятанные нагами и впоследствии обнаруженные Нагарджуной во втором столетии. Но особенно принцип непрекращающегося откровения, или терма, получил широкое распространение именно в Тибете. [См.: Тартанг Тулку. К естественной свободе ума // Гаруда. 1997. №1. С. 15.]

107

Известна история из ранней истории распространения буддизма в Тибете, касающаяся сокрытия буддистских текстов после смерти покровителя буддизма царя Меагцома (сер. VIII в.), чтобы защитить их от антибуддийски настроенной аристократии. [См.: Gyatso J. Apparitions of the Self. … Р. 153].

108

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 61.

109

Цит. по: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … Р. 743.

110

Цит. по: Блистательное величие (Воспоминания йогина дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче). М., 2007. С. 47.

111

Тартанг Тулку. К естественной свободе ума // Гаруда. 1997. №1. С. 14. Очень емкую формулировку терма дал тертон Ратна Лингпа (1403–1478): «Это сокровище, потому что оно сокрыто. Это сокровище, потому что оно спрятано. Это сокровище, потому что оно неисчерпаемо. Это сокровище, потому что оно исполняет [все] желания». [Цит по: Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master Mchog gyur bde chen glig pa (1829–1870). University of Calgary, 2003. Р. 35–37.]

112

Намкай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света (Сутра, Тантра и Дзогчен). СПб., 2007. С. 174–175.

113

Цит. по: Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 61.

114

Цит. по: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … Р. 773.

115

Ibid. P. 773.

116

Есть также линии терма, источником которых не является Падмасабхава. Так, знаменитое терма «Маникабум» было учением Сронцен Гампо. Также есть линия терма, идущая от Трисонг Децена, Нуб Намкай Ньингпо, Ньяк Джнянакумары. Вайрочаны, Нанам Дорже Дуджома и Нубчена Сангье Еше. [См.: Gyatso J. Apparitions of the Self. … P. 294].

117

Цит. по: Целе Нацог Рангдрол. Прояснение истинного смысла // Рожденный из Лотоса. СПб., 2003. С. 33.

118

Chowang Acharya, Acharya Sonam Gyatso. Sikkim. Hidden Land and Its Sacred Lakes // Bulletin of Tibetology. –1998. – №3. – P. 2.

119

Дакини (тиб. mKha’ Gro), или кхадро, что переводится, как «обитающие в пространстве». Это существа женского облика, обладающие духовной силой. Считается, что дакини охраняют терма, передают их тертонам и оберегают последователей учений. Главные охранители терма проявляются в женском облике, поскольку оберегать и сохранять – естественное проявление женского начала. В Тибете кхадро это также почтительное обращение к супругам тантрийских учителей.

120

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master Mchog gyur bde chen glig pa (1829–1870). University of Calgary, 2003. P. 9–10.

121

Это может быть не только текст, но и религиозные объекты, такие как ваджра, пурбу или статуэтки Будд. Такие терма земли классифицируются как «материальные сокровища» (тиб. rdzas gter). А, например, драгоценные камни и металлы назывались «сокровища богатства» (тиб. nor gter). [См.: Ibid. Р. 11–13].

122

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master … Р. 17–19.

123

Знаменитые йогини. М., 1996. C. 20. В символических письменах также может содержаться намек на тему, историю учения или на его название, краткие сведения о событии, которое может способствовать пробуждению в памяти сокрытого учения. Так, Тулку Тхондуб Ринпоче приводит пример, когда тертон обнаруживает символический текст со следующими словами: «Во время первого прилета кукушки перед Гуру Ринпоче, царем и его подданными, которые остановились в шелковом шатре в Трагмар Цомогул, ежедневно собиралось и резвилось множество птиц, в том числе гуси и кукушки. Это доставляло великую радость». Прочитав это, тертон подумает: «А, в то время Гуру Ринпоче дал нам – царю и подданным – такие-то и такие-то учения!» – и таким образом вспомнит все учения целиком. [См.: Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С.124].

124

Gyatso J. Apparitions of the Self. … Р. 150.

125

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master … Р. 14.

126

Тулку Тхондуб. Указ. соч. С. 76–78.

127

Ньима Осера и Гуру Чованга часто называют Солнцем и Луной, а найденные ими терма – Верхними и Нижними сокровищами (тиб. gTer kha gong ‘og). Эти тертоны стоят в начале первого периода обнаружения терма. Их находки и терма последующих тертонов были собраны и в XV в. изданы Ратной Лингпой. Это собрание текстов получило название «Южного сокровища» (тиб. Lho-gter).

128

Тартанг Тулку. Традиция Ваджраяны в Тибете (История школы Ньингмапа) // Гаруда. 1998. С. 15.

129

Там же. С. 16.

130

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism. … P.68.

131

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 90, 111. В число текстов Восточного терма входили терма Падма Лэдрецала (1291–1315) и терма Сангье Лингпы (1340–1396). Цикл Западного терма составляют тексты, которые обнаружил Пема Лингпа (1450–1521). По одним источникам, Центральное терма включает тексты-терма Тердага Лингпы (1646–1714), по другим – это тексты Сангье Лингпы (1340-1396). [См.: Там же. С. 222].

132

Jacoby S. H. Consorts and Revelation in Eastern Tibet: the Auto/Biographical Writings of the Treasure … Р. 75.

133

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master … Р. 29.

134

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master … Р. 34.

135

Ibid. Р. 29–32.

136

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature – a Study of Revelations of the Visionary Master … Р. 37.

137

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 159, 236–237.

138

Тартанг Тулку. К естественной свободе ума … С. 15.

139

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo … Р. 258.

140

Ngakpa Ga’wang. An Introduction to the White Sangha of Ngakpas and Ngakmos // http://nyingma.com.

141

Тулку Тхондуб Рнпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 40.

142

Островская Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2005. С. 211–212.

143

Рей Р. А. Нерушимые истины. М., 2004. С. 127.

144

Островская Е.А. Указ. соч. С.205, 311.

145

Snellgrove D.L., Richardson H. A Cultural History of Tibet. L., 1968. Р. 196.

146

Рей Р. Нерушимые истины. … С. 229–230.

147

Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005. С. 187–188.

148

Goldstein M. C., Paljor Tsarong. Tibetan Buddhism Monasticism: Social, Psychological and Cultural Implications //The Tibet Journal Library of Tibetan Works and Archives // http//:www.thdl.org.

149

Туччи Дж. Указ. соч. C. 204.

150

Подр. см. об институте тулку: Туччи Дж. .Религии Тибета. … С.169–173; Берзин А. Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений. СПб., 2002. С. 57–60.

151

Изначально лавран состоял не больше, чем из одного ламы-тулку и нескольких прислуживающих монахов, и поддерживался дарениями со стороны покровителей. Однако часто случалось так, что какая-то особая инкарнация становилась очень знаменита благодаря своим духовным достижениям и привлекала большое количество последователей, а, следовательно, и подношений. Такие лавраны становились очень богатыми, строили свою собственную резиденцию и даже свои монастыри и ритоды, которые были под прямым контролем ламы-тулку, а не монастыря, к которому тулку первоначально принадлежал. После смерти тулку лавран контролировался управляющими до того времени, пока не было найдено новое воплощение умершего ламы и вплоть до достижения им совершеннолетия. [См.: Goldstein M. C. The Circulation of Estates in Tibet. Reincarnation, Land and Politics // The History of Tibet. V. II. 2003. P. 649–650].

152

Подробно об административной структуре ньингмапинских монастырей см.: Туччи Дж. Религии Тибета. … С. 151–169.

153

Mindrolling monastery // http://www.mindrolling.org.

154

Например, в Другпа-Кагью существует община тогденов, которые хотя одеваются, как йогины-миряне, в подавляющем большинстве являются монахами. [См.: Togdens of Khampagar // The Voice of Tibetan Religion and Culture. № 7. 1996. P. 110–116].

155

Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 40–41.

156

La-kar Chokyi Wangchuk Rinpoche. The Importance of the Ngakpa Tradition // http://www.nyingma.com.

Загрузка...